Стефан цвейг королевская игра краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вольная экранизация Стефана Цвейга, фильм о венской интеллигенции, нацистах и шахматах, в финале обретающий жутковатую актуальность.

На самом деле в его самоубийстве не было ничего загадочного. Цвейг называл себя европейцем и всю жизнь мечтал о единой Европе без границ и паспортов. Для него не существовало разницы между Эразмом Роттердамским, Марией Стюарт и, скажем, Максимом Горьким – все трое были для него представителями европейской культуры и все трое в разное время становились героями его произведений (и не только они, Цвейг – автор множества увлекательных беллетризованных биографий). Приход Гитлера к власти разрушил его мечты. Несмотря на то, что сам писатель эмигрировал из Австрии еще до ее аншлюса и физически никак не пострадал от нацистов, он даже из-за океана не мог спокойно наблюдать за тем, как сгорает в огне Второй мировой та Европа, в которой он родился и которую так беззаветно любил.

Тем не менее дурную славу составила Чентовичу вовсе не его неспособность играть в шахматы без фигур и доски, а то, что он до неприличия был падок на деньги. Деревенский парнишка, еще недавно, как пишет Цвейг, подметавший кухню пастора и неожиданно для всех выбившийся в люди, — он не гнушался ни размещать ради платы свой портрет на рекламных объявлениях мыла, ни выступать за мало-мальски внушительный гонорар от крошечных шахматных клубов, ни обыгрывать каких-нибудь состоятельных дилетантов за их же деньги. Собственно, из-за жадности Чентовича наш рассказчик и сходится с чемпионом.

Доктор Б. — тот самый незнакомец, который вмешался в почти что проигранную партию МакКоннора и Чентовича и на глазах у изумленной публики довел ее за несколько ходов до ничьи. Заметно смущенный, не ожидавший такого отпора, Чентович сразу же предложил доктору Б. сыграть еще одну партию, но тот, внезапно замявшись, пожелал откланяться и уйти. Рассказчик, в котором этот господин вызвал живой интерес, отправился на его поиски, чтобы передать просьбу, ставшую уже общим желанием публики: сыграть против Чентовича.

Стефан Цвейг делает доктора Б. полной противоположностью Мирко. Потомок знатного австрийского рода, он образован, скромен, вежлив и красноречив. Его узкое, бледное, с резкими чертами лицо противопоставлено широкому, здоровому, с низким лбом и красными щеками лицу Чентовича. Действиями доктора Б. в новелле нередко руководит любопытство, Neugier, действиями же Чентовича руководит алчность, Habgier. Однако главным противопоставлением оказывается то, что, в отличие от Чентовича, который не может играть в шахматы без фигур и доски, доктор Б. практически ни разу в жизни не держал реальных шахмат в руках.


Некоторые литературоведы полагают, что в образе доктора Б. Стефан Цвейг запечатлел собственный драматический опыт, который ему пришлось получить в конце жизни. Гуманист до мозга костей, Цвейг родился и вырос в Австро-Венгерской империи конца XIX — начала ХХ в., открытой тогда, как казалось, для всех культур мира. После окончания Венского университета он путешествовал по множеству стран и до начала Первой мировой войны успел посетить Великобританию, Францию, Индию, Кубу, Панаму и США, а затем некоторое время пожить в Швейцарии. Невзирая на то что XX в. был ознаменован трагедией, ввергнувшей все человечество в невиданные зверства, Стефан Цвейг свято верил в то, что Европу, как и остальной мир, впереди ждет светлое будущее. Но впереди ждала лишь Вторая мировая война.

Картина основывается на последней новелле писателя Стефана Цвейга, написанной им в феврале 1942 года в Бразилии, куда он спешно бежал из родной Австрии. Та ситуация, что творилась в его стране, не давала ему покоя до конца жизни. Цвейг набрал три машинописных экземпляра новеллы, отвез их на почту, а уже на следующий день, вместе с женой, совершил самоубийство. Тем не менее экранизация не является слепой копией произведения, она разделена на два временных потока. Первый – место действия на корабле, который идет через Атлантический океан, где герой встречает чемпиона мира по шахматам. Второй – номер отеля, где Бартока удерживают члены Гестапо.

Все мы с вами знаем, что одним из самых жутких наказаний для человека является одиночество. Именно борьба с ним и будет основополагающей идеей всей ленты. Сначала мы будем видеть уверенного в себе мужчину, который пытается стойко переносить эти лишения. Картинка и образы, демонстрируемые создателями, будут четкими, понятными и логичными. С ходом времени грань реальности начнет стираться. Иллюзии и бред станут чем-то материальным и отличить одно от другого станет очень сложно.

Фильм начнет представлять из себя жесткий психологический триллер с очень качественной операторской работой. Также стоит похвалить исполнителя главной роли – Оливера Мазуччи, сумевшего очень натурально показать нарастающее безумие.

Именно там и произошло зарождение КИНО CLUB-а

Неожиданное спасение от пыток

Когда Барток оказывается близок к тому, чтобы начать сходить с ума, ему в руки попадает книга с лучшими шахматными партиями в истории. Она становится его спасением…и наваждением.

Королевская игра фильм

Игры разума и борьба против системы

Поначалу может показаться, что эти сценарные линии не слишком связаны или носят сугубо последовательный характер. Но в действительности всё гораздо сложнее и запутаннее. Прошлое и настоящее постепенно сливаются в единое. А понимание что из этого правда, что вымысел остаётся на откуп зрителям.

Королевская игра Оливер Мазуччи

И, конечно, шахматы

Сердцем истории выступают шахматы. Любителей этой игры порадуют упоминания таких мастеров, как Александр Алёхин и Ефим Боголюбов, и их знаменитой партии от 1922 года. Поклонникам интеллектуальных параллелей понравится тонкое сравнение шахмат с любыми -измами с их систематичностью, неуклонным следованием правилам и стремлением подавить эго человека.

Королевская игра 2021

Бесконечно прекрасный Оливер Мазуччи

В фильме сложился пазл из увлекательной небанальной истории, классной режиссуры и выдающейся актёрской игры. То, что продемонстрировал Оливер Мазуччи, назвать иначе как искусством не повернётся язык.

Филипп Штёльцль немного переиначил оригинальное произведение Стефана Цвейга. Он добавил ещё больше путаницы, практически стерев границы между реальностью и фантазией. Но при этом его финал получился менее открытым и более понятным аудитории. Пожалуй, это единственное спорное решение в практически безупречном фильме о невероятной силе воли человека и потрясающей глубине игры в шахматы.

Трейлер:

Читайте также: