Представление университета в школе

Обновлено: 05.07.2024

В рамках взаимодействия с ВУЗами прошла профориентационная встреча старшеклассников 11-х классов учеников школы № 16 из Балашихи с представителями Московского Международного Университета, под руководством социального педагога Иванковой И.Г.

В ходе этой встречи, студентка ММУ, Ватутина Александра Вадимовна, подробно рассказала ребятам о специальностях, направлениях и правилах поступления. Старшеклассники получили ответы на все свои вопросы. В рамках таких встреч у ребят есть возможность сконструировать свою образовательную деятельность при выборе будущей профессии.

Совсем скоро вам предстоит поступление в ВУЗы нашей страны! Боитесь? Не стоит. Главное спокойствие, у вас все получится. Выбор университета - это ответственный выбор. Здесь нельзя прогадать, иначе будут мучать сомнения, переживания и лучшие годы прожиты зря. Но не будем о грустном. Все-таки, Высшее учебное заведение- это престижно. Согласны? Зная, что человек имеет высшее образование, начинаешь относится к нему с уважением, да что говорить, даже с небольшой завистью. Думаешь… везет ему, а мне еще …ух…Но всё же еще впереди, куда торопиться.

Когда я поступала в ВУЗ, поверьте, наши мысли совпадали. Кстати, переживала я так сильно, что думать о чем либо другом не могла. Но когда узнала, что поступила, прыгала выше потолка, ведь мне предстоял целый переезд в другой город, как казалось мне в другой мир. Что меня ждет? Неизвестность… А как интересно! Поступила я в Санкт-Петербургский Институт Культуры. ВУЗ творческий. Необычно, правда? Кому не скажешь, все удивляется. Но когда спрашивают: А на кого? Меня одолевает смех. Мой ответ : Да вы наверно не поймете…Менеджмент Социальной-культурной деятельности. Улыбаюсь. Интересно смотреть на реакцию человека. Мало кто знает, что такая профессия существует.
Всех интересует- кто такой Менеджер СКД? Расскажу и вам. Интересно?

Так вот, Менеджер СКД это в первую очередь, специалист и профессионал своего дела. Личность творческая, это управленец, может быть какой-то организации, а может целого коллектива, который воспроизводит культурную и социальную среду. Он должен грамотно самовыражаться, у него должны быть способности к публичной деятельности, креативность мышления. По своему опыту могу сказать о том, что менеджер СКД должен заниматься созданием благоприятной культурной среды, стимулированию инновационных идей в социальной и культурной жизни города, региона, страны, государства. Мы должны проводить информационную, просветительскую и даже воспитательную работу. Это тоже является нашей особенностью. Выпускники ВУЗов в области социально-культурной деятельности могут сегодня быть успешными только при условии обладания высокой общей и профессиональной компетентностью, способностью к самостоятельному повышению профессиональных знаний и умений, получению в процессе обучения необходимых навыков.

В общем, Менеджер СКД-это образованный, креативный, увлеченный человек, который должен любить свою работу и быть полностью вовлеченным в процесс развития культуры. Особенность нашей деятельности состоит в том, чтобы быть специалистами в различных областях нашей жизни: экономической, социальной, юридической, политической, культурной.

И в конце хочется сказать, что мы сами творцы своей судьбы и даже когда жизнь бьёт вас по голове кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждёна, что единственной вещью, которая помогает мне продолжать это дело, является то, что я люблю его. Вам надо найти то, что вы любите. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела. Не останавливайтесь. Приходите в СПБГИК, возможно вы найдете здесь именно СВОЕ любимое дело.

Вопросы для самопроверки и подготовки к итоговому контролю

Студенты, которые хотят присоединиться к проекту, могут зайти в Дирекцию по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, чтобы получить раздаточные материалы и видеоролики о Вышке. Время и формат встречи с учениками студенты согласовывают с администрацией своих школ самостоятельно.


План выступления у меня обычно такой. Сначала несколько слов о Вышке, затем о возможностях участия в олимпиадах и детальный рассказ о факультете права. Рассказать об олимпиадах особенно важно: в моей школе хорошо развито олимпиадное движение, и многие стараются поступить в вуз, победив на олимпиаде.

Стараюсь, чтобы мой рассказ был исчерпывающим, но вопросы у ребят все равно остаются. Обычно они спрашивают, какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ при поступлении, тяжело ли учиться, много ли домашних заданий, есть ли возможность уехать учиться за границу по обмену, много ли в Вышке студенческих организаций. Я всегда с удовольствием отвечаю на вопросы, ещё ни разу не пришлось лукавить.


Для меня такие встречи, рассказы о том, чем средняя школа отличается от Высшей школы экономики, а модуль от четверти, — ответственная миссия. Среди старшеклассников немало тех, кто еще не определился с выбором вуза и будущей профессии или затрудняется его сделать. Я всегда рекомендую посещать дни открытых дверей, чтобы понять все тонкости обучения на той или иной образовательной программе.

Фильм-презентация Вышки, который вручают в Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, отлично помогает наглядно продемонстрировать, что такое наша студенческая жизнь: поступление, учеба, жизнь в общежитии, чем мы занимаемся после учебы. Самый необычный вопрос, который мне задали, — о наличии в бакалавриате Вышке вечернего отделения. Пришлось объяснить, почему его нет.


Я окончил школу в Якутске и в свое время получил достаточно информации о Вышке, стойкое желание поступить именно сюда у меня сформировалось еще в девятом классе. Тем не менее в моей республике ВШЭ пока не является устоявшимся брендом — многие о нашем университете попросту не слышали. Меня это задевает. Ведь, с одной стороны, множество действительно способных ребят теряют возможность получить лучшее образование, а, с другой стороны, Вышка теряет потенциальных талантливых студентов.

За два года я провел три официальных встречи в своей школе, но, по сути, о Вышке рассказываю всегда, когда в школу прихожу. Один раз была встреча с одаренными детьми со всей Якутии в рамках физико-математического форума.

Искренне надеюсь, что все, о чем я рассказываю, старшеклассникам пригодится.

Профориентационная работа в вузе занимает значительное место. Она организуется и ведется в рамках обеспечения непрерывности ступеней образования, для привлечения абитуриентов в вуз. Ее роль для вуза возрастает с позиции поиска новых возможностей по привлечению слушате-лей. В статье описаны пассивные и активные методы профориентационной работы, приведены варианты реализации отдельных видов работы. Выделены рекомендации по организации профориентационной работы.

Ключевые слова

Текст научной работы

Как отмечается в работах С.В. Титовой, актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения (общее образование, СПО, ВПО), слушателями курсов дополнительных образовательных программ в условиях учебных заведений непрерывного образования диктуется следующими причинами [7]:

  • психолого-педагогической (возрастает потребность молодежи в раннем профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям);
  • образовательной (востребованность образования, направленного на развитие способностей человека, его творческого этнокультурного потенциала);
  • демографической (уменьшается прием в 10 классы общеобразовательной школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов).

Анализ состояния теории вопросов довузовской подготовки, профориентации школьников и особенностей профессионального самоопределения личности проведен в работах А.С. Мутыровой [5], С.В. Титовой [7] и др. В литературе имеются исследования проблем профессионального самоопределения личности, влияния довузовского образования на формирование профессионального самоопределения учащихся, организации в вузах дополнительного образования в рамках профоринтационной работы.

Целью статьи является описание варианта организации профориентационной работы в вузе.

Сегодня многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов, причем эта проблема касается всех вузов без исключения. Без результативной профориентационной деятельности современный вуз не конкурентоспособен, так как именно студенты являются основным конкурентным преимуществом. Поэтому если вуз планирует функционировать и развиваться в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо подходить креативно и системно к выбору методов профориентационной деятельности.

В основу профориентационной деятельности вуза должны быть положены принципы [4] интеграции, регионализации (учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, миграционных процессов, социально-профессиональных и образовательных запросов населения), непрерывности (поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся).

В рамках данного исследования мы будем говорить о двух фундаментальных с позиции методологии направлениях профориентационной работы вуза: профориентационная работа с целью привлечения абитуриентов в вуз и профориентационная работа с целью профессионального самоопределения студентов. Эти направления являются необходимыми, но не достаточными с позиции системного подхода к профориентационной деятельности. В заключении мы представим весь спектр направлений профориентационной деятельности.

Профориентационная работа с целью привлечения абитуриентов в вуз

Дополнительное образование на базе вуза призвано дополнить и расширить предпрофильную и профильную подготовку школьников. Профильная дифференциация способствует тому, чтобы обучающиеся могли сделать осознанный выбор будущей профессии. Средства и методы профильной и предпрофильной подготовки давно являются предметом изучения педагогов-исследователей. Теоретические вопросы профильного обучения представлены в работах А.В. Баранникова и А.Г. Каспржака.

Т.Ю. Цибизова [9, с. 57], анализируя подходы к дополнительному образованию, отмечает, что, несмотря на имеющуюся разницу в трактовке, имеется общая позиция на рассмотрение его как самостоятельного значимого звена системы образования, которое не может быть перекрыто или заменено школой. Среди функций дополнительного образования выделяют обучающую, развивающую, социализирующую, корректирующую [6].

Н.Н. Загузина [1] отмечает, что современные тенденции развития общества требуют от выпускников раннего определения профессии, на момент окончания школы обучающиеся должны иметь представление о сфере их будущих профессиональных интересов. Это обстоятельство указывает на необходимость создания условий для гармоничного и безболезненного перехода выпускников школ от общего к высшему образованию, реализации идей непрерывного образования. Довузовская подготовка может выступать в этом случае в качестве элемента системы непрерывного образования, содержание которого строится на идеях организации неформального образования старших школьников на базе вуза.

Вопросы довузовской подготовки обучающихся рассматриваются в исследованиях С.Г. Григорьева, И.И. Мельникова, Л.Ю. Нестеровой, Н.Ю. Румянцевой и др. Авторы ставят цели довузовской подготовки, анализируют содержание, программы, формулируют рекомендации по планированию и проведению подготовительных курсов. Однако практически все эти исследования описывают методы довузовской подготовки по базовым предметам школьного курса (математика, русский язык, история, физика и др.).

Профориентационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как научно обоснованная система подготовки потенциальных абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных [7].

К пассивным методам относятся:

  • беседы с абитуриентами о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;
  • приглашение преподавателей вуза на школьные мероприятия;
  • оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;
  • организация «Дня открытых дверей и др.

В качестве примера приведем вариант проведения Дня открытых дверей. Как известно целью этого мероприятия является привлечение абитуриентов через знакомство их с планируемым приемом в вуз, условиями обучения в вузе и т.д. С одной из проблем, с которой можно столкнуться при организации Дня открытых дверей, - это как привлечь на мероприятие потенциальных абитуриентов. Однозначно им надо предложить что-то для них ценное на данный момент. В качестве такого мотивационного компонента для школьников в первой половине учебного года могут выступить мастер-классы по школьным предметам, выносимым на ЕГЭ, а если хотим проработать и на перспективу и привлечь учащихся 9 классов, то и ОГЭ.

Вариант Дня открытых дверей (сочетание пассивных и активных форм и приемов работы с потенциальными абитуриентами).

Первая часть (общая), может быть проведена, например, в актовом зале вуза, продолжительность примерно 40-50 мин. Включает в себя приветственное слово администрации вуза, представление факультетов и/или кафедр, представление структуры и правил приема 2017 г., презентация студенческих творческих и спортивных коллективов вуза

Вторая часть – представление направлений (специальностей) приема 2017 года. Продолжительность будет завесить от набора программ, примерно 1,5 – 2 часа. Работа проводится силами кафедр и студентов. Используются активные, игровые формы и приемы работы со школьниками - потенциальными абитуриентами. Организовано это может быть в отдельных аудиториях, рекреации и т.д. Школьники, переходя из аудитории в аудиторию (или на их выбор), участвуют в представлении направлений и специальностей вуза.

Третья часть – проведение предметных мастер классов для учащихся 9-11 классов по решению задач повышенной сложности ЕГЭ и ОГЭ. Каждый мастер класс рассчитывается на 30-40 мин. Надо предусмотреть, что на русский и математику, скорее всего, захотят пойти все школьники. Поэтому оптимально будет спланировать три группы (промежутков времени) мастер классов. Тогда основная масса школьников смогут выбрать три предмета и в аудиториях будет примерно одинаковое количество школьников.

Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют особой подготовки и ориентированы на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.

С.В. Титова [7] выделяет следующие активные методы профориентации:

  • привлечение школьников к работе вузовских проблемных групп;
  • создание в вузах работниками телевидения и преподавателями рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;
  • активное участие преподавателей вуза в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
  • организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;
  • проведение профессиональных недель факультетов;
  • организация олимпиад для различных групп населения и для школьников в частности.

Среди перспективных направлений реализации дополнительного образования с акцентом на организацию предпрофильной и профильной подготовки на базе вуза (довузовской подготовки) можно рассматривать, так называемые, круглогодичные школы интеллектуального роста.

Довузовская подготовка обучающихся – это пропедевтический этап непосредственного профессионального становления личности, целью которого является развитие собственных познавательных интересов старшеклассников, повышение уровня образованности и подготовка к условиям высшей школы. В региональной системе непрерывного образования разные формы довузовской подготовки (в частности школа юного предпринимателя) являются интеграционной структурой высшей школы.

Следующим методом профориентационной работы можно рассмотреть организацию и проведение всеобщих оценочных мероприятий на базе вуза. Например, Всеобщий диктант или Олимпиада по математике для детей и молодежи. Организуется в вузе один раз в году (например, первая суббота апреля). Участвовать могут все желающие. Все желающие могут проверить свои силы в области гуманитарных или математических наук, проверить логическое, образное и абстрактное мышление. Задания готовятся сотрудниками кафедры, за которой закреплены соответствующие дисциплины. Задачный материал содержит в основном практико-ориентированные задания. Например, для проверки математических знаний, задачи на смеси и сплавы, проценты, совместную работу.

Кружки по разным учебным предметам, предпрофильные курсы, элективные курсы и курсы по выбору на базе вуза, по выбору тоже могут иметь место в ракурсе описываемой работы. Содержание курсов должно не просто расширять соответствующий учебный предмет, но и формировать у школьников элементарные представления о способах и приемах деятельности, необходимых для усвоения содержания, соответствующего выбранному профилю обучения. Удачно к работе курсов по выбору привлечь психологов с целью помочь учащимся определиться с выбором профиля обучения на основе изучения своих способностей. Думается, нет смысла здесь сильно углубляться в теорию профильного предмета вузовского уровня. Лучше показать возможности использования предмета в различных областях, продемонстрировать возможности вузовских методов и форм обучения, включить школьников в исследовательскую деятельность на материале профильного предмета.

Представлены некоторые формы дополнительного образования, которые могут быть использованы в рамках расширения и углубления математических знаний, а также приобретения начальных знаний по экономической деятельности. Указанный перечень может быть доработан и расширен.

Профессиональная ориентация обучающихся

Профориентационная работа с обучающимися направлена на повышение качества подготовки, формирование дополнительных компетенций, востребованных на рынке труда. Она способствует освоению обучающимися нового опыта деятельности, социальных ролей, коммуникации, профессионального поведения, качеств.

Как известно, мотивирующим фактором в работе является интерес к своему делу. Под формированием профессионального интереса следует понимать становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, творческой самореализации в профессии. Интерес к профессии - это, прежде всего, интерес к конкретному виду трудовой деятельности.

В вузах создаются и функционируют студенческие советы. В рамках их деятельности у обучающихся будут проявляться и развиваться лидерские качества, которые необходимо целенаправленно развивать и направлять на достижение созидательных целей. Обучающиеся реализуют свою внутреннюю потребность в творческой самореализации. При этом часто происходит трансформация в нравственные качества личности (справедливость, добро, любовь к профессии).

В качестве эффективного метода профориентационной деятельности в вузе можно рассмотреть организацию дня самоуправления [7]. Особой трудоемкой подготовки обычно день самоуправления не требует. Необходимо провести распределение ролей и обозначение круга проблем, на решение которых будет направлено мероприятие. Для усиления профориентационного эффекта мероприятия приглашаются школьники и студенты СПО (возможные потенциальные абитуриенты).

День самоуправления предполагает, что руководители и исполнители на один день меняются своими функциями.

По итогам мероприятия можно провести обсуждение, конференцию или круглый стол студентов и сотрудников с целью выделения и анализа положительных и отрицательных сторон, того, что получилось и не получилось, появившихся идей. Итоги могут выявить внутренние проблемы вуза и разработать пути их решения, воплотить новые идеи.

В рамках профориентационной работы студенты активно вовлекаются в общественно-полезную деятельность: проведение учебно-практических семинаров в школах; различных акциях по пропаганде здорового образа жизни; помощь в организации безопасности при проведении общественно-массовых мероприятий.

Еще одним направлением профориентационной деятельности со студентами можно рассмотреть организацию и проведение студенческих конференций и последующей публикацией сборника научных трудов.

Следуя воззрениям С.В. Титовой [7] на деление методов профориентационной работы на активные и пассивные, предлагаем обобщённую таблицу профориентационных методов вуза (см. табл. 1).

Таблица 1. Методы профориентационной работы в вузе

Довузовское самоопределение

Самоопределение в вузе

Пассивные методы

Активные методы

Пассивные методы

Активные методы

беседы о направлениях и профилях, организуемые преподавателями вуза;

организуемые на базе вуза лагерь, клуб (юных экономистов, маркетологов, менеджеров, юристов и т.п.);

проведение профессиональных недель кафедр (факультетов);

приглашение преподавателей вуза на тематические вечера в школу;

привлечение к работе вузовских научных кружков школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений;

организация и проведение ознакомительных экскурсий на потенциальные места будущего трудоустройства выпускников (градообразующие предприятия, муниципалиные учреждения);

организация научных исследований по актуальным вопросам науки;

организация лекториев с приглашением абитуриентов;

организация консультаций, работа которых говорит о прочности вуза на рынке образовательных услуг и высокой квалификации его работников;

приглашение профессионалов в узких областях, педагогов –новаторов, ведущих бизнесменов в вуз в рамках проведения тематических мероприятий.

активное участие студентов в общественно-массовых мероприятиях городского и краевого уровней;

оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;

распространение издаваемой в вузах справочной литературы: книги, пособия, учебники;

проведение дней самоуправления;

организация посещения предполагаемыми абитуриентами вуза;

создание в вузах работниками телевидения и преподавателями профориентационных и имиджевых роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;

работа в студенческих (педагогический, сервисный, строительный и др.) отрядах, организация и проведение учебно-практических семинаров и других мероприятий в школах;

активное участие преподавателей вуза в государственных программах по переобучению безработных через центры занятости;

участие в научно-практических конференциях; участие и проведение конкурсов студенческих научных работ, научных докладов.

выступление ученых вуза в СМИ;

организация олимпиад для школьников;

участие в ярмарках вакансий, ярмарках учебных мест, мероприятий по содействию трудоустройству.

подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза.

агитационно-профориентационная работа на родительских собраниях в школах города и района. Родительские лектории.

Профориентационная работа высшего учебного заведения будет результативной, если следовать следующим рекомендациям.

  1. Конкретизация целевых аудиторий абитуриентов для оптимизации мер и технологий профориентационной работы. Составление плана профиориентационных мероприятий вуза, дифференцированно по довузовскому и студенческому самоопределению.
  2. Обучение будущих специалистов должно осуществляться в деятельностно-ориентированном направлении на основе использования интерактивных форм и методов обучения.
  3. Расширение перечня вопросов в билетах итоговой аттестации заданиями, связанными с применением профессионально ориентированных ситуаций, освоением различных функций и ролей субъектов профессиональной деятельности.

4. Максимизировать взаимодействие студентов с представителями работодателя для разбора профессиональных задач, и развития у студентов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.

Как известно, лучше срабатывают новые приемы формы и методы работы, которые бывает не просто придумать из-за некоторой консервативности стиля мышления человека. Для генерации идей можно использовать приемы мозгового штурма, анкетирования, блиц-опросов различных категорий потенциальных потребителей образовательных услуг вуза. Проводить эти опросы можно среди студентов, абитуриентов, школьников, приглашенных и участников различных мероприятий вуза.

В заключение отметим основные направления профориентационной работы вуза, которые, на наш взгляд, являются необходимыми и достаточными для успешного осуществления профориентационной работы вуза в целом. К основным направлениям профориентационной работы вуза отнесем следующие.

  1. Профориентационная работа с учащимися образовательных учреждений (общеобразовательных и СПО) и их родителями.
  2. Выявление и реализация профориентационных возможностей различных программ (образовательных, воспитательных и т.д.) и научно-исследовательских проектов.
  3. Формирование системы привлечения и обеспечения набора абитуриентов из отдаленных территорий.
  4. Укрепление взаимодействия с педагогами города, района, края.
  5. Профориентационная работа со студентами.
  6. Информационное сопровождение профориентационной деятельности.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: