Структура индивидуального логопедического занятия в доу по архиповой

Обновлено: 05.07.2024

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).


Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью про-водятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.
Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, пере-ключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гим-настику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совер-шенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных пропри-оцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным.
Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомен-дуется голосовая гимнастика.

Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.
Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)
Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.

II блок, основной. В него входят следующие направления:


Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).
Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

Постановка звука традиционными в логопедии способами.
Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.


Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфиче-ских ошибок в школьном возрасте.


Отработка слов сложной звукослоговой структуры.


Тренировка правильных произносительных навыков в различных ре-чевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использова-нием разнообразного лексико-грамматического материала.

III блок, домашнее задание.


Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приоб-ретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:
– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
– развитие конструктивного праксиса;

– формирование пространственных представлений;

– формирование графомоторных навыков и т. д.
Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут. С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение 15 минут. С детьми школьного возраста – 20 минут. С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут.

Постановка сонорных звуков (по методике Е.Ф. Архиповой)

Артикуляция звука [л]

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхае­мого воздуха не может проходить через нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

1. Отсутствие звука.

3. Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).

4. Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).

5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].

Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], [j], [н], [ы], [к], [г].

2. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

3. Упражнения для губ:

в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].

4. Упражнения для языка:

д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.

1. По подражанию:

2. От опорного звука:

в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.

3. Механический способ:

При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) беззвучно пощелкать языком.

Замена [л] звуком [в]

а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.

б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель­ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де­лает логопед, потом сам ребенок).

Замена звука [л] звуком [г]

а) Покусать кончик языка.

При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматиза­ции звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.

Артикуляция звука [р]

Губы разомкнуты и обнажают зубы.

Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).

Логопед в Красном Селе. Санкт-Петербург.

Логопед в Красном Селе. Санкт-Петербург.

Логопед в Красном Селе. Санкт-Петербург. запись закреплена

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО Е. Ф. АРХИПОВОЙ

✅

I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:

Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.

🌞

Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П. К. Анохиным.

🌞

Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.

🌞

Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.

🌞

Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)

🌞

Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна Н. А., Кольцовой М. М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.

✅

II блок, основной. В него входят следующие направления:

🌞

Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).

🌞

Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

🌞

Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.

🌞

Постановка звука традиционными в логопедии способами.

🌞

Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

🌞

Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.

🌞

Отработка слов сложной звукослоговой структуры.

🌞

Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

✅

III блок, домашнее задание.

Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:

🌞

развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);

🌞

развитие конструктивного праксиса;

🌞

формирование пространственных представлений;

🌞

формирование графомоторных навыков и т. д.

В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.

С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение 15 минут.
С детьми школьного возраста – 20 минут.
С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального района Белебеевский район

Тема: Структура индивидуального занятия по Е.Ф. Архиповой

Подготовил: учитель – логопед

Добрый день! Тема выступления: Структура индивидуального занятия по Е.Ф. Архиповой

. Структура занятия, о которой я сегодня буду рассказывать разработана доктором педагогических наук, профессором, логопедом дошкольных, школьных и медицинских учреждений Еленой Филипповной Архиповой.

Елена Филипповна разделила индивидуальное занятие на 3 блока: подготовительный, основной и домашнее задание.

Разберем каждый блок подробнее. Я буду называть этапы занятия и примерные игры, которые можно использовать.

В подготовительный блок входят следующие направления:

- Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии.

Следующее направление данного блока – это нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью Архипова рекомендует проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с макси¬мальной амплитудой движений органов артикуляции.

Нормализация голоса и голосовых модуляций: с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика. На слайде показаны примерные упражнения, но мы можем использовать абсолютно любые упражнения и игры, насколько позволяет фантазия и оборудование.

Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика. На слайде вы можете наблюдать примерные упражнения: Дельфин, Горячий чай, Футбол, Пузыри и так далее.

Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.).

Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика.

II блок - основной. В него входят такие направления:

- Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов). Примерная последовательность работы определяется учителем-логопедом во время входной диагностики, но в процессе работы последовательность работы может быть скорректирована.

Следующее направление – это отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.

Следующее направление в основном блоке – это постановка звука традиционными в логопедии способами.

Следующее – это автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.

Далее идет отработка слов сложной звукослоговой структуры.

И последнее направление в основном блоке – это тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

III блок - домашнее задание.

Как уже всем известно, мы не можем задавать дошкольникам домашнее задание, но если оформить согласие родителей на получение методических рекомендаций учителя – логопеда, то мы можем прописывать их непосредственно в рекомендациях.

Домашнее задание по Архиповой включает материал для закрепления знаний, умений и навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия.

В завершении моего выступления хочу добавить, что не все структурные этапы занятия войдут в любое занятие. В зависимости от коррекционных задач, которые ставит логопед, отбираются структурные этапы занятия, например на занятии по постановке звука не будет этапов автоматизации и дифференциации.

Продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста проводятся в течение 15 минут, а с детьми школьного возраста – 20 минут.

Читайте также: