Статья взаимодействие школы и семьи

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация для педагогов по современным проблемам

Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель.

Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

Наша страна переживает сложное время.

Семья и школа - два общественных института. Не всегда школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня новый период развития современного общества, в котором общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из главных задач в воспитании молодого поколения. Необходимо повышать педагогическую культуру родителей.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не смогла обойтись без семьи.

По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается не в ДОУ, а на этапе раннего детства в семье. Ошибки и просчеты в воспитании в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации, в различных отклонениях в развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.

Не секрет, что в современном мире многие родители самоустранились от воспитания своих детей.

Большинство родителей заняты зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии.

Воспитание детей родители переложили на детский сад, школу, телевидение, компьютер и т.д.

Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении.

Как же помочь родителям понять, что именно они закладывают основу счастья или несчастья в будущее своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к школе?

В работах исследователя Т.А. Марковой найдено обоснование двух факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья первый и наиболее значимый институт жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она определяется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с другой – первостепенной важностью раннего детства в развитии человека

Работа с семьёй - одна из главных задач школы, оказание психолого- педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основное условие сотрудничества семьи и школы - взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Однако до сих пор проблема тесного сотрудничества семьи и школы остаётся нерешённой. Причин здесь много.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания. Они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей.

Факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов:

авторитарный характер действий;

неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач;

низкая педагогическая культура учителя;

неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.

Со стороны родителей тормозящим фактором сотрудничества являются:

низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;

отсутствие должного внимания к воспитанию детей;

субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;

переоценка своих воспитательных возможностей.

Дело тут не только в смене поколений, а в том, что каждый из родителей и учителей - индивидуален, со своим опытом, со своими представлениями о взаимоотношениях семьи и школы, педагогической грамотностью, характером, культурой поведения.

Всё изменилось в современном мире - отношения учителей и детей, детей и родителей.

Новое качество образования требует и нового отношения к детям, и, как показывает опыт, многие родители оказались не готовы к новым формам общения.

Методы воспитания детей зачастую остаются авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.

В тоже время значительная часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержания и формы педагогического просвещения.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность.

Для этого необходимо следующее:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вмести с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “ Давайте вместе решим, как быть”, “ Хочется услышать ваше мнение”.

Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединения усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремления педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решение это проблемы.

Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство.

Постепенно тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название “лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, вызывается, воспринимается родителями с большим доверием для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска.

Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями.

Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашает на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся.

После посещения ряда уроков учителя и родителей вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых знаний педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления.

Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной работы. Приходится отмечать, что система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях.

Снижение во многих семьях влияния старшего поколения.

Утрата многих традиций народной педагогики.

Урбанизация общества, усиливающая проблему общения детей и взрослых.

Гипертрофированная телемания общества, то есть родители отдают предпочтение просмотру телевизора, нежели общению с детьми.

Почему школа сегодня стремится к активному взаимодействию с родителями, в первую очередь, чтобы совместными усилиями решать проблемы воспитания и образования. Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе.

Задача совместной деятельности учителей и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. На протяжении нескольких лет наша школа использует творческие формы работы с родителями, в основе которых заложены следующие ориентиры взаимоуважение; тактичность; активность всех участников воспитательного процесса.

Партнѐрство семьи и школы должно работать в интересах ребѐнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Пути руководства семейным воспитанием: непосредственное воздействие воспитателей и учителей на родителей с целью педагогически – целесообразной организации жизни семьи; воздействие на родителей через учащихся; влияние воспитательной системы школы, ее атмосферы на создание здорового климата в семье.

Взяв за основу творческие формы работы с родителями, именно такие неординарные формы способствуют взаимодействию школы и родителей, помогают родителям лучше понять детей.

Анкетирование, проводимое среди учащихся школы, по оцениваю жизненно – важных ценностей, среди которых здоровье, знания, друзья, карьера, любовь и др., показывает, что семья занимает самое важное место в жизни ребенка. Поэтому значимым в воспитательной работе школы является использование творческих форм работы с родителями по многим воспитательным направлениям, таким как нравственное, эстетическое, гражданско – патриотическое воспитание, через коллективно творческие дела.

Школа должна для родителей быть открытой, ведь главная ее цель заключается в том, чтобы родители принимали школу как дом, где хорошо и тепло их детям. В свою очередь, школа должна оказывать помощь родителям в установлении с детьми отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Конечно, не все родители посещают школьные мероприятия, а тем более принимают в них непосредственное участие, но, такие мероприятия носят объединяющий характер, сближают родителей, учителей, детей. Такой комплекс мероприятий помогает определить оптимальные пути воспитания ребят, повышает приоритет семьи у всех субъектов воспитания.

Список литературы

Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель — 2007 г. — № 1. — С. 94.

В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа — 2009 г. — № 3. — С. 60.

Гусева Ю. В. Проблемы взаимодействия школы и семьи // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 253-255.


Внедрение Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования в практику обучения и воспитания определило новые направления в совместной работе школы и семьи. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания — это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве школы.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на формирование развивающейся личности.

Без вооружения родителей знаниями педагогики и психологии невозможно правильно организовать процесс воспитания в семье. Повышение педагогической культуры родителей — одна из важных задач школы и всей общественности.

Контакты учителя с родителем — трудная задача, решение которой невозможно без знаний психологии не только ребенка, но и взрослого. Они требуют времени и, главное, желания. Ключи к сердцу ребенка учитель нередко находит именно в семье.

Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния — личность ученика. Отсюда и требование — исходить из единых нравственных позиций и руководствоваться едиными требованиями по отношению к ребенку.

Учителю необходимо обладать чувством высокой ответственности, постоянно изучать и всесторонне знать семейные условия учащихся, быть советчиком, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему тайны, не оскорблять родительских чувств нетактичной оценкой поведения и учебы ребенка. Учитель должен прислушиваться к мнению родителей, терпеливо принимать критические замечания в свой адрес и помнить, что самокритичность поднимает его авторитет в глазах родителей.

Необходимо рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен. Традиции как феномен бытия выявляют сущностные характеристики семейного воспитания. К ним можно отнести педагогические, социокультурные, народные и религиозные традиции семейного воспитания.

История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи.

Религии в сравнении с другими областями культуры всегда отстаивали брак как норму отношений между мужчиной и женщиной. Главной темой христианства и мусульманства были и остаются дети и их воспитание. Народные и религиозные традиции семейного воспитания дополняют и обогащают воспитательный потенциал педагогических традиций. Целеполагание как элемент воспитания семьянина-родителя, матери, отца расширяется до воспитания совершенного человека, человека нравственного. Семейное воспитание наполняется народным смыслом и религиозным содержанием.

Народные традиции семейного воспитания нашли отражение в народной педагогике. Тема семьи, семейных отношений и воспитания детей в семье — одна из центральных тем устного народного творчества горцев. Героиней многих сказок, легенд, песен является женщина.

Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойства. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Главное значение семьи — воспитание детей. Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся: педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I—II классах, так как закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединить классы-параллели.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников.

Обычаи, будучи массовыми, простыми привычками, регулируют социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело — традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определённой направленности поведения ребёнка, в рамках которой он волен выбирать способы, совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые, сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Создание традиций сотворчества в семье — это долгий, кропотливый процесс, который не может происходить сиюминутно и эпизодически. Творчество в семье происходит тогда, когда родители и дети близки друг к другу не формально, а действительно, искренны и естественны. Традиции вместе создавать праздники, традиции вместе радоваться и делить неприятности, традиции вместе менять свою жизнь, а значит, и самих себя так, чтобы семья становилась не просто общим домом, а местом, где каждый чувствует себя Личностью, творческой, неповторимой и ценной всем её членам. Искусству создавать традиции сотворчества необходимо учиться. Именно учитель — это тот человек, который должен уметь оказывать мудрую помощь каждой семье своих учеников. И современной школе необходимо ещё многое сделать, чтобы быть необходимой каждой семье.

Поскольку семья существенно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи — оплот государства.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии. Семья обеспечивает преемственность традиций.

Влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья — такое общество.

1. Ильин И. А. Собрание сочинений в 10т. Т.1/ сост., вступ. ст. и коммент. Ю. А. Лисицы/ М. 1996.

2. М. А. Князева. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника. //Начальная школа плюс До и После. 2012. — № 3.

3. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи. /В. С. Торохтий, О. Г. Прохорова. — СПб., 2009. — 160 с.

5. Cеменов К. Б. Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов): Дис. д-ра пед. наук - Майкоп, 2000 349 c.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, семейное воспитание, традиция, ребенок, родитель, вооружение родителей, воспитание детей, педагогический всеобуч, педагогический лекторий, педагогическое просвещение.

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок.

. ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог.

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Похожие статьи

Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

семья, семейное воспитание, традиция, родитель, ребенок.

. ребенок, педагогическое просвещение, педагогический лекторий, педагогический всеобуч, воспитание детей, вооружение родителей.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог.

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Взаимоотношение родителей и детей в семье.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

В последние годы всё больше внимания уделяется вопросам взаимодействия семьи и школы. И это не случайно!

В современных социально-экономических условиях семья и школа являются основными институтами социализации школьников. Но нельзя не учитывать, что семья – постоянно меняющаяся система. Изменения социально-экономических условий влекут за собой изменения семьи как педагогической системы. Меняются ценности семьи, социокультурная среда, меняются родители и виды семейных отношений, роли и функциональная зависимость супругов; меняются дети…

Современный учитель не может не учитывать всю совокупность фактов, оказывающих влияние на семью как педагогическую систему и с учетом этих влияний он должен строить свою воспитательную работу.

Поиск новых форм и подходов в работе с родителями всегда является актуальным и наиболее трудным в решении воспитательных задач. Основная же цель всех форм и видов взаимодействия с семьей остается неизменной – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться с друг другом своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, );

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные

Нетрадиционные

● Общеклассные и общешкольные конференции;

● Индивидуальные консультации педагога;

● Посещения на дому.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– моральные ценности семьи.

Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год.

Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Педагогам и родителям на заметку

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов ─ это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. В общеобразовательных школах ─ единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, ─ сложились свои формы сотрудничества с семьей, особые формы деятельности.

Формы трудовой деятельности: работа по оформлению кабинетов, благоустройству и озеленению школьного двора, посадке аллей, созданию классной библиотеки;

В целом эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Школа и семья - два института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие семьи и школы предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающую в активную помощь, направленную на обеспечение главной цели – воспитание всесторонне развитой, активной личности школьника. Взаимосвязь семьи и школы в интересах личности ребенка – это процесс, длиною в школьную жизнь. Может быть, когда-нибудь, возникнет триада – родители - дети – педагог. Мы обречены на поражение, если семья не станет нашим союзником в воспитании нашего будущего – детей.

Я, как мама и учитель, желаю всем ученикам понимающих учителей, а родителям учителей – соратников! Потому как, только вместе, только сообща, мы сумеем воспитать поколение неравнодушных людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье вы узнаете какие должны быть формы работы с родителями; какие принципы работы с родителями должны использовать учителя в процессе взаимодействия.

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям. Взаимодействие с семьями учащихся является важным на правлением деятельности школы, педагогов, других специалистов. В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания. Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить сущностные характеристики категории взаимодействия.

Мы все чаще слышим фразу, что школа предоставляет образовательные и воспитательные услуги, а родители – являются заказчиками этих самых услуг. Многие родители активно интересуются работой школы: знают авторов программ, по которым обучаются их дети; выбирают то или иное образовательное учреждение, которое будет соответствовать их запросам; могут сравнить между собой различные программы и сделать выбор в пользу одной из них. Конечно, двадцать лет назад такого в нашей стране еще не было. Родитель просто приводил ребенка в школу, периодически посещал родительские собрания и полностью доверял учительскому авторитету. Многое изменилось с тех пор, родитель стал активным звеном в процессе школьного обучения. Но к сожалению, не все родители владеют достаточным количеством знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Порой воспитание осуществляется вслепую, интуитивно и родителям не хватает руки, которая направит их в нужное русло. Поэтому так важно найти новые пути взаимодействия, привлечь родителей в школу, для того, чтобы всесторонне воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Как только ребенок переступил порог школы, учитель должен найти общий язык с родителями ученика. Прежде всего, необходимо заметить, что школа – это не камера хранения, куда родители приведут своих чад, а спустя

9 – 11 лет они его подросшего, воспитанного и обученного заберут. Школа – это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека. Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Для этого необходимо собрать полную информацию о семье ребенка, так называемый семейный анамнез. Учитель может выбрать разные способы, но самый доступный и быстрый – это анкетирование родителей. Анкета не должна быть слишком длинной и объемной, и уж конечно, она не должна включать в себя вопросы о заработной плате родителей и семейном обеспечении. Необходимо помнить, что это первичная информация, которая нужна для поверхностного ознакомления с семьей.

В ходе посещения семей учитель должен составить банк данных на детей. Это поможет в дальнейшем наметить курс своей работы с семьями. Особое внимание необходимо уделить неблагополучным семьям, семьям с одним родителем, асоциальным, дезинтегрированным семьям, т.е. тем семьям, которые находятся в группе риска.

Вся работа с родителями должна строиться на партнерских отношениях.

Прошли те времена, когда авторитет учителя ставился превыше всего. Теперь родители могут и хотят участвовать в процессе обучения своего ребенка. Разговаривая с родителями, мы, прежде всего, должны помнить, что перед нами наш партнер, наш помощник в деле воспитания и обучения ребенка. Поэтому, в первую очередь, учителю нужно убрать из своего голоса очень любимый им менторский тон. Не каждому родителю нравится приходить в школу и выслушивать нравоучения. И не каждому взрослому понравится, что его отчитывают за проступки его ребенка. Классным руководителям необходимо исключить авторитаризм и морализм. Все что нужно – это терпение, такт и целенаправленный поиск путей решения проблем.

Формы работы с родителями также должны быть разными. Это могут быть как традиционные формы, так и не традиционные формы:

Читайте также: