Статья фитнес в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Проблемы гиподинамии у современных детей требуют от педагога поиска новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм является детский фитнес, который в настоящее время приобретает значительную известность. Поэтому целями мы определили:

1. Изучение и внедрение в работу новых методов и направлений в воспитании и обучении детей для развития базовых двигательных качеств дошкольников.

2. Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия детским фитнесом.

Выдвинули следующие задачи:

1. Улучшить общее физическое состояние детей (развитие основных психофизических качеств).

2. Формировать правильную осанку.

3. Формировать чувства ритма и музыкально-двигательную память через танцевально-ритмическую гимнастику.

4. Познакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом. Актуальность занятий фитнесом заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетно-двигательными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Фитнес – это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.

Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:

  • фитбол-гимнастика
  • степ-аэробика
  • игровой стретчинг
  • классическая аэробика

Позволю себе раскрыть суть данных видов фитнес-технологий.

Фитбол-гимнастика

Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ-аэробика

Степ-аэробика – аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще стэп-платформа – это нестандартное пособие, которое можно использовать для работы с детьми 5–7 лет. Оно способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность координацию движений, развивает уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Игровой стретчинг

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровому стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Классическая (базовая) аэробика

Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.

Таким образом, целью внедрения элементов фитнеса: воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни, что возможно осуществлять на разных этапах дошкольного возраста.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

Чем же отличается обычная физкультура в дошкольных учреждениях от современного детского фитнеса? В программе детского фитнеса допускается использование элементов некоторых видов спорта, занятия проводятся высокопрофессиональными детскими тренерами, хорошо понимающими детскую психологию. Помещение должно быть оборудовано современными детскими тренажерами для фитнеса, высококачественным красочным ярким спортивно-игровым инвентарем для детей от ведущих мировых производителей. Одна из самых больших тревог детских педиатров — это ежегодно возрастающее число ослабленных детям не только из-за врожденных заболеваний, но также вследствие недостатка физических нагрузок. Детский фитнес — один из видов физического развития, который нравится всем детям без исключения, объединяющий в себе элементы аэробики, детской гимнастики, йоги, танцевальных движений разных стилей. Инструктор старается превратить занятия в увлекательную игру и дети, занимающиеся фитнесом, приобретают отличную физическую форму, у них улучшается координация движений, осанка, пластичность. Чем раньше малыш начинает привыкать к физическим нагрузкам, тем лучше. Ребенок начинает воспринимать регулярные физические упражнения, как само собой разумеющееся и в дальнейшем сам будет испытывать потребность в ежедневных занятиях физкультурой. Гиперактивным деткам фитнес помогает выплеснуть накопившуюся неуемную энергию.

В сравнении с занятиями во многих спортивных секциях, детский фитнес травматичен гораздо меньше. Нагрузки во время занятий распределяются равномерно на организм ребенка. Атмосфера в детских группах очень доброжелательная, инструкторы по фитнесу проводят занятия в игровой форме, вовлекая в игровой процесс каждого ребенка. Ребята с удовольствием посещают занятия фитнесом, ведь зал с детскими тренажерами для фитнеса так похож на детскую игровую площадку и так интересно учиться красиво двигаться вместе со своими сверстниками под веселую, зажигательную музыку, здорово поднимающую настроение.


Проблема формирования здорового образа жизни особо актуальна для дошкольников. Одним из действенных средств ее решения является двигательная активность. Изучив труды кандидатов педагогических наук Лисицкой Т. С., Сидневой Л. В., выяснила, что фитнес — это здоровый образ жизни и его цели как нельзя лучше подходят для решения проблемы формирования здорового образа жизни, так актуальной для дошкольников. Безусловно, все родители хотят, чтобы их дети были здоровы и гармонично развивались. Ведь здоровый малыш весел, спокоен, лучше и быстрее развивается, впитывает больше информации. Регулярные занятия фитнессом укрепляют иммунитет, повышают сопротивляемость организма болезням, корректируют недостатки развития.

Что же такое детский фитнес?

Главная цель детского фитнеса: сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение уровня двигательной активности, совершенствование физического развития.

Задачи детского фитнеса можно разделить на 3 группы:

– укрепление опорно-двигательного аппарата;

– развитие всех внутренних систем организма;

– содействие гармоничному физическому развитию;

– овладение школой движений;

– развитие координационных способностей: точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласование движений и ориентирования в пространстве.

– освоение основ безопасности при работе на занятиях;

– расширение знаний об окружающем мире;

– увеличение словарного запаса;

– формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

– влияние физических упражнений на состояния здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.

– формирование и дальнейшее развитие у детей коммуникативных способностей, умений действовать в команде, чувства ответственности за выполнение своих действий при работе в команде;

– развитие творческой активности, эмоциональной свободы;

– содействие развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения) в ходе двигательной активности, приобщение к самостоятельным занятиям различными видами двигательной активности.

Направления детского фитнеса: фитнес-аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика.

Фитнес-аэробика

Своеобразие ее определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движений и музыки. Фитнес-аэробика пользуется особой популярностью среди детей 5–7 лет.

Фитнес-аэробика развивает силу, гибкость, ловкость, выносливость, обеспечивает хороший мышечный тонус, улучшает осанку.

Степ-аэробика

Степ-аэробика — вид аэробных упражнений для крупных мышц, выполняемых непрерывно продолжительный промежуток времени с использованием степ-платформы.

Степ — это ступенька высотой не более 8см, шириной — 25см, длиной — 40см, легкий и обтянутый мягким дерматином.

Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение, а также с применением различных вариантов шагов с подъемом на платформу и спуском с нее, составлением интересных танцевальных связок.

Степ-аэробика направлена на развитие мелкой моторики, укрепление свода стопы и развитие координации движений.

Фитбол-аэробика.

Является прекрасным средством для снятия напряжения с позвоночника и тренировки мышц брюшного пресса и спины. В данном направлении используются фитболы. Фитболы — специальные мячи, на которых выполняют упражнения, сидя и лежа.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач:

– укрепляют мышцы рук и плечевого пояса

– развивают функции равновесия и вестибулярного аппарата

– развивают танцевальность и музыкальность

– укрепляют мышцы ног и свода стопы

– расслабление и релаксация как средство профилактики различных заболеваний

– укрепляют мышцы спины и таза

– увеличивают гибкость и подвижность в суставах

– развивают ловкость и координацию движений

Одной из задач для полноценного воспитания и обучения дошкольников является физическое развитие ребенка. Для реализации детского фитнеса в нашем дошкольном учреждении созданы следующие условия:

Мною была разработана определенная система работы с детьми, которая включает в себя разнообразное использование элементов фитнеса: на утренней гимнастике, в физкультминутках, развлечениях, как части занятия, как полное занятие оздоровительно-речевого характера, в показательных выступлениях на праздниках, в индивидуальной работе, подвижных играх.

Физкультурно-оздоровительная работа по обучению детей фитнесу осуществляется под контролем медицинских работников, как среди педагогов, детей, а также их родителей.

Использование в своей работе фитнес-аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики позволило добиться следующих положительных результатов в развитии физических качеств детей 5–7 лет:

– У детей сформировался стойкий интерес к занятиям физической культурой, с использованием элементов детского фитнеса;

– Повысилась сопротивляемость организма к заболеваниям;

– Укрепился опорно-двигательный аппарат, улучшилась осанка, укрепились мышцы стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;

– Укрепились сердечно-сосудистая и дыхательная системы, улучшился обмен процессов в организме;

– Сформировались навыки работы с предметами фитнеса: фитболы, степ-платформы;

– Улучшились физические способности: координация движений, сила, выносливость, гибкость, ловкость.

Трудно перечислить все положительные эффекты занятий детским фитнесом, но самое главное, что дети с раннего возраста воспринимают физические упражнения, как неотъемлемую часть своей жизни, и это закладывает фундамент здорового образа жизни.

Посещая детские занятия фитнесом, ребята развивают двигательные навыки, координацию, гибкость, ловкость, выносливость, укрепляют мышечный аппарат. Кроме того, фитнес позволяет предотвратить такие распространенные заболевания как плоскостопие и нарушение осанки, решить проблемы опорно-двигательного аппарата, укрепить сердечно-сосудистую систему.

Занятия детским фитнесом способствует формированию у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширению знаний детей и их родителей о двигательной культуре, пропаганде двигательной активности и здорового образа жизни, общению детей, развитию навыков социальной адаптации.

Основные термины (генерируются автоматически): детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, гармоничное физическое развитие, занятие, координация движений, сопротивляемость организма, чувство ответственности.

Похожие статьи

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни, физическое развитие, мышечная деятельность, физическая нагрузка, физический.

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство.

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Формирование двигательной активности воспитанников.

‒ развитию опорно-двигательного аппарата; ‒ развитию и совершенствованию координации движений и равновесия; ‒ развитию мелкой моторики и речи; ‒ укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков.

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей.

мяч, вестибулярный аппарат, координация движений, ребенок, опорно-двигательный аппарат, тактильный анализатор, физическое воспитание, обмен веществ, упражнение.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные биологические особенности детского организма.

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.

игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок. Подвижные игры как средство физического развития детей.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной.

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

Похожие статьи

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни, физическое развитие, мышечная деятельность, физическая нагрузка, физический.

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство.

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.

Формирование двигательной активности воспитанников.

‒ развитию опорно-двигательного аппарата; ‒ развитию и совершенствованию координации движений и равновесия; ‒ развитию мелкой моторики и речи; ‒ укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

Физическая культура и физическое развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков.

Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей.

мяч, вестибулярный аппарат, координация движений, ребенок, опорно-двигательный аппарат, тактильный анализатор, физическое воспитание, обмен веществ, упражнение.

Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

Потребность в движении, повышенная двигательная активность-наиболее важные биологические особенности детского организма.

Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми.

игра, движение, дошкольный возраст, физическое воспитание, физическое развитие, двигательная активность детей, навык, ребенок. Подвижные игры как средство физического развития детей.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной.

образовательное учреждение, ребенок, время занятий, дошкольное образование, дошкольный возраст, детский сад, двигательная активность, физическая культура, Физическое развитие, этап.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработала:

инструктор по физической культуре

Остермиллер Наталья Владимировна

Все мы знаем, что с каждым годом растёт количество детей с различными заболеваниями и для меня, как для инструктора по физической культуре главной задачей является :

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель внедрения фитнес технологий в детском саду

воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.

Основная задача детского фитнеса

укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья, а также содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.

В последнее время фитнес стал очень модным для взрослых, и так же значительно расширился и спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми. Так как кружковой работы в нашем детском саду пока нет, в свою работу по детскому фитнесу я включила следующие технологии :
- занятия на тренажерах;
- игровой стретчинг;
- фитбол-гимнастика;
- аэробика

Области применения фитнес технологий:

— как часть занятия (ОРУ продолжительность от 10 до 15 мин.);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект ;

- в показательных выступлениях детей на праздниках.
В апреле 2017 г наши дети приняли участие в фестивале «Звёздочки Жешарта, в котором выступили и станцевали спортивный танец и были награждены дипломом.

В спортивных праздниках, физкультурных досугах, в которых участвуют не только дети, но и их родители (зимние, летние праздники, дни здоровья, 23 февраля, и.т.д.)

. Рассмотрим вкратце каждую технологию отдельно.

Висы, лазания по канату, гимнастической стенке, верёвочной лесенке

Использование тренажёров в дошкольном возрасте, повышает двигательную активность, физическую подготовленность, а так же развивают умственные способности ребёнка.

Занятия на тренажёрах интересны и доступны детям дошкольного возраста.

Упражнения на тренажёрах совершенствуют координацию движений, укрепляют суставной аппарат, улучшает гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка.

Также к тренажёрам относятся

- велотренажёры, которые используются для укрепления голеностопного сустава

Диски здоровья, для равновесия, координации движений

Детские гантели, для укрепления рук и плечевого пояса

БОЛАНСИРЫ – изготовлены из деревянных досок,

При использовании таких балансиров

координация движений, сила ног.

Можно использовать индивидуальные игры :

Так же к работе на тренажёрах я могу

отнести занятия, которые провожу летом, осенью на свежем воздухе. На территории нашего ДОУ имеется спортивная площадка, где мы с детьми занимаемся и в основной

части занятия дети проходят полосу

В целом работу на тренажёрах чаще всего использую на занятиях во время круговой тренировки. Это очень эффективно, т кмногократность повторения тех или иных движений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную нагрузку на организм ребёнка.

Наши тренажёры используются как на занятиях по физической культуре, так и в самостоятельной деятельности детей, конечно с учётом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей.

Игровой Стретчинг - комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровомустретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, снимает закомплексованность, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает детям красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Игровой стрейтчинг я использую на физкультурном занятии в основной части после ОРУ или же включаю его в сам комплекс.

Разработала картотеку с различными игровыми упражнениями для воспитателей, которые могут использовать их на утренней зарядке, на прогулке, или после дневного сна. (фото картотеки)

Игровой стретчинг – гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку и являются отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия .

Следующая фитнес технология Классическая (базовая)аэробика.

Аэробика - это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении.

К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода.

Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей.

Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.

Новизна данной технологии заключается в том, что на ряду с обычными традиционными упражнениями под музыку, я использую специальные упражнения по аэробике – это базовые шаги, захлёсты, выпады, махи.

Всё это разучиваем по отдельности, а потом соединяем в танец.

Я решила тоже внедрить такую технологию в нашем ДОУ.

Целью флешмоба является :

Обучение простейшим танцевальным движениям;

Я считаю, что флешмоб – это весело и здорово, танцевать под ритмичную музыку в компании друзей и родителей. Ведь желание двигаться под музыкальное или ритмичное сопровождение заложено в человеке природой. В танце можно выразить себя творчески, выплеснуть свои эмоции, избавившись таким образом от плохого настроения.

Флешмобы я использую чаще всего на спортивных праздниках и соревнованиях

Ритмопластика

С давних пор известно, что музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к занятиям, активизируют мышление. Многие исследователи показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

Что же такое ритмопластика?

Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. В основном ритмопластику я использую на физкультурных занятиях в основной части в ору с предметами.

Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Фитбол – это мяч, служащий для оздоровительных целей. На занятии фитбол я могу использовать как предмет, как опора, как тренажер и т.п.

Главная цель таких упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах.

Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, навыки

Фитбол я использую на занятиях с оздоровительной направленностью

в эстафетах на традиционных занятиях,

на спортивных праздниках,

на физкультурных досугах

Практика показывает, что занятиях с использованием фитнес технологий царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил.

Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

Вывод. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, а также на разных спортивных мероприятиях, позволяет мне повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит детей получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет их здоровье.)

Таким образом Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей и их родителей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха ,

По результатам общей диагностики выяснилось, что благодаря детскому фитнесу :

Детский фитнес в детском саду

Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.

Деский фитнес в детском саду

Физическое развитие в дошкольном учреждении

Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.

Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.

Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.

Задачи фитнеса в детском саду

Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.

Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.

При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:

  • пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
  • гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
  • капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.

Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.

Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:

  1. Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
  2. Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
  3. Приобщение к ЗОЖ и спорту

Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.

Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп

Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.

  • учиться прыгать на двух ногах, двигаясь при этом вперед;
  • непрерывно бегать в течение 40 секунд;
  • залезать и слезать по лестнице шведской стенки;
  • учиться работать с мячом;
  • тренировать навык перешагивания препятствий высотой до 10 см;
  • осваивать бег с высоко поднятыми ногами, а также ходьбу и бег в разных техниках
  • совершенствовать владение мячом;
  • тренировать удержание равновесия в статике и движении;
  • учиться кататься на двухколесном велосипеде;
  • совершенствовать навык занятий на шведской стенке;
  • осваивать разные физические движения
  • тренировать способность удерживать равновесие, переходя от активных движений к менее активным;
  • учиться подтягиваться;
  • стимулировать интерес к спорту и ЗОЖ;
  • улучшать пластику движений;
  • учиться самостоятельно переодеваться в спортивную форму и обратно, мыть руки после занятий

Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.

Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:

Виды спортивных элементов в детсаду

Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:

  1. Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
    • утреннюю зарядку;
    • дыхательную практику;
    • упражнения с мячом;
    • задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
    • движения с обручем.
  2. Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
    • элементы по профилактике плоскостопия;
    • упражнения на растяжку;
    • закаливающие процедуры, физкультура босиком;
    • посещение бассейна;
    • элементы на укрепление мышц спины и живота.
  3. Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
    • ритмопластику;
    • аэробику;
    • гимнастику.
  4. Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
    • футбол;
    • баскетбол;
    • волейбол;
    • игры в команде;
    • соревновательные игры.

Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.

Спортивный уголок в детском саду

Общеразвивающие упражнения в детском саду

В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.

Физический комплекс для утренней зарядки

В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:

  1. Потягушки
    Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу.
  2. Маятник
    Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой.
  3. Кукла
    Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое.
  4. Неваляшка
    Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты.
  5. Волчок
    Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.

Утренняя зарядка в детском саду

Дыхательная практика

Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.

В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:

Движения с мячом

С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:

  • стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
  • перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
  • садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
  • прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
  • подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.

Разные фитнес движения

Комплекс разных элементов с предметами и без них

  1. С кубиками
    • Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
    • Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
    • Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
  2. С флажками
    • Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
    • Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
    • Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
  3. Без предметов
    • Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
    • Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
    • Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.

Движения с обручем

Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:

  1. Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
  2. Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
  3. Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
  4. Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
  5. Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.

Упражнения с обручем в детском саду

Оздоровительная практика

Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.

Элементы, предупреждающие плоскостопие

Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.

Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:

  1. Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
  2. Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
    • надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
    • упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
    • приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
  3. Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
    • ставим ноги по очереди на пятки;
    • шагаем на носочках вперед-назад;
    • берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
    • переносим платок из одной стопы в другую.
  4. Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
  5. Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
  6. Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.

Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.

Стретчинг в детском саду

Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.

В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:

  • встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
  • исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
  • стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
  • ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
  • исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.

Элементы на растяжку в детском саду

Элементы на укрепление мышц спины и живота

Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.

Хорошо себя показывают такие элементы:

  • вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
  • подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
  • передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
  • скручивания на фитболе или скамье для пресса;
  • ягодичный мостик на фитболе и прочее.

А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.

Танцевальное и спортивное направление

Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:

  1. Аэробика
    Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение.
  2. Ритмическая гимнастика
    Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.
  3. Логоритмика
    Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи.
  4. Звероаэробика
    Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных.
  5. Степ-аэробика
    Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.

Степ-аэробика в детском саду

Основные правила фитнеса в детсаду

Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.

Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.

Читайте также: