Статья музыкального руководителя в детском саду об оркестре

Обновлено: 08.07.2024

Для чего нужен оркестр?Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальных способностей, помогает совершенствовать эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка, а так же является организующим фактором, благодаря которому детей можно объединить в группу по интересам.

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

- активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

- воспитание интереса и любви к музицированию.

- практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

- создание предпосылок для развития творческого мышления.

- знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Существует много возможностей использования детских музыкальных инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. При этом занятия выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный, словесный, пояснения, практический – показа, игровой ситуации) применительно к возрасту и способностей каждого ребёнка.

В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий:

- индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте,

- групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах,

- коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как организатора детского музыкального оркестра.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Воспитатель или

Для чего он нужен?Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальных способностей, помогает совершенствовать эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка, а так же является организующим фактором, благодаря которому детей можно объединить в группу по интересам.

У шумового оркестра в детскомсаду есть свои особые задачи:

- активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

- воспитание интереса и любви к музицированию.

- практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

- создание предпосылок для развития творческого мышления.

- знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Существует много возможностей использования детских музыкальных инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. При этом занятия выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный, словесный, пояснения, практический – показа, игровой ситуации) применительно к возрасту и способностей каждого ребёнка.

В работе с детским оркестромиспользуются все формы проведения занятий:

- индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте,

- групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах,

- коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как организатора детского музыкального оркестра.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Воспитатель или музыкальный руководитель играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик, привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Знакомство с музыкальными инструментами проходит в игровой форме.

Когда дети начинают маршировать под музыку (группа раннего развития, воспитатель может сопровождать звучание марша игрой на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Для развития тембрового слуха уже в группе раннего развития проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

В младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения,характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан).

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание, в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом,усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.

Необходимо выделить ряд задач,которые должны быть поставлены для этого непростого вида деятельности:

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;

- развивать способность к спонтанному творческому поведению;

- создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Кроме главных,в программе поставлен ряд сопутствующих задач:

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- знакомство с многообразием мировой музыки;

- установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;

- развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, взаимоуважения;

- формирование качеств,способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществить эти задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационного и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, а также социально-коммуникативных качеств.

Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра, интерес к новому.

Музыкальный материал: русские песенки-попевки, потешки, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т. п.).

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности.

В этой группе продолжается обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. Дети становятся более организованными, собранными, сосредоточенными, ведь они несут ответственность за правильное исполнение своей партии, в едином произведении. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

руководитель играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик, привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Знакомство с музыкальными инструментами проходит в игровой форме.

Когда дети начинают маршировать под музыку(группа раннего развития, воспитатель может сопровождать звучание марша игрой на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке(греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Для развития тембрового слуха уже в группе раннего развития проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

В младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения,характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан).

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыкуударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание, в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом,усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.

Необходимо выделить ряд задач,которые должны быть поставлены для этого непростого вида деятельности:

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;

- развивать способность к спонтанному творческому поведению;

- создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Кроме главных,в программе поставлен ряд сопутствующих задач:

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- знакомство с многообразием мировой музыки;

- установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;

- развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, взаимоуважения;

- формирование качеств,способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществить эти задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационного и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, а также социально-коммуникативных качеств.

Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра, интерес к новому.

Музыкальный материал: русские песенки-попевки, потешки, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т. п.).

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальныхинструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности.

В этой группе продолжается обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. Дети становятся более организованными, собранными, сосредоточенными, ведь они несут ответственность за правильное исполнение своей партии, в едином произведении. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Оценить 921 0

(из опыта работы)

МКДОУ Митрофановский детский сад

Воронежской области

Кантемировского района

Музыкальный руководитель:

Пояснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эсте­тического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими дви­жениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стиму­лирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответ­ственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачи­вает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкаль­ных инструментах ярко проявляются индивидуальные особен­ности каждого ребенка.

1.Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.

2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.

3. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

4. Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголос­ной фактуре.

5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания ор­кестра.

6. Формировать целеустремленность, чувство коллективиз­ма, ответственность, дисциплинированность.

Занятия в оркестре дают возможность решить эти задачи с отличными результатами, т.к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Вспомним, какие виды оркестров можно организовать в детском саду.

Первый и самый простой – это шумовой оркестр. В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на баяне. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (мы называем его пульсом, "часиками") и попадать "в долю". Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

Третий вид оркестра - смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно. Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр "засияет" новыми тембрами!

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ.

СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ.

Мы используем два способа звукоизвлечения на бубне:

- верхней частью бубна стучим по нижней внутренней части ладони

Треугольники. Дети очень любят этот инструмент. Приятный волшебный звук треугольника ассоциируется у детей с чем-то сказочным. Он похож на звук металлофона, но при этом играть на треугольнике значительно легче. Основные приёмы звукоизвлечения, от которых зависит качество звука:

- треугольник не должен касаться руки или тела;

- во время исполнения, инструмент держим на уровне глаз, чтобы видеть его;

- и, конечно, свобода руки, как и при игре на любом другом инструменте.

Маракасы. Профессиональные маракасы – достаточно тяжелые по весу инструменты. Удобнее использовать детские, но, если вы не смогли найти их в продаже, можно сделать чудные инструменты, используя пластиковые бутылочки, бусинки, крупы. Большую фантазию при изготовлении маракасов проявляют родители, и наш оркестр обогащается новыми ни на что не похожими тембрами.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах? Конечно, со знакомства с инструментами. Бывают дни, когда внимание детей рассеяно, и как бы мы не старались, занятия в такие дни не приносят желаемого результата. Не огорчайтесь, посвятите этот день знакомству с музыкальными инструментами. Вы будете удивлены тому, как полное невнимание детей изменится на неподдельный интерес. Покажите инструмент, назовите его, дайте послушать, как он звучит, объясните, как правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно покажите, что происходит со звуком, если инструмент держишь не правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать сыграть эту же пьесу с детьми. Я гарантирую вам, что обещание поиграть в оркестре будет для ваших детей сродни обещанию сладкого после обеда!

Здесь я повторюсь, но это не будет лишним. Любой музыкант знает, как важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук. Не стесняйтесь постоянно обращать на это внимание детей, ведь от этого зависит красота звучания вашего оркестра, а значит, и удовольствие от музицирования!

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

По большому счету, работа над всеми произведениями происходит по единым правилам. Отличием является только подбор слов-помощников для разучивания ритмического рисунка и сам ритмический рисунок. Предлагаю вам ознакомиться с ключевыми этапами работы.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части.

3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм (одновременно). В партии металлофонов вместо слов называем ноты.





По мере развития музыкального слуха и координации движений всё больше усложняются оркестровые партитуры, дифференцируются партии. Каждая партия имеет своё собственное место в партитуре, своё вступление и заключение. Свой индивидуальный ритмический рисунок.
Все дети в группе знают партии и могут друг друга заменить. Во время занятий дети меняются инструментами, и, следовательно, играют разные партии.
Начинаем же конечно от простого. Поём и играем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте), овладев нисходящей терцией, дети достаточно легко подбирают попевки "Два кота", "Божья коровка", а овладев мажорным пентахордом, буквально за несколько минут разучили песню "Ёлочка" композитора М.Красева, которую с успехом исполнили на новогоднем празднике.
Следует сказать, что любой, даже самый простой инструмент требует освоения. Избежанию однообразного технического тренинга, поддержанию интереса детей способствует игровой характер занятия: дети исследуют, изучают, какие звуки "живут" в инструменте, ведут диалоги между инструментами, сочиняют музыкальные сказки.
Как бы попутно, в игре, дети узнают названия нот, а подстраивание голоса к инструментальному звучанию мелодии и подбор мелодий по слуху позволяет успешно развивать звуковысотный слух, содействует интуитивному нахождению высокой певческой позиции в пении.
Для активизации восприятия музыки часто даю такое задание: "Подумайте, какие инструменты подойдут для инструментовки данного музыкального произведения". Услышав "Маленькую ледяную фантазию" дети выбрали треугольники, колокольчики, металлофоны. В результате новогодний праздник украсил "Танец льдинок с колокольчиками".
Ребята с азартом и восторгом воспринимают задание: "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать танец!"
Дети подготовительной группы, удивившись разнообразию приёмов игры на бубне, предложили придумать танец. Выполняя на запев, каждый раз новый приём игры, а на припев - повторяя один и тот же, получили танец "Рондо с бубнами".
Для развития и закрепления навыков игры на детских музыкальных инструментах, совместно с воспитателями организовали в группах музыкальные уголки. Силами родителей были приобретены музыкальные инструменты.



Дети любят в свободное время заниматься музицированием, помогая друг другу выучить партии, часто объединяются, чтобы сыграть вместе новую мелодию.
Для того, чтобы воспитатели могли оказать помощь детям, и сами принять участие в игре в оркестре, был организован музыкальный кружок для взрослых. Занимаясь регулярно раз в неделю, разучиваем не только детский репертуар, но и более серьёзные вещи, которые часто звучат "Увертюрой" к детским театрализованным спектаклям. Такая совместная деятельность доставляет огромную радость и детям и взрослым. К концу года в репертуаре оркестра самые разнообразные произведения: "Детская симфония" И.Гайдна; "Турецкое рондо" В.Моцарта; "Славься" М.Глинки; "Вальс-шутка", "Шарманка" Д.Шостаковича; "Аннушка" (чешский танец); детские песни, попевки и др.
Участие в оркестре приучило наших детей к собранности и внимательности, привило определённые навыки ансамблевого исполнительства. Активизировало все музыкальные способности, творческую фантазию.
У детей появились собственные суждения в подборе тех или иных средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, возникло желание совместно действовать, самостоятельно творить.
И главное не в том, насколько первые опыты удачны, а в том, что дети почувствовали интерес к игре в оркестре. Это помогает в решении многих воспитательных задач: сплочении детского коллектива, взаимопомощи.
В заключение хочется процитировать высказывание М.Котляревской из книги "Приобщение к творчеству": "Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не слушателям, а детям."

Автор: Зотова Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №5 пгт.Тымовское"
Населённый пункт: Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Оркестр в ДОУ: этапы организации"
Раздел: дошкольное образование

Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова

определяет термин «МУЗИЦИ́

- проводить время, играя на

каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой.

игра в оркестре – это, прежде всего игра -

самая специфическая форма

деятельности дошкольника. Играть на музыкальных инструментах играя, —

именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального

Главное и принципиальное условие в работе — играют все!

музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных

способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех

детей, без исключения, в т.ч. для детей с ОВЗ.

вызывающей лучшие детские проявления;

Обогащение музыкальной предметно-развивающая среды;

старших дошкольников умений взаимодействовать;

Организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения,

чтение художественной литературы);

Взаимодействие с родителями (консультации, создание тематических

Работа по организации детского оркестра состоит из трёх этапов.

На первом этапе мы знакомим детей с музыкальными инструментами

и приёмами игры на них, используя различные приёмы, активизирующие

Обращение к личному опыту детей – Наши дети не сегодня

появились на свет и кое-что уже знают и многое умеют, у них есть на все своё

Читайте также: