Стратегия поведения мамы при совместном посещении детского сада эссе
Обновлено: 07.07.2024
Цель моей работы — оказать поддержку родителям в преодолении стрессовых состояний в период адаптации детей к детскому саду заинтересовав их в нашей совместной работе, т. е в работе с воспитателем, мотивировать их на взаимопомощь и активное взаимодействие в этот сложный для их детей период.
1. Формирование эмоционального контакта и доверительных отношений между детьми, родителями и сотрудниками группы;
2 Объединение их в одну команду;
3Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
-Наиболее благоприятную атмосферу для общения с ними на все интересующие темы. –
-Более успешную и легкую адаптацию детей моей группы. Творческий потенциал для работы в этом направлении.
Советы родителям в адаптационный период
Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Памятка для родителей!
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой,а также ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка,забирайте домой во время,как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7. Создайте спокойную,бесконфликтную обстановку в семье.
8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест,цирка, театра.
10. Уделяйте ребенку больше своего времени,играйте вместе,каждый день читайте малышу.
11. Не скупитесь на похвалу.
12. Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте,поглаживайте, называйте ласковыми именами.
РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!Памятка выдается родителям до поступления детей в детский сад. Адаптация в детском саду –это приспособление к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается,живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители :
1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Т. к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
-до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
-в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
-приблизить домашние условия к особенностям д/ с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.
Хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.
Анкета для родителей "Давайте познакомимся"
Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1. Ф. И. О. ребенка
2. Дата рождения 3. Домашний адрес, телефон
4. Состав семьи; Какой ребенок по счету в семье?
Ф. И. О., год рождения
Место работы, телефон, рабочий телефон
Ф. И. О., год рождения
Место работы, телефон, рабочий телефон
7. С кем проживает ребенок
8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании
9 Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)
10. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)
11. К кому из членов семьи ребенок больше привязан
12. Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания, травмы перенёс
13. Основные виды игр и занятий дома
14. Легко ли рассмешить ребенка _
15. Какие игрушки любит, кто их убирает
16. Любимая пища
18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)
19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)
а) активен, в хорошем настроении
20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)
21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения
22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)
а) активен, лидер
б) легко присоединяется к играющим
в) испытывает трудности
23. Любимые занятия, интересы:
а) лепка, рисование, конструирование
б) подвижные игры, физическая активность
в) книги, познавательные игры
г) другое 24. Часто ли капризничает ваш ребёнок
25. Что может вызвать гнев у ребёнка
26. Какие меры поощрения вы применяете
27. Кто занимается воспитанием ребёнка
28. Кто гуляет с ребёнком
29. Кто будет забирать ребёнка из детского сада
30. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё
31. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)
32. Что ждёте от детского сада
33. Ваши пожелания
Кто заполнял анкету?
Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации детей к детскому саду Цель: Помочь родителям снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям. Задачи: Познакомить.
Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.
Сказки для адаптации детей в детском саду СКАЗКИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку.
Взаимодействие с родителями как важная составляющая адаптации ребенка в ДОУ Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча,.
Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Прохождение каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Воспитатель должен согласовать с мамой тактику ее поведения. Перед тем, как ребенок поступит в ясли, следует объяснить ей те трудности, с которыми малыш может встретиться в группе, предложить совместными усилиями облегчить их, обсудить последовательность ее поведения по отношению к малышу.
150 HI- Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2. Педагогическая работа с детьми в период 151
адаптации к детскому учреждению_________
При первом посещении ребенком яслей становится ясным, необходимо ли ему присутствие мамы в группе. Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, попрощаться с ним и уйти. В первые дни ребенка не следует оставлять в яслях на полный день, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.
Если же он плачет и не отпускает от себя маму, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться ввести его в жизнь группы. Сначала она должна быть постоянно рядом с малышом, играть вместе с ним, рисовать, читать, разглядывать игрушки, не пытаясь отвлечь его на других детей. Таким образом, она в рамках режима, принятого в яслях, делает примерно то же самое, что и дома. Мама участвует в режимных процедурах, занятиях, играх, выходит с детьми на прогулку. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Когда взрослые заметят, что он начинает отрываться от мамы, ненадолго отходить от нее, чтобы поиграть с игрушками, которые находятся в отдалении, она продолжает оставаться в группе, издали наблюдая за первыми самостоятельными шагами малыша, в случае необходимости приходит на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками.
На следующем этапе адаптации он уже может отпустить от себя маму на достаточно долгий срок. В этот период у него появляются любимые игрушки и занятия, устанавливаются более близкие отношения с воспитательницей и детьми. Мама предупреждает малыша, что ей нужно отлучиться (пойти на работу, сходить в магазин), и обещает, что скоро придет. После этого она уходит и действительно быстро возвращается, так, чтобы ребенок не успел сильно огорчиться и не потерял доверия к ее обещанию. Важно, чтобы она обратила внимание ребенка на свой приход, на то, что она держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Поступление ребенка в детское учреждение часто сопровождается негативными проявлениями в его самочувствии и поведении: появляется эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность; снижается активность по отношению к предметному окружению, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками; нарушается аппетит, сон, возрастает восприимчивость к болезням. В зависимости от выраженности этих симптомов различаются три степени адаптации ребенка к детскому учреждению: легкая, средняя и тяжелая.
Важнейшими факторами, определяющими характер протекания адаптационного периода в раннем возрасте, являются физическое состояние ребенка, его возраст, сфор-мированность общения со взрослыми и сверстниками, уровень развития предметной деятельности.
Для облегчения адаптации его к детскому учреждению педагоги должны создавать специальные условия: организуют предварительное знакомство с семьей, согласовывают режим и воспитательные воздействия педагогов и родителей, привлекают мать или близкого взрослого к участию в режимных моментах, прогулках, играх и занятиях группы, налаживают эмоциональные и деловые контакты с ребенком.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте степени адаптации ребенка к детскому учреждению.
2. Проанализируйте факторы, влияющие на характер адаптации ребенка к детскому учреждению.
3. Приведите примеры игр и занятий, способствующих снижению страха ребенка перед новой обстановкой, снятию его эмоционального напряжения.
4. Опишите педагогические приемы, способствующие адаптации ребенка к яслям.
5. Какова стратегия поведения родителей в период адаптации ребенка к детскому учреждению.
6. Составьте анкету для родителей с целью выяснения степени готовности малыша к детскому учреждению.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Для меня это не просто профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни. Это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаешь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое мое слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир.
Поэтому я считаю, что воспитатель не может быть просто источником знаний, так как запросы современного общества диктуют новые требования, а нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело. Воспитатель, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса, играя, учить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
На мой взгляд, одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, я стараюсь выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что проектная деятельность, информационно-коммуникационные и игровые технологии являются такими педагогическими средствами, поэтому в своей работе я использую именно их. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций воспитанников: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей.
Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям, организуя с детьми беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций в группе.
Дети очень любят заниматься продуктивной деятельностью. ОУД по конструированию из бумаги в технике оригами, очень помогла мне приучить детей доводить начатое дело до конца, быть более спокойными. Мною было замечено, что девочки стараются выполнить поделку как можно точнее, аккуратнее, а мальчики, обогащают её необычными деталями.
Для того чтобы дети научились ответственности в этом мне помогает уголок природы, в котором есть место и для экспериментирования. Дети высаживали в специальные баночки лук, и каждый ребенок следил за своей луковицей. Весной дети принимают активное участие в выращивании цветочной рассады, работе на клумбе и участке.
В ходе тестирования социального развития детей, были получены следующие результаты:
Высокого уровня социального развития в группе достигли 60 % (12 детей). Дети умеют сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Соблюдают нравственные нормы поведения. Умеют просить о помощи в необходимых ситуациях, уважают желания других детей.
Дети с низким уровнем поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 40 % (8 детей). Детей с низким уровнем социального развития в группе нет.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Поэтому я разработала пособие для начинающих педагогов по социально – личностному развитию дошкольников, где представила свой опыт работы по данному направлению и приложение практического характера.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.
С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга.
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.
Л. С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром.
Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания. Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.
Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Из этогоследует, что семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
Привыкаем к садику, или как привязанность ребенка к матери влияет на успешность адаптации ребенка к детскому саду. Проблема посещения детского сада — насколько это хорошо или плохо, следует ли отдавать и, если да, то в какой сад и на какое время — рано или поздно возникает в семье.
Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Теперь следует решить следующий вопрос – как организовать всё с минимальными потерями для всех участвующих сторон.
Общепризнанно, что поступление ребенка в детский сад – довольно серьезный стресс как для самого ребенка, так и для всей его семьи. Происходит изменение всего жизненного уклада, и это не может не отразиться на психологическом состоянии участников процесса. Давайте попробуем проанализировать как сами изменения, так и переживания, за ними следующие, а также некоторые психологические причины и следствия указанных изменений и переживаний.
Приходится делать Маме:
— надолго расставаться с малышом
— передоверять заботу о малыше другим людям
— менять режим дня, чтобы отводить малыша в садик рано утром и забирать из садика вечером
Приходится делать ребенку:
— надолго расставаться с мамой
— вместо мамы взаимодействовать с другими взрослыми
— делить заботу взрослого с другими детьми
— жить по новому расписанию
— есть непривычную еду
— выполнять непривычные правила поведения в группе
Мы видим, что малышу и маме приходится делать много нового, непривычного и, возможно, неприятного (особенно поначалу). Какой психологической реакции можно ожидать на все эти непривычности?
Реакция ребенка на вторгающиеся в его жизнь новые факторы сложнее, потому что реагирование детей этого возраста на любые изменения носят комплексный характер, маленькие дети на все реагируют целиком, не только психически, но и телесно. Вот краткий перечень сфер, в которых следует ожидать изменений и временных сбоев:
* Настроение, эмоциональная сфера
Конечно же, в период адаптации к стрессу первых посещений детского сада следует ожидать колебаний настроения, протестных реакций, слез, иногда – состояний, похожих на депрессивные. В подавленное настроение малыша вносят вклад такие факторы, как страх нового места и огорчение от разлуки с мамой.
Для снижения остроты негативной эмоциональной реакции на садик следует придерживаться принципа поэтапного привыкания:
— стоит первые посещения садика организовать как приятную познавательную прогулку, чтобы связать у малыша с этим местом радостные эмоции,
— предоставить ребенку в ненапряженной обстановке познакомиться с детьми группы и воспитателями (например, во время прогулки),
— а затем постепенно продлевать время самостоятельного пребывания малыша в садике.
* Коммуникативная сфера
Всегда общительный и игривый малыш может стать угрюмым и застенчивым. Это естественно, ведь ему приходится адаптироваться к общению с новыми сверстниками, чьи правила общения и поведения пока ему незнакомы. Трудности такого рода легче преодолеваются или даже не возникают, если в группе, куда направляется малыш, уже есть знакомые ему сверстники; в противном случае используйте любую возможность для поощрения вашего малыша к общению, развития его коммуникативных навыков и знаний о правилах общения. Доведенный до автоматизма навык даст свой результат!
* Речь
У ребенка, который был всем известным болтуном и почемучкой, может иметь место регресс в речевой сфере: снижение словарного запаса малыша скудеет до младенческих или облегченных слов, предложения из многосложных становятся односложными.
* Познавательная деятельность
Любознательность ребенка, переживающего период адаптации к посещению детского сада, может несколько снизиться.
* Двигательная активность
Указываются случаи как резкого повышения двигательной активности ребенка, моторного перевозбуждения, так и снижения подвижности малыша, некоторой заторможенности.
* Сон
Нормальный сон ребенка в садике в тихий час может установиться не сразу, ребенок поначалу может не спать в садике совсем, по прошествии некоторого времени – засыпать ненадолго, резко просыпаться. Постепенно режим сна нормализуется.
* Питание
Переход к питанию в детском садике может осложняться привычкой малыша к не вполне правильной еде. Если приучать ребенка к обычной и здоровой еде — супам, кашам, салатам и т.д., проблем с едой в садике не будет. Однако нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное — ни в коем случае не заставлять насильно ребенка кушать — это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.
Всё дело в привязанности!
И такой реакции на отсутствие мамы нужно… порадоваться. Отрицательная реакция на разлуку – это абсолютно нормально, это признак крепкой, теплой привязанности к маме! Однако степень отрицательных переживаний и их продолжительность могут нам многое сказать о том, каковы особенности этой привязанности, насколько она надежна. Зная характеристики этого качества, такого важного для психологического благополучия ребенка и для гармоничного детско-родительского взаимодействия, мы будем готовыми к тому, чтобы оказать малышу адекватную поддержку.
Давайте разберемся, что такое привязанность.
Что же такое привязанность с точки зрения детской психологии?
Английский психолог, автор теории привязанности Джон Боулби определял понятие привязанности так: Привязанность ребенка к матери — инстинктивно заданная близкая эмоциональная связь с матерью, возникающая еще до рождения ребенка и быстро развивающаяся в первые месяцы и годы его жизни (Bowlby, 1967).
При этом различают еще:
* Поведение привязанности – любая форма поведения, цель которого — достижение, сохранение и/или восстановление близости с человеком, на которого это поведение направлено (Paterson, Moran, 1988).
Именно поведение привязанности демонстрирует ваш малыш, когда Вы оставляете его в раздевалке детского сада, а он не отпускает Вас, или же он цепляется за дверь и желает следовать за Вами, или бродит по группе, заглядывая во все уголки в поисках Вас.
* Отношения привязанности – характеристика диады: отношения, развивающиеся на базе всей истории взаимодействий между ребенком и значимым другим (Schuengel и van IJzendoorn, 1999
* Узы привязанности — особое отношение ребенка к близкому взрослому (обычно матери) как к источнику защиты, надежному убежищу, наличие которого создает чувство безопасности и служит основой для активного исследования окружающего мира (Bowlby,1967).
Узы привязанности, таким образом – это внутреннее отношение ребенка к Вам, это его уверенность (полная или частичная), что мир безопасен и хорош, потому что у него есть любящая, понимающая и надежная мама, которая защитит и обогреет.
Итак, здесь мы рассмотрим привязанность в ее третьем понимании, так как именно от этого внутреннего компонента во многом зависит поведение малыша в мире, то, как строятся его отношения с окружающими, как он развивается.
Чувство безопасности
Тип привязанности и адаптация к детскому садику
Безопасно привязанный ребенок с высокой вероятностью довольно быстро адаптируется к детскому садику и детскому коллективу; конечно, Вам поначалу не избежать бурь протеста и некоторых из приведенных выше симптомов стресса у ребенка, однако имеющееся у малыша базовое доверие к миру со временем возьмет свое, и все наладится.
Ребенок с избегающей привязанностью тоже, на первый взгляд, не будет сильно страдать от посещений детского сада и разлуки с мамой. Однако это так только на первый взгляд. На самом деле, если не предпринимать никаких мир, в его душе будет зреть убежденность в своей ненужности и отверженности, которое со временем повлечет за собой серьезные трудности межличностных отношений и скажется на особенностях формирования личности.
Самым большим страдальцем окажется амбивалентно привязанный малыш: он будет не только переживать стресс с наибольшими по сравнению с другими детьми эмоциональными стрададниями, но и будет чаще других демонстрировать симптомы телесного неблагополучия (нарушения питания, пищеварения, учащение простудных заболеваний).
Как помочь крохе?
Определенный тип привязанности, по данным психологических исследований, устанавливается в основном до конца первого года жизни ребенка. Однако весь период дошкольного детства значим для её развития и укрепления, и если что-то было упущено на ранних этапах, ни в коем случае не стоит опускать руки позже.
Главное – вовремя разглядеть признаки эмоционального неблагополучия и поспешить на помощь.
Поступление ребенка в детский сад — это один из важных переходных этапов, который должен быть преодолен каждой семьей. И как любой переходный этап, он сопровождается кризисом; но кризиса не стоит бояться – это просто процесс перестройки, некоторого изменения, результатом которого станет появление чего-то нового, нужного для дальнейшей жизни Вам и Вашему малышу: новых умений, нового опыта, новых впечатлений, новой ступеньки в большую жизнь.
Читайте также: