Структура школьного парламента школа самоуправления

Обновлено: 05.07.2024

Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:

I. Блок целеполагания

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.

Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.

II. Позиционный блок

Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.

Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2


III. Организационный блок

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

Структура самоуправления в школе имеет три уровня:

Третий уровень Общешкольное самоуправление.
■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей.
Второй уровень Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*.
■ Ученическое собрание (конференция).
■ Совет старшеклассников (Республиканский совет).
■ Школьные ученические комитеты.
Первый уровень Ученическое самоуправление в классных коллективах.
■ Классное собрание.
■ Актив класса.

IV. Нормативно-правовой блок

Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.

V. Содержательный блок

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Школьные ученические комитеты:
Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.

Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.

Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;

Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;

Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.

Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.

Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.

Классное самоуправление (актив)
1. Староста
2. Член Совета старшеклассников
3. Оформитель
4. Ответственный за учебу
5. Ответственный за трудовые дела
6. Ответственный за досуг
7. Физорг
8. Краевед
9. Ответственный за дисциплину

Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.

VI. Технологический блок

• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным органом ШП является Общее собрание депутатов. Общее собрание осуществляет свою работу в форме заседаний.

Заседания проводятся 1 раз в неделю, по пятницам во внеурочное время.

Руководит заседанием Президент и его заместитель, избираемый из числа депутатов.

На заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы жизни ученического коллектива и гимназии в целом, принимаются нормативные документы, законы школьной жизни, ученические проекты, обращения к другим участникам образовательного проекта в школе (учителям и родителям), а также к представителям государственных и общественных организаций.

Между заседаниями ШП работой руководит Координационный Совет ШП. В состав Координационного Совета входит Президент, его заместитель, Министры, Председатели временных комитетов, а в случае наличия депутатских фракций - председатели фракций.

На первом заседании ШП создаются постоянно действующие Министерства (см. Проект "Школьное самоуправление)

Все депутаты ШП работают в Министерствах на постоянной основе. В работе Министерств могут принимать участие учащиеся, не являющиеся депутатами ШП.








Положение об органах ученического самоуправления

Общие положения:

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Создание органа самоуправления с равноправным членством детей и взрослых – это определенная стадия развития школьного коллектива, готового по-новому мыслить, сообща решать наиболее важные вопросы совместной деятельности, это свидетельство доверия друг к другу всех субъектов образовательного процесса.

Развитие самоуправления в гимназии обеспечивает реальное включение учащихся в жизнедеятельность учреждения, способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Таким образом, учащиеся приобретают позитивный опыт социальных отношений, у них формируются мотивы социальных действий.

Школьный Парламент как главный орган ученического самоуправления дает возможность учащимся самореализоваться и проявлять активную жизненную позицию во всех видах деятельности.

Школьный Парламент – это объединение учащихся, педагогов и родителей для осуществления совместной деятельности, направленной на гражданское становление личности, способной к саморазвитию и самореализации.

^ Цель работы Школьного Парламента: адаптация обучающихся к жизни; создание условий для раскрытия способностей; познание нового, формирование навыков общения со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.


  1. Способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативы, ответственности, качеств лидера у учащихся.

  2. Формировать коммуникативные качества учащихся, умение и навыки общественной работы.

  3. Создать условия для самовыражения через участие в конкретных делах.

  4. Создать условия для сплочения и объединения ребят разного возраста для работы в коллективе.

Структура Школьного Парламента

1. Высшим органом Школьного Парламента является Общешкольная Конференция, которая проходит 1 раз в год для подведения итогов. Председатель каждой комиссии, объединения, президент готовят доклад о проделанной работе за учебный год.

^ 2. В Школьный Парламент входят: президент, председатели Старостатов, комиссий и объединений.

4. В непосредственном подчинении Школьного Парламента находятся комиссии (досуговая, спортивно-оздоровительная, художественная, гражданско-патриотическая, трудовая, учебная, по правам и безопасности и пресс-центр). В каждой комиссии выбран председатель, который собирает комиссию, составляет план работы и осуществляет контроль деятельности комиссии. Председатели комиссий избираются на 1 год на общем собрании членов Школьного Парлмаента в начале года.

^ Организация работы Школьного Парламента

Педагогическое руководство работой Школьного Парламента осуществляет старшая вожатая и педагоги-кураторы объединений.

- выпускает информационные листовки, буклеты, плакаты;

- проводит классные часы, инструктажи, минутки безопасности жизнедеятельности;

- занимается разбором конфликтных ситуаций между учащимися и педагогами.

9. Пресс-центр:

- готовит информацию для оформления общешкольного стенда Школьного Парламента;

- собирает информацию о Школьном Парламенте для сайта гимназии;

- организует выпуск буклетов, листовок о деятельности Школьного Парламента, координирует деятельность классных пресс-центров.


  • организация работы класса в соответствии со школьным планом;

  • информирование классных коллективов о предстоящих событиях и делах;

  • планирование, осуществление и отчет о деятельности классных коллективов в соответствии с планом Школьного Парламента;

  • распределение обязанностей между классами и подведение итогов о проведении творческого дела.

- проводят конкурс на лучшую настенную газету класса.

- организуют учебу журналистов, проводят посвящение в журналисты.

- вовлекают учащихся в работу пресс-центра.

- участвуют в районных и городских конкурсах на лучшую школьную газету.

Нормативно-правовые документы

Символика: Школьный Парламент имеет свой флаг, герб и гимн.

^ Герб Школьного Парламента

Герб гимназии является официальным символом гимназии.

Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности сине-зеленый геральдический щит с совой, держащей два сердца. На лапах совы пуанты, на сердце маски, ноты, акварель.

Сова – символ мудрости, ума и знаний;

Красные сердца – символ добра и взаимопонимания;

Пуанты, ноты, маски, акварель – символы направлений художественно-эстетической гимназии.

Герб располагается в фойе гимназии на первом этаже, в рабочем кабинете директора гимназии, кабинете зам. директора по ВР, в актовом зале на торжественных мероприятиях.


^ Флаг Школьного Парламента

Флаг – один из символов гимназии, выражающий идею дружбы, единства, взаимопонимания.

Флаг гимназии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого расположен герб гимназии: сова – символ мудрости, ума и знаний, два красных сердца – взаимопонимание и теплые отношения между взрослыми и детьми, акварель, пуанты, маски, ноты – символы (эстетического) направления художественно-эстетической гимназии.


  • День знаний

  • День гимназического братства

  • День конституции

  • День независимости

  • Смотр песни и строя

  • Инсценировка военной песни

  • Конференция отчетно-перевыборная

  • Линейка памяти

^ Гимн Школьного Парламента

Гимн является официальным символом гимназии.

Гимн представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Уставом гимназии.


  • В день Первого звонка;

  • При вступлении в должность Президента Школьного парламента после принесения им присяги;

  • При открытии и закрытии отчетно-перевыборной конференции;

  • При проведении торжественной части Дня гимназического братства;

  • При проведении торжественных церемоний во время спортивных соревнований на территории гимназии;

  • При проведении торжественной части последнего звонка.

В сентябре 2001 года был создан Школьный Парламент и впервые прошли выборы Президента Парламента.

Совместная работа учителей и учащихся показала, что жизнь ребят может быть более насыщенной и интересной, способствовать формированию общественного коллектива, помогать преодолевать организационные и экономические трудности.








Положение об органах ученического самоуправления

Общие положения:

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Создание органа самоуправления с равноправным членством детей и взрослых – это определенная стадия развития школьного коллектива, готового по-новому мыслить, сообща решать наиболее важные вопросы совместной деятельности, это свидетельство доверия друг к другу всех субъектов образовательного процесса.

Развитие самоуправления в гимназии обеспечивает реальное включение учащихся в жизнедеятельность учреждения, способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Таким образом, учащиеся приобретают позитивный опыт социальных отношений, у них формируются мотивы социальных действий.

Школьный Парламент как главный орган ученического самоуправления дает возможность учащимся самореализоваться и проявлять активную жизненную позицию во всех видах деятельности.

Школьный Парламент – это объединение учащихся, педагогов и родителей для осуществления совместной деятельности, направленной на гражданское становление личности, способной к саморазвитию и самореализации.

^ Цель работы Школьного Парламента: адаптация обучающихся к жизни; создание условий для раскрытия способностей; познание нового, формирование навыков общения со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.


  1. Способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативы, ответственности, качеств лидера у учащихся.

  2. Формировать коммуникативные качества учащихся, умение и навыки общественной работы.

  3. Создать условия для самовыражения через участие в конкретных делах.

  4. Создать условия для сплочения и объединения ребят разного возраста для работы в коллективе.

Структура Школьного Парламента

1. Высшим органом Школьного Парламента является Общешкольная Конференция, которая проходит 1 раз в год для подведения итогов. Председатель каждой комиссии, объединения, президент готовят доклад о проделанной работе за учебный год.

^ 2. В Школьный Парламент входят: президент, председатели Старостатов, комиссий и объединений.

4. В непосредственном подчинении Школьного Парламента находятся комиссии (досуговая, спортивно-оздоровительная, художественная, гражданско-патриотическая, трудовая, учебная, по правам и безопасности и пресс-центр). В каждой комиссии выбран председатель, который собирает комиссию, составляет план работы и осуществляет контроль деятельности комиссии. Председатели комиссий избираются на 1 год на общем собрании членов Школьного Парлмаента в начале года.

^ Организация работы Школьного Парламента

Педагогическое руководство работой Школьного Парламента осуществляет старшая вожатая и педагоги-кураторы объединений.

- выпускает информационные листовки, буклеты, плакаты;

- проводит классные часы, инструктажи, минутки безопасности жизнедеятельности;

- занимается разбором конфликтных ситуаций между учащимися и педагогами.

9. Пресс-центр:

- готовит информацию для оформления общешкольного стенда Школьного Парламента;

- собирает информацию о Школьном Парламенте для сайта гимназии;

- организует выпуск буклетов, листовок о деятельности Школьного Парламента, координирует деятельность классных пресс-центров.


  • организация работы класса в соответствии со школьным планом;

  • информирование классных коллективов о предстоящих событиях и делах;

  • планирование, осуществление и отчет о деятельности классных коллективов в соответствии с планом Школьного Парламента;

  • распределение обязанностей между классами и подведение итогов о проведении творческого дела.

- проводят конкурс на лучшую настенную газету класса.

- организуют учебу журналистов, проводят посвящение в журналисты.

- вовлекают учащихся в работу пресс-центра.

- участвуют в районных и городских конкурсах на лучшую школьную газету.

Нормативно-правовые документы

Символика: Школьный Парламент имеет свой флаг, герб и гимн.

^ Герб Школьного Парламента

Герб гимназии является официальным символом гимназии.

Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности сине-зеленый геральдический щит с совой, держащей два сердца. На лапах совы пуанты, на сердце маски, ноты, акварель.

Сова – символ мудрости, ума и знаний;

Красные сердца – символ добра и взаимопонимания;

Пуанты, ноты, маски, акварель – символы направлений художественно-эстетической гимназии.

Герб располагается в фойе гимназии на первом этаже, в рабочем кабинете директора гимназии, кабинете зам. директора по ВР, в актовом зале на торжественных мероприятиях.


^ Флаг Школьного Парламента

Флаг – один из символов гимназии, выражающий идею дружбы, единства, взаимопонимания.

Флаг гимназии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого расположен герб гимназии: сова – символ мудрости, ума и знаний, два красных сердца – взаимопонимание и теплые отношения между взрослыми и детьми, акварель, пуанты, маски, ноты – символы (эстетического) направления художественно-эстетической гимназии.


  • День знаний

  • День гимназического братства

  • День конституции

  • День независимости

  • Смотр песни и строя

  • Инсценировка военной песни

  • Конференция отчетно-перевыборная

  • Линейка памяти

^ Гимн Школьного Парламента

Гимн является официальным символом гимназии.

Гимн представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Уставом гимназии.


  • В день Первого звонка;

  • При вступлении в должность Президента Школьного парламента после принесения им присяги;

  • При открытии и закрытии отчетно-перевыборной конференции;

  • При проведении торжественной части Дня гимназического братства;

  • При проведении торжественных церемоний во время спортивных соревнований на территории гимназии;

  • При проведении торжественной части последнего звонка.

В сентябре 2001 года был создан Школьный Парламент и впервые прошли выборы Президента Парламента.

Совместная работа учителей и учащихся показала, что жизнь ребят может быть более насыщенной и интересной, способствовать формированию общественного коллектива, помогать преодолевать организационные и экономические трудности.

Читайте также: