Ознакомление со спортом в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

1.Организационный момент (отгадывание загадок):
Мне загадку загадали, это что за чудеса?
Руль, седло и две педали, два блестящих колеса.
У загадки есть ответ: это мой… (велосипед)

В него воздух надувают.
И ногой его пинают.
По пустому животу
Бьют меня невмоготу….(футбольный мяч)

2. Основная часть.
- Сегодня мы будем говорить о том, какую пользу здоровью человека приносит занятия спортом. - Чем нужно заниматься каждое утро? - Почему взрослые и дети должны делать зарядку по утрам?
Дети, послушайте пословицу.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
В здоровом теле здоровый дух. Крепок телом – богат и делом.
Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен, в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, стройную фигуру, правильную осанку.
С утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Спортсмены бегают, прыгают, работают с разным спортивным инвентарем.

4. Рассказ воспитателя:
- Главными спортивными соревнованиями являются олимпийские игры. Первые олимпийские игры нашей эры проходили в Греции в 1896 году. Победителей олимпийских игр - называли "олимпиоником". Ему вручали оливковую ветвь и лавровый венок. Председатель Олимпийского движения Пьер де Кубертэн предложил на Олимпийских играх зажигать Олимпийский огонь. Олимпийский огонь зажигают в Греции и проносят через города, поля, моря, океаны, горы в ту страну, где будут проходить Олимпийские игры. Факел доверяют нести лучшим спортсменам мира. Олимпийский огонь - символ единства дружбы и мира народов. Олимпийские игры проходят один раз в четыре года.

5. Стихотворение “Олимпийские игры”
В старину, в античном мире,
Двадцать пять веков назад,
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили –
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет
Кто отважен и силен,
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион.
С древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век –
Возродил Олимпиады современный человек.

Воспитатель: - И в наше время тоже проводятся Олимпийские игры. На них также зажигается огонь, который горит в большой чаше над стадионом. А еще люди придумали флаг олимпийских игр. Это пять колец разного цвета, знак дружбы и единства спортсменов с пяти континентов.

Дети, посмотрите на эмблему современных Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему.)- Что обозначают эти кольца? (Пять континентов.) Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов.
Голубое кольцо — Европа
Желтое кольцо — Азия
Черное кольцо — Африка
Зеленое кольцо — Австралия
Красное кольцо — Америка

- Давайте вместе с вами найдем эти континенты на глобусе. (Дети работают с глобусом)
- Так кто же может участвовать в Олимпийских играх? (Самые сильные и подготовленные спортсмены всего земного шара)
- Что является символом Олимпийских игр? (Огонь)
- Где зажигают огонь? (В Греции на горе Олимп)
- Как доставляют огонь на стадион, где будут проходить Олимпийские игры (Зажженный факел доставляют бегуны)
- Какие Олимпийские игры проводятся? (Зимние и летние)
- Кто участвует в зимних Олимпийских играх? (Спортсмены зимних видов спорта)
Вспомните зимние виды спорта. (Хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина, кёрлинг, сноубординг и т. д.)
- Кто выступает на летних Олимпийских играх? (Спортсмены летних видов спорта)
Вспомните летние виды спорта. (Футбол, художественная гимнастика, легкая атлетика, борьба, бокс, плавание, фехтование)

7. Игра: “Один - много”
- Один футболист - много футболистов;
- Один хоккеист -.
- Один плавец -.
- Один гимнаст -.
- Один велосипедист -.
- Один шахматист -.
- Один боксер -.

8. Итог занятия
Мы сегодня с вами узнали очень много о спорте. А главное о том, что наши спортсмены – сильные, крепкие, быстрые, ловкие, здоровые, умные и на их выступления приятно смотреть. И нам тоже надо заниматься спортом, чтобы расти здоровыми, сильными.
- Каким видом спорта хотели бы заниматься вы?
Чтобы крепким и здоровым быть,
Надо спорт нам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.

Описание работы: конспект непосредственно образовательной деятельности на спортивную тематику для детей старшей группы, где в процессе игровой деятельности воспитатель закрепляет знания детей о видах спорта, спортсменах, знакомит со спортивными сооружениями города.

Дети заходят в группу и рассаживаются на стульчики. Под спортивный марш входит группа выступающих, в руках спортивный инвентарь (мяч, скакалка, обруч, гимнастическая палка, кубики). Дети читают стихотворения:
1. Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром сделаем зарядку!

2. Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура.

3.Чтобы было веселее
Мяч возьмем мы поскорее.
Станем прямо, ноги шире
Мяч поднимем – три-четыре,
Поднимаясь на носки.
Все движения легки.

4. В руки мы возьмём скакалку,
Обруч, кубик или палку.
Все движения разучим,
Станем крепче мы и лучше.
Пусть не сразу все дается,
Поработать нам придется!

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Почему вы так решили? (высказывания, рассуждения детей)
Воспитатель: - Да, сегодня мы поговорим о здоровье, о физкультуре и спорте.

Воспитатель: - Ребята, вы хорошо справились с этим заданием и правильно назвали виды спорта! Скажите, как называются люди, которые занимаются спортом?
Дети: - Спортсмены!
Воспитатель: - Каждый спортсмен имеет свое название. Я приглашаю вас поиграть. Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч и называть вид спорта, а вы возвращаете мне мяч и называете спортсмена, который занимается этим видом спорта:
- футбол – футболист;
- хоккей – хоккеист;
- фигурное катание – фигурист;
- гимнастика – гимнаст, гимнастка;
- плавание – пловец;
- бег – бегун;
- прыжки – прыгун;
- бокс – боксер;
- лыжный спорт – лыжник и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! А знаете ли вы, что для каждого вида спорта нужен свой спортивный инвентарь? Хоккеисту – клюшка, лыжнику – лыжи, фигуристу – коньки. Давайте каждому спортсмену подберем предмет, без которого он не сможет заниматься любимым видом спорта.

Воспитатель: - Ребята, а где спортсмены занимаются спортом? (высказывания детей)
Воспитатель: - В нашем городе есть спортивные сооружения, где занимаются не только спортсмены, но и обычные люди, которые любят спорт, физкультуру и приходят отдыхать туда всей семьей. А какие, вы узнаете, если соберете картинки.

Можно вместо веселой зарядки (если позволяет время и расписание НОД) пригласить детей в физкультурный зал, провести разминку и поиграть в подвижные игры.

Средства и содержание физического
воспитания дошкольников в семье
В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).
Для осуществления физического воспитания дошкольников рекомендуется применять следующие виды физических упражнений:
- гимнастику, включающую строевые и обще-развивающие упражнения, основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие), танцевальные и выразительные движения;
- подвижные игры - сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.);
- спортивные упражнения (велосипед, плавание, лыжи и др.);
- простейший туризм - длительные пешие прогулки.
Психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания сна, гигиена одежды, обуви, оборудования, помещения и площадки повышают эффективность воздействия физических упражнений и обеспечивают психофизиологический комфорт ребенка. Используются в качестве дополнительного средства физического воспитания.
Естественные силы природы (эколого-природные факторы): солнце воздух, вода усиливают положительное влияние упражнений на организм, повышают его работоспособность, используются для закаливания. Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе. В воспитании дошкольников солнце, воздух и вода - основные факторы в борьбе с простудными заболеваниями.
Итак, основу комплекса средств физического воспитания дошкольников составляют упражнения так называемой основной гимнастики. Основная гимнастика, в свою очередь, включает обще-развивающие упражнения и упражнения в основных видах движений (далее ОВД).
Взрослый должен знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение, они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители должны демонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.
Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того чтобы естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.
Таким образом, ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, помогающая в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.
Пятую группу составляют музыкально-ритмические упражнения, воспитывающие у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Умение слушать музыку полезно в любом возрасте.
Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость. Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю.
Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьба, бел, прыжки, метание, лазание), подвижных игр, которые подбираются в соответствии с возрастом. Каждое занятие независимо от возраста проводят па следующей схеме:
1. Ходьба и бег с различными заданиями (изменение направления по заданию, по начерченной линии и т.д.), продолжительность от 2 до 4 мин.
2. Общеразвивающие упражнения типа зарядки - до 6 мин.
3. Повторение и обучение упражнениям, которые относятся к основным движениям; на каждом занятии можно осваивать 2-4 упражнения с учетом возраста и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомы.
4. Подвижные игры - 5-10 мин.
5. Упражнения с постепенным замедлением темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление-2-4 мин.
Общая продолжительность занятий от 20-25 до 45-50 мин.
Занятия могут состоять из различных подвижных игр, но последовательность и характер двигательного материала должны даваться по этой же схеме.
Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Музыка придает им эмоциональную окраску, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. В качестве музыкального сопровождения можно использовать пластинки с детскими песенками, маршами и другими музыкальными произведениями.

3. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий в семье

Совместные занятия спортом детей

и родителей

Инвентарь и место для занятий
Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице. Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте форточку или окно. Достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр.
Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой и бетоне: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки. Для занятия бегом хорошо подходят тропинки в парке или поле.
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различной величины, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Обязательно приобретите для ребенка короткую скакалку, большой и маленький мяч, гимнастический обруч (лучше пластмассовый), гимнастическую палку. Палку (длина 90-100 см, диаметр 2,5-3 см) можно изготовить самим. Для занятий утренней гимнастикой нужен также небольшой коврик (60 X 150 см), так как некоторые упражнения выполняются сидя или лежа на полу.
Одежда также имеет значение для физического воспитания. Летом рекомендуется надевать трусы, майку; зимой - спортивный костюм с начесом, шапочку, варежки, на ноги простые и шерстяные носки, кеды. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше - заниматься босиком.
Одежда для занятий физкультурой не должна затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела.
Таким образом, очень важно не только приобщить ребенка к спорту, но организовать эти занятия: соблюсти режим дня, обеспечить безопасность занятий (лучше их проводить с тренером), правильную одежду, упражнения, которые подойдут физическому развитию вашего ребенка и т.д.

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывают ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использование средств физического воспитания: природных факторов гигиенических мероприятий.

Подвижная игра как путь привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.

Целью работы педагога физической культуры в ДОУ является сегодня не только всестороннее гармоничное развитие учащихся в области физической культуры и спортивной комплексности, сколько выявление спортивных интересов, наклонности и способностей детей развивая которые, он, в соответствии с курсом на личностно-ориентированное обучение, и придёт улучшению здоровья и сформирует желание заниматься физической культурой.

Важнейшим этапом этой работе является появление у ребёнка устойчиво желания заниматься спортом в секции. Именно на этом этапе учащемуся требуется максимум внимания и поддержки как со стороны родителей, так и стороны преподавателя физической культуры. Для обычного занятия ограниченного рамками учебной программы, это цель практически невыполнимо. Для её достижения педагог физической культуры может использовать систему спортивно-массовых мероприятий и спортивные секции дополнительного образования.

Разнообразные игры способствуют развитию восприятия, наблюдательности, формирование обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

Физическое воспитание является важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формированием моторно-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослые в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами способам и средством общения. В игре ребёнок развивается как личность него формируется все стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например в игре формируются такое качество личности ребёнка, как самому регуляции действий с учетом задач количественный деятельности.

Читайте также: