Статистика по адаптации детей к детскому саду

Обновлено: 05.07.2024

Адаптация детей к детскому саду началась 15 июня 2020г. по графику составленному родителями и администрацией образовательного учреждения на первой встречи администрации с родителями с учетом пожелания родителей и воспитанников, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ с 2 часов до перехода на полный день.

Предметно пространственная среда способствует безболезненному привыканию детей к условиям ДОУ: сухой бассейн, горка разнообразные яркие игры и пособия (кубики, мозаика, шнуровки и т.д.); любимые игрушки; музыкальные игрушки, музыкальное сопровождение режимных моментов и игровой деятельности, сюжетно образные игрушки, театрализованные игрушки.

В период адаптации нами педагогами было приложено максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход к ребенку, индивидуальный режим для ребенка.

При отслеживании течения адаптации каждого ребенка адаптации составила:

Легкая – 5 чел. - 21 %

Средняя – 16 чел. - 66 %

Осложнение – 3 чел. - 13 %

Дезадаптация – 0 чел. - 0 %.

5 детей адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

У 16 детей адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1-2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

У 3 детей адаптация проходит осложненно. Связанно это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленность к режимным моментам детского сада и питанию в детском саду (несмотря на рекомендации), отсутствие единства требований в воспитании ребенка.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в игре либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое.

Таким образом, благодаря совместным усилиям и адаптация детей в группе прошла успешно.

С августа по ноябрь 2017 года в наше учреждение в группу раннего возраста поступило 17 детей.

Воспитатели: Сибукаева А.В. Абдряхимова Г.Р.

В младшую группу поступило 3 ребенка. Воспитатель: Поздышева Л.М.

В группах проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения . В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:

- социальные контакты с взрослыми и детьми;

- познавательная и игровая деятельность;

- реакция на изменение привычной ситуации.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

гр. раннего возраста

13 детей адаптировались в легкой форме, т.е. к 15 дню пребывания у таких детей нормализовался сон, они нормально начинают есть. Настроение бодрое, приподнятое, дети исполняют ритуал прощания с близкими. Восстанавливается интерес к окружающему, речевая и познавательная активность. Снижается заболеваемость.

У 7 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

Дети с тяжелой формой адаптации отсутствуют.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.

По моим наблюдениям в период адаптации педагоги приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. С воспитателями групп проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. Был налажен тесный контакт с родителями.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным действиям адаптация детей в группе раннего возраста детского сада прошла относительно благополучно.

Течение адаптации у детей первых младших групп проходило по-разному. Некоторые дети переживали стрессовое состояние бурно и тяжело, но недолго. Несколько детей начинали испытывать и выражать стрессовое состояние спустя неделю или две, которое длилось продолжительное время. Почти все дети переболели в период адаптации. Спустя 2 месяца после начала комплектации можно видеть группу, в которой начинает формироваться представления о режимных моментах у детей : появился аппетит, большинство детей умеют пользоваться горшками, играют, взаимодействуют, спят.

Психолого-педагогические параметры диагностики определения готовности поступления ребенка в группу раннего возраста дали возможность прогнозировать течение адаптации.

Проанализировав психолого-педагогические параметры выявлены степени адаптации детей к условиям детского сада. Характерно, также, изменение состояния детей после проведения адаптационных мероприятий педагогами групп, педагогами-психологами, совместно с родителями. Работа в группах строится таким образом, чтобы обеспечить разностороннюю взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса. К процессу обучения предполагается активное подключение родителей, так как совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установить ситуативно-действенный контакт со взрослым, расширить опыт общения и сформировать у ребенка потребность в общении.

Легкая адаптация прошла у 44% детей, период адаптации длился от 7 до 14 дней. Дети с высокой психологической устойчивостью, вступали в контакт по своей инициативе, умели обратиться с вопросом к взрослому, попросить о помощи. Могли занять сами себя, использовать в игре предметы-заместители, длительное время удерживать внимание на одной игрушке, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Дети придерживались установленных правил поведения, адекватно реагировали на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.

Адаптация средней тяжести наблюдалась у 21% ребёнка, период адаптации длился до 30 дней. Дети эмоционально стабильные, но на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита. Ребенок данной степени адаптации вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь детей развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, могут нарушать установленные правила и нормы поведения.

У 36% детей протекала тяжелая форма адаптация. Дети находились чаще в подавленном эмоциональном состоянии. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыши переходят от одной игрушки к другой, не задерживая своего внимания, не могут развернуть игровых действий, выглядят встревоженными, замкнутыми. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала педагогов оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.

В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду.

1. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

3. Предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

4. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

5. Соблюдать в выходные дни дома такой же режим, какой установлен в детском саду.

6. Постепенное наполнение групп детьми в адаптационный период.

Подготовила педагог – психолог: Тарасова М. С.

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ.

Анализ деятельности детского сада за период летне-оздоровительной работы 2017 года В течение летнего периода 2017 года детский сад работал в соответствии с планом летней оздоровительной работы. План работы в летне-оздоровительный.

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности.

Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада I.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналитический отчет по адаптации детей

группы № 1 (группы раннего возраста)

за 2019/2020 и 2020/2021 учебный год


Пасечникова Елена Викторовна

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Особенно это актуально для детей раннего возраста, от 6 месяцев до 2 лет. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Группа раннего возраста в дестком дошкольном учреждении – это первое социальное учреждение, в которое попадает ребенок и при этом осваивает социальные нормы поведения.

Информация о группе

Возраст детей группы: с 2 до 3 лет (ранний возраст, 1-я младшая группа).

Направленность группы: общеразвивающая.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2 до 3 лет.

Предметно-развивающая среда: Для удобства и рациональности использования группового помещения использовано зонирование его пространства. Каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении нашей группы использовано зонирование пространства, имеются следующие зоны предметно-развивающей среды:

- центр сенсорного развития

- строительных игр;

- игр с природным материалом (песком, водой);

- игр с транспортом;

- чтения и рассматривания иллюстраций;

- центр театрализованных игр

- центр релаксации (уголок отдыха и уединения).

К 01.09.2020 г. все игровые зоны и предметно-развивающая среда группы были подготовлены к приему детей. Предметно-развивающая среда рассчитана на возрастные особенности детей, группа укомплектована мебелью, игровыми и дидактическими материалами, все создано для интересного времяпрепровождения детей.

Цели и задачи на период адаптации:

Ведущей целью является помощь детям в приспособлении (адаптации) к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели, решались следующие основные задачи:

- определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации в детском дошкольном учреждении;

- проведение диагностического исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения;

- анализ результатов адаптации;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Так же решались задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков социализации (взаимодействия детей друг с другом);

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом в раннем возрасте является успешная адаптация детей к детскому саду, максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, проявление интереса и желание взаимодействовать и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами двигательной и гигиенической культуры, навыками самообслуживания.

Формы работы с родителями:

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в регионе с родителями вновь поступающих в детский сад детей проводились только индивидуальные беседы.

На первой беседе каждому родителю рассказывались:

- особенности работы с детьми в группе;

- особенности периода адаптации детей данного возраста (поэтапность приема детей, поэтапность увеличения времени пребывания ребенка в детском саду);

- особенности работы с детьми в период адаптации (индивидуальный подход при определении длительности периодов адаптации);

- особенности внутреннего распорядка детского сада и группы (прием/забор детей, оплата, одежда и пр.).

Были проведены консультации относительно режимных моментов дошкольного учреждения, анкетирование, с целью выявления особенности каждого ребенка: физического здоровья, наличие различных умений и навыков, в том числе гигиенических, уровня развития, интересов и привычек детей.

Формы работы с детьми

В период адаптации дети принимаются поэтапно. Начиная с 4 человек, полный состав группы сформировался в течение 3-х месяцев.. Длительность пребывания каждого ребенка определяется индивидуально, в зависимости от степени его адаптации. В первые дни происходило знакомство воспитателей с детьми и родителями, в группе находились оба педагога.

Для того, чтобы облегчить период адаптации, сделать его менее стрессовым для ребенка, вновь прибывающие дети находились в группе по 2 часа, вторую неделю - по четыре часа, с третьей недели дети оставлялись на сон.

В период адаптации приветствовался приход ребенка в детский сад со своей любимой игрушкой. В первой половине дня проводятся адаптационные игры с детьми:

- игры ребенка по показу педагога;

- элементы театрализованной деятельности.

Так же учитывались домашние привычки и стереотипы детей. Разрешено нахождение игрушки с ребенком в тихий час. При укладывании детей использовались колыбельные песенки, чтение сказок.

Прием детей каждое утро начинался с медицинского осмотра.

Все наблюдения за каждым ребенком оформлялись педагогами на листах адаптации, где отмечался аппетит, настроение, сон, общение со сверстниками, индивидуальные особенности:

Ф. И. ребенка ___________________________________

Дата в поступления в д/с ___________________________

Адаптация завершена _____________________________________________________

Степень адаптации _______________________________________________________

Индивидуальные особенности ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степени тяжести прохождения адаптационного периода:

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи:

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно - развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

Shape 1
Shape 2

1 младшая группа

Shape 3
Shape 4

Формы адаптации

64 % детей - лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

28 % детей - средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей - тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности - у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Итоги адаптации:

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям - стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по - настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

В дальнейшем мы планируем:

Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

Читайте также: