Старый дом казанцев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Невероятное впечатление произвёл сегодня спектакль! Как это сыграно актёрами замечательно! Прижито! Пережито! Михаил Исакович, спасибо огромное за такую постановку! Сейчас такой искренности и душевности остро не хватает! Окуджава — в самое сердце попадает! Спасибо всем! Низкий поклон! Обязательно придём на этот спектакль ещё не один раз!

Один из самых пронзительных спектаклей! До глубины души трогает! Особенно игра Латыпова-Догадова и Дарьи Толканевой!
Спасибо постановщикам! Михаил Рабинович — режиссер, который ставит спектакли, после которых нужно думать, переживать, проживать, и хочется жить!

К сожалению не понравилось. Но игра актеров достаточно неплохая, может дело в самой пьесе, уж больно она стара для нас. Было ужасно скучно особенно во втором акте

После спектакля — ком в горле, зацепило — не то слово, вроде простая история, обычные жизни, а как сыграно, нет, не сынрано- прожито. Главная пара — бесподобна, их последний диалог до сих пор перед глазами… Отдельное спасибо за декорации и музыку, все — метко в сердце ❤️ Это спектакль, который хочется пересмотреть не один раз, пережить, перечувствовать, перевернуть душу… Браво, русский драмтеатр!

Спектакль бесподобен тем, насколько он точно попадает в самое сердце, насколько реалистична атмосфера того времени, актеры не играют, а живут, вывернули душу наизнанку, хочется плакать, но одновременно хочется верить в лучшее и жить…

Не понравился, никакой закрученности сюжета, некоторые моменты абсолютно отвратительный, хотя я человек повидавший всякое и меня мало чем удивить, но все же, когда героиня Зинаида Семеновна злорадствует над супругом-зал хохочет, для меня шок! Театр помимо развлекательной цели должен воспитывать, пробуждать исподволь в людях лучшее, что смешного в алкоголизме и тирании домашних, меня это поразило.Особого внимания заслуживает реакция публики, смеяться над садизмом, низменностью, пороком.Далее, почему высмеивается неравнодушие Петра Кузьмича, чем поражено наше нынешнее общество-неравнодушие! Сколько разговоров сказано об этом что наше общество больно равнодушием а тут… Уважаемым постановщику и руководителю театра стоит задуматься какие произведения брать в работу, хочу заметить отличных актеров, шикарные декорации, меня как простого рабочего человека это впечатлило.Надеюсь вы меня поняли правильно, с уважением ваш постоянный зритель.

На мой взгляд, неудачный спектакль. Затянутые диалоги, отсутствие действия во втором акте. И сама по себе пьеса, и правда, устаревшая. Не хочется видеть на сцене вот такой жизни людей…
Игра актеров, как всегда, на высоте. В непривычных амплуа выступили Владимир Латыпов-Догадов и Ирина Агашкова. Было интересно наблюдать и за молодыми талантами Иваном Овчинниковым и Дарьей Толканевой.

Спектакль не понравился, но артисты свое дело сделали на 4+, отличные декорации. Сюжет этого спектакля о людях не имеющих даже капли мудрости, о людях вечно ноющих и плачущих без особых проблем. Жители старого дома не вызывают сопереживания так как они люди недалекие, невежественные, депресивные и тд и тп. Просмотр спектакля должен вдохновлять, настраивать на патриотизм, на веру в свои силы, на успех, а тут просто большой огромный КАПЕЦ

В 1978 году в Московском Новом драматическом театре происходили очень важные для молодого, на третьем году существования коллектива, события.

Из-за конфликта с большей частью труппы театр покидает его основатель и учитель почти всех участников, как бы сейчас сказали, проекта "Новый театр" Виктор Карлович Монюков. Кстати, официально название "Новый" появилось только в 2002 году, многие годы до этого он был Московским драматическим театром-студией.

Вскоре Управление культуры назначает главным режиссёром Виталия Викторовича Ланского, и он почти сразу приступает к работе над пьесой Алексея Казанцева "Старый дом", не имеющей тогда ещё разрешения на постановку. У цензоров были вопросы. По большей части, как рассказывал Виталий Викторович, они звучали примерно так: "А что имеет в виду тот или иной персонаж, когда говорит то-то и то-то?" Действительно, количество многоточий в пьесе было огромно. Однако всё как-то устроилось, и в тот же год 14 октября состоялась премьера.

Я не был занят в этом спектакле. Знал, что Виталий Викторович Ланской много работал в провинции, заслужил внимание столичных чиновников от культуры, был приглашён на постановку спектакля "Дело" по пьесе Сухово-Кобылина в Театр им. Гоголя, которую с успехом осуществил. Говорили, что его метод работы очень близок мхатовскому; что его приглашение в Москву и назначение главным режиссёром именно в наш театр было не случайным. Кроме того, перед своим приходом Виталий Викторович встречался с Виктором Карловичем Монюковым, который поделился педагогическим опытом работы со своими учениками и дал каждому профессиональную характеристику - за что впоследствии был искренне благодарен.

Так как я оказался занят в следующем спектакле, мне было очень интересно, как же всё-таки идут репетиции.

Да, там была очень спокойная творческая атмосфера, замечания делались деликатно, уважительно и. тихо. А артисты, чувствуя жанр пьесы, понимая смысл и содержание тех "непонятных" кому-то многоточий, легко и естественно существовали на сцене. Я имею в виду, конечно, прежде всего тех, первых исполнителей, потому что спектакль шёл около десяти лет, и в дальнейшем появились вторые и даже третьи составы, которым, не в обиду будет сказано, мешали условия "производственной необходимости".

Любовь Новак (Саша) и Владимир Рудый (Максим Ферапонтович), в глубине слева Людмила Корюшкина (Зинаида Семёновна)

Любовь Новак (Саша) и Владимир Рудый (Максим Ферапонтович), в глубине слева Людмила Корюшкина (Зинаида Семёновна)

В "Старом доме", наверное, лучшей пьесе Казанцева, написанной безусловно в чеховских традициях, в конечном итоге и независимо ни от чего все герои вызывают сочувствие. Нет однозначного ответа на вопрос, почему их судьбы сложились так, а не иначе; кто или что помешало сделать их жизнь лучше. "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Даже такой, казалось бы, негодяй, как отец Саши заслуживал жалости. Я помню, что оба исполнителя этой роли были интересны своей индивидуальностью. Если Владимир Рудый был в первую очередь расчётлив и бескомпромиссен в своих поступках, то герой Владимира Левашева был воплощением того русского бунта, который А. С. Пушкин назвал бессмысленным и беспощадным.

Самозабвенный стукач, борец за нравственность, контролирующий личные отношения соседей через замочную скважину, Пётр Кузьмич Рязаев для меня одна из лучших театральных работ Игоря Константиновича Кашинцева. Он так искренне старался помочь молодым людям и на работе, и дома "стать чище и идейно крепче", что готов был пожертвовать проблемами собственной семьи.

Каждому обитателю этого дома, который когда-то посещал Л. Н. Толстой, не хватало любви, и каждая семья была "несчастлива по-своему".

Все, все исполнители того спектакля достойны самых добрых слов: и Пётр Коробов, и Марина Николаева (родители Олега), Николай Попков (лектор общества "Знание") и Лариса Коровкина (дочка Рязаева), и Людмила Белоусова (Юлия Михайловна); Людмила Корюшкина (мать Саши), Нина Лискова (младший брат Саши), и всеми обожаемая Антонина Александровна Соколова (дворничиха). Все, все были талантливы и красивы.

Прежде всего, это главные герои - Саша и Олег - Любовь Новак и Борис Невзоров. Если в первом действии воспринимать Бориса ещё очень молодым человеком мешала его стать молодецкая, которая больше годилась для его героя в фильме "Россия молодая", то во втором действии, когда Олег возвращается домой зрелым мужчиной, это было абсолютное попадание в суть этого образа. Последняя сцена наполнялась очень сильным внутренним напряжением и глубоким содержанием.

Люба Новак - это особая статья.

Я намеренно избегаю слов "игра", "было сыграно". Появлялось такое ощущение, будто все, попадая в замечательные декорации Петра Белова (тоже выпускника Школы-студии МХАТа) оказывались в другом пространстве и другом времени. Они не играли, а существовали. Мне рассказывали, что Владимир Васильевич Грибков, в 40-50-е годы ХХ столетия артист МХАТа, пользующийся большим уважением у "стариков" театра, якобы коротко сформулировал суть работы артиста по Станиславскому: "Существо с существом о существе по существу".

Я уверен, кто видел тот спектакль, о котором я рассказываю, могут подтвердить, какое большое впечатление производило исполнение роли Саши Любовью Новак. Свободная, искренняя во всех проявлениях, абсолютно органична - что в первом акте, будучи 17-летней девушкой, что во втором, где её героине уже 30 лет, и она успешная актриса с непростой личной судьбой. Это было настолько убедительно, правдиво и по-человечески честно, что не было сомнений о её возможных масштабных работах в этой профессии.

Большой грех лежит на тех режиссёрах, от которых, как известно, очень зависит наша актёрская судьба, за то, что не дали её таланту реализоваться так, как она этого, безусловно, заслуживала.

В чём же был секрет того спектакля, собиравшего аншлаги и на центральных площадках, и у себя "дома", на краю Москвы, количество мест в зале которого превышало в сравнении с сегодняшним в два раза? Почему старые (теперь в буквальном, увы, смысле слова) театралы до сих пор помнят виденное столько лет назад?

А дело вот в чём.

Виктор Карлович Монюков выступал в своё время с идеей о необходимости дополнительного 5-го курса театрального института. Это он считал важнейшим моментом для продуктивного перехода студентов в новое качество существования в театральном процессе. И возможность создания театра на базе выпускного курса, что само по себе в то время было уникально, можно сказать, стало идеальным решением этой проблемы. За два года (1976 и 1977-й) было перенесено на профессиональную сцену 5 дипломных спектаклей и создано 4 новых, то есть все работали, взрослели, набирались опыта уже в других обстоятельствах. Здесь не приходилось, как говорится, стоять с алебардой за спинами ведущих артистов и ждать своего часа.

Далее. Режиссер, получивший в руки хороший "материал", точно сделал выбор пьесы именно для этого коллектива, и бережно, деликатно отнёсся к написанному автором. Внедрение социально-политических тем, сатирическое изображение персонажей, разукрашивание всякими режиссёрскими "штучками" убило бы настоящее человеческое содержание, чрезвычайно изящно сплетённое автором.

Представьте паутину в свете солнца: там и паук-злодей, и мушки-жертвы, а в целом - гармония, красота. А если бросить туда камень? Паук побежит прятаться, мушки задёргаются в надежде на спасение, начнётся, как сейчас говорят, "движуха". А паутинка-то в лохмотья. Катастрофа!

Семидесятые годы двадцатого столетия в нашей стране принято называть "эпохой застоя". Кто это придумал?

Заканчивалась последняя сцена нашего спектакля "Старый дом", и невольно всплывали чеховские слова: "Зачем живём, зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать. " Сжималось сердце и сдавливали горло подступающие слёзы.

А в общем, ничего особенного. Была работа выдающегося театрального педагога, продолженная высокими профессионалами - режиссёром-постановщиком и художником-оформителем, прекрасная пьеса и молодые одарённые актёры, прошедшие школу Художественного театра. Всё сошлось, как говорится, в нужное время, в нужном месте. И, несмотря на очень некрасивые закулисные перипетии, которыми тоже богата театральная история, произошло самое "обыкновенное чудо":

Панков – один из тех редких людей, который чтит своих учителей. Эта постановка – благородный жест, знак памяти и признательности Алексею Николаевичу, который в свое время, открывая центр, призвал молодежь. Володя был в их числе. Здесь, в ЦДР, молодой кудряшовец начал осуществлять свои режиссерские проекты.

Но Панков ставит спектакль не о нашем прошлом. Скорее через прошлое он задает один вопрос: почему мы такие, почему мы так плохо живем, почему мы так жестоки там, где, казалось бы, должны получать только любовь, поддержку – в семье. Почему столько несчастья, несправедливости от самых-самых близких? И как результат – родители своими руками делают несчастными своих детей.

Декорация вытянута фронтально (художник Максим Обрезков), и Панков использует сценографическую жилплощадь рачительно. В каждом углу что-то происходит, причем он любит строить действие в параллель. Тут тебе и музыканты, и актеры, играющие разные сцены одновременно. К тому же он любит удваивать персонажей.

Как всегда, Панков предельно насыщает сцену. В пьесе Казанцева всего 15 действующих лиц – у Панкова на сцене вместе с музыкантами около 30. Тут тебе и дворничихи с метлами, то и дело расчищающие линию между сценой и залом, и музыканты, играющие кто на трубе, кто на виолончели, кто на фортепиано, чуть в глубине.

Отношения двух семей близки к Монтекки–Капулетти в пространстве коммунального быта старого дома. Для них брака Олега и Саши быть не может. Для первых это будет неравный брак, особенно для Таисии, а вот для последних градус ненависти к благополучным соседям сильно выше, чем любовь к своей дочери.

Елена Шанина играет ласковую домохозяйку, милую хлопотунью, которая и бутерброды мужу соорудит, и обед у нее всегда готов. Однако при всей внешней мягкости она домашний деспот, который душит в своей фальшивой нежности мужа, ставшего подкаблучником, пилит сына. Постепенно раскрывается этот характер: интеллигентный щебет, смехотворное сословное высокомерие не скроют жестокой и цепкой пошлячки. И так случится, что она окажется ничем не лучше своих диких соседей Глебовых. Игра Шаниной виртуозна. Эта способность наделить и обаянием свою героиню, но с помощью едкой иронии оценить свою Таисию – высший пилотаж. Муж измучен скрытой злобой собственной жены. И хоть и стоит он утром навытяжку перед ней, дает проявить ей заботу о себе, но когда предупреждает, что снова задержится на работе, мы понимаем – никакая это не работа. Он ищет повода не возвращаться домой. Бойся гнева терпеливого человека. Когда сын сбежит из родительского дома, уйдет и отец.

Елена Яковлева играет в этом спектакле Юлию Михайловну, настоящую интеллигентку, тихо и скромно живущую в коммуналке. На беду в нее влюбляется мальчик Олег. Его тянет к другому строю жизни. Ему хочется с ней говорить. Как же смешна сцена, когда молодой Олег решается объясниться в любви и остаться на ночь у взрослой соседки. И без того стеснительная Юлия Михайловна и смущена, и становится сама нелепой, бегая от подростка, как девочка на перемене. Ее аргументы не действуют, вразумительные доводы – тоже. А Олег настроен решительно: уже снял рубашку, сквозь очки шахматиста сверкает глаз героя-любовника, который сейчас возьмет приступом бедную Юлию Михайловну. Нелепое, почти водевильное происшествие. Если бы не Петр Кузмич Разуваев. Работает он вроде на заводе, но ему бы прямиком в организации надзора за мирными гражданами. Вдохновенный стукач, инквизитор советского образца по велению души подсматривает, подглядывает, проводит дознание, кто вышел из дома, кто зашел. Молодого Разуваева играет Антон Пахомов. Актер вцепился в роль и сыграл этот типаж безжалостно. Социальный гротеск бьет ключом. Эти манифестации о моральном облике в позе подглядывающего в замочную скважину сколь смешны, столь и страшны. Хочется соскочить с кресла и удавить его. Но актер еще дает понять, что причина этой якобы моральной неистовости в том, что он давно отлучен от женщины. Его жена очень больна. Есть в этом по виду скопце что-то нездоровое: надо всех замазать, чтобы ни у кого не было жизни.

Даже Разуваев хочет быть любимым, не беда, что разрушил жизнь Олегу и Саше. Ничего, они молодые …

Постановка Центр драматургии и режиссуры на Соколе



Ностальгический музыкальный спектакль про три поколения одного дома

Спектакль Владимира Панкова, основателя Soundrama, по пьесе Алексея Казанцева, родоначальника Центра драматургии и режиссуры, не традиционно громок и разухабист, а тих и спокоен. Звучат песни Шарля Азнавура и Булата Окуджавы, три поколения одного старого дома встречаются в общих на всех воспоминаниях.

Участники

Место проведения

Центр драматургии и режиссуры на Соколе

Замечательный спектакль! Шикарный актёрский ансамбль, живой звук, атмосфера👏

Это было что-то гениальное! Актеры выкладываются на 100%. Каждый на столько сильно проживают роль, что их слезы невольно передаются тебе! Гениально! Браво

Автор пьесы, похоже, решил скрестить "Старшую сестру"(добавлю, со знаком минус) и На дне. Местом выбрана коммунальная квартира 60-х годов, якобы находящаяся в доме Бибиковой(что дом Бибиковой - реальный культурно-исторический объект, не имеющий ничего общего с описываемым в пьесе, уже, может и неважно). То, что происходит в этой квартире, это и есть то самое "без солнца", только уже советского образца. История создания пьесы покрыта мраком. Фамилия Резаева, поступление в театральный одной из героинь, это явный намек на полемику со Старшей сестрой. Да, если вычислить примерно время написания, понятно, что это было написано не для постановки, но смело, скорее, для самиздата, а не для сцены. Смело уже потому, что и кинематограф и драматургия советская побаивались, так скажем, слова коммунальная квартира. Даже та же Старшая сестра происходит в отдельной квартире, хотя кто бы ее дал двум сиротам из детдома в послевоенном Ленинграде. Через годы выяснилось, что вроде как вещь можно ставить. Такое ощущение, что для этого она была дописана. Предыдущий автор утверждает, что Старый дом ставили в Эт сетера. Не было там такого. Но, раз уж на то пошло, там идет Старшая сестра, причем в таком очень свежем варианте, смотреть который даже интереснее, чем известный фильм. И атмосфера советского быта там передается, и отношения мужчины и женщины, и про участие парткома не забыли. А старый дом смотреть, ну как на вчерашнюю смелость.

Читайте также: