Статья для доу играем в сказки

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф.М. Достоевский

Сказка – неизменный спутник детства- играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку не только знакомят с окружающим миром, но и обучают выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Ведь сказки, и злые, и добрые, - как считал Дж. Родари, - могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее…

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Читая сказки детям, не задумываешься (а вернее, не помнишь, как много они значат для ребенка, впервые осознающего жизнь такой, какая она есть. Их значение для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринимать необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки. Герои, ситуации, неизменное противостояние добра и зла неосознанно переносятся детьми из сказок в реальную действительность.

Сказки – это образное изображение жизненных реалий. События, происходящие в них, могут случиться в жизни каждого из нас, но только не в буквальном смысле. Можно сказать, что жизненные сценарии, закладывающиеся в раннем детстве, так или иначе основываются на тех сказках, которые каждому из нас читали родители, которые сами не осознавая влияния прочитанного, с помощью них программируют поведенческие и психологические реакции своих детей.

С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. Пройдет немало времени, прежде чем ребенок сможет постигнуть сложность этих понятий. Такие понятия индивидуальны, так как у каждого свое понимание идеала.

Сказкотерапия ориентирована на детей дошкольного возраста, так как малыши, еще не оценивая событий, происходящих в их жизни, не могут посмотреть на этот мир со стороны, обнаружить и проанализировать возникающие проблемы, а тем более попытаться решить их самостоятельно. Дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Но последние в свою очередь не всегда могут понять, что в жизни ребенка что-то не так. По поведению можно заметить, что проблемы появились, но с точностью сказать, что именно вызвало ответную реакцию ребенка, взрослый не в состоянии, так же как и попытаться ее решить.

Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвоение необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окружающем мире посредством сказок происходит намного быстрее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем высказывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, который дети видят в нравоучениях и рекомендациях со стороны родителей.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребенок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания – в систему еще не освоенных общественных отношений. В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека.

Также сказки играют очень важную роль в нравственном воспитании личности, влияя на ее представления и предпочтения, направляя развитие чувств, желаний и поступков. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Каждый человек именно из них узнает, что добро всегда побеждает зло и последнее остается наказанным за все свои действия, противоречащие простым человеческим законам.

Знания, полученные из прочитанной сказки, будут находиться в пассивном состоянии, т. е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических знаний, с

В любом случае, будет сказка просто прочитана или еще и обсуждена с родителями, педагогами, психологами или даже в группе сверстников, она составит необходимый ресурс для дальнейшей социализации ребенка.

Но не следует забывать, что сказкотерапия – это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему, с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки. Они дают человеку то, что ему необходимо. В большинстве случаев это свобода, свобода мыслей, действий, желаний.

Сказки выполняют множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенным в себе и в своих близких, расти над собой и над своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, неординарно мыслить и фантазировать, а самое главное – смотреть на жизнь другими глазами, понимать, что нет непреодолимых трудностей, все подвластно человеку.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Когда мои малыши с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, мишек; легко справляются с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых животных, я вижу их искреннюю радость и счастье. И всё благодаря ожившим куклам, научившимся разговаривать, танцевать и петь. Но развить и обыграть сюжет малыши самостоятельно не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения.


Многие родители стали интересоваться работой по театрализованной деятельности в нашей группе, оказали свою помощь в подборе атрибутов, костюмов и изготовление разного вида театров. Я создала творческую группу родителей: пополнилась костюмерная театра, обновились декорации и сцена, театрализованный уголок в группе дополнился некоторыми видами театров.


Оказывалась помощь детям в разучивании и закреплении текстовых наработок - роли, заклички, потешки в домашних условиях. Родители принимали активное участие в сценках, театрализованных играх, праздниках. Группа превратилась в сказочный домик – теремок, где дружно живут разные герпои сказок, где каждая сказка приготовила сюрпризы-задания.




Главным достижением работы над проектом стало создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, наполнение детей яркими впечатлениями и укрепление контакта между воспитателем, воспитанниками и их родителями. Дети учились взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться.

Сказка «Теремок сыграна, а сколько еще добрых сказок есть у нашего народа! Они – кладезь мудрости и доброты, самое лучшее средство воспитания и развития моих малышей.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку?
Может быть вчерашний снег?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить,
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
И приходит чудо в гости
Не обходит стороной.
Главное в него поверить,
И оно уже с тобой.

Автор: Мошкова Светлана Владимировна, воспитатель

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0008349.

Сказка – источник народной мудрости.

Сказки есть в каждом доме и дети их любят.

Из сказок черпаются познания и первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сказки позволяют малышу увидеть добро зло.

Играем в сказку.

Героев сказки можно сделать из картона, бумаги, слепить из пластилина.

Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.

Приемы работы со сказкой :

обсуждение поступков героев;

создание рисунков по мотивам сказки или коллективных, или индивидуальных поделок из природного материала;

активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке : почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы…;

проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

придумывание рассказа от имени персонажа или какого-нибудь сказочного атрибута;

придумывание сказки с новым концом.

Главная Детские Стихи

Подготовила воспитатель: Ревицкая Валентина Максимовна Ноябрьск 2015г.

Согласны храбрые сердца.
Нетерпеливом ожиданьем
Благополучного конца.
В. Берестов

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. А так же формированию нравственных качеств ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги и родители. Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая информацию о взаимоотношениях людей в обществе. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение положительного героя среди других более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного реальном.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Читайте также: