Статья утренняя гимнастика в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Астапенко Юлия Викторовна

Населенный пункт: Оренбургская область, с. Тоцкое Второе

Приоритетная задача государства - сохранность здоровья населения, а основным направлением работы педагогов в ДОУ является сохранность и укрепление здоровья дошкольников. Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направлено на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря ежедневному проведению утренней гимнастики усиливаются все физиологические процессы: дыхание, обмен веществ, кровообращение, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия работоспособности. Проведение развивающих упражнений на свежем воздухе приводит к закаливанию детского организма, вырабатыванию стойкости к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение корригирующих упражнений в утреннюю гимнастику содействует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающий детский организм.

Кроме оздоровительного значения, утренняя гимнастика формирует организованное начало, бодрое настроение у воспитанников: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а спокойные дети вливаются в ритм. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны и довольны.

Утренняя гимнастика важна, прежде всего, тем, что повышается жизнедеятельность всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечнососудистую, нервную, дыхательную системы.

Выполнение упражнений под музыку задают ритм, темп, что помогает формировать правильные представления о характере движений. Дети хорошо в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения и т.п. Музыкальное сопровождение повышает четкость двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты занятий, когда все дети вместе выполняют одни и те же действия в едином темпе и ритме.

Утренняя гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. При постоянных занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно

особенные, задачи, а именно:

-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,

- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций

- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,

- предупреждать возникновение плоскостопия.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и

Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.

Во время выполнения утренней гимнастики у ребёнка учащается

дыхание, розовеет лицо, он может немного вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления при активной мышечной деятельности. Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из

натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.

Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребёнка, он не может хорошо его выполнить.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать

повороты направо, налево, кругом.

Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие

упражнения не утомительны, так как при их выполнении одни мышцы

включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц

плечевого пояса и рук.

• способствуют выпрямлению позвоночника;

• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;

• формируют правильную осанку.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения

гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно чётко соблюдать правильное

исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться

держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени.

Утренняя гимнастика может включать следующие

1. Поднимаемся на носочках, одновременно поднимая руки наверх сначала впереди себя, затем в разные стороны, опускаем вниз.

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого

пояса, вытягивает позвоночник.

2. Наклоны туловища назад, вперёд.

Общеукрепляющее упражнение для мышц туловища, живота и спины.

Улучшает работу органов брюшной полости, развивает эластичность

3. Наклоны туловища в стороны (вправо-влево).

Укрепляются боковые мышцы туловища.

4. Приседаем, вытягивая руки вперёд.

Укрепляются мышцы ног, улучшается подвижность суставов.

5. Различные маховые движения руками и ногами.

Увеличивается эластичность и подвижность суставов.

6. Прыжки и бег на месте или по залу (площадке) .

Улучшается кровообращение, дыхание и усиливается обмен веществ в

7. Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны.

Успокаивает сердцебиение и дыхание.

Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –

бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться и организовано начать день, усиливает деятельность всех систем организма. У детей, которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду, быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и бега. Затем выполняются

упражнения для всех групп мышц (плечевого и рук, брюшного, спинного и ног). В заключительную часть включается ходьба, бег и спокойная ходьба.

Закончить утреннюю гимнастику следует обязательно ходьбой, чтоб

восстановить все системы организма.

Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и обеспечивает бодрое настроение.

В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети

легче и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало

конфликтов. Такие дети являются также более уравновешенными. Таким

образом, утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать

неотъемлемой частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

Значение прогулки для детей в детском саду

Значение прогулки для детей в детском саду Что может быть приятнее, чем прогулка с детьми? Прогулка – это одно из основных оздоровительных мероприятий в детском саду, предупреждающая.

Значение спортивных игр в детском саду Значение спортивных игр для детей дошкольного возраста Бадминтон. Рекомендуется проводить игру в безветренную погоду на ровной площадке.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Значение наглядной информации в детском саду. Значение наглядной информации в детском саду. В детском саду особое место для пропаганды педагогических знаний уделяется организации и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки. Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку. Для чего нужна утренняя зарядка ребенку? Пожалуй, не существует таких людей, которые не осознавали бы всю пользу утренней зарядки для детей. Однако далеко не все семьи воспитывают в малышах с детства желание заниматься спортом, а если такое желание у детей уже есть – то абсолютно его не поощряют. Лишь только в детских учреждениях детская гимнастика считается важнейшим компонентом двигательного режима и, соответственно, ценится особенно высоко. Польза утренней зарядки для здоровья и развития ребёнка. Ежедневные занятия утренней гимнастикой играют огромную роль в организованности детей, формировании двигательных качеств, умении планировать свою деятельность, да и просто в их психическом развитии. Именно поэтому детская гимнастика является обязательной частью ежедневного режима малышей в детских дошкольных учреждениях. Подбадривание детей воспитателями, искреннее восхищение их успехами при выполнении упражнений вселяют в них уверенность в своих силах. Всё это в комплексе делает ребёнка уверенным, сильным, ловким, умным всего за 6-10 минут зарядки. Основные задачи утренней гимнастики:  переведение малышей в бодрое состояние;  расторможение их нервной системы после сна;  сохранение времени перехода от снов к бодрствованию. Систематическое проведение детской гимнастики (естественно, под руководством взрослых) постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий. Детская гимнастика отлично сочетается с водными процедурами, в результате заметно улучшается общее состояние малышей, функциональные возможности их организмов, а ещё вырабатывается иммунитет к инфекционным заболеваниям и простуде. Физические упражнения вкупе с водными процедурами постепенно вовлекают организмы малышей в деятельное состояние, содействуют обмену веществ, усиливают кровообращение и углубляют дыхание. Благодаря утренней гимнастике у дошкольников создаётся бодрое и ровное настроение, а также организованное начало. Детки после зарядки более уравновешенны, а их лица радостны и довольны. Гимнастика после сна в детском саду создаёт более положительную эмоциональную атмосферу, если все её движения сопровождать веселыми стишками, песенками и, конечно же, музыкой. Её можно охарактеризовать как важный многосторонний физкультурно-оздоровительный процесс, который сохраняет и повышает бодрое состояние малышей в течение всего дня. Для того чтобы утренняя гимнастика приносила наибольшую пользу, важно выполнение некоторых основных правил, в частности, необходимо чётко придерживаться следующих частей: вводной; основной; заключительной. Для начала помещение для занятий должно хорошо проветриться. Кушать деткам перед зарядкой не рекомендуется. Далее на детей следует надеть спортивные костюмы и начинать разогревать общими упражнениями. Начинать вводную часть можно с ходьбы (это окажет воздействие на все мышечные группы), затем включить ходьбу разными способами: на пятках, на носках, внешней стороне ступни. Во время ходьбы целесообразно будет разнообразить перемещение малышей в пространстве: используя перемещение двумя колоннами, в разные стороны, зигзагообразно, змейкой, по диагонали и т.п. Физиологическая нагрузка в этом случае будет равноценна пройденным расстояниям, а увеличение психологической нагрузки повлечет за собой сосредоточенность детей. Детская гимнастика подразумевает также и непродолжительный бег: в медленном и среднем темпе. Его желательно чередовать с ходьбой либо же с танцевально-ритмичными движениями: галопом, кружениями, подскоками и т.д. После этого можно приступать к выполнению упражнений, которые выбираются индивидуально воспитателями в зависимости от возраста детей. Самое главное – эти упражнения должны даваться бодро, интересно и живо, дабы у малышей всегда был интерес к их выполнению. И закончить основную часть гимнастики лучше всего быстрым бегом. Заключительная часть предполагает снижение физиологической нагрузки, то есть малышам лучше предложить малоподвижные игры, ходьбу, специальные дыхательные упражнения с медленными продолжительными выдохами или какие-либо игровые упражнения. Как видим, гимнастика пробуждения в детском саду – это полезное и весёлое действие, направленное на познание малышами окружающего мира. Детки учатся действовать в нем, любить его, помимо этого, они просто получают огромный заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СТАТЬЯ. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДОУ

Здоровье дошкольника - это приоритетная задача государства, а задача педагогов сохранить и укреплять его.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей ДОУ проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя: утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.

Основу в формировании здорового образа жизни ребёнка несёт правильно подобранная и увлекательная утренняя гимнастика. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, укрепляют нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно- двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм. Так же утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день,

согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности . Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы

Частные з адачи:

1. Формировать у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни.

2. Помогать в изучении и совершенствовании двигательных навыков детей посещающих ДОУ.

3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

5. Формировать у детей интерес к различным видам спорт.

Содержание утренней гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и прыжки. Утренняя гимнастика непродолжительна – 5-12 мин.

Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы , которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами .

Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы , то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве : использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы .

Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и внимание детей.

После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе . Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно.

Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений .

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе , а поэтому

следует включать уже усвоенные движения , не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка , наступает пик физиологической кривой , который приходится на прыжки на месте и быстрый бег .

В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног.

После прыжков для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения .

Из упражнений в заданной последовательности составляется комплекс утренней гимнастики, который без существенных изменений может выполняться в течение двух недель подряд. Затем он заменяется другим комплексом, а вернуться к первоначальному комплексу можно через 2-3 месяца.

Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с погремушками, кубиками, флажками, мячами, ленточками. В средней группе : с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой, скакалками. Дети старшего возраста должны владеть упражнениями с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

Используются различные формы проведения утренней гимнастики :

- традиционная форма с использованием общеразвивакших упражнений;

- игрового характера (из 3-4 подвижных игр). Эта форма утренней гимнастики применяется в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.

- с использованием элементов ритмической гимнастики , танцевальных движений, хороводов . Регулярное выполнение упражнений в ритме танца повышает бодрость, улучшает осанку, способствует всестороннему развитию детей, приучает к чувству ритма, формирует интерес к занятиям утренней гимнастикой. ;

- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей );

Читайте также: