Стихи тютчева 2 класс школа россии
Обновлено: 08.07.2024
В детстве человек воспринимает все быстрее и прочно усваивает полученные знания и эмоции навсегда. Поэзия Тютчева научит ребенка ясно мыслить, грамотно говорить, обогатит речь красивыми словами и оборотами. Если с младенчества родители читают эти стихи, в школьные годы продолжится знакомство с произведениями Тютчева, значит, у ребенка разовьется трепетное отношение к литературе, он получит основы эмоционального развития.
Мы подобрали на этой странице стихи Тютчева, подходящие для детей.
Лучшие произведения:
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
; начало 1850-х гг.
Летний вечер
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.
Зима недаром злится
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Чародейкою Зимою
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Умом Россию не понять
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.
На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.
Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь.
Федор Иванович Тютчев родился в сельской местности в Орловской губернии, 23 ноября 1803 года, в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве, там же закончил Московский университет.
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое. Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
Хлопочет - заниматься чем - то очень усердно. Взбесилась - очень сильно разозлилась Наперекор – вопреки. Трезвон - звон церковных колоколов в особых торжественных случаях Пуще - еще больше. Прочитать стихотворение
-Поделитесь своими впечатлениями. -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? -Подумайте, какие картины - образы нарисовал в нем Ф. Тютчев? -Какие времена года встречаются в стихотворении? - Как охарактеризовал их поэт? - Какие отношения между зимой и весной? - Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы? - На чьей стороне автор? - Почему автор название времён года пишет с большой буквы?
- Как поэт называет Зиму? Весну? - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? - Синоним к слову "наперекор"? - Какие слова надо выделять голосом? - Каким тоном читать стихотворение? - Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?
Прием контраста: Зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила Весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала
Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения. Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности: -------- цвет. -------- вкус. -------- запах. -------- внешность. -------- звук. -------- качество переживаний.
Мама – это белокурые волосы. Мама – это вкус любимой еды. Мама – это запах свежего хлеба. Мама – это самая красивая женщина в мире. Мама – это нежный звук колыбельных песен. Мама – это самый дорогой человек на земле! Например:
Работа в группе: 1,4,6. Напишите стихотворение по метафоре о зиме. 2,3,5. Напишите стихотворение по метафоре о весне.
Зима (цвет) – это . Зима (вкус) – это . Зима (запах) – это . Зима (внешность) – это . Зима (звук) – это . Зима (качество переживаний) – это .
Весна (цвет) – это . Весна (вкус) – это . Весна (запах) – это . Весна (внешность) – это . Весна (звук) – это . Весна (качество переживаний) – это .
В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением. Давайте найдем в тексте примеры олицетворения (Весна идет; она выслала вперед ручьи; ручьи шумят, бегут, гласят; берег спит.)
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? - Какие слова создают радостное настроение и у читателя? - Какой была природа до появления весенних ручьёв? - Почему ручьям удалось пробудить природу? -Как называют себя весенние воды? -Кто обычно посылает гонцов? - Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: "Ручьи, как гонцы". Он просто называет их гонцами. Метафора. - А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? Олицетворение.
-Почему поэт называет майские дни хороводом? Поэт называет хоровод майских дней румяным. -Как вам кажется, почему? Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? Хмурый, сонный, уставший. - И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение - эпитет.
-Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как? -А почувствовать различие их характеров? С помощью чего? -Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева? -Какое настроение у вас возникло на уроке? -За что могли бы себя похвалить?
Домашнее задание Завести тетрадь. Ответить письменно на вопросы к заданию на следующем слайде
Цель: 1. Познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева о весне.
2. Формирование осознанного, беглого, выразительного, правильного чтения.
4. Формирование вдумчивой работы над стихотворением.
5. Воспитывать любовь к природе и русской словестности.
- развитие личностной самостоятельности, подведение учащихся к осмыслению личной причастности к заботе и охране природы.
- развивать умение определять тему урока, оценивать результативность своей работы.
- вдумчиво и осмысленно читать, работать с текстом, определять границы известного и неизвестного, творчески перерабатывать изученный материал, целенаправленно искать нужную информацию.
- использование речевых средств информационных и коммуникативных технологий.
- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста, выбрать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.
I. Организационный момент.
II. Мотивация. (Самоопределение к учебной деятельности).
- Какое у вас настроение? Покажите мимикой?
Улыбка самому себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и комфортно. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот в таком хорошем настроении мы и начнём наш урок. Но сначала подготовимся к работе.
III. Артикуляционная разминка.
* Дыхательная разминка.
(ватный шарик на ниточке возьмите перед собой наберите воздух, подуйте. Перемещайте воздухом вперёд, вправо, влево.)
* Дикционная гимнастика.
Забейте гол языком, передвигая его справа налево.
Слижите варенье с верхней губы, затем с нижней.
IV. Прочитайте четверостишие (медленно, быстро, весело, грустно, удивлённо)
Презентация
Проверка д/з: загадки о весне.
V. Постановка цели урока.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? Когда мы работаем над стихотворением, какие цели ставим перед собой?
(Мы будем учиться читать осознанно, правильно, выразительно и бегло. Будем правильно отвечать на поставленные вопросы.)
- Что значит читать осознанно, правильно, выразительно, бегло?(ответы детей)
VI. Формулирование темы урока.
Конкурс чтецов. (3 ученика)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? Откройте учебник на с.110, прочитайте.
-Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.
- Закройте глазки и постарайтесь представить себе картину.
Аудиозапись.
-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?
( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)
- Откройте учебники, перечитайте стихи, найдите слова, значение которых вам неизвестны.
-Заглянем в словарь учебника (засуетилось - в словарике, нудит – словарь Ожегова).
VII.Работа с произведением.
–Назовите главных героев стихотворения.
- Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).
Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.
1в. – читают все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. – все, что говорится о действиях Весны.
- Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)
-Как называется этот прием? (олицетворение)
(Документ-камера.)
- Взгляните на эти портреты. Кто из них зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста.
(Красная девушка – это Весна .Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.)
(Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.)
- Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна)
- А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго).
- Кто победил в этом поединке?
- Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).
. -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).
- Какое же время года, по-вашему, лучше?
VIII. Анализ произведения.
- На сколько частей разделили стихотворение? (5)
- Сколько продолжительных пауз?
1ч. Почему Зима злится?
-Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну).
-Как понимаете последние 2 строчки?
-Какие слова здесь главные?
-Прочитайте эту часть выразительно.
2ч. – О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?
-Как понимаете слова: Все засуетилось?
-Отсюда, каков темп чтения этой части?
-Какие слова здесь главные?
-Прочитайте эту часть выразительно.
3 ч. –Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.
- Какие слова здесь главные?
- Как шумит Весна?
-Прочитайте эту часть выразительно.
4 ч. – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.
-Как называет поэт Зиму?
- Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима.
-Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.
5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?(бодро. т.к.весна побеждает).
1 раз – 5 учеников по 1 части.
2 раз – 1 ученик все стихотворение.
I X. Физминутка.
Ветер тихо клён качает.
Вправо, влево наклоняет.
(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч.)
Раз – наклон.
Два – наклон,
Зашумел листвою клён.
(Кружатся, руки вверх.)
а) Выделите карандашом главные слова, паузы в стихотворении.
б) Прочитайте стихотворение выразительно.(читаем по строчкам).
X. - Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе.
- Раскрасьте иллюстрацию к стих. о весне, выполните задание.
XI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке? Достигли ли мы цели?
(На экране вопросы)
- На уроке я узнал.
- На этом уроке я похвалил бы себя за.
- После уроков мне захотелось.
- Сегодня я сумел.
- Какое значение имеет для вас тема, которую мы изучали на уроке?
– Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.)
– Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
– У кого сегодня на уроке было такое настроение?
XII. Оценивание (поставьте в дневнике карандашом ту оценку, которую вы, по - вашему мнению, заслужили на уроке).
Федор Тютчев — Зима недаром злится
Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Федор Тютчев — Весенние воды
Федор Тютчев — Полдень
Федор Тютчев — Осенний вечер
Федор Тютчев — Летний вечер
Федор Тютчев — День и ночь
Федор Тютчев — Весна
Отзывы: 14
О, как здорово, что тут собрано сразу много стихов! Работаю в садике, иногда читаю их деткам, очень им это нравится А иногда мы и сценки ними по мотивам стихотворений разыгрываем, все довольны!
я в 3 классе заполняю читательский дневник мне осталось 5 стихов написать!
очень красивые стихи
Писать стихи приятно уху,
Читать — приятно для очей.
И запах книг мой нос унюхал,
Язык согрелся от речей
Угуу классные стихи Ф.И.Тютчева
Очень красивые слова
Федор Тютчев — Стихи для детей: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Читайте также: