Структура русского языка в начальной школе по фгос

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Бережкова Татьяна Викторовна

Организация: МОУ Раменская СОШ №5

Населенный пункт: г. Раменское Московская область

Слайд 2.Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюн

Урок можно назвать современным, если он: Слайд 3.

- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель;

- учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;

-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её;

- учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории;

- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;

- учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;

- готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации;

-учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;

Слайд 5.Ведь молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству так же закладывается в школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

(щелчок) Что же такое активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

  • 8. К ним относится словесный метод обучения Рассказ беседа, объяснение.

применяется этот метод во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения. Рассказ –словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей. Беседа –диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного. Объяснение – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

Очень важна работа с книгой– метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Не обойтись и без наглядных методов обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Слайд 9.

Метод проблемного обучения: рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

Исследовательский метод обучения: выполняет весьма важные функции. Он призван, во - первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во - вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в - третьих, является условием формирования интереса, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.

Работа в парах и группах - этот метод даёт ученикам большие возможности для участия в работе и взаимодействии, что способствует более прочному усвоению навыков и умений русского языка. Группы могут формироваться по-разному: произвольно или по желанию учащихся, но чаще всего, планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы с учетом разного уровня учебных навыков учащихся.

Слайд 10.

Игра – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. (Загадка, ребусы, кроссворды, собери пазлы).

Интеграция на уроке – урок, в котором учитель ставит одну тематическую цель, но рассматривает ее со стороны двух (или более) предметных областей.

Слайд 11.

Прием кластер, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом, это графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы.

Слайд 12.

Приём поздоровайся глазами: снять напряжение, настроиться на позитивную учебную деятельность поможет данный приём. С каждым надо поздороваться глазами, молча. При этом надо постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Приём четыре стихии. Подходит для физкультминуток и пауз отдыха. Организует активный отдых детей.

  • Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.
  • Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.
  • Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.
  • Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками.

На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Можно сделать вывод, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

В своём выступлении я остановлюсь более конкретно на формировании универсальных учебных действиях на уроках русского языка его структуре.

Структура урока в начальных классах
I этап. Организация класса (оргмомент);
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение, коррекция);
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала);
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач);
V этап. Рефлексия. Итог урока.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Например, Уровень 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д(о,а)лёкий, , л(и,е)сёнок, т(е,и)пло, зв(е,и)зда, ст(о,а)нал, т(е, я,и)жёлый. Уровень 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д…лёкий, л, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, т…жёлый. Уровень 3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, придумай предложение со словами из этой группы. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь контролирует их по степени сложности.

- Сегодня ты работал лучше, чем вчера.

- Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…

Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?

Цель – готовность к саморазвитию.

Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;



В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

  • организационный момент;
  • повторение и проверка домашнего задания;
  • изучение нового материала;
  • закрепление изученного на уроке;
  • объяснение домашнего задания;
  • оценивание учеников.

Несколько могла отличаться структура уроков в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН).

Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием. ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Настраивает учеников на успешную работу

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Структура уроков разного типа

Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:

    ; ;
  • уроки общеметодологической направленности; .

Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках ОНЗ может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности.

  • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
  • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
  • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
  • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
  • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
  • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Структура урока рефлексии по ФГОС

Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС НОО). [“Школа России”]. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. – М.: “Просвещение”. 2009

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 675 часов (115 ч – обучение грамоте, 560 ч – систематический курс) в 1-4 классах:1 класс – 33 учебные недели (165 ч), 2 класс – 34 учебные недели (170 ч), 3 класс – 34 учебные недели (170 ч), 4 класс – 34 учебные недели (170 ч).

Реализация рабочей программы обеспечивается завершенной предметной линией учебников “Русский язык” под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК “Школа России”), утвержденной приказом по школе от 30.03.2013 г. № 57 в списке учебников, используемых 2013-2014 учебном году:

1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.

3) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение, 2012.

4) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по русскому языку:

1) осознание языка как основного средства человеческого общения;

2) восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3) понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.
  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. /[М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.,Волкова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 20011.

1 класс

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс. В 4 ч. /– 14-е издание Пособие для учащихся образовательных учреждений. – М : Просвещение, 2012 - .1, 2, 3, 4 части к “Азбуке” для 1 класса. – М.: “Просвещение”, 2012.

3.Горецкий В. Г.,Кирюшкина В. А. и др. Обучение грамоте. 1 класс. Поурочные планы по учебнику “Русская азбука” в 3 частях. Автор-составитель С. А. Левина, изд. “Учитель”, Волгоград, 2009.

4.Обучение чтению и письму в букварный период. Методические рекомендации: пособие для учителей начальных классов /под ред. А. А. Штеца. – М.: АРКТИ, Рольф, 2008.

5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: “Просвещение”, 2009.

6.Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику “Азбука” В. Г. Горецкого и др. (CD)

2 класс

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: “Просвещение”, 2009.

3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ - Москва “ВАКОК, 2010.

4 В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

6. Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2012.

3 класс

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3класс. – М.: Просвещение, 2012.

2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. К учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г./ - Москва “ВАКОК, 2010.

3. Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 3 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2010.

4. В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

7. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

8. Ушакова О.Д. Тесты по русскому языку. 2 класс.- СПб.: Издательский дом “Литера”, 2012.

4 класс

1..Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс. – М.: Просвещение, 2012.

2. Гараева Я.Ш.Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс.-М., “ВАКО”, 2009

3. Уроки обучения русскому языку. Поурочное планирование. 4 класс. /В.Т.Голубь.- Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2010.

4. В помощь преподавателю начальной школы. Диктанты. 1-4 классы. /сост. Г.Т.Дьячкова. – Волгоград, 2009.

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

7. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения (Приложение 1)

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;

- умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. (Слайд ). Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. (Слайд ).

Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд ).

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. (Слайд ).

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. (слайд ).

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. (Слайд )

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются: (Слайд ).

субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. (Слайд ).

Во – первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике. (Слайд 9-13).

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: (Слайд ).

Читайте также: