Статья зимующие птицы в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Ходунова Марина Анатольевна
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Автор: Ходунова Марина Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

дети подготовительной группы,

Цели и задачи проекта……………………………..

Реализация проекта по этапам………………….

План реализации проекта……………………….

10. Библиографический список……………………….. 8

Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный , 1 неделя.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.

Сформировать целостное представление о зимующих птицах родного края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта :
- Дать представление детям о зимующих птицах родного края, их видами и особенностями.
- Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
- Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
- Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).

- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
- Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
- Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц лесов родного края. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с зимующими птицами. Отсутствие интереса родителей к воспитанию у детей бережного гуманного отношения к живому миру.

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления , расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

У ребенка появится интерес к получению новых знаний о зимующих птицах .

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

- Беседы с детьми.

- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.

- Проведение дидактических игр.

- Проведение подвижных игр.

- Чтение художественной литературы.

- Чтение и заучивание стихов.

- Загадывание загадок о зимующих птицах .

Формы работы с родителями по реализации проекта:

- Обогащение предметно – развивающей среды.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

Условия реализации проекта:

- Принцип интеграции образовательных областей.

- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественн о- эстетическую, коммуникативную.

- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми.

- Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
- Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Обогатился словарный запас детей по теме.
- Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
- Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта

- Сбор информации. Подготовка наглядного материала.

- Подбор дидактических игр, художественной литературы.

- Консультации для родителей.

- Работа с детьми (организация непосредственной образовательной деятельности, организация совместной деятельности, проведение бесед, игр, чтение художественной литературы .

3 Этап: Итоговый

План реализации проекта

- Индивидуальные беседы с детьми и родителями

- Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации)

Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек
П редложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

2 этап

Основной (практический)

Работа с родителями:

3 этап - заключительный

- Оформление результатов проекта в виде презентации,

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

в группе №3 для детей 5-6 лет

Воспитатель: Вискова Лариса Васильевна

“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И.В.Гете
1. Краткая аннотация проекта:
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее.

2. Вид проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный.
По срокам реализации: 2 недели (с 7.12.2020 – 18.12.2020)
Участники проекта:
дети группы №3 детского сада, воспитатели, родители
Место проведение: группа, участок детского сада.

4. Постановка проблемы
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
5. Цели и задачи проекта:
Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них.

Задачи проекта:
для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное,

ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.

6. Ожидаемый результат:
для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

7. Мероприятия для реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.


Исследовательская деятельность
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются;

5. Отгадывание загадок о зимующих птицах


Деятельность на прогулке
Экскурсия по площадкам детского сада .
Наблюдения за птицами.
Труд – кормление птиц, очистка кормушек от снега.


В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.


Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби (Они редко появляются, их больше в городе), свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, вороны – по одиночки.
Кормушку посетили 5 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить

Не лишним будет вспомнить самому и рассказать ребенку о том, что в наших широтах зимует множество птиц. Заранее смастерите вместе и возьмите с собой кормушку, которую во время прогулки вы наполните семечками, ягодами или лакомствами для пернатых. Почему важно подкармливать зимующих птиц и как правильно это делать? Рассказываем по порядку.

Какие птицы зимуют в России

Зимой в лесах и парках нашей страны остаются свыше ста видов птиц: голуби, воробьи, синицы, снегири, дрозды, свиристели, сороки, галки, вороны, поползни, чижи и сойки встречаются в городских парках, клесты и дятлы – в пригородных лесах, утки и лебеди – на водоемах.

Интересно, что снегири, которые считаются символом зимы, новогодних праздников, на самом деле живут в средней полосе России круглый год. Летом они обитают в лесу, и заметить их там довольно сложно. А зимой в поисках корма красногрудые птахи перебираются в города и поселки, поближе к людям.

Как и чем кормить птиц

О том, что для того, чтобы птицы смогли пережить холода, их нужно подкармливать, знают все. Однако орнитологи подчеркивают, что нужно именно подкармливать, а не кормить. Если взять пернатых на полное довольствие, они разучатся находить пропитание самостоятельно и будут целиком зависеть от человека, а это может привести к их гибели. По этой же причине подкармливать птиц следует только в холодное время года, когда большая часть еды – ягод, семян, личинок, скрыта под снегом.

Если вы с ребенком хотите помочь зимующим птицам, определитесь, для каких из них вам стоит приготовить корм и кормушку. Например, чтобы крупные виды (вороны, голуби, сороки) не отбирали еду у мелких (снегирей, синиц, воробьев), сделайте в кормушке не слишком большое отверстие или повесьте ее на тонкую ветку.

Если кормушка будет висеть на дереве во дворе или неподалеку от дома, не забывайте регулярно чистить птичью столовую и подсыпать свежий корм. Делать это лучше всего в одноразовых перчатках.

Если вы не планируете приносить птицам новую еду каждый день, отнеситесь ответственно к выбору материалов для изготовления кормушки и сделайте ее прочной и долговечной. Лучше взять экологичные дощечку или фанеру, а не пластиковую бутылку: впоследствии упавшая кормушка просто сгниет, а не превратится в неразлагаемый десятилетиями мусор.

Вот что можно положить в кормушки:

  • ягоды (рябина, калина, боярышник, клюква);
  • кусочки фруктов (яблоки, груши, бананы) и сухофруктов;
  • ломтики овощей (тыква, морковь, кукуруза);
  • семена трав (одуванчик, чертополох, мятлик);
  • семена деревьев (клен, ясень);
  • шишки;
  • сырые орехи (кроме арахиса, который является токсичным для птиц);
  • несоленые и нежареные семечки;
  • несоленое и некопченое сало;
  • крупа – можно такую, в которой завелись жучки и личинки (для птиц это бонус). Подойдут просо, пшеница, овсяные хлопья. А вот рис давать не стоит, он слишком твердый. Пшено нужно ошпарить кипятком, чтобы оно не прогоркло;
  • кусочки сырого мяса;
  • яичная скорлупа;
  • порубленные на кусочки вареные яйца.

Главный критерий подкормки зимой – калорийность, к примеру, семечки однозначно лучше ягод.

Хлеб – польза или вред для птиц?

Можно ли его давать пернатым? Любители птиц придерживаются полярных точек зрения. Одни утверждают, что это яд, а другие считают, что хлеб ничем не хуже других кормов.

Вот что говорят орнитологи.

Доктор биологических наук, орнитолог, профессор биофака МГУ Ирина Беме , ведущий научный сотрудник биофака МГУ Илья Володин и сотрудник координационного центра Союза охраны птиц России Елена Чернова солидарны: ржаной и свежий белый хлеб могут привести к проблемам с пищеварением у птиц. Подкармливать птиц можно лишь подсушенным белым хлебом. Особенно его любят голуби и воробьи.

Биолог университета им. И. Канта, орнитолог Юлия Гришанова утверждает, что нельзя кормить птиц хлебным мякишем, корками или печеньем. Это касается и водоплавающих – уток и лебедей.

Орнитолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, член Уральского орнитологического общества Нина Садыкова говорит:

Не только подкормить.

Бывает, что для спасения пернатых одних кормушек недостаточно. В морозную погоду в лесу или в парке можно найти замерзшую птицу. Что можно сделать в этом случае:

И еще раз о пользе птиц.

Птицы не только радуют нас красивым оперением и звонкими трелями. Они спасают урожай. В 1950-е годы в Китае по приказу правительства истребили почти всех воробьев, чтобы они не клевали зерна, в результате чего по всей стране расплодились тля и саранча. Тучи насекомых несколько лет подряд уничтожали посевы, и от голода в те годы погибли миллионы жителей Поднебесной. Тогда Мао Цзэдун попросил Советский Союз и Канаду прислать своих воробьев для борьбы с вредителями. Теперь этих птиц в Китае берегут.

Пернатые не только защищают посевы, но и спасают деревья. Например, одна синица в летний день скармливает птенцам 500–600 насекомых и личинок. А зимой синицы и дятлы достают из-под коры жучков-вредителей. Так к весне лес очищается от паразитов.

Немало пользы от птиц и в городах. К примеру, вороны – настоящие санитары мегаполисов, уничтожающие падаль, гниющие пищевые отходы и мелких грызунов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: