Страноведческая составляющая школьной географии проблемы и перспективы курсовая

Обновлено: 07.07.2024

Методологической основой современной методики географии является теория развивающего обучения, разработанная психологом Л.С. Выготским и его учениками. Процесс обучения в современной школе можно рассматривать как сложную систему, т.е. как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования.

Процесс обучения географии имеет ряд особенностей, основываясь на предмете, проблеме, содержании и методах исследования географической науки. Специфика географии как школьного предмета связана с тем, что, во-первых, в основе её изучения лежит географическая карта, позволяющая успешно формировать у школьников пространственное мышление; во-вторых, исследуемые объекты и процессы имеют высокий уровень организации и системное строение; в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления и т.д.

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.

Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:

1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.

2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

Содержание географического образования соотносится с такими проблемами, как охрана природы, биоразнообразие, здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. И в этом плане содержание школьной географии является подлинно междисциплинарным и системным.

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого создаются новые комплексно-страноведческие курсы по учебной дисциплине, в которых особое внимание уделяется страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предполагает следующую логику построения предмета: землеведение - страноведение - география России (отечествоведение) - география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний.

Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии ставится человек, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов. Ведущие методисты считают, что выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Школьное географическое страноведение на протяжении длительного времени занимало важное место в русской и советской учебной географии. В исследовании Н.Н. Баранского подробно анализируются страноведческие учебники Г.И. Иванова, Э. Лесгафта и др. Сам Н.Н. Баранский в основу первого советского учебника по экономической географии положил регионально-страноведческий принцип, рассмотрев по областям Госплана всю триаду: природу, население и хозяйство. Тот же принцип лежал в основе хорошо известных учебников Г.И. Иванова и А.С. Доброва по географии частей света и С.В. Чефранова по географии CСCР, написанных после постановления от 15 мая 1934 г. о преподавании географии в школе, а также более поздних учебников П.Н. Счастнева и П.Г. Терехова, К.Ф. Строева. Эти страноведческие курсы сочетались с отдельными курсами физической и экономической географии.

Страноведческий курс завершает изучение всей географии и предполагает:

- повторение ранее изученного материала;

- систематизация географических знаний;

- развитие познавательного интереса к общепланетарным процессам, явлениям;

- овладение системой географических знаний за полный курс;

- формирование пространственного представления о природных, социальных и экономических системах;

- умение выполнять операции на мыслительную деятельность.

Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7 - 10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.). Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познавать мир.

При изучении курса страноведения перед учащимися ставятся следующие задачи:

- систематизировать знания за весь курс географии;

- рассмотреть важнейшую роль международных организаций во внешнеэкономических связях Всемирного хозяйства;

- сформировать взгляд на современную политическую карту мира, как динамично развивающуюся картину мира;

- формировать пространственное мировоззрение;

- познакомиться с наиболее интересными странами мира;

- уметь давать характеристику страны в соответствии с планом;

- утверждение определенных взглядов на мир, планету, человечество.

Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения является удовлетворение познавательного интереса по географии с использованием компьютера.

На уроках географии страноведческого направления используются игры-путешествия, когда школьники становятся на какое-то время "экипажем" корабля, научными сотрудниками. Разрабатываются задания игрового характера, которые помогают школьникам самостоятельно изучать новое содержание темы. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля, другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Описание игр.

1. Назови объект.

У доски два человека. Один стоит у карты, другой в 3-4 метрах от нее (чтобы ему не были видны надписи на карте). Первый ученик показывает объект, не называя его, второй отчетливо произносит его название, остальные учащиеся должны дать географическую характеристику этому объекту.

2. По следам великих путешественников.

К этой игре участники готовятся заранее - изучают маршруты путешествий, биографии путешественников. Список путешественников заранее обговаривается. Во время игры ребята получают флажки с булавками. Этими флажками нужно проложить путь одного из путешественников на карте полушарий. Прокладывая маршрут путешествия, играющий должен коротко рассказать о нем.

3. Природные зоны земного шара.

Для проведения игры готовятся рисунки с характерными пейзажами и рисунки животных. Рисунки без надписей, но с соответствующими номерами в правом нижнем углу.

Используется карта "Физическая карта полушарий" и карта "Природные зоны земного шара". Суть игры заключается в том, чтобы ученик из нескольких десяток открыток и рисунков сумел правильно отобрать представителей фауны и флоры какой-нибудь природной зоны, показал на карте место обитания и объяснил, почему. Весь класс с большим вниманием слушает отвечающего, а затем учащиеся высказывают свои замечания и вносят дополнение. Игра проводится в 7-8 классах.

Таким образом, комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Этот курс помогает обучающимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволяют школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

Литература

1. Баранский, Н.Н. Научные принципы географии / Н.Н. Баранский. - М. Мысль, 2000.

2. Баранский, Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934) / Н.Н. Баранский. - М. Географгиз, 1998.

3. Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990.

4. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2002.

5. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2002.

6. Максаковский, В.П. Страноведение и школьная география //Вопросы географии. Вып. 116. М., Мысль, 2001.

7. Машбиц, Я.Г. Основы страноведения / Я.Г. Машбиц. - М.: Просвещение, 2003.

8. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 2003.

Страноведческий подход в изучении географии

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого необходима и уже проводится серьезная перестройка содержания школьной географии, и создаются новые комплексно-страноведческие курсы по этой учебной дисциплине. При изучении географии в современных условиях особое внимание рекомендуется уделять страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предлагает следующую логику построения предмета: землеведение -- страноведение -- география России (отечествоведение) -- география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний.

Комплексное страноведение создает надежный фундамент целостной географии, служит ядром всестороннего изучения отдельных территорий мира.

Комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Содержание географического образования отличается широким спектром своего воспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально. Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, помогает учащимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии необходимо поставить человека, народы материков и стран, их образ жизни, материальную и духовную культуру, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов.

Выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, помогает учащимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии необходимо поставить человека, народы материков и стран, их образ жизни, материальную и духовную культуру, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов.

Выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Я считаю, что комплексное страноведение наиболее полно отражает основноесодержание географического образования, в том числе материальные и духовныекультурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве.
Содержание географического образования отличается широким спектром своеговоспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают
окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически,рационально и эмоционально. Очень важно использовать на уроках географии данные изсмежных наук (астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекатьматериал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека и природы. Страноведческие знания позволят учащимся видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. У учащихся данного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, усиление способностей рассуждать на основе общих знаний, стремление к познанию, расширение области интересов. Страноведческий подход к построению содержания курса позволяет расширить историко–географическую основу знаний, будет знакомить школьников с изменениями политической карты, особенностями практики природопользования в различных регионах мира, с решением мировых проблем.
Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7-­10 классахсодержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексезнакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторскихпрограмм все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторыхцивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей ижизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.). Такой
подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познаватьмир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие демократических процессов, происходящих во всех сферах общества, обусловило переориентацию целей и обновление содержания системы школьного образования. В современном обществе определен новый социальный заказ к школьной географии – реализовать целостное видение картины мира, основанное на приобретенных знаниях и умениях, а также способах самостоятельной деятельности учащихся, формировать их инициативность, стремление к творческому решению учебных задач, толерантность, способности успешной социализации в обществе.

Актуальностью темы является новые тенденции в содержании школьной географии.

Научная новизна состоит в определении направлений модернизации традиционного содержания региональной (страноведческой) составляющей курса в соответствии с современными требованиями школьного географического образования, а также в разработке и экспериментальной проверке условий формирования страноведческих знаний курса географии 9 класса, соответствующей его комплексному содержанию.

Для разработки пр o грамм по географии (их содержание, структура) на основе нового базисного учебного плана общеобразовательной школы сформулирована главная цель изучения этого предмета: подготовить выпускника школы к самостоятельному применению знаний и умений, необходимых для ориентировки в природной и социально-экономической окружающей среде (в геокомплексе), а т a кже в пр o должении образования, самообразования, в житейских ситуациях.

В педагогике, психологии общепризнанно, что главным показателем научного уровня подготовки учащихся к этому является усвоение ими обобщенных (теоретических) знаний и приемов (способов) их применения.

В школьной географии к ним относятся: общие понятия и представления, знания о пространственных, вр e менных, причинно – следственных связях, закономерностях, классификациях объектов и явлений a также обобщенные специфические приемы самостоятельной работы как составная (операционная) часть каждой группы знаний, которые служат основой для умения самостоятельно выполнять конкретные задачи. С их помощью знания приобретают деятельностный характер и это очень важно для проверки знаний и умений учащихся соответственно требованиям к содержанию государственного стандарта.

Вместе c тем, в материалах проверки знаний и умений учащихся во всех классах массовой школы, в выступлениях географов, методистов, в частных высказываниях учителей постоянно отмечается низкий уровень подготовки учащихся именно по этой части географического образования.

Каковы причины столь устойчивого, в течение десятилетий, однообразия в негативной оценке результатов обучения географии в школе? Исследования по проблемам педагогического обоснования содержания и структуры программ, а также организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методов и форм процесса обучения географии показали, что от учащихся требуют усвоения знаний по всем курсам современной науки, предъявляемой к профессионалам – географам.

В школах не проводятся практические работы, не учитывается необходимость преемственности между курсами в развитии у учащихся по знаниям и умениям, географическому мышлению, фактически игнорируется личностно – ориентированное обучение.

В настоящее время, в связи c перестройкой всей системы народного образования, появились альтернативные концепции географического образования. Некоторые из них реализованы в программах. Чаще же всего публикуются лишь авторские программы без их научно-методического обоснования. Некоторые авторы предлагают программы, содержащие теоретические знания. Но, во-первых, преобладают предложения по созданию курсов раздельно по физической географии (общее землеведение) и экономической (общая экономическая география). Во – вторых, в них нет достаточного обоснования места этих курсов в целостной системе школьной географии, и фактически не предусматривается их преемственность с другими курсами.

В основу этих теоретических знаний заложены конкретные знания о региональных географических комплексах (материках и океанах, регионах разных рангов, странах, включая Казахстана и др.), полученных при изучении в 6 – 11 классах предшествующих страноведческих курсов и существующих в сознании учащихся в форме представлений памяти, представлений воображения, предметно – общих понятий.

Содержание и структура курса целиком подчинены идее взаимосвязи, взаимодействия человека, общества с окружающей средой в их историческом развитии, что усиливает его значение в геоэкологическом образовании и воспитании учащихся, в понимании сущности рационального природопользования, прогнозирования возможных изменений в окружающей среде при нарушении в ней природных связей.

Содержание курса требует интеллектуальной активности, разных форм самостоятельного действия учащихся, расширяет их кругозор. Свойственное им чувство взрослости вызывает потребность самоутвердиться, самостоятельно применять свои знания и умения для объяснения, оценки происходящего в окружающей среде

Реализации этих способностей способствует предшествующая подготовка учащихся по учебным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, довольно высокая степень их обученности. Важнейшую роль играет самостоятельность учащихся, обусловленная развитием мышления, владением приемами самостоятельной работы, связанных с содержанием, и приемами выбора и использования источников географической информации для решения учебных задач.

Выбор пути и последовательности формирования географических понятий, в зависимости от предшествующей подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Особое значение в этом отношении имеет использование знаний по смежным предметам. Анализ содержания формируемого понятия и учет подготовки учащихся к его усвоению помогают учителю также и в отборе объектов из местного окружения и необходимых учебных пособий, а также в подборе ярких географических описаний.

Формирование понятий включает не только его усвоение, но также и применение в решении теоретических и практических задач.

Особое значение имеет задания творческого характера, когда учащиеся становятся перед необходимостью дать глубокое обоснование решаемой задачи. Преимущества изучения географического материала фундаментального характера в старших классах не только в том, что выпускники школы выходят в жизнь с высоким уровнем знаний и умений интегрированных со знаниями и умениями по другим учебным предметам: физикой, химией, биологией, историей, но и в том, что обеспечивается рациональное использование учебного времени, выделенного на географию базисным учебным планом как в основной, так и в средней школе.

Экспериментальным путем доказана эффективность применения методических условий: составления комплексных характеристик, создания образов, моделирования на картах. Их основу составляет интерес, творческое начало, инициатива самих учеников в формировании страноведческих знаний.

Предложенные методические условия формирования страноведческих знаний и умений курса географии 9 класса позитивно отразились на результатах обучения, что доказала экспериментальная проверка и непосредственное наблюдение за ходом учебного процесса.

Проводя эксперимент можно отметить важность предложенных в исследовании разработок для реализации перехода в преподавании курса географии от физико-географического к комплексному содержанию. Считаем, что использование комплексного подхода к построению содержания курса повышает интерес учащихся к его изучению, способствует активному и лучшему усвоению новых знаний.

Приобретенные знания позволят им ориентироваться в окружающем мире, понимать сущность и значение стремительных перемен, совершающихся в стране, представлять ее географическую картину. Постигая эту науку, школьники усваивают закономерности территориальной организации общества, размещения производства и расселения населения под влиянием природных, социальных и экономических факторов, лучше понимать особенности взаимодействия общества и природы, значение охраны окружающей среды, рационального природопользования, стратегии устойчивого развития Казахстана.

Список используемой литературы

1 Панчешникова. Л.М. Методика обучения географии в средней школе / Отв. ред. М.: Просвещение, 1983. – С. 320.

2 Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М. Московский лицей, 2002г. – С. 42

3 Николаева М.А., Душина И.В. Методика преподавания региональной географии в школе. М. Астрель, 2003г.

4 Журнал География в школах и вузах Казахстана, 2013-2015г.

7 Кульневич C .В., Лакоценина Т.П. Современный урок. - Учитель, 2005г.

8 www . irbisvegu . ru

9 Панчешникова Л.М.. Методика обучения географии в средней школе / Отв. ред. М.: Просвещение, 1983. – С. 320


Статья посвящена нецелесообразности применения страноведческого подхода в школьной географии. В работе рассматривается история формирования содержания курсов географии средней школы в России. Также представлены результаты методического исследования, раскрывающие предпочтения школьников при изучении географии. Выявлены проблемы страноведения, описаны положительные стороны классического подхода к изучению географии. Завершается статься размышлениями и предложениями по реформированию школьного географического образования. Страноведение впервые было предложено в 1980-е годы, в настоящее время данная модель изучения географии активно лоббируется в системе образования, хотя массовое учительское сообщество данную идею зачастую не приемлет.

Ключевые слова: географическое образование, страноведение, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование.

Любой школьный предмет есть прообраз и отражение целого комплекса академических наук. Так биология включает в себя ботанику, зоологию, анатомию человека, общую биологию; химия — неорганическую, органическую и общую; физика — механику, электродинамику и т. д. В итоге всё многообразие школьных дисциплин следует относить к естественно-научному или к общественно-научному циклам. Труднее в этом отношении пришлось географии, которая, как известно, включает в себя две составляющие — физико-географическую и социально-экономическую. У каждой из них свой объект изучения, свои методы, свои закономерности и т. п.

Содержание школьной географии (географическое образование) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т. д.), интеллектуальных и практических умений, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии [4]. На протяжении XX века в СССР применялись попытки разработать такое содержание, которое отвечало бы научным знаниям академической географии. К 1980-м годам была проработана и обоснована довольно практичная система географического образования, которая предполагала сначала изучение физической (5–7 классы), а затем социально-экономической (8–9 классы) составляющих [3]. Однако ещё за долго до этого [2, с. 18–51] появились идеи интеграции вышеназванных элементов школьной географии в виде страноведческого подхода.

Модель классического изучения географии от физической к социально-экономической имеет ряд очевидных достоинств:

1) чётко выстроенная логика обучения, где социально-экономические знания полностью базируются на физико-географических;

2) природа и процессы, происходящие в ней, более интересны школьникам раннего подросткового возраста, поэтому начинается изучение именно с физико-географического блока;

3) наиболее сложные темы географии, включённые в социально-экономический блок, изучаются на последних ступенях школьного образования;

4) формирование географической картины мира происходит на 2-х различающихся между собой уровнях, что помогает обучающемуся увидеть различия физической и социально-экономической составляющих;

5) профориентационное значение, позволяющее точно и правильно определиться с выбором одной из составляющих географии как будущего профессионального интереса.



На основании представленных выше данных можно сделать выводы:

1) изучение природной составляющей в целом наиболее интересно обучающимся;

2) наименее интересно обучающимся изучать хозяйство, что вполне закономерно, т. к. это — один из наименее интересных блоков школьной географии;

3) с 5-го по 9-й классы наблюдается снижение познавательного интереса к изучению природы, однако он всё равно превалирует;

4) наибольший интерес к изучению населения характерен для выпускников основной школы.

Таким образом, представленные данные указывают на факт несостоятельности применения страноведческого подхода, т. к. в большей степени обучающимся интересна физико-географическая составляющая. В связи с этим встаёт вопрос: влияет ли на снижение познавательного интереса насыщенность школьной географии социально-экономическими данными во всех курсах школьной географии? Предполагаю, что да, поскольку очевидно несоответствие потребностей обучающихся и построения логики географического образования. Стремление интегрировать географию физическую и социально-экономическую в условиях небольшого количества часов, отведённого на изучение географии, оказывает также влияет на уровень подготовки обучающихся: предметные знания и умения формируются фрагментарно по каждой из двух составляющих.

В связи с вышеобозначенными проблемами имеется ряд предложений по их устранению:

1) провести полномасштабные исследования познавательных интересов школьников в географии;

2) отказаться от страноведческого подхода в пользу классического изучения географии;

3) увеличить количество часов на изучение географии, не изменяя при этом нынешнего объёма содержания;

4) выстроить в старшей школе обучение на базовом уровне в системе общей географии (от землеведения к социально-экономической географии мира);

5) организовать систему профильного обучения географии в старшей школе в 2-х вариантах, подходящих для будущих абитуриентов тех или иных географических специальностей, — углублённые курсы физической и социально-экономической географии.

Основные термины (генерируются автоматически): изучение географии, школьная география, страноведческий подход, географическое образование, география, познавательный интерес, составляющая, изучение, массовое учительское сообщество, старшая школа.

Ключевые слова

страноведение, географическое образование, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование

Похожие статьи

Урок географии в современной школе | Статья в журнале.

В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и

В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к.

Региональный курс географии в системе географического.

Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести

Цели географического образования в современной школе

Школьная география: единство в многообразии / География в школе.

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность.

Изучение регионального компонента в школьном.

География — особый школьный предмет

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе.

Географическое образование: история и современность

В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.

В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением.

Значение экологического воспитания в процессе преподавания.

В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией

В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х

На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за.

Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях.

Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную

Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их.

Похожие статьи

Урок географии в современной школе | Статья в журнале.

В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и

В практике работы учителей географии вводные уроки интегрируются с уроками изучения нового учебного.

Образовательные технологии на уроках географии в условиях.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей.

Элементы краеведения на уроках географии в современной школе

В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к.

Региональный курс географии в системе географического.

Процесс регионализации изменил подходы к изучению краеведения. Географическое краеведение становится частью регионального географического образования. В отличие от школьного краеведения к особенностям регионального курса географии следует отнести

Цели географического образования в современной школе

Школьная география: единство в многообразии / География в школе.

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего.

образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность.

Изучение регионального компонента в школьном.

География — особый школьный предмет

География является обязательным для изучения учебным предметом Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение краеведческой составляющей в рамках элективного курса в 8 классе.

Географическое образование: история и современность

В Европе география вошла в учебные программы школ в начале нового времени. В XVII в. публикуется первый в Европе учебник по географии.

В качестве самостоятельного школьного предмета география была восстановлена в 1934 г. специальным постановлением.

Значение экологического воспитания в процессе преподавания.

В школьной географии есть темы, которые отличаются большой экологизацией

В школьном образовании курс географии рассматривает экологические проблемы на 3-х

На этом же этапе развиваю познавательный интерес, творческие способности в процессе наблюдений за.

Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях.

Нестандартный урок географии — это импровизированное учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока нетрадиционную

Необычность таких уроков дает возможность не только сформировать интерес учащихся к географии, но и содействовать развитию их.

Читайте также: