Стража терри пратчетт краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Книга, которую вы держите в руках, поистине уникальна. Она поможет вам не только постичь основные принципы выживания в этом жестоком, суровом мире, но и сделать достойную карьеру. Пусть даже ночного стражника…

Стража! Стража!

Давайте перелистаем на всю серию:

И я хочу открыть Вам самую таинственную тайну из всех тайных тайн - Анк-Морпорк – не единственный уголок Плоского мира.

Что пишут люди, уже прочитавшие книгу (Стилистика и орфография сохранены)

plotnikova10

Dazmarus

Моя первая книга о цикле стражников. Прочиталась легко, что порадовало. Шуток про стражу накопилось достаточно.

rrredshadow

СтражаСтража.jpg

Номинировалась на Locus’90 [1] .

Содержание

Сюжет

Невзирая на указание Витинари забыть о следах дракона, капитан Ваймс начинает собственное расследование. Он решил посоветоваться с крупнейшим в городе специалистом по разведению мелких болотных дракончиков — Сибиллой Овнец. У леди Сибиллы завязываются дружеские отношения со Стражей, одного дракончика из её питомника (не годного на разведение уродца с короткими крыльями) поселяют в штаб-квартире Стражи.

Первой жертвой дракону должна была стать самая высокородная девственница города, которой оказалась Сибилла Овнец. Ваймс в последний момент спасает её. Одновременно другие стражники пытаются застрелить дракона из лука, попав в уязвимое место, но это у них не получается. Город спасает уродливый болотный дракончик Эррол. Он взлетает необычным способом — на фонтане пламени, ради которого он перестроил всю свою пищеварительную систему. Сначала кажется, что Эррол сражается с большим драконом, причём тот, будучи менее маневренным, врезался в здание и упал. Жители города собрались коллективно добить его, но стражники арестовывают дракона по всем правилам. Эррол вновь подлетает к нему, и тут становится заметно, что между драконами происходит не сражение, а ритуал ухаживания. Большой дракон оказался самкой. Оба дракона улетают с Диска, люди их больше не интересуют.

После спасения города от дракона Стража начала постепенно восстанавливать свой авторитет, о чём подробно рассказано в следующих романах подцикла.

В книге несколько раз появляются намёки на то, что Моркоу, вероятно, сам является настоящим наследником престола (в частности, у него есть отличный старинный меч и родимое пятно в форме короны), но Моркоу отказывается как-либо комментировать эти предположения.

Главные герои

    — человек, воспитанный гномами, поступивший в Ночную Стражу Анк-Морпорка по велению долга. — старший офицер Ночной стражи, имеющий серьёзные проблемы с алкоголем. — патриций Анк-Морпорка.
  • Волч Воунз — секретарь патриция.
  • Сержант Колон — сержант Ночной Стражи. Толстый, добродушный и не блещущий интеллектом человек. — капрал Ночной Стражи, есть документы, подтверждающие, что он человек, хотя большинство считает их поддельными.
  • Сибилла Овнец — богатая старая дева, целиком посвятившая себя разведению драконов и не любящая появляться на людях. Крупная, добрая и смелая женщина.
  • Дракон

Адаптации

По книге был сделан многосерийный радиосериал для BBC Radio 4, нарисован комикс и поставлена пьеса.

Цитаты

  • Дракон не мог сделать людям практически ничего, что они ещё не успели испробовать друг на друге, зачастую — с куда большим энтузиазмом.

- ВЫ ВСЕГДА ИМЕЛИ НАГЛОСТЬ ИЗОБРАЖАТЬ ИЗ СЕБЯ СЛАБЫХ И ПУГЛИВЫХ. (…) МЫ — ДРАКОНЫ, И НАМ ПОЛАГАЕТСЯ БЫТЬ ЖЕСТОКИМИ, КОВАРНЫМИ, БЕССЕРДЕЧНЫМИ И УЖАСНЫМИ. НО ДАЖЕ МЫ НИКОГДА НЕ ДОХОДИЛИ ДО ТОГО, ДО ЧЕГО ДОШЛИ ВЫ, ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ! (…) МЫ НИКОГДА НЕ СЖИГАЛИ, НЕ ПЫТАЛИ И НЕ РАЗДИРАЛИ ДРУГ ДРУГА НА ЧАСТИ, ОДНОВРЕМЕННО НАЗЫВАЯ ЭТО МОРАЛЬЮ.

  • …несмотря на то что при благоприятных обстоятельствах человеческий дух бывает благородным, смелым и удивительным, он — когда доходит до дела — не становится менее смертным.
  • Да и не герой я вовсе. (…) Герои грабастают королевства и принцесс, регулярно делают физические упражнения, а когда улыбаются, то солнечный луч играет у них на зубах и загорается звёздочкой — дзынь! Сволочи они, эти герои.

Ссылки

Источники

The Discworld Companion • The Science of Discworld • The Science of Discworld II: The Globe • The Science of Discworld III: Darwin's Watch • The Pratchett Portfolio • The Art of Discworld • The Unseen University Challenge • The Wyrdest Link • The Streets of Ankh-Morpork • The Discworld Mapp • A Tourist Guide to Lancre • Death's Domain • Nanny Ogg's Cookbook • The Discworld Almanak • The Unseen University Cut Out Book • The Discworld Diaries • Где моя корова? • Once More* With Footnotes • Wit and Wisdom of Discworld

В начале было…

Несмотря на то, что цикл книг о Плоском мире содержит более пятидесяти произведений, всего выделяются четыре основные сюжетные линии, переходящие из романа в роман и так или иначе фигурирующие в других книгах:

— Смерть (это реальное существо в Плоском мире);

— Городская стража Анк-Морпорка (для краткости всегда именуемая просто — Стража)

Очевидное-невероятное

По ходу романа герои раскрывают заговор тайного общества по захвату власти с помощью вызова дракона, знакомятся с другими ключевыми персонажами, совершают подвиги, глупости и всячески стремятся к развязке.

Остальные полицейские тоже выглядят странно. Сержанта Колона и капрала Шноббса нет вообще, зато на их месте мы наблюдаем тролля Детрита (каменюка ходячая), сержанта Ангву (оборотень) и гнома Шельму.

В книжном цикле они все начинают действовать только со второй книги, ну да ладно.

И вот тут начинаются первые звоночки. Из всех полицейских более-менее приятное впечатление оставляет Шельма: двухметровый(-ая) гном, без бороды, со скажем так… нетрадиционными повадками. Всё бы хорошо, но в книге она была просто гномом, нормального размера. Женщиной-гномом, пусть и без бороды.

Может, это аллюзия на современных европейских политиков, — но тогда это слишком глубоко.

Замена пола персонажей или места действия книги — традиция старинная и почтенная. Зачастую она помогает посмотреть на знакомую историю под новым углом, иногда добавляет комизма или, наоборот, трагедии, показывая, что мир нисколько не изменился и в современности чувствам, к примеру, Ромео и Джульетты по-прежнему нет места.

Библиотекарь-орангутанг тут какой-то мутант с низким уровнем развития, хотя по тому же Пратчетту он получил свой облик в результате несчастного случая, но отнюдь не потерял навыков обращения с магическими (и не всегда добрыми) гримуарами, а также своего — достаточно высокого — интеллекта. Сами попробуйте пообщаться с заклинаниями, собранными в громадную библиотеку! Тут выдержка и мозги нужны нешуточные!

Здесь же леди Сибилла… совсем не похожа на оригинал. Вообще. Она лезет всюду, стремится управлять всем, руководит школой опустившихся бродяг-преступников, показывает никчёмность всех главных героев, пару раз спасает их от верной смерти и фактически затмевает остальных персонажей. Единственное, что роднит её с прототипом, — отсутствие волос (с копной завитушек сложно управляться с огнедышащими драконами, знаете ли).

Михаил Котов:

Весь мир — театр

Хорошо. Давайте опустим персонажей и пройдёмся по миру сериала.

Здесь же герои пробираются по каким-то индустриальным локациям, с протянутыми проводами (что. ), неоновыми вывесками, стенами, испещрёнными граффити. Витинари живёт в противоракетном бункере, в клубе (. ) играет светомузыка, а динамит — нормальное средство для разборок.

Ребята, вы сами себе противоречите: если тут есть динамит, то зачем все бегают как дураки с карманными арбалетами?

Нет, они серьёзно пытаются сыграть на стоячих воротниках высотой с голову!

Боевые сцены поставлены на… эм… троечку с минусом. То есть теоретически они должны быть интересны и захватывающи, а по факту полицейские не замечают засаду в закрытой комнате, пробыв там до этого десять минут. Упускают подручную злодея, которая просто уходит из кольца копов, захватив улику. Гоблины умирают от одного попадания, всех спасает леди Сибилла, а каменный тролль погибает от десятка стрел.

И это Детрит, чьи пропорции напоминали небольшую гору, шкуру которого пробить смогло только огнестрельное оружие, случайно изобретённое в Плоском мире?

Кра-си-во?

Что же на выходе? Продукт, который вряд ли кто стал бы смотреть, если бы не паразитирование на книгах Терри Пратчетта. Такого шлака даром за амбаром каждый год делается несколько терабайт, и вряд ли кто бы стал обращать внимание на ещё один странный мусорный процедурал с плохим юмором. Вот и мы не будем — проорёмся сейчас в ведро, поплачем, сотрём со стульев сажу и нагар и сделаем вид, что этого сериала не было вовсе. А жаль.

Терри Пратчетт – один из самых читаемых авторов Великобритании. Миллионы фанатов по всему миру влюбились в Плоский Мир и его обитателей.
Моё знакомство с Пратчеттом было трудным. Будучи подростком, я приобрёл большой томик приключений волшебника Ринсвинда и благополучно забросил его на третьей книге ("Чудесник", если мне не изменяет память"). Через пару лет я решил всё же осилить весь цикл и начал читать по датам выхода произведений. И забуксовал на книге пятой (уже и не помню, что там и почём).
И вот, третья попытка. Сейчас я не в том возрасте (или, лучше сказать, положении), чтобы браться за что-то длинное и при этом не получать удовольствия. Полазив по сусекам интернетов, решил дать Пратчетту последний шанс с его циклом про Ночную Стражу. И с жадностью глотал книгу за книгой. Но обо всём по порядку.



Стража! Стража! (1989)


В городе Анк-Морпорке некий загадочный культ старается с помощью древней магии захватить власть. А тем временем юный Моркоу Железобетонссон, воспитанный горными гномами, отправляется в злосчастный город, чтобы вступить в ночную стражу. А стража та находится в далеко не лучшем состоянии.
Очевидно, первая книга в цикле. Тот самый ранний Пратчетт, который мне заходил очень туго. Обилие юмористических сценок в духе "Монти Пайтона", колоритные персонажи, которые всё же вышли несколько плоскими, – вот что ожидает читателя. Не могу сказать, что всё очень ужасно. Нет. Но это не то, чего я ожидал от "лучшего цикла в цикле".
Взять хоть Моркоу Железобетонссона: всё, что мы о нём узнаём, так это то, что он очень прямолинеен. Но стоит отдать писателю должное: Пратчетт оставляет небольшой клиффхэнгер на будущее и уже в дальнейших приключениях стражников раскрывает Моркоу гораздо лучше.
Злодей (тот, который человек) сам по себе получился довольно странным и хороший конфликт построить не получилось. Да, большое количество "шуток", оказывается, никак не позволяет раскрыть героя или злодея.
Но "Стража! Стража!" отлично работает как задел на будущее. Сэр Пратчетт, хоть и несколько наивно, но расставил на доске разнообразные фигуры. Взять хоть лорда Витинари или Шнобби Шноббса: у меня возник невольный интерес, в какие ситуации подобные персонажи могут попасть (или, ещё лучше, создать).



К оружию! К оружию! (1993)



Стража получает пополнение! Да не абы какое, а самое странное: гном, тролль. и девушка! Теперь наши герои должны найти убийцу, чьё орудие "труда" не имеет аналогов во всём Плоском Мире.
Здесь уже начинает проглядывать основная тема всего цикла: межвидовая терпимость. Город Анк-Морпорк населяют самые разнообразные жители, некоторые из которых даже живыми-то и не являются. Тролли издавна недолюбливают гномов, а те отвечают взаимностью, что приводит к небольшим стычкам по всему городу.
Юмор в книге становится приятнее (по крайней мере для меня). Потихоньку раскрываются особенности расовых "меньшинств" и устройство города в целом. Лорд Витинари, после того как пришёл к власти, утвердил Гильдии, что очень не нравилось местным аристократам.
В центре сюжета стоит некий убийца, старающийся посеять хаос, устраняя глав гильдий. Но, опять же, раскрыт он плохо. Позволю себе небольшой спойлер: злодеи сменяют друг друга за кадром. Уже второй раз подряд Праттчету не удалось построить хороший конфликт с главным антагонистом.
Но на этот раз это сделано неспроста: бОльшй акцент был сделан на отношенях между стражниками. Дружба между гномом Дуббинсом и троллём Детритом ("Честь не отдавать!"), нарастающая симпатия между Моркоу и Ангвой – вот ради чего стоит читать "К оружию! х2". И, хоть Шноббс и Фред Колон ("старожилы" ночной стражи) так и остались карикатурками для шуточек, Сэм Ваймс (глава стражи) и Моркоу раскрылись в полной мере. Моркоу наконец стал понимать людей лучше и, узнав о собственном секрете, поступил как мудрая, рассудительная личность. Ваймс, в предыдущей книге выставленный как заядлый алкаш, становится каким-никаким детективом, а улучшившееся положение стражи позволяет ему немного больше диктовать свои условия горожанам.
Не обошлось и без минусов. Повествование сразу же бросает героев в гущу событий. Те же гном с троллём становятся друзьями всего лишь за один день (да, общие трудности сближают, но не так же быстро. ). Некоторые гильдии, показанные в произведении, просто нагоняют тоску (да, это я про вас, Гильдия Шутов). Такие эпизоды хочется пропустить как можно скорее.
Вторая книга на голову выше первой и именно здесь я стал втягиваться в чтение сильнее. В кои-то веки интернет не соврал.



Ноги из глины. (1996)



Големы – результат древней магии. Уже многие годы их запрещено создавать из страха перед их нечеловеческой силой и выносливостью. А те, кто живут в Анк-Морпорке по сей день, безустанно трудятся в самых грязных, тяжёлых местах. Их не щадят, ведь они не живые и не могут нарушить прописанные в них Слова. Но весь город встаёт на уши, когда узнаёт, что големы всё же могут убивать.
В плане тематики "Ноги из Глины" – самая интересная книга из трёх. Проблему самоидентификации искусственного интеллекта/киборга/робота/андроида (выберите сами, что по душе) фантасты ставили весь ХХ-ый век и продолжают ставить и исследовать и по сей день. А сэр Праттчет сделал это в сеттинге фэнтези-мира! Конечно, получилось не так глубоко как, например, у Лема или у Дика, но попытка оказалась успешной.
В кои-то веки интересный злодей! Хоть и не комплексный, но уже с крепкими мотивами. В кульминации невольно переживал за героев и очень радовался за них в финале.
Пропала излишняя спешность повествования, при этом книга не проседает в динамике. И это здорово.
Стража продолжает расти, и все новобранцы как на подбор становятся один колоритнее другого. Чего только стоит гномиха, по укладу и традициям гномов вынужденная притворяться мужчиной!
Интерес к циклу у меня растёт от книги к книге. Праттчет уже меняет стиль повествования, становясь "тем самым" Праттчетом, обретшим миллионы фанатов по всему миру.



Патриот (1997)



Война! Анк-Морпорк готовится к войне! В море вырастает на глазах остров Лешп, истинно анк-морпоркская территория! А вон те грязные клатчцы покушаются на наши земли! Дадим им бой!
Оказывается, Анк-Морпорк не единственное населённое место на Плоском Мире (какая неожиданность!). Клатч представляет из себя абстрактную арабскую страну до "религиозной революции". Лучшие учёные, лучшее устройство государства (хоть и не без изъянов), лучшая армия. У Анк-Морпорка попросту нет шансов. Да ещё и покушение на клатчского принца.
В каждой следующей книге цикла Праттчет рассматривает разные формы терпимости: как относиться к соседу по дому, не похожему на тебя, что делать с искусственным существом. А теперь и терпимость между "патриотами" своих стран. Злодеи здесь – не мелкие воришки/убийцы, а властители государств. Политические интриги, подставы, натянутые отношения между фракциями одной, казалось бы, державы – приключения героев стали ещё серьёзнее. И опаснее.
Я не знаю, почему у Праттчета такая тенденция. Антагонисты успевают раскрыться только в финале. Например, главный злодей "Патриота" вообще появляется только в конце, всё остальное время он действует за кулисами. Не могу сказать, что это плохо, но считаю, что такое просто недостаточно для полного раскрытия.
Но я уже смирился, потому что главное в цикле – сами стражники. Шноббс, открывающий в себе новые стороны бытия, Ваймс, семимильными шагами растущий на глазах читателя, творящий чудеса Моркоу – это герои, перекрывающий собственными тушами все неровности повествования.



Пятый элефант. (1999)



Теперь Сэм Ваймс не только глава ночной стражи – внушительной силы на арене славного города Анк-Морпорка, – но и посол! И отправляется он в далёкий Убервальд, землю, разрываемую между гномами, троллями, вампирами и оборотнями. Ваймсу придётся влиться в гущу многовековых конфликтов, выжить, и принести пользу своему родному городу!
Вот! Вот оно! Кульминация творчества английского рыцаря, которое я ждал! После прочтения я находился в экстазе в состоянии эйфории и весь оставшийся день прокручивал в голове самые полюбившиеся сцены: "охота", секрет гномьего короля, развитие отношений Ваймса с его женой Сибиллой (ой, я кажется совсем об этом не упоминал. Да, Сэм женился во второй книге цикла. И да, за их отношениями следить очень интересно. Я бы даже не отказался от каких-нибудь "Полезных советов" Сэмюеля Ваймса, ведь их брак, хоть и ненастоящий, позволил мне взглянуть на межполовые отношения под совершенно новым для меня углом).
Простите, не могу не упомянуть и очередного антагониста. Да, он злодей по большей части "просто патамушта", но его харизма, поведение, в конце концов, подкупает.
Наконец мы узнаём семью Ангвы и причину её приезда в Анк-Морпорк. Образовывается интересный любовный треугольник, который, к сожалению, приходит к развязке не благодаря решениям участников оного, а из-за внешних факторов.
Сэм Ваймс, оказывается, умеет читать людей (и не только людей) как книгу. Да, только водя пальцем и читая по слогам, но всё же. Жизнь и испытания, подсовываемые ему лордом Витинари, заставляют Ваймса крутиться как белка в колесе.
Про "Пятый элефант" хочется говорить меньше всего, чтобы не испортить впечатления от прочтения. Но поверьте на слово: книга того стоит! Это пик (по крайней мере для меня) развлекательного фэнтези: ни тебе заумных шуточек "раннего" Пратчетта, ни штампов фэнтезийных книг в целом. Лишь увлекательное приключение, оторваться от которого очень сложно.



Ночная Стража. (2002)



Без спойлеров про "Ночную Стражу" говорить невозможно. Да, основной сюжетный поворот происходит почти в самом начале, но я предлагаю вам не читать нигде ни описание, ни краткое содержание. Не читайте ничего по этой книге до того как к ней не приступите.
Я скажу лишь две вещи:
1. "Ночная Стража" ничем не уступает "Пятому Элефанту". А в некоторых моментах и превосходит его.
2. Здесь мы узнаем наконец прошлое Ваймса и стражи в целом.
Ах да, помните, я упоминал главную тематику цикла? Взгляните на неё с новой стороны. Терпимость народа к власти. Тоталитаризм, мятежи, революции.
На этом всё. Читайте сами.



Шмяк. (2005)



Близится годовщина легендарной Кумской битвы – кровопролитного сражения между гномами и троллями, произошедшее двести лет назад. И в Анк-Морпорке назревают неприятности. Да ещё кто-то поубивал гномов глубоко под городом.
Исследование отношений гномов и троллей – золотая жила для Праттчета. Эти расы настолько разные, что конфликт напрашивается сам собой. Если происходит неприятность у гномов, то виноват тролль. И наоборот.
Теперь в историю приплетается мистика. Да, сам Плоский Мир – место диковинное, населённое магами, ведьмами. Периодически появляется господин Смерть, беспрестанно исполняющий свой долг. Но мистика. для меня была минусом. Я, как Ваймс, отношусь к мистическим обычаям и верованиям скептически.
Книга ставит жирную точку в отношениях двух расовых "меньшинств". Стена, разделяющая два народа, постепенно начинает рушиться. А раскрытие тайны Кумской битвы в финале – 10 из 10. Ведь на пути к взаимопониманию стоят не просто многолетние предрассудки, а люди, искренне в них верящие.
Ах да. Где моя коровка?!



Дело табак. (2011)



Сэму Ваймсу предстоит самое сложное испытание в его жизни: его отправляют в отпуск. Но даже там главе городской стражи не сидится на месте. Деревня – это маленькая жизнь, хранящая свои секреты. Но стоит лишь потянуть за одну ниточку.
К сожалению, заключительная книга цикла. Многих полюбившихся стражников здесь мы увидим лишь мельком (или не увидим вовсе). Но появляется молодой, ещё не опытный стражник, бдящий за порядком в сельской местности.
Сэму Ваймсу расти в социальном плане больше некуда. Глава влиятельной организации (это я про стражу), герцог Анкский, герой войны с Клатчем, друг гномьего короля, любящий муж и отец, и, самое главное, главный по доске в классе. Если оглядываться назад, то нашего героя не узнать. Из обычного алкаша, нереализовавшего свои амбиции, Ваймс стал человеком, без которого Анк-Морпорк обойтись не может. Конечно, в этом большая заслуга лорда Витинари, постоянно кидающего Ваймса в разные "неприятности", но Сэмюель Ваймс не был бы собой, если бы не выбирался из них сухим.
Если честно, особо даже не хочется повторяться. Все книги, начиная с "Пятого Элефанта" достойны прочтения. Праттчет не роняет поставленной планки.
Но как же грустно осознавать, что больше приключений уже полюбившихся мне персонажей не будет.


Вместо заключения
Цикл закончен. Другие читать у меня желания пока не появилось. Ведь есть ещё "Пехотная Баллада", но там уже совершенно другие главные герои. Возможно, стража эпизодически появляется в других произведениях о Плоском Мире. Но то, что я уже получил, прочитав эти замечательные восемь книг, для меня хватает сполна.
Цикл о страже – квинтэссенция развлекательного фэнтези. Он не обременён какими-то усложнёнными моральными ценностями, это не просто борьба добра со злом. Это борьба порядка с хаосом.
Герои получились один колоритнее другого. И замечательно осознавать, что от книги к книге сама стража постоянно менялась, росла. Такого я не ожидал.
Но Ваймс стоит особняком. Неудивительно, что впоследствии он становится главным героем всего цикла.
Стоит ли читать? Определённо да! Конечно, если вы фанат жанра. А если уже читали. То можно и перечитать

Читайте также: