Структура школьного парламента школа самоуправления
Обновлено: 05.07.2024
Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:
I. Блок целеполагания
Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.
Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.
Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.
II. Позиционный блок
Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.
Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2
III. Организационный блок
Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
Структура самоуправления в школе имеет три уровня:
Третий уровень | Общешкольное самоуправление. ■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей. |
Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*. ■ Ученическое собрание (конференция). ■ Совет старшеклассников (Республиканский совет). ■ Школьные ученические комитеты. |
Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах. ■ Классное собрание. ■ Актив класса. |
IV. Нормативно-правовой блок
Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.
V. Содержательный блок
Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
Школьные ученические комитеты:
■ Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.
■ Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.
■ Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;
■ Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.
■ Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;
■ Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.
Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.
Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.
Классное самоуправление (актив) |
1. Староста |
2. Член Совета старшеклассников |
3. Оформитель |
4. Ответственный за учебу |
5. Ответственный за трудовые дела |
6. Ответственный за досуг |
7. Физорг |
8. Краевед |
9. Ответственный за дисциплину |
Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.
VI. Технологический блок
• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.
Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.
Главным органом ШП является Общее собрание депутатов. Общее собрание осуществляет свою работу в форме заседаний.
Заседания проводятся 1 раз в неделю, по пятницам во внеурочное время.
Руководит заседанием Президент и его заместитель, избираемый из числа депутатов.
На заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы жизни ученического коллектива и гимназии в целом, принимаются нормативные документы, законы школьной жизни, ученические проекты, обращения к другим участникам образовательного проекта в школе (учителям и родителям), а также к представителям государственных и общественных организаций.
Между заседаниями ШП работой руководит Координационный Совет ШП. В состав Координационного Совета входит Президент, его заместитель, Министры, Председатели временных комитетов, а в случае наличия депутатских фракций - председатели фракций.
На первом заседании ШП создаются постоянно действующие Министерства (см. Проект "Школьное самоуправление)
Все депутаты ШП работают в Министерствах на постоянной основе. В работе Министерств могут принимать участие учащиеся, не являющиеся депутатами ШП.
Положение об органах ученического самоуправления
Общие положения:
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Создание органа самоуправления с равноправным членством детей и взрослых – это определенная стадия развития школьного коллектива, готового по-новому мыслить, сообща решать наиболее важные вопросы совместной деятельности, это свидетельство доверия друг к другу всех субъектов образовательного процесса.
Развитие самоуправления в гимназии обеспечивает реальное включение учащихся в жизнедеятельность учреждения, способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Таким образом, учащиеся приобретают позитивный опыт социальных отношений, у них формируются мотивы социальных действий.
Школьный Парламент как главный орган ученического самоуправления дает возможность учащимся самореализоваться и проявлять активную жизненную позицию во всех видах деятельности.
Школьный Парламент – это объединение учащихся, педагогов и родителей для осуществления совместной деятельности, направленной на гражданское становление личности, способной к саморазвитию и самореализации.
^ Цель работы Школьного Парламента: адаптация обучающихся к жизни; создание условий для раскрытия способностей; познание нового, формирование навыков общения со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
Способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативы, ответственности, качеств лидера у учащихся.
Формировать коммуникативные качества учащихся, умение и навыки общественной работы.
Создать условия для самовыражения через участие в конкретных делах.
Создать условия для сплочения и объединения ребят разного возраста для работы в коллективе.
Структура Школьного Парламента
1. Высшим органом Школьного Парламента является Общешкольная Конференция, которая проходит 1 раз в год для подведения итогов. Председатель каждой комиссии, объединения, президент готовят доклад о проделанной работе за учебный год.
^ 2. В Школьный Парламент входят: президент, председатели Старостатов, комиссий и объединений.
4. В непосредственном подчинении Школьного Парламента находятся комиссии (досуговая, спортивно-оздоровительная, художественная, гражданско-патриотическая, трудовая, учебная, по правам и безопасности и пресс-центр). В каждой комиссии выбран председатель, который собирает комиссию, составляет план работы и осуществляет контроль деятельности комиссии. Председатели комиссий избираются на 1 год на общем собрании членов Школьного Парлмаента в начале года.
^ Организация работы Школьного Парламента
Педагогическое руководство работой Школьного Парламента осуществляет старшая вожатая и педагоги-кураторы объединений.
- выпускает информационные листовки, буклеты, плакаты;
- проводит классные часы, инструктажи, минутки безопасности жизнедеятельности;
- занимается разбором конфликтных ситуаций между учащимися и педагогами.
9. Пресс-центр:
- готовит информацию для оформления общешкольного стенда Школьного Парламента;
- собирает информацию о Школьном Парламенте для сайта гимназии;
- организует выпуск буклетов, листовок о деятельности Школьного Парламента, координирует деятельность классных пресс-центров.
организация работы класса в соответствии со школьным планом;
информирование классных коллективов о предстоящих событиях и делах;
планирование, осуществление и отчет о деятельности классных коллективов в соответствии с планом Школьного Парламента;
распределение обязанностей между классами и подведение итогов о проведении творческого дела.
- проводят конкурс на лучшую настенную газету класса.
- организуют учебу журналистов, проводят посвящение в журналисты.
- вовлекают учащихся в работу пресс-центра.
- участвуют в районных и городских конкурсах на лучшую школьную газету.
Нормативно-правовые документы
Символика: Школьный Парламент имеет свой флаг, герб и гимн.
^ Герб Школьного Парламента
Герб гимназии является официальным символом гимназии.
Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности сине-зеленый геральдический щит с совой, держащей два сердца. На лапах совы пуанты, на сердце маски, ноты, акварель.
Сова – символ мудрости, ума и знаний;
Красные сердца – символ добра и взаимопонимания;
Пуанты, ноты, маски, акварель – символы направлений художественно-эстетической гимназии.
Герб располагается в фойе гимназии на первом этаже, в рабочем кабинете директора гимназии, кабинете зам. директора по ВР, в актовом зале на торжественных мероприятиях.
^ Флаг Школьного Парламента
Флаг – один из символов гимназии, выражающий идею дружбы, единства, взаимопонимания.
Флаг гимназии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого расположен герб гимназии: сова – символ мудрости, ума и знаний, два красных сердца – взаимопонимание и теплые отношения между взрослыми и детьми, акварель, пуанты, маски, ноты – символы (эстетического) направления художественно-эстетической гимназии.
День знаний
День гимназического братства
День конституции
День независимости
Смотр песни и строя
Инсценировка военной песни
Конференция отчетно-перевыборная
Линейка памяти
^ Гимн Школьного Парламента
Гимн является официальным символом гимназии.
Гимн представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Уставом гимназии.
В день Первого звонка;
При вступлении в должность Президента Школьного парламента после принесения им присяги;
При открытии и закрытии отчетно-перевыборной конференции;
При проведении торжественной части Дня гимназического братства;
При проведении торжественных церемоний во время спортивных соревнований на территории гимназии;
При проведении торжественной части последнего звонка.
В сентябре 2001 года был создан Школьный Парламент и впервые прошли выборы Президента Парламента.
Совместная работа учителей и учащихся показала, что жизнь ребят может быть более насыщенной и интересной, способствовать формированию общественного коллектива, помогать преодолевать организационные и экономические трудности.
Положение об органах ученического самоуправления
Общие положения:
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Создание органа самоуправления с равноправным членством детей и взрослых – это определенная стадия развития школьного коллектива, готового по-новому мыслить, сообща решать наиболее важные вопросы совместной деятельности, это свидетельство доверия друг к другу всех субъектов образовательного процесса.
Развитие самоуправления в гимназии обеспечивает реальное включение учащихся в жизнедеятельность учреждения, способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Таким образом, учащиеся приобретают позитивный опыт социальных отношений, у них формируются мотивы социальных действий.
Школьный Парламент как главный орган ученического самоуправления дает возможность учащимся самореализоваться и проявлять активную жизненную позицию во всех видах деятельности.
Школьный Парламент – это объединение учащихся, педагогов и родителей для осуществления совместной деятельности, направленной на гражданское становление личности, способной к саморазвитию и самореализации.
^ Цель работы Школьного Парламента: адаптация обучающихся к жизни; создание условий для раскрытия способностей; познание нового, формирование навыков общения со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
Способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативы, ответственности, качеств лидера у учащихся.
Формировать коммуникативные качества учащихся, умение и навыки общественной работы.
Создать условия для самовыражения через участие в конкретных делах.
Создать условия для сплочения и объединения ребят разного возраста для работы в коллективе.
Структура Школьного Парламента
1. Высшим органом Школьного Парламента является Общешкольная Конференция, которая проходит 1 раз в год для подведения итогов. Председатель каждой комиссии, объединения, президент готовят доклад о проделанной работе за учебный год.
^ 2. В Школьный Парламент входят: президент, председатели Старостатов, комиссий и объединений.
4. В непосредственном подчинении Школьного Парламента находятся комиссии (досуговая, спортивно-оздоровительная, художественная, гражданско-патриотическая, трудовая, учебная, по правам и безопасности и пресс-центр). В каждой комиссии выбран председатель, который собирает комиссию, составляет план работы и осуществляет контроль деятельности комиссии. Председатели комиссий избираются на 1 год на общем собрании членов Школьного Парлмаента в начале года.
^ Организация работы Школьного Парламента
Педагогическое руководство работой Школьного Парламента осуществляет старшая вожатая и педагоги-кураторы объединений.
- выпускает информационные листовки, буклеты, плакаты;
- проводит классные часы, инструктажи, минутки безопасности жизнедеятельности;
- занимается разбором конфликтных ситуаций между учащимися и педагогами.
9. Пресс-центр:
- готовит информацию для оформления общешкольного стенда Школьного Парламента;
- собирает информацию о Школьном Парламенте для сайта гимназии;
- организует выпуск буклетов, листовок о деятельности Школьного Парламента, координирует деятельность классных пресс-центров.
организация работы класса в соответствии со школьным планом;
информирование классных коллективов о предстоящих событиях и делах;
планирование, осуществление и отчет о деятельности классных коллективов в соответствии с планом Школьного Парламента;
распределение обязанностей между классами и подведение итогов о проведении творческого дела.
- проводят конкурс на лучшую настенную газету класса.
- организуют учебу журналистов, проводят посвящение в журналисты.
- вовлекают учащихся в работу пресс-центра.
- участвуют в районных и городских конкурсах на лучшую школьную газету.
Нормативно-правовые документы
Символика: Школьный Парламент имеет свой флаг, герб и гимн.
^ Герб Школьного Парламента
Герб гимназии является официальным символом гимназии.
Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности сине-зеленый геральдический щит с совой, держащей два сердца. На лапах совы пуанты, на сердце маски, ноты, акварель.
Сова – символ мудрости, ума и знаний;
Красные сердца – символ добра и взаимопонимания;
Пуанты, ноты, маски, акварель – символы направлений художественно-эстетической гимназии.
Герб располагается в фойе гимназии на первом этаже, в рабочем кабинете директора гимназии, кабинете зам. директора по ВР, в актовом зале на торжественных мероприятиях.
^ Флаг Школьного Парламента
Флаг – один из символов гимназии, выражающий идею дружбы, единства, взаимопонимания.
Флаг гимназии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого расположен герб гимназии: сова – символ мудрости, ума и знаний, два красных сердца – взаимопонимание и теплые отношения между взрослыми и детьми, акварель, пуанты, маски, ноты – символы (эстетического) направления художественно-эстетической гимназии.
День знаний
День гимназического братства
День конституции
День независимости
Смотр песни и строя
Инсценировка военной песни
Конференция отчетно-перевыборная
Линейка памяти
^ Гимн Школьного Парламента
Гимн является официальным символом гимназии.
Гимн представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Уставом гимназии.
В день Первого звонка;
При вступлении в должность Президента Школьного парламента после принесения им присяги;
При открытии и закрытии отчетно-перевыборной конференции;
При проведении торжественной части Дня гимназического братства;
При проведении торжественных церемоний во время спортивных соревнований на территории гимназии;
При проведении торжественной части последнего звонка.
В сентябре 2001 года был создан Школьный Парламент и впервые прошли выборы Президента Парламента.
Совместная работа учителей и учащихся показала, что жизнь ребят может быть более насыщенной и интересной, способствовать формированию общественного коллектива, помогать преодолевать организационные и экономические трудности.
Читайте также: