Статья зимующие птицы в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Ходунова Марина Анатольевна
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Автор: Ходунова Марина Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
дети подготовительной группы,
Цели и задачи проекта……………………………..
Реализация проекта по этапам………………….
План реализации проекта……………………….
10. Библиографический список……………………….. 8
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный , 1 неделя.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Сформировать целостное представление о зимующих птицах родного края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
- Дать представление детям о зимующих птицах родного края, их видами и особенностями.
- Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
- Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
- Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
- Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
- Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц лесов родного края. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с зимующими птицами. Отсутствие интереса родителей к воспитанию у детей бережного гуманного отношения к живому миру.
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления , расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
У ребенка появится интерес к получению новых знаний о зимующих птицах .
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
- Беседы с детьми.
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация.
- Проведение дидактических игр.
- Проведение подвижных игр.
- Чтение художественной литературы.
- Чтение и заучивание стихов.
- Загадывание загадок о зимующих птицах .
Формы работы с родителями по реализации проекта:
- Обогащение предметно – развивающей среды.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
Условия реализации проекта:
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественн о- эстетическую, коммуникативную.
- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми.
- Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
- Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
- Обогатился словарный запас детей по теме.
- Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
- Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта
- Сбор информации. Подготовка наглядного материала.
- Подбор дидактических игр, художественной литературы.
- Консультации для родителей.
- Работа с детьми (организация непосредственной образовательной деятельности, организация совместной деятельности, проведение бесед, игр, чтение художественной литературы .
3 Этап: Итоговый
План реализации проекта
- Индивидуальные беседы с детьми и родителями
- Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации)
Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек
П редложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 6 - 7 лет.
Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
2 этап
Основной (практический)
Работа с родителями:
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц;
- Наблюдение за их поведением;
- Использование разных кормов;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
в группе №3 для детей 5-6 лет
Воспитатель: Вискова Лариса Васильевна
“Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И.В.Гете
1. Краткая аннотация проекта:
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее.
2. Вид проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный.
По срокам реализации: 2 недели (с 7.12.2020 – 18.12.2020)
Участники проекта:
дети группы №3 детского сада, воспитатели, родители
Место проведение: группа, участок детского сада.
4. Постановка проблемы
Недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время.
5. Цели и задачи проекта:
Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них.
Задачи проекта:
для детей: расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное,
ответственное отношение к миру природы, элементарные экологические знания; воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях; учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
для родителей: формировать активность и заинтересованность в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормке; учить родителей на личном примере показывать детям, как надо бережно относиться к природе, охранять и заботиться о ней.
для педагогов: пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о зимующих птицах.
6. Ожидаемый результат:
для детей: имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заботиться о них; умеют, совместно с родителями изготовить кормушку; знают как и каким кормом подкармливать птиц; умеют наблюдать, анализировать собственную деятельность; проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру.
для родителей: проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта.
для педагогов: более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
7. Мероприятия для реализации проекта:
1 этап Подготовительный
Постановка целей проекта, определение знаний, актуальности проекта; подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Исследовательская деятельность
- обследование и рассматривание перьев;
- называть части тела;
- окраску;
- чем питаются;
5. Отгадывание загадок о зимующих птицах
Деятельность на прогулке
Экскурсия по площадкам детского сада .
Наблюдения за птицами.
Труд – кормление птиц, очистка кормушек от снега.
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби (Они редко появляются, их больше в городе), свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, вороны – по одиночки.
Кормушку посетили 5 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить
Не лишним будет вспомнить самому и рассказать ребенку о том, что в наших широтах зимует множество птиц. Заранее смастерите вместе и возьмите с собой кормушку, которую во время прогулки вы наполните семечками, ягодами или лакомствами для пернатых. Почему важно подкармливать зимующих птиц и как правильно это делать? Рассказываем по порядку.
Какие птицы зимуют в России
Зимой в лесах и парках нашей страны остаются свыше ста видов птиц: голуби, воробьи, синицы, снегири, дрозды, свиристели, сороки, галки, вороны, поползни, чижи и сойки встречаются в городских парках, клесты и дятлы – в пригородных лесах, утки и лебеди – на водоемах.
Интересно, что снегири, которые считаются символом зимы, новогодних праздников, на самом деле живут в средней полосе России круглый год. Летом они обитают в лесу, и заметить их там довольно сложно. А зимой в поисках корма красногрудые птахи перебираются в города и поселки, поближе к людям.
Как и чем кормить птиц
О том, что для того, чтобы птицы смогли пережить холода, их нужно подкармливать, знают все. Однако орнитологи подчеркивают, что нужно именно подкармливать, а не кормить. Если взять пернатых на полное довольствие, они разучатся находить пропитание самостоятельно и будут целиком зависеть от человека, а это может привести к их гибели. По этой же причине подкармливать птиц следует только в холодное время года, когда большая часть еды – ягод, семян, личинок, скрыта под снегом.
Если вы с ребенком хотите помочь зимующим птицам, определитесь, для каких из них вам стоит приготовить корм и кормушку. Например, чтобы крупные виды (вороны, голуби, сороки) не отбирали еду у мелких (снегирей, синиц, воробьев), сделайте в кормушке не слишком большое отверстие или повесьте ее на тонкую ветку.
Если кормушка будет висеть на дереве во дворе или неподалеку от дома, не забывайте регулярно чистить птичью столовую и подсыпать свежий корм. Делать это лучше всего в одноразовых перчатках.
Если вы не планируете приносить птицам новую еду каждый день, отнеситесь ответственно к выбору материалов для изготовления кормушки и сделайте ее прочной и долговечной. Лучше взять экологичные дощечку или фанеру, а не пластиковую бутылку: впоследствии упавшая кормушка просто сгниет, а не превратится в неразлагаемый десятилетиями мусор.
Вот что можно положить в кормушки:
- ягоды (рябина, калина, боярышник, клюква);
- кусочки фруктов (яблоки, груши, бананы) и сухофруктов;
- ломтики овощей (тыква, морковь, кукуруза);
- семена трав (одуванчик, чертополох, мятлик);
- семена деревьев (клен, ясень);
- шишки;
- сырые орехи (кроме арахиса, который является токсичным для птиц);
- несоленые и нежареные семечки;
- несоленое и некопченое сало;
- крупа – можно такую, в которой завелись жучки и личинки (для птиц это бонус). Подойдут просо, пшеница, овсяные хлопья. А вот рис давать не стоит, он слишком твердый. Пшено нужно ошпарить кипятком, чтобы оно не прогоркло;
- кусочки сырого мяса;
- яичная скорлупа;
- порубленные на кусочки вареные яйца.
Главный критерий подкормки зимой – калорийность, к примеру, семечки однозначно лучше ягод.
Хлеб – польза или вред для птиц?
Можно ли его давать пернатым? Любители птиц придерживаются полярных точек зрения. Одни утверждают, что это яд, а другие считают, что хлеб ничем не хуже других кормов.
Вот что говорят орнитологи.
Доктор биологических наук, орнитолог, профессор биофака МГУ Ирина Беме , ведущий научный сотрудник биофака МГУ Илья Володин и сотрудник координационного центра Союза охраны птиц России Елена Чернова солидарны: ржаной и свежий белый хлеб могут привести к проблемам с пищеварением у птиц. Подкармливать птиц можно лишь подсушенным белым хлебом. Особенно его любят голуби и воробьи.
Биолог университета им. И. Канта, орнитолог Юлия Гришанова утверждает, что нельзя кормить птиц хлебным мякишем, корками или печеньем. Это касается и водоплавающих – уток и лебедей.
Орнитолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, член Уральского орнитологического общества Нина Садыкова говорит:
Не только подкормить.
Бывает, что для спасения пернатых одних кормушек недостаточно. В морозную погоду в лесу или в парке можно найти замерзшую птицу. Что можно сделать в этом случае:
И еще раз о пользе птиц.
Птицы не только радуют нас красивым оперением и звонкими трелями. Они спасают урожай. В 1950-е годы в Китае по приказу правительства истребили почти всех воробьев, чтобы они не клевали зерна, в результате чего по всей стране расплодились тля и саранча. Тучи насекомых несколько лет подряд уничтожали посевы, и от голода в те годы погибли миллионы жителей Поднебесной. Тогда Мао Цзэдун попросил Советский Союз и Канаду прислать своих воробьев для борьбы с вредителями. Теперь этих птиц в Китае берегут.
Пернатые не только защищают посевы, но и спасают деревья. Например, одна синица в летний день скармливает птенцам 500–600 насекомых и личинок. А зимой синицы и дятлы достают из-под коры жучков-вредителей. Так к весне лес очищается от паразитов.
Немало пользы от птиц и в городах. К примеру, вороны – настоящие санитары мегаполисов, уничтожающие падаль, гниющие пищевые отходы и мелких грызунов.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Читайте также: