Старый кот на покое краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В “Убежище” проживают пять бездомных бывших актеров. Жизнь их однообразна, они постоянно спорят и ругаются. В одну из ночей один из жильцов по прозвищу “Дедушка” тихо умирает.

За минуту

В “Убежище для престарелых артистов”, расположенном в старом особняке, обитают пять старых, бездомных актеров. Бывший тенор Лидин-Байдаров — самый давний обитатель дома, тупой и спесивый мужчина. Суфлер Иван Степанович по прозвищу “Стаканыч” — плешивый глуховатый старикашка. Бывший трагик Славянов-Райский раньше был знаменит и известен, но после окончания карьеры все о нем забыли. Четвертого жильца все знали под прозвищем “Дедушка”. Он был болен и не вставал с кровати. Пятым был комический актер Михаленко, злобный и язвительный циник. Жизнь актеров была скучна и однообразна.

В праздник воздвижения в доме остались только двое: дедушка и суфлер Стаканыч. Остальные ушли в город. Дедушка, предчувствуя смерть, подзывает к себе Стаканыча и дарит ему черепаховый портсигар. Вечером возвращаются остальные жильцы и начинают ругаться. Глубокой ночью неожиданно все просыпаются от странной тревоги, начинают сожалеть и виниться. И только дедушка молчит и смотрит стеклянными глазами.

Старый кот на покое

Сохранился черновой автограф рассказа, содержащий большое количество разночтений с журнальным текстом. Наибольший интерес представляют следующие варианты.

Прежде всего, это четыре случая, когда рукописный текст был изъят или заменен по причинам явно цензурного характера. Эти вынужденные замены и купюры устраняются из текста настоящего издания.

Молочные скопы — устаревшее название молочных продуктов (сливки, сметана, творог и т. д.).

…смешивает либерализм с сокращением переписки… — В 1859 году при Министерстве внутренних дел был учрежден Комитет по сокращению делопроизводства и переписки. Консервативные круги чиновничества отнеслись к учреждению и деятельности Комитета, просуществовавшего до 1861 года, как к опасному либерализму, ведущему к потрясению бюрократических основ. Салтыков часто сатирически касался этой темы в своих произведениях. Подробнее см. т. 3 наст. изд., стр. 613.

…разговор о древнем языческом боге Меркурии, прославившемся не столько делами доблести, сколько двусмысленным своим поведением… — Бог торговли у древних римлян Меркурий вместе с тем был божеством всякой хитрости и обмана.

Соархистратиг — совоитель (архистратиг — военачальник).

…прибыв в некоторое присутственное место, спросил книгу, подложил ее под себя… — Некоторое присутственное место — губернское правление, высшее правительственное учреждение в губернии, официально возглавлявшееся губернатором, а фактически руководимое вице-губернатором. Книга — Свод законов Российской империи.

…с придачею красной бумажки — ассигнации десятирублевого достоинства.

…во время свидания при Тильзите — то есть знаменитого свидания Наполеона с Александром I на Немане, под Тильзитом, в 1807 году, когда решались судьбы Европы.

…боящемуся же все дастся и даже с мечами, хотя бы он и не бывал в сраженьях… — Знак двух накрест лежащих мечей присоединялся как дополнительная награда к орденам, получаемым за воинские подвиги.

В “Убежище” проживают пять бездомных бывших актеров. Жизнь их однообразна, они постоянно спорят и ругаются. В одну из ночей один из жильцов по прозвищу “Дедушка” тихо умирает.

За минуту

В “Убежище для престарелых артистов”, расположенном в старом особняке, обитают пять старых, бездомных актеров. Бывший тенор Лидин-Байдаров — самый давний обитатель дома, тупой и спесивый мужчина. Суфлер Иван Степанович по прозвищу “Стаканыч” — плешивый глуховатый старикашка. Бывший трагик Славянов-Райский раньше был знаменит и известен, но после окончания карьеры все о нем забыли. Четвертого жильца все знали под прозвищем “Дедушка”. Он был болен и не вставал с кровати. Пятым был комический актер Михаленко, злобный и язвительный циник. Жизнь актеров была скучна и однообразна.

В праздник воздвижения в доме остались только двое: дедушка и суфлер Стаканыч. Остальные ушли в город. Дедушка, предчувствуя смерть, подзывает к себе Стаканыча и дарит ему черепаховый портсигар. Вечером возвращаются остальные жильцы и начинают ругаться. Глубокой ночью неожиданно все просыпаются от странной тревоги, начинают сожалеть и виниться. И только дедушка молчит и смотрит стеклянными глазами.


Краткое содержание

На первый взгляд, эта сказка представляет собой произведение с очень простым сюжетом. Пересказывать краткое содержание этого произведения — занятие, конечно, неблагодарное, поскольку сказка вовсе не отличается объемом и укладывается в несколько страниц. Гораздо важнее проанализировать смысл этой истории, разобраться в скрытых намеках, но о них речь пойдет ниже.

Автор начинает рассказывать о том, как два уже отставных генерала, успевших выйти на пенсию (и весьма щедрую, скорее всего), непостижимым образом смогли оказаться на необитаемом острове. Разумеется, генералы всю свою жизнь прожили в городе, и о том, как выбраться с острова, они не знают. Ни деревни, ни города они тут не видят. Зато на острове водится в изобилии всякая живность. Но и тут генералы не могут ничего сделать, чтобы накормить себя, поскольку они:

  • Понятия не имеют, как ловить рыбу или собирать плоды с деревьев.
  • Они даже не знали, что их любимые булки, которые им кухарки всегда подают к кофею, еще для начала испечь надо.

Изголодались генералы страшно, так что один другому даже орден чуть не откусил (в первоначальном тексте рукописи это, впрочем, был палец).

И вот стали они думать, что же им делать, и решение пришло как будто само собой, такое простое, что до него бы и ребенок додумался — надо найти мужика. Ведь они, как известно, везде водятся, надо только хорошенько поискать.


И действительно, побродили по острову, нашли огромного мужика, который ничего не делал, а только в тени прохлаждался. Тут генералы и повелели ему добыть еды. Так что мужику пришлось лезть на дерево, чтобы нарвать генералам яблок. А как в земле покопался, так и картофеля смог добыть, а из двух кусков дерева наш герой даже смог извлечь огонь. И дальше еще проще — поймал рябчика да на огне и испек.

Генералы даже засмеялись от удовольствия. А потом приказали мужику веревку свить, да его самого ею и привязали. Так что и убежать он не мог, зато работать у него хорошо получалось, он даже наловчился варить генералам суп в пригоршне.

Однако вскоре генералы заскучали на острове. Велели они мужику построить лодку да и отвезти их в Петебург. Так он и сделал. Тогда генералы по прибытии в столицу наелись и напились до отвала, сходили в казначейство за деньгами, а мужику в благодарность отослали пятак серебра да рюмку водки — веселись, мол!

История создания повести


Анализ сатирической сказки

Анализ произведения следует начать с объяснения моментов. Они, кстати, современному читателю кажутся несколько странными. Например:



И в то же время в сказке есть еще один слой, своеобразная поэзия, ритм, которые будут интересны вдумчивым читателям. Начать хотя бы с названия. В нем есть свой ритм, и связан он с числительными: мужик один, а генералов двое. С одной стороны, в этом явно есть намек на превосходство мужика, который один справляется с вдвойне тяжелой работой. С другой стороны, это намек на солидную численность чиновничьего сословия.

Любопытный факт: мужик, которого генералы нашли на острове, воплощает собой пародию на мифических героев — тут и его гигантский рост, и то, что он сумел добыть огонь (как греческий Прометей), и даже переправил генералов в Петербург сквозь бури и ветры, как древний аргонавт. Неизвестно, нарочно ли Салтыков-Щедрин включил эти отсылки к мифам в произведение или нет, но получилось весьма остроумно.

Интересные факты

Интересно, что автор идет необычным путем для того, чтобы сказка была не просто горькой сатирой, но еще и запоминающимся смешным произведением. Казалось бы, оно совсем короткое, даже имен героев никто не называет, но характеры их описаны по-разному. Например, один генерал на острове сразу растерялся и впал в панику, а второй все-таки призывает искать пути к спасению.

Впрочем, на острове генералы занимаются тем же, чем, по мнению автора, всегда занимается паразитирующий класс — когда они не находят более ресурсов для своего существования, то пытаются сожрать друг друга (хорошо, что в данном случае все ограничилось орденом). Ну а как только появляется возможность, снова возвращаются к своему исконному занятию — паразитированию.


Также любопытно, что автор постоянно использует приемы противопоставления:

К слову, настоящим Робинзоном здесь является только мужик, который, видимо, до появления генералов жил вполне себе припеваючи.


До того, как генералы оказались не необитаемом острове, они особо и рассуждать-то не умели, только служебные записки составлять. А тут им приходится как-то разбираться в обстановке, искать север и юг. А как появляется еда, так можно и в философствования пуститься, например, был ли и в самом деле потоп (конечно, был, в газетах же врать не станут), да случалось ли вавилонское столпотворение. Основная мысль

Когда школьник составляет план сочинения, он всегда знает, что в конце нужно непременно сказать об основной мысли произведения. А она на самом деле получилась не веселой, а как будто даже печально-пронзительной.

Не будет преувеличением сказать, что главный герой этой истории — сам народ, русский крестьянин. Пусть даже в лице одного только мужика, про которого автор нам даже не говорит, как его звать.

Салтыков-Щедрин видит, что народ неидеален, что характерными его чертами являются некоторая забитость, безропотность, покорность, люди все стараются забыть. Народ как будто даже не осознает своего бедственного положения — достаточно почитать описание того, как спокойно крестьянин делает веревку, которой его привяжут к дереву, а между тем мог бы и сам связать генералов, которые без него будут совсем беспомощными.


Именно он — кормилец, соль земли, а генералы, кроме своих канцелярских оборотов, больше ничего и не знают. Разумеется, автор не может дать никаких рекомендаций, он только призывает читателя задуматься, отчего же так происходит, что в стране есть столько бесполезных генералов, а народ-кормилец и вовсе лишен голоса.

В любом случае мы никогда не узнаем, хотел ли автор подчеркнуть превосходства народа над правящим классом или осудить безропотное подчинение и сохранение уже изрядно подгнившего миропорядка. А современники видели в повести именно такие мотивы — именно они и создали предпосылки к грядущей революции.

Краткое содержание "Гуттаперчевый мальчик" - краткое содержание рассказа Д.В. Григоровича для читательского дневника

Читайте также: