Структура повествовательного рассказа в доу

Обновлено: 08.07.2024

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Рассмотрим вопрос формирования описательно-повествовательной речи у детей на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет.

Система обучения начинается в такой логике усложнения картинок:

3) знакомые животные;

4) неодушевленные предметы;

5) изображение двух и более действий.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы, раскрывающие содержание картины. При этом обращается внимание на персонажей картины, их действия: “Кто (что) это?”, “Что делает?”

Образец речи детей: “Это девочка. Она катается на велосипеде”. Это машина. Она едет по дороге”. Это уточка. Она плывёт по воде”.

После того как дети начинают справляться с предложенным заданием, предлагается перейти к обучению детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа.

Рассмотрим примерный комплекс заданий по сюжетной картине художника М.Г. Пишванова, консультанта Н.В. Нищева “Ранняя осень”.


1. Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Какой выдался день?

- Кого вы видите на картине?

- Рассмотрите картинку и скажите, где гуляют дети?

- Почему вы думаете, что дети пришли в лес?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Что делают эти дети?

- Какое настроение у детей?

- Кого вы видите на картине слева?

- Куда бежит белка, вверх или вниз?

- Кого вы видите на картине справа?

- Что вы видите в центре картины?

- Если подойти поближе к детям, что можно услышать?

- Какое настроение вызывает эта картина?

2. Анализ сюжетной картины по плану строится на основе незаконченных предложений.

- На переднем плане художник изобразил

- На среднем плане художник изобразил.

- На заднем плане.

3. Организация игровой деятельности на примере сюжетной картины.

Игра “Разговор красок”.

Содержание игры. Дети выбирают себе карандаши.

- Наши цветные карандаши рисовали эту картину, а теперь заговорили.

Педагог подносит красный карандаш к уху.

Угадайте, о чём мне рассказал красный карандаш?

О - ягоде рябины,

О - кепке,

О - осеннем листочке.

Дети рассказывают по образцу в соответствии с цветом выбранного карандаша.

Игра “Посмотри внимательно”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину, найти и назвать те предметы, в названиях которых есть определённый звук, например, [Л], [Р’].

Игра “Ласковый малыш”.

Содержание игры. Детям предлагается посмотреть на картину и назвать всё, что видят, ласковыми словами.

Например: берёзка, рябинка, дубок, брусничка, белочка, букетик, веточка, шапочка. И.т.д.

Игра “Найди форму”.

Содержание игры. Детям предлагается карточка с нарисованной геометрической формой, по которой они называют предметы такой же формы.

Игра “Чего много?”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть картину и ответить на вопрос: “Чего много осенью?”.

Например: Осенью много рябины. Осенью много желудей. Осенью много грибов. Осенью много опавших листьев. Осенью много подосиновиков. И т.д.

Игра “Бабушкина корзина”.

Содержание игры. Педагог показывает детям плетёную корзину и рассказывает: “ Когда я была маленькая, бабушка подарила мне эту корзину и сказала, что корзина эта не простая. Тому, кто пойдёт с ней в лес, обязательно повезёт”.

Ребята с картины тоже в лесу с бабушкиной корзинкой.

Скажите: “Чем дети могут наполнить в лесу корзину?”.

Например: желудями, листьями, ветками, опятами, подберёзовиками, гроздями рябины, букетами, брусникой, клюквой.

- Корзина с желудями.

Игра “Сосчитай до пяти”.

Содержание игры. Детям предлагается считать предметы, объекты с картины и четко называть их. Например: один дубовый листочек, два дубовых листочка. пять дубовых листочков.

Словарный материал: берёзовый листочек, кленовый листочек, рябиновый листочек, дубовый листочек, сосновая ветка, рябиновая гроздь, белый гриб, съедобный гриб, червивый гриб, кустик брусники, спелый жёлудь. И т.д.

Игра “Подскажи словечко”.

Содержание игры. Педагог предлагает детям, глядя на картину, закончить предложение.

Тучи тяжелые, а облака. (лёгкие).

Лес густой, а иногда. (редкий).

Ручей мелкий, а речка. (глубокая).

Речка широкая, а ручей. (узкий).

Летом вода в реке тёплая, а осенью. (холодная).

Берёза высокая, а елочка. (низкая).

Берёза, клен и дуб находятся близко, а елочки. (далеко).

Малина сладкая, а брусника. (кислая).

Ягоды брусники мелкие, а ягоды рябины. (крупные).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

Один берег реки правый, а другой. (левый).

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика. (тонкая).

Гриб высокий, а рядом . (низкий).

Сук толстый, а ветка. (тонкая).

Сосёнка молодая, а берёза. (старая).

Река медленная, а ручеек . (быстрый).

Листья под ногами сухие, а в воде. (мокрые)

Игра “Я, ты, он, она, мы, вы, они”.

Содержание игры. Педагог произносит предложение и предлагает изменить его форму по образцу.

- Я собираю осенние листья.

- Ты. (собираешь осенние листья).

- Он. (собирает осенние листья). И т.д.

Словарный материал. Я гуляю в лесу. Я нашёл белый гриб. Я погладил ежика. Я покормил белку.

Игра “ Говорящая картина”.

Педагог обыгрывает ситуацию, когда оживает персонаж картины и предлагает детям пообщаться с ним.

Педагог предлагает спросить: “Как его (её) зовут?”, “Где они (она) живет?”, “Как попал (а) в лес?”, “Зачем он (она) сюда пришел (пришла)?”.

Если дети задают вопросы (по желанию), то отвечает от имени персонажа педагог.

После выполнения этих упражнений предлагается составить совместно описательный или сюжетный рассказ.

Как показывает практика, важно использовать не образец рассказа, а совместное рассказывание, когда ребёнок дает свой вариант окончания рассказа.

С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (название объекта), середина (микротемы: перечисление признаков, свойств, характеристик предмета, его действий), конец (отношение к предмету или его оценка). В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

Необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать описательный или повествовательный рассказ, предлагая варианты начала и конца.

Схема рассказа составляется так, чтобы помогала детям составлять описательный или повествовательный текст.

Для текстов - описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак, как лучик, присоединяется к характеристике объекта.

Например, совместный описательный рассказ по данной картине:

“Солнце. Небо. Деревья и кустарники. , только. Трава. Птицы. Животные. Люди . Они. ”

При формировании навыков повествовательной речи взрослый предлагает зачин, а дети наполняют его содержанием и развивают сюжет в логической последовательности, завершая и озаглавливая его.

В процессе такой работы у детей закрепляется представление о том, что рассказ может начинаться по - разному (“Однажды”, “Наступила”, “Как-то раз”, “Дело было осенью”, “На сену лету пришла. ”, “Прошло лето” и т.п.), что есть слова - связки между предложениями и частями высказывания (в это время, а тут, и тогда, и стали они).

Например, совместный повествовательный рассказ можно составить в такой последовательности.

“На смену лету пришла. Деревья надели. Дети. Они . Из листьев. В это время. Петя. Мимо. Красиво. ”

“Прошло лето, и. Дни . На деревьях. Увядает. Дети. Они. Хорошо”.

В методике по развитию речи детей используется прием наводящих вопросов педагога для составления рассказа:

- С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с описания времени года).

- О чем вы расскажите? (Мы расскажем о том. .)

- О ком вы еще расскажете? (Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают).

- Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения у детей).

Таким образом, выстроенная система вопросов по содержанию картины, фонетические, лексические и грамматические упражнения влияют на организацию высказывания ребёнка и способствуют развитию связной речи.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2008.

3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.- М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2004.

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей.- СПБ.: Издательский дом “Литера”, 2003.

5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М. Душин, В.Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1998.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи,

Приемы работы;

• Работа над составлением рассказа – описания по игрушке;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

1. Рассматривание;

3. Беседа с детьми;

4. Совместное рассказывание;

5. Вопросы педагога;

6. Образец рассказа;

7. Тактильное восприятие;

8. Игра с этим предметом;

9. Художественное слово.

10. Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек:

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Занятия с игрушками в средней группе носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет.

При описании игрушки в средней группе используются следующие приемы :

2. Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);

3. Использование элементов фольклора: стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

4. Внесение игрушки в группу до начала занятия;

5. Оставление игрушки в группе после занятия;

6. Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

7. Дополнительные вопросы педагога;

8. Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Критерии отбора игрушек.

- Не должны быть мелкими;

- Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

- Близки к естественному виду;

- Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

При описании игрушки используются следующие приемы :

1. Образец и план рассказа;

2. Вопросы воспитателя;

3. Рассматривание;

4. Тактильное восприятие;

5. Дополнение детьми предыдущего рассказа;

6. Выбор игрушки по желанию ребенка;

7. Инсценировка рассказа.

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:

-Не должны быть мелкими;

-Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

-Близки к естественному виду;

-Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

Формирование умений связной речи основывается на восприятии наглядных средств (игрушек, картин). Детей учат составлять, не только описательные, но и повествовательные рассказы по игрушкам, картине или серии картин

При обучении составлению повествовательных рассказов по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей, эмоциональных и родственных связей. Детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. Затем предлагается составить рассказ по результатам обсуждения.

Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, где каждая картина из серии изображает отдельный эпизод рассказа.

Детям предлагаются различные варианты предъявления картин (первая картина открыта, остальные закрыты; три первые закрыты, последняя открыта и т. д.). По их расположению дети старшего дошкольного возраста составляют рассказ.

При организации речевой практики дошкольников на занятиях с картиной или серией картин используются специальные приемы :

3. Рассказ - образец, помогающий детям осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дошкольники на практике видят, как можно передать содержание картины, учатся соотносить с ней рассказ.

4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности. "Для коллективных рассказов следует выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета ( например: "Зимние развлечения", "Летом в парке" и др.) или серии сюжетных картин".

При обучение повествовательным рассказам по игрушке выделяют следующие приемы :

начинается с 1. рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем воспитатель предлагает придумать рассказ о ней и дает план : "Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?" Если дети испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант. Можно предложить дошкольникам придумать рассказ по набору игрушек, который должен подсказывать сюжетную линию (например, зайчик и елочка, девочка и котенок и др.) .

Более сложным видом упражнений являются 2. игры-инсценировки, во время которых дети старшей группы составляют рассказ и одновременно осуществляют с игрушками действия.

Также рекомендуется использовать прием 3. совместного составления рассказа подгруппами детей; например, двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек и дается задание вместе отобрать нужные игрушки, вместе придумать рассказ, решить, кто его будет рассказывать.

4. Методика обучения рассказыванию из опыта, рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными "нет, не так", "я забыл сказать", "я не помню, как это было" и т. п.. Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Умение рассказывать из опыта приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими. "Намечая тему рассказов из опыта, воспитатель должен быть, уверен, что у всех детей (или по крайней-мере у большинства) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний. Тема рассказа, предлагаемая детям этой группы, должна быть конкретной, связанной с конкретным фактом из жизни детей, обучают рассказам, отражающих их индивидуальный (личный) опыт и коллективный (общегрупповой) опыт" .

В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец. Он позволяет показать детям, как с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним воспитатель может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению.

В повествовательном рассказывании план в виде вопросов оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий. Он указывает ребенку, о чем он будет рассказывать раньше, о чем позже. Используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

Для обучения составлению повествовательных рассказов используются приемы совместного рассказывания, анализ образца. Совместное рассказывание - представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает". Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа и направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов.

При обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов широко используются игровые методы и приемы : игры-драматизации (Красная шапочка, Заюшкина избушка, игры-путешествия (Волшебный лес, Прогулка, дидактические игры (Высокий - низкий, Собери картинку и расскажи, словесные игры (Кто больше слов скажет, Расскажем про белочку, Найди другое слово). Данные игры могут использоваться как самостоятельная форма обучения, так и как часть занятия по развитию речи.

Любой навык, умение формируется в практической деятельности, нельзя обучить рассказыванию, если не создавать практическую необходимость для применения этих умений и навыков. Чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы, необходимы практические речевые упражнения с последовательным их усложнением.

Таким образом, дети учатся составлять рассказы по игрушке, предмету, картине и т. д. проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению составления рассказов с использованием в своей работе более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года .СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.

Читайте также: