Структура логопедического занятия в школе 8 вида

Обновлено: 07.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Организационно - сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей педагога, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

известных и придуманных игр;

элементов сюжетно-дидактической игры;

сюжетных и пейзажных картин;

специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества педагога и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Организационный момент.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физкультурная минутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации структуры занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков.

Организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача педагога включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

уточняется артикуляция - положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

находится образное сравнение звука (звук [Р] - рычание тигра);

определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко - слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки.

В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала - слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно, и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

6. Физкультурная минутка

Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия

Основные задачи физкультурной минутки это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физкультурной минутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.

Формы проведения физкультурной минутки различные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физкультурной минутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физкультурная минутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физкультурные минутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связности и четкости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу, от простого к сложному. На начальном этапе - это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная часть этапа - совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями - диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем - целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие - передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит - если активно работать, все получится!

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор

Протокол №1 ГБСКОУ АС(К)ОШ ГБСКОУ АС(К)ОШ

Руководитель ШМО _____________Султанова А.М. _____________Мухитов Д. З.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в 1-6 классах

Учитель-логопед:

Калимуллина Лейсен Фанисовна

Рассмотрено на заседании

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

2. Учебного плана (2 вариант) образовательного учреждения принятого на педагогическом совете Протокол №2, от 29.08 2014 г.

- Методические рекомендации Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида

Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности. Им характерно:

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения (выраженная дислексия);

- нарушение письма (дисграфия).

Исходя из этого логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2. Методологические и теоретические основы программы

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10.Развитие грамматического строя речи

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов. Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения 8 вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Логопедические занятия посещают учащиеся с первого по 6 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия:

- 1,2,3,4 классы – 3 раза в неделю

- 5, 6 классы – 2 раза в неделю

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

5. Содержание программы

На групповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей.

Групповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности. с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з, ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

На групповых занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

• для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

• звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

• окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

6. Основные требования к умениям учащихся

1 уровень (к концу 4 класса).

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены и отдифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.

2 уровень (к концу 6 класса).

- Активно пользоваться различными способами словообразования;

-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);

-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

-Определять основную мысль, тему рассказа;

-Определять последовательность и связность предложений в тексте;

-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

- несоответствие речи возрастным нормам;

-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:

ü подготовительный, 1,2,3 классы – 4 раза в неделю

ü 4,5 классы -3 раза в неделю

ü 6,7 классы -2 раза в неделю

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов. )

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Цель логопедического сопровождения: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Задачи логопедического сопровождения:

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Пути реализации данных задач:

  • организация речевого мониторинга;
  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
  • проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;
  • участие в работе школьного ПМПК.

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений.

Для большинства умственно отсталых детей типичным является:

  1. запаздывание и замедленный темп развития речи,
  2. ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь,
  3. отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
  4. недостаточно развиты морфологического обобщения, процессы словоизменения, словообразования.
  5. в связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения.

Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Таким образом, нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Поэтому логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью.

Логопедическое сопровождение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях организуется на основе письма Министерства Образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г №29/2194-6.

Логопедическое сопровождение умственно отсталого ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:

Этапы логопедического сопровождения:

  • диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);
  • коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;
  • оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка.

Параметры речевого обследования:

  • состояние органов артикуляции,
  • фонематическое восприятие,
  • общая и мелкая моторика,
  • слоговая структура,
  • грамматический строй,
  • навыки чтения и письма.

Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений.(Приложение 1).

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года

(Методики обследования речи, речевая карта)

Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 45 минут.

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Особенности логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

1.В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

2.Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

3.Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.

4.Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гольперин, Д.Б.Эльконин).

5.Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).

7.Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.

8.Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.

9.Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

10.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):

развитие артикуляционной моторики

постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков

2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.

3. Обогащение активного и пассивного словаря.

4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементе букв).

8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Обучение на логопедических занятиях

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы. Основная цель индивидуальных занятий состоит в подборе и применении упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии: дислалия, дизартрия и др.

На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы при устранении нарушения чтения и письма. Состав подгрупп является открытым, меняется по усмотрению логопеда.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия (дифференциации фонем) при фонематической дислексии и дисграфии

Работа по дифференциации фонем проводится при уст­ранении фонематической дислексии. Нарушение дифференциации фонем проявляется в не ус­воении букв, в заменах фонетически близких звуков при чте­нии. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Использование тех или иных ана­лизаторов определяется характером нарушения дифференцировок

Коррекционная работа по устранению оптической дисграфии и дислексии

При оптической дислексии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного вос­приятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оп­тических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушении чтения проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зритель­ного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представ­лений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-про­странственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Коррекционная работа по устранению аграмматической дислексии и дисграфии

Аграмматические дислексии связаны с не­доразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устране­нии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о син­таксической структуре предложений. Логопедическая рабо­та проводится в следующих направлениях: уточнение и ус­ложнение структуры предложения, развитие функции сло­воизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осу­ществляться в тесной связи с усвоением структуры предло­жения. При устранении аграмматической дислексии и дисграфии широко используются письменные упражнения

В логопедическом кабинете школы созданы все необходимые материально-технические условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

К концу коррекционной работы дети должны:

  • ЧЕТКО РАЗЛИЧАТЬ ВСЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ;
  • НАЗЫВАТЬ ОТЛИЧИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ;
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ, ИМЕЮЩИЕ ТОНКИЕ АКУСТИКО – АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОТЛИЧИЯ;
  • БЫСТРО НАХОДИТЬ СЛОВО, НАИБОЛЕЕ ТОЧНО ВЫРАЖАЮЩЕЕ МЫСЛЬ;
  • ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ;
  • ОСМЫСЛЕННО ВОСПРИНИМАТЬ СЛОВА В РЕЧИ, УМЕТЬ УТОЧНЯТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЕ;
  • АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ;
  • ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ;
  • ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ;
  • СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ;
  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;
  • СОСТАВЛЯТЬ ПОЛНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА;
  • ИНТОНАЦИОННО ОФОРМЛЯТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедического занятия в СКОШИ VIII вида.

Охранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе школьного логопеда. Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся. Нетрадиционные методы и приемы позволяют школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для учащихся. Во время проведения логопедических занятий используются следующие приемы:

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами:

  • медицинским работником, (уточняется этиологии и характер речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
  • педагогом-психологом, (занятия педагога - психолога с обучающимися оказывают существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
  • учителями, воспитателями (проводятся логопедические минутки, посещаются уроки у учителей начальных классов и учителей русского языка с целью наблюдения за детьми-логопатами, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии.

Осуществляется связь логопеда с родителями.

  • Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.

Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами школы-интерната; совместно с педагогами отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, готовится документация для школьного консилиума и ПМПК.

Работа школьного ПМПК

  • Сбор информации.
  • Анализ информации.
  • Выработка рекомендаций.
  • Консультирование.
  • Решение проблемы.
  • Анализ выполнения рекомендаций.
  • Дальнейший анализ развития ребенка.

Подводя итог выше сказанного, можно сделать вывод:

Формирование правильной речи представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит как от профессионального уровня учителя – логопеда, так и от рациональной организации логопедической работы.

Читайте также: