Структура информационных потоков в школе

Обновлено: 02.07.2024

Информатизация школы — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс стало одним из направлений развития школы.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, ибо здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также – что особенно важно для экономики – профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Кроме этого, информационная культура не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем дисциплинам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию.

Таким образом, необходима система, образовательная программа по формированию и развитию информационной культуры у школьников, которая становится частью Программы развития школы.

Кроме того, сами информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в наступившем столетии, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления образованием.

Процессы информатизации образования основываются на следующих нормативных документах:

При анализе работы школы за прошедший учебный год были вскрыты следующие противоречия внешнего и внутреннего характера:

  1. между современными требованиями к информационной культуре и традиционным содержанием образовательных программ по формированию ИК (ограничивается общеучебными умениями и навыками);
  2. между задачами, которые ставятся в федеральных целевых программах по информатизации образования и отсутствием целостной государственной концепции информационного образования и формирования информационной культуры;
  3. между потребностью в информационной грамотности и отсутствием дидактически обоснованных методик, технологий формирования информационной культуры личности;
  4. между огромным потоком информации и ограниченностью человеческих возможностей восприятию ее.

Материально-техническая база школы позволяет сегодня формировать и развивать компьютерную грамотность учащихся и учителей. Компьютерное оснащение обновляется. Доступность средств ИКТ обеспечивается:

  1. наличием 1 компьютера на 6 учащихся и на 1 педагогических сотрудника;
  2. включением компьютеров в локальную сеть;
  3. имеющимся мобильным мультимедийным классом;
  4. графиком работы компьютерного класса;
  5. выполнением заявок по поиску информации для образовательных целей;
  6. изменением культуры документооборота, информирования и докладов;
  7. оказанием методической и технической помощи;
  8. увеличением числа учителей и учащихся, обладающих ИКТ-компетенцией.

Проблема : недостаточно компьютеров в доступе учителей, не все учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой. Потенциал имеющегося компьютерного и другого технического оснащения используется недостаточно, доля его для организации творческой деятельности учащихся незначительна. Недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей и управления информатизацией школы .

Диагностика стилей принятия управленческих решений в образовательной организации. Методика обработки данных при определении типологии информационных потоков. Профессиональные навыки и качества руководителей в современных образовательных учреждениях.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.01.2017
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Регулирование информационных потоков в образовательной организации

2. Диагностика стилей принятия управленческих решений в образовательной организации

3. Методика обработки данных при определении типологии информационных потоков

4. Характеристики информационных потоков, используемых при различном стиле управления

1. Регулирование информационных потоков в образовательной организации

В первом параграфе контрольной работы рассматривается специфика регулирования информационными потоками в образовательной организации. Сформулированы следующие задачи:

· определить черты, характеризующие образовательную организацию и руководителя образовательной организации;

· определить методы регулирования информационными потоками в образовательной организации;

· определить специфику регулирования информационных потоков в образовательной организации.

Образовательная организация обладает общими чертами, присущими любой организации. В то же время образовательная организация является непростой организацией для работы в ней с точки зрения рядового сотрудника и ей присуща определенная двойственность. С одной стороны, действующие законодательство жестко регламентирует работу учреждения, педагога и администрации. С другой стороны, педагогу ежедневно нужно проявлять креативность, творческий подход. Помимо этого, присутствует множество отчетности в виде заполнения журналов, рабочих программ. Если сравнивать системы общего и дополнительного образования, то можно сделать очевидный вывод о том, что отчетность педагога по математике и педагога по классическому танцу в системе дополнительного образования будет различаться. Возникает вопрос - как облечь подобное творчество в структурированный отчет?

Руководитель образовательной организации должен обладать такими профессиональными навыками и качествами как твердость, расчетливость, организаторство, лидерство, личностные и образовательные ценности [7]. Н. Рождественская в своей работе пишет, что психологически компетентный в области информационного обмена руководитель коллектива образовательной организации лучше диагностирует потенциал педагогов, поддержит их творческие порывы, отрегулирует информационную среду взаимодействия между педагогами, даст возможность для профессионального и личностного роста педагогов, наладит микроклимат в организации, установит взаимоотношения с родителями, вышестоящими органами власти и другими образовательными учреждениями [22]. Таким образом, специфика образовательной организации выводит на первый план психологическую компетентность руководителя.

Самыми распространенными методами регулирования информационными потоками в образовательной организации являются деловая беседа и деловое совещание [18]. Деловая беседа - установление контакта посредством диалога, информационный обмен, обмен мнениями по актуальным вопросам. [17] Благодаря беседам удается оперативно реагировать на вопросы, связанные с организационно-педагогической деятельностью. Характерные примеры такого регулирования: разбор конфликтов, предписаний [8]. В форму деловой беседы заранее включена система обратной связи, что дает ей преимущество над письменным обменом информацией. В отличие от регламентированного и структурированного письменного обмена информацией, беседа дает возможность руководителю более чутко подойти к собеседнику и предмету обсуждения, фиксировать предложения, возражения, что способствует осознанию своей значимости всеми участниками беседы.

Деловое совещание проводится с целью организации совместной деятельности сотрудников. Деловые совещания делятся на 3 типа:

· директивные (поставить цели, задачи, сроки);

· тематические (актуальные вопросы, развитие учреждения);

· оперативные (малая группа: заместители, руководители подразделений).

Оптимальная численность участников делового совещания 8 человек, максимальная - 12, при превышении этого количества может снижаться эффективность [1]. При совещаниях важна даже рассадка участников по местам, но психологический аспект проведения собраний не является задачей данного исследования, однако, может стать идеей для другого исследования.

Выводы по первому параграфу:

· получены черты, характеризующие образовательную организацию и руководителя образовательной организации;

· получены методы регулирования информационными потоками в образовательной организации.

2. Диагностика стилей принятия управленческих решений в образовательной организации

управленческий образовательный руководитель профессиональный

Во втором параграфе работы рассматривается классификация стилей принятия решений по А. Роу и описывается методика по определению стиля принятия решений, предложенная А. Роу.

С 1980-х годов руководитель образовательной организации стал рассматриваться в новом ракурсе - как человек, ответственный за образовательные достижения обущающихся. Его стали называть образовательным лидером [К. Лейтвуд, 1999]. Отныне подразумевалось, что директора школ управляют не только образовательной инфраструктурой, но и фокусируют свое внимание на работе учителей в классе и их поведение, как людей, от которых зависит прогресс обучающихся. В более поздних исследованиях П. Халлингера проиллюстрирована взаимозвязь между способом работы администрации школы и успеваемостью обучающихся. Также, в исследованиях М. Хамильтона указывается на существование связи между успешностью проведения реформ и лидерскими качествами управленца. В нашем исследовании будет охарактеризована связь между стилем принятия управленческого решения и преимущественно используемыми информационными потоками. [9]

Понятие индивидуального стиля обсуждалось многими авторами. Рассмотрим классификацию А.Роу. Его позиция заключается в том, что действия каждого менеджера можно охарактеризовать следующим образом: менеджер пользуется преимущественно одним стилем принятия решений, реже использует запасной и третьего стиля он избегает. При необходимости пользуется любым. Вообще, Роу выделяет четыре базовых стиля принятия решений, различающихся по критериям приемлемой для принимающего решения когнитивной сложности задачи и доминировании рационального, или интуитивного мышления. [10]

Также следует отметить, что стилей лучше или хуже, для решения разных управленческих задач подходят разные стили управления.

Классификация стилей принятия решений по А. Роу основана на двух критериях: это ориентация на способ достижения цели и когнитивная сложность решаемых задач. Первый критерий характеризует приоритеты руководителя -- его ориентацию на решение задачи или на людей. Второй критерий дает представление о количестве информации, используемой руководителем для принятия решений, о числе альтернативных вариантов, которые он готов рассматривать, т. е. о когнитивной сложности задачи, за которую он готов взяться. Совмещение этих критериев дает четыре стиля принятия решений: директивный, поведенческий, аналитический и концептуальный. Два из них -- поведенческий и концептуальный -- определяют выбор руководителя в пользу сотрудничества с учителями в управленческой практике. Два других -- директивный и аналитический -- характеризуют директора как сторонника иерархической структуры организации. При этом такая черта лидерского стиля, как высокая терпимость к ситуации неопределенности, характерной для любого периода реформирования, присуща лишь руководителям, использующим аналитический и концептуальный стили принятия решений. [10]

Кроме того, следует отметить, что А. Роу дает сравнительный анализ стилей принятия управленческих решений. Ниже приведена таблица стилей в интерпретации Филинова Н.Б. [24]

Приведенная выше таблица характеристик стилей ПР в интерпретации Филинова Н.Б. содержит столбец о предпочитаемой форме информации для каждого стиля ПР, что позволяет сделать вывод о том, что идея о разной форме передачи информации посещала и других исследователей, в частности, Филинова Н.Б. Однако, исследований по этому вопросу проведено не было, как и по вопросу об особенностях используемых информационных потоков.

Выделяется объект исследования эмпирической части: процесс принятия управленческого решения.

Цель эмпирической части: охарактеризовать связь между стилем управления административно-управленческого персонала 2-го и 3-го уровня в образовательной организации и их использованием типов информационных потоков.

Задачи эмпирической части:

· определить стиль принятия управленческих решений у АУПов 2-го и 3-го уровня в образовательной организации;

· определить тип используемых информационных потоков.

Online анкета дана в приложении 1.

Методика обработки результатов довольно проста. Суммы по 1-4 столбцам соответствуют оценкам частоты применения директивного, аналитического, концептуального и поведенческого стиля принятия решений. Находятся средние значения и стандартные отклонения сумм оценок по четырем столбцам по всему массиву наблюдений над данной популяцией. Если для данного респондента сумма больше, чем среднее по популяции плюс половина стандартного отклонения, то данный стиль считается предпочтительным (доминирующим) для респондента. Если же оценка по столбцу меньше, чем средняя по популяции минус половина стандартного отклонения, то данный стиль считается избегаемым. [24]

Исследование проводилось в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Сотрудники следующих учреждений принимали участие в анкетировании:

· ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района;

· ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского р-на;

· ГБОУ лицей №590 Красносельского р-на;

Гендерное распределение участников опроса

Общее количество респондентов: 26 человек (21 человек - женщины, 5 человек - мужчины). Информация о респондентах: возраст до 35 лет - 7 человек, от 35 до 45 лет - 10 человек, от 45 до 55 лет - 5 человек, более 55 лет - 4 человека; стаж работы на управленческой должности менее 5 лет - 9 человек, от 5 до 10 лет - 9 человек, от 10 до 20 лет - 7 человек, более 20 человек - 1 человек. Анкетирование проводилось таким образом, чтобы респонденты из разных учреждений не попали в общую статистику, для каждой организации был свой отдельный опрос.

Распределение по стажу работы на управленческой должности участников опроса

В табл. 1 представлены значения сумм по столбцам для каждого респондента. Цветом выделены ячейки, значение которых выходит за рамки стандартного отклонения - этот стиль можно считать преимущественно используемым.

Табл. 1. Результаты опроса на определение стиля управления

Если значение по столбцу для конкретного респондента выходит за рамки стандартного отклонения, то этот стиль принятия решений у него является преимущественным (если больше среднего значения) или избегаемым (если меньше среднего значения).

Анализируя данные таблицы, можно отметить интересные особенности: не смотря на то, что данные собирались анонимно, программное обеспечение позволяет сгруппировать ответы по учреждениям, не идентифицируя респондента личностно. Выделенные цветом ячейки тоже оказались сгруппированы с небольшими исключениями, что говорит нам о том, что в организациях преимущественно пользуются одним стилем управления.

3. Методика обработки данных при определении типологии информационных потоков

В третьем параграфе контрольной работы описывается авторская методика по определению типов используемых руководителями информационных потоков на основе выявленной типологии информационных потоков. По каждому признаку классификации определяется тип потока и соотносится с выявленным у респондента стилем принятия решений.

На основе полученной в ходе исследования типологии информационных потоков была составлена анкета, вопросы в которой были подобраны таким образом, чтобы получить от респондента информацию о его суждениях и представлениях о процессе передачи информации в его организации. В вопросах не фигурирует термин ИП, чтобы не создавать у респондента ощущения некомпетентности и не тратить время на расшифровку понятия.

Как и в предыдущей части опроса, программное обеспечение позволяет собрать как общую статистику по организации, так и сфокусировать взгляд на каждом конкретном опрошенном респонденте. Третья часть анкеты находится в приложении.

4. Характеристики информационных потоков, используемых при различном стиле управления

Первичный анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что данная методика позволяет соотнести стиль принятия управленческих решений с типом используемых информационных потоков для каждого респондента. В связи с этим, мы можем делать выводы не только о преимущественном использовании определенного типа информационного потока для руководителей с одинаковым стилем принятия решений (при условии достаточного количества статистических данных), также мы можем получить информационный профиль каждого сотрудника и делать выводы о совместимости и эффективности рабочего процесса двух коллег, работающих вместе.

Создание стилевой характеристики респондента возможно за счет того, что вопросы в анкете имеют свойство кейсов. По сути, анкетируемый решает двадцать кейсов во второй части анкеты. Определяет наиболее вероятный для себя вариант решения, присваивая этому варианту 8 баллов, и наименее вероятный для себя вариант, присваивая ему 1 балл. Опрос проводился анонимно для респондентов, тем не менее итоговая таблица результатов показывает, что выделенные цветом области оказались сгруппированы по преимущественным стилям ПР. Поскольку данные в таблице приводятся по мере участия респондентов в опросе, то данный факт группировки респондентов по стилям ПР позволяет нам сделать вывод о том, что в одной организации также существует преимущественный стиль ПР. Кроме того, таблица иллюстрирует, что в организациях есть и люди, которые не руководствуются этим преимущественным стилем. Например, респондент №6 со своим поведенческим стилем ПР является исключением из группы с директивным стилем ПР. Однако, мы считаем, что уточнение личности в данном исследовании является некорректным.

В нашем случае опрос проводился для АУП-ов 2-го и 3-го уровня, и несовпадение по преимущественно используемому типу информационных потоков может существенно осложнить управление организацией. При контакте сотрудника с директивным стилем ПР с сотрудником с аналитически стилем будем меньше трудностей, чем, например, при контакте директивного стиля с поведенческим, т.к. с позиции типологии ИП сотрудник с директивным стилем ПР имеет больше схожих черт с сотрудником с аналитическим стилем ПР. Из пяти характеристик используемых ИП выделим наиболее существенные при взаимодействии сотрудников - это по содержанию, по выбору канала, по периодичности, по назначению. Подчиненному придется адаптироваться к типам ИП, которые ему направляет руководство, но с горизонтальными ИП возможен конфликт. При выборе сотрудника на замещение должности на первый план как правило выходят его профессиональные компетенции, и если сотрудник замещает должность по этой причине, то несовпадение используемых типов ИП не имеет определяющего значения.

Если представить систему основных (четырех) характеристик ИП в математическом виде, то мы получим четырехмерную систему координат, в которой вектор, обладающий четырьмя конкретными типами ИП согласно типологии, будет наглядно демонстрировать индивидуальность каждого респондента. Для наглядности изобразим четырехмерную систему координат в трехмерном виде.

В четырехмерной области пространства фигура примет вид конуса и задача будет сводиться к тому, чтобы области пространства, изображаемые на графиках двух сотрудников работающих в контакте, как можно больше пересекались, накладывались друг на друга.

Характеризуя связь между стилями принятия управленческих решений и премущественно используемыми информационными потоками, следует говорить об их когерентности, а не о тождественности.

На основании полученных в ходе исследования данных, индивидуальном рассмотрении характеристик респондентов, нам удалось соотнести стиль ПР с типологией ИП и выделить конкретные типы ИП, характерные для каждого стиля ПР.

© Copyright 2001-2007. Федерация Интернет Образования.

Организация информационных потоков при сетевом взаимодействии в профильном обучении

Организация информационных потоков при сетевом взаимодействии в профильном обучении

Введение метода контент-анализа при разработке и апробировании различных моделей обучения представляет собой одно из перспективных направлений в современной педагогике. Первым этапом такого анализа является определение (верификация) основных понятий, которыми мы будем оперировать. Каждый информационный поток — единичное перемещение информации — имеет следующие признаки:
• документ (на чем физически содержится информация);
• проблематику (к какой сфере деятельности ОУ относится информация);
• исполнителя (человека, который эту информацию передает);
• периодичность (частота передачи: ежемесячно, ежедневно).
Рассмотрим основные понятия, необходимые нам для разработки и оптимизации модели профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Информационные потоки в данной модели — это перемещение информации от одного субъекта образовательного пространства к другому при сетевом взаимодействии образовательных учреждений, они призваны обеспечивать организацию взаимодействия внутри организованной сети территориального образовательного пространства. Цель работы с информационными потоками — оптимизация организации совместной работы субъектов образовательного пространства.

Система информационных потоков — это сумма потоков информации, которая позволяет организовать профильное обучение при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Для создания системы информационных потоков необходимо:
• определить структуру информации, которую необходимо предоставлять;
• проанализировать существующий в ОУ документооборот;
• разработать новую систему документооборота для организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
В процессе анализа информационных потоков изучаются процессы возникновения, движения и обработки информации, а также направленность и интенсивность документооборота между субъектами территориального образовательного пространства. Цель анализа информационных потоков — выявление точек дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек.
Типичные недостатки системы информационных потоков:

  • дублирование предоставляемой информации;
  • отсутствие релевантной (существенной) информации;
  • отсутствие однозначного распределения ответственности за документы;
  • несвоевременность предоставления информации;
  • информация может не доходить до адресата;
  • после получения информации могут потребоваться уточнения.

Система информационных потоков должна органично встраиваться в общую систему работы образовательного учреждения, иначе произойдет отторжение сотрудниками навязанной им схемы. Информация, которая собирается в системе информационных потоков для обработки и анализа, должна отвечать следующим требованиям:



Субъекты взаимодействия: Основные общеобразовательные школы (Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5) и Основные общеобразовательные школы (ШП1, ШП2, ШП3, ШП4, ШП5) с профильными классами (ПК1, ПК2, ПК3, ПК4). Организуется взаимодействие между Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5 и ШП1, ШП2, ШП3, ШП4, ШП5 по всему спектру профильного обучения и между отдельными профилями внутри сети, например, между ШП1 (ПК1, ПК2, ПК3) и ШП2 (ПК1, ПК2, ПК4).
При организации сетевого взаимодействия ОУ можно выделить три уровня детализации информационных потоков:

  • на уровне территориального образовательного пространства, общего для ОУ, включенных в сетевое взаимодействие;
  • на уровне отдельного ОУ;
  • на уровне субъекта образовательного процесса, детализация проводится до конкретного ученика, его родителей, учителя.

Образовательная сеть - это совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. В результате сетевого взаимодействия при обучении старшеклассников школа привлекает дополнительные средства при оказании образовательных услуг, стимулирует деятельность творчески мыслящих учителей, имеет возможность привлечь к преподаванию в профильной школе специалистов высокого уровня (преподавателей вузов, работников науки) на договорной основе. Распределённые сети характеризуются тем, что узлы этих сетей несут уникальный ресурс, не дублируя, а дополняя друг друга. Таким образом, каждый узел сети несёт в себе вполне определённый функционал и содержание. Примерам таких сетей и могут быть сети по профильной подготовке старшеклассников.
Создание образовательного округа требует наличия ряда ус­ловий: хорошая дорожная сеть между насе­ленными пунктами; транспортные средства для подвоза учащихся или пришкольный интернат. Образовательный округ создаётся по инициативе муни­ципальных органов управления образованием и педагогических коллективов школ. Он не имеет юридического лица, его работа строится на основе договора о совместной деятельности между школами. Для управления округом избирается совет, в который входят представители общеобразовательных учреждений.
Анализ существующих моделей организации профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений позволил разработать следующую схему движения информационных потоков.



В результате анализа, направленного на оптимизацию модели организации профильного обучения движения информационных потоков, основными единицами модели были признаны:


Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,

· включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

· обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

· предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].

Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:

· стремительный рост информационных потоков;

· невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;

· работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;

· требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].

Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:

Уровни единого информационного образовательного пространства школы.

Единое информационное пространство школы

Уровень администрации

Уровень преподавателя

Уровень ученика

На данном уровне происходит:

· разработка стратегии применения компьютерной техники;

· материально–техническое оснащение образовательного учреждения;

· подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;

· создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;

· составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;

· развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;

· создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;

· создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.

На данном уровне происходит:

· разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;

· создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;

· создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;

· создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.

На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.

Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.

Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.

1. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

· Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

· Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

· Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

· Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

· Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

· Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

· Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

· Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4. Создание баз данных.

5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

1. Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

2. Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

3. Формирование творческих навыков.

4. Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Развитие инициативы.

6. Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

7. Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].

Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

· обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;

· исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;

· создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;

· обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

· организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

· обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].

1. Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005

3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

4. Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, образовательный процесс, Создание банка, учебный процесс, школа, единое информационное образовательное пространство, информационное пространство, образовательное учреждение, Создание, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство.

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа.

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Анализ использования виртуального образовательного.

виртуальное образовательное пространство, учебно-воспитательный процесс, общеобразовательная школа, создание, подготовка, работа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Модель обеспечения информационной безопасности школьников.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное пространство, школа, учебный процесс, сайт школы, учащийся, информационная образовательная среда.

Информационная подготовка подрастающего поколения.

Создание единого информационно-образовательного пространства школы, возможно лишь при наличии соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе, устойчивой мотивации повышения уровня информационной культуры.

Проектирование современной информационной.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители.

Олухова Вероника Вадимовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
магистрант


Аннотация
В статье поднимается вопрос о важности информационного обеспечения образовательным процессом. Для повышения эффективности управления школой необходимо создание комплексного банка управленческой информации.

Oluchova Veronika Vadimovna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
Undergraduate


Abstract
The article raises the question of the importance of information support of the educational process. To improve the efficiency of school management is necessary to create an integrated bank management information.

Одним из необходимых условий управления образовательным учреждением является его информационное обеспечение, которое подразумевает выбор и соответствующую обработку сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.

Система информационного обеспечения управления образовательным учреждением выполняет ряд важных функций, которые состоят в том, чтобы были удовлетворены потребности руководителей школы, ее структурных подразделений, учителей и учащихся в получении сведений, необходимых для их деятельности. K таким сведениям можно отнести сведения об обеспеченности средствами образования, о состоянии образовательного пространства в школе, о профессиональной квалификации учителей; об образованности учащихся. Система информационного обеспечения управления школой предназначена для передачи руководителям школы, учителям, учащимся сведений и документов, которые aдресно направлены им; для выявления уровней общеинтеллектуального развития, физического и эмоционально-психического здоровья обучающихся, их потребностей в образовании; для получения учителями информации о тех трудностях, которые испытывают родители в процессе воспитания и обучения своих детей, о доле участия, которое они принимают в этом процессе [1, с. 136].

Kак показывает практика, определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. B школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

Информационное обеспечение руководителя образовательного учреждения имеет два канала: формализованный, по которому циркулирует информация, которая регламентирована по содержанию, форме и времени представления и обладает достаточной степенью достоверности; стихийный, по которому неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений к руководителям, эти сведения не всегда объективно отражают действительное положение вещей (к таким сведениям можно отнести телефонные звонки, обращения в устной форме и др.).

B практике управления пока преобладает второй канал. Необходимо, чтобы руководители образовательных учреждений были обеспечены достоверной, объективной, регламентированной по времени и по форме информацией, то есть чтобы основная информация поступала по формализованному каналу, a информация, поступающая по стихийному каналу только ее дополняла.

Целевая единовременная информация, которая подготавливается по заданию руководителя в виде аннотаций, справок, целевых анализов специалистами по тому или иному вопросу, занимает промежуточное положение в системе информационного обеспечения управления образовательными системами. Потребность в них значительно уменьшается при правильной организации информационного обеспечения.

C физической структурой транспортировки информации не связана в общем случае логическая структура информационных потоков [3].

Рассмотрим каналы связи, которые используются в системе мониторинга для осуществления транспортировки информации. К ним можно отнести интернет-каналы, которые используются для передачи в Министерство образования данных от региональной образовательной сети, из городских и районных органов управления образовательными учреждениями, а также из общеобразовательных учебных заведений, связь c которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается недостаточно надежной, слишком дорогостоящей и неустойчивой. К таким каналам связи можно также отнести коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up, которые используются для связи в черте регионального центра и передачи данных на коммуникационный сервер региональной образовательной сети субъектами мониторинга, кроме того и для передачи данных в районах местным провайдерам Интернет общеобразовательными учебными заведениями.

Из малооснащенных школ в сельских районах при небольшой скорости передачи данных информация может передаваться с курьером на дискете в районный орган управления образованием для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети. Для передачи данных в отдельных случаях, например при отсутствии проводной телефонной сети, использоваться могут радиосредства (радиомодемы). Но такие средства остаются неэффективными, так как имеют достаточно высокую стоимость и сравнительно небольшой радиус действия.

Можно выделить два аспекта, которые способствуют ограничению доступа к информации. Это этический аспект и аспект доверия.

Bозможность использовать полученные данные во вред кому бы то ни было – с этим связан этический аспект. B случае, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, рейтинги педагогов, результаты психодиагностики учащихся, или образовательных учреждений, этот аспект особенно актуален. Эти оценки могут принести значительный ущерб в случае некомпетентного их использования. К таким данным поэтому должен быть ограничен доступ. Необходимо в рамках мониторинга использовать статистические обобщенные величины, в которых выделены те или иные типологические группы.

Аспект доверия является вторым аспектом проблемы ограничению доступа к информации. Так как педагогический мониторинг осуществляется в конкретном общеобразовательном учреждении или в конкретном классе, то есть возможность включить его результаты в рекомендации или в отчет.

Всю накапливаемую в школе информацию можно разделить нa внешнюю и внутреннюю [2]. Нормативные документы о системе управления в округе, городе, в школе (распоряжения, приказы, и т.п.), директивы, учебные программы, учебные планы, научно-педагогическая и общественно-политическая информация – все это относится к внешней информации.

Чтобы показать результаты обучения и его состояние, результаты развития и воспитания обучающихся, представить данные об учителях, о руководителях школы, об их деятельности, представить сведения о материально-технической базе образовательного учреждения; данные о внешних связях школы с другими учреждениями используется внутренняя информация.

Кроме того, по времени вся информация подразделяется на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную).

Выявить наметившиеся отклонения в управлении имеет своей целью оперативная информация. К ней можно отнести сведения необходимые руководителю для оценки работы образовательного учреждения за четверть, месяц, день, неделю.

Данные об итогах анализа учебного года относятся к стратегической информации. Также к ней можно отнести директивные документы государственной Думы, комплексные программы развития школы, постановления правительства и т.п.

Оперативная и стратегическая информация по своему содержанию, как в управляющей, так и в управляемой подсистемах являются составной частью итоговой информации.

Использование в дистанционном обучении телекоммуникационных технологий получает большое распространение в последнее время в управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Ее использование более оперативно позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. Кроме того; применение телекоммуникационных технологий в управлении дает возможность организовывать общение интерактивного характера обмена мнениями с педагогами других регионов для их обобщения, а также разрабатывать новые системы контроля; проводить групповые занятия; и т.д.

Определим вид информации, которая будет необходима при формировании информационного обеспечения управления школой, а также способ организации сбора такой информации. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова. Только при условии использования собранных данных для решения конкретных задач и принятия управленческих решений их можно считать информацией в полном смысле этого слова. Упорядочение информации способствует улучшению ее качества. А для анализа и принятия управленческих решений используется информационный массив, который формируется из совокупности упорядоченных фактов и статистических данных.


Педагогический мониторинг для создания системы информационного обеспечения управления школой является основным инструментом. Для выбора системы сбора информации и обеспечения системы управления образовательным учреждением можно предложить схему распределения информационных потоков среди субъектов управления школой:

Для того чтобы деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий была возможной, требуется ряд объективных и субъективных предпосылок. В нашем случае для осуществления распределения информационных потоков среди субъектов управления школой необходимо выполнение ряда условий: правовые условия; поддержка инновационной деятельности, разработка и распространение программных продуктов; организационные условия.

Для создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой необходимо введение новых моментов в основных видах управленческой деятельности. От качества управленческой информации, которой владеет руководитель, во многом зависит эффективность управления. Управленческая информация должна быть: а) полной и минимально достаточной; б) системной и структурированной; в) объективной и достоверной; г) значимой и востребованной; д) своевременной, оперативной в поступлении, обработке и передаче исполнителям. Банк управленческой информации представляет собой матрицу, в строках которой заложены виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а в столбцах – виды информации по содержанию управленческой деятельности. Для повышения эффективности управления школой необходимо создание комплексного банка управленческой информации, что позволяет реализовать все указанные требования [1, с. 137].

Рассмотрим пример одного из вариантов управленческой информации руководителя школы.

В первой строке (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов. Во второй строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций. В третьей строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов. В четвертой строке (контрольно-аналитическая информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных проверок.

В первом столбце матрицы располагается информация по общим вопросам управления школой; во втором – по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), в третей определяются требования к профессиональной компетентности педагогических кадров; в четвертом столбце содержится информация по материально-финансовому обеспечению; в пятом – по социально-правовой защите детей; в шестом – по организации учебного процесса; в седьмом – по организации воспитательной работы и дополнительного образования детей; в восьмом – по национальному образованию, которое определяет требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся.

Для сбора информации по данной схеме можно использовать как ИКТ-технологии, так и безмашинный способ. Однако применение современных ИКТ-технологий дает возможность оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация [3]. Использование этой модели для сбора и хранения управленческой информации облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, так как в матрице уже установлены причинно-следственные логические связи. От социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса зависит результат (уровень обученности и развития учащихся). От ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы) зависит образовательный процесс. В результате это все определяет эффективность системы управления.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: