Стародуб астафьев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Недавно в фейсбуке был флешмоб. Все рассказывали о том, какие три книги взяли бы с собой на необитаемый остров. Я задумалась, заметалась, так и не смогла определиться. Книги нужно выбирать и читать под настроение. То, что отлично заходит в 15 лет, в 30 кажется наивной чушью. То, что в 15 лет не понять, как ни старайся, как ни читай статьи критиков, в 30 может стать откровением.

Вероятно, книги Астафьева, как и Маркеса, и Мариам Петросян – это либо любовь с первого взгляда, либо полное непонимание. Виктор Петрович говорит с читателем сложным языком, полным метафор, неологизмов и сибирского диалекта. Но отчего-то его тексты на вкус терпкие, как хвоя, свежие, как декабрьский снег, а главное – они трогают такие потаенные струны души, что долго потом прислушиваешься к отзвукам прочитанного, обдумываешь.

Любовь, с которой Астафьев рассказывает про тайгу, чувствуется в каждой фразе. В ней нет надрыва, пафоса, переигрывания. Тайга становится суровым судьей человеческим грехам. Если неумен, жаден, самолюбив – не даст второго шанса, унесет жизнь. Если сумел постичь закон жизни, не взял у тайги лишнего, не тронул слабого зверя – тайга отплатит добром.

Все книги Виктора Петровича Астафьева – о простых и справедливых законах жизни, о гармоничности мироустройства, о том, что даже в самую тяжелую минуту можно увидеть красоту и справедливость. Философия автора — чистый буддизм.

Совсем близко чифиркнула рябчиха, собирая рассыпавшийся выводок. Култыш сказал ей:

С тех пор, как десятилетняя я замерла у книжной полки, читая первую в своей жизни книгу классика, ничего для меня не изменилось. И это прекрасно, что есть такие книги, которые все-таки можно читать в любом возрасте, в любом настроении и в любое время.

В дремучей тайге живут староверы. однажды в ледоход к берегу прибивает на льдине мальчика. мальчик потерял пару пальцев на руке. его берет к себе на воспитание мужик Феофан дремучий угрюмый и сильный как медведь его все побаиваются. в общем мальчика назвли Култыш. у феофана еще есть свой сын Амос вот они и растут вместе. Култыш бысто учится всем охотничьим премудростям от Феофана. Феофан рассказывает ему и легенду про цветок с названием "Стародуб" . Амос вырастает негодным к охоте. жадным и безсердечным. Феофан недолюбливает Амоса и даже избивает его на охоте за нарушение законов тайги. Култыш же настоящий охотник, следопыт. Он помогает людям. и животным в тайге. Феофан умирает оставляет все Амосу Култыш живет в лесу в охотничьем домике. Култыш собирался жениться на местной девушке Клавдии собирает собольиные шкурки к свадьбе. но не успевает Клавдия выходит за Амоса. Наступает большое бедствие. засуха пожары, звери уходят из этих мест. староверы в деревне голодают. Култыш привозит мясо марала и раздает людям бесплатно.. Амос завидует ему и решает пойти на охоту и подстрелить маралуху с детенышем в солончаке которую готовил Култыш (это нарушение нескольких законов охотничьих и таежных -преступление) Амос стреляет в детеныша затем в саму маралуху. Раненный марал заводит Амоса в глушь и там Амос погибает. Култыш идет по следам Амоса и находит его . а за одно находит богатые залежи редкого голубого мрамора .
Это ведь отличная книга! Я его прочел в 12 лет и до сих пор помню. советую прочесть, - не пожалеешь.

Мальчик случайно оказывается в деревне, в которой живут староверы. Его не принимают, незаслуженно обвиняют и хотят убить. Несмотря на это Култыш не теряет человечность.

За минуту

В селе Вырубы, в котором жили староверы, река разбила плоты. Утонули все, кроме мальчика. Его прибило к берегу. Кержаки не любили чужаков, но охотник Феофан взял мальчика к себе.

Мальчику раздробило пальцы, поэтому его прозвали Култыш. Нового жителя села обвинили в падеже скота, они хотели принести Култыша в жертву. Феофан забрал его в таёжную избушку.

У Феофана был родной сын Амос – своенравный и хитрый парень.

Охотник заболевает и умирает на руках у Култыша. На месте захоронения Феофана вырастают стародубы.

Култыш любит Клавдию. Амос женится на Клавдии, чтобы отомстить Култышу за то, что покойный отец любил чужого больше, чем его самого.

Амос зовёт Култыша к себе и узнаёт, что не все звери ушли из леса. Он идёт в тайгу, чтобы подстрелить их и продать. Амос сбивается с пути и умирает. Его тело находит Култыш.

Кержаки обвиняют Култыша в смерти Амоса. Култыш уходит из деревни. Клавдия находит парня мёртвым в избушке на реке Изыбаш. В руках он держал стародубы.

Виктор Астафьев - Стародуб

Виктор Астафьев - Стародуб краткое содержание

Повесть о человек, который с детства натерпелся много горя на почве фанатической религиозности староверов, узнал зло и ложь и все же не утратил доверие и перед смертью откывает людям месторождение прекрасного камня.

Стародуб - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Виктор Петрович Астафьев

На крутом лобастом мысу, будто вытряхнутые из кузова, рассыпались десятка два изб, крытых колотым тесом и еловым корьем, — это кержацкое село Вырубы.

Мыс, на котором приютилась деревушка, был накрепко отгорожен от мира горными хребтами и урманом — тайгой. Лишь изредка по реке Онье мимо деревни проносились на плотах верховские жители, лихорадочно работая скрипучими потесями. Там, в верховьях, по соседству с кочевниками-скотоводами, в засушливых степях мыкали горе русские переселенцы — это они на сплав уходили и гоняли плоты по бешеной Онье, мимо упрятавшихся в горах раскольничьих скитов и сел, очень похожих на Вырубы, угрюмых, потаенных. Уже давным-давно нет в живых того, кто первым пришел на мыс, огляделся, настороженно прицеливаясь: горы сзади, горы спереди, горы справа, горы слева, и среди них с пеной на губах мчится, бушует Онья. Тесно Онье в скалах, жестко на камнях, невесело в ущельях. Только прибежит к плесу, успокоится немного, вздремнет, и опять впереди порог, шивера или перекат. Опять дерись, пробивай дорогу и смотри, как весело, буйно играют в струях таймени да хариусы.

Возле самого мыса, по ту сторону реки, в воде клыкастые каменья, и всю-то летнюю пору деревня наполнена шумом, будто никогда не затихают здесь ветра и шевелят, волнуют тайгу. И зимою возле вырубских шивер долго чернеют полыньи, и почти до рождества слышен все затухающий шум. Ни по реке, ни по горам не пробраться к Вырубам — сгинешь. Знал тот неизвестный кержак, который свалил здесь первую лиственницу на избушку, как и где прятаться от мира.

Очень опасным, труднопроходимым считался у плотогонов Вырубский шивер. Не зевай возле него. Здесь река почти внаклон, все сваливает к левому берегу. Не остерегись — и на ребро поставит плот, расщепает на каменьях, изорвет в клочья. Так и случилось однажды — руки плотогонов оказались слабее реки, затащило на камни плот, крякнул он, захрустел скрепами и рассыпался.

Слабо, без всякой надежды кричали артельщики о помощи, Они знали, что никто из кержаков и не подумает кинуться в лодку спасать их. Нет резона спасать тех, от кого надежно спрятались. Зачем в селе чужие? Раздор от них, порча.

И надо же было так случиться, что малый парнишка с плота со страха уцепился за бревно, да так крепко, что ногти его впились в древесину. Бревно ударило о скалу, раздавило малому руку, но он все равно не отпустился.

Его покружило, покружило и кинуло на берег, к деревне.

Сбежался народ. Но сколько ни тормошили докучливые бабы мальчонку, сколько ни расспрашивали его намеками, знаками, кто, мол, он, откуда, ничего добиться не могли. Парнишка с испуга лишился языка, смотрел на всех немигающими, подавшимися из орбит глазами и тряс Головой.

Мужики стали держать совет: как быть с парнишкой?

Долго шумели, спорили и всем миром порешили: дурачка убрать.

Берег быстро опустел. Подгоняя, как телят, любопытных ребятишек, бабыстароверки разбежались по домам, закрещивая двуперстиями свои следы.

Из тех же бревен, что прибило от разбитого плота к берегу, мужики принялись сколачивать салик. Нет, убивать парнишку они не собирались. Большой то грех! Они посадят его на плотик и оттолкнут. Плыви с богом! А куда, до каких мест доплывешь — это уж их не касается. Бог тебя послал, пусть бог и к месту определит. Захочет — до другой деревни убережет, не захочет — на первом пороге утопит. На то его божья воля.

Мальчик неотрывно смотрел на мужиков, суетливо орудовавших топорами, и пытался что-то понять. Но боль мешала ему это сделать. Он тихонько застонал, пополз с шорохом по камешнику и погрузил изувеченную руку в холодную воду. Мужики нахмурились.

Сапожник Троха высморкался и виновато сказал:

— Перевязать бы ему руку-то.

Никто ничего не ответил, и Троха метнулся домой за тряпицей. Никакой бросовой тряпки не нашлось под руками. Жена Трохи, бедная баба, замученная нуждой, тяжким гнетом да презрением коренных жителей Вырубов — староверов, отпорола кружева от холщового рушника, который берегла еще с девичьих времен, и отдала его мужу со словами:

— Что делают, что делают!

Троха обматывал руку мальчика желтой от времени и табачной пересыпки холстиной. До мужиков доносилось его виноватое бормотанье:

— Будь бы ты кабарга или какая другая зверюшка — добили бы тебя, и не маялся бы. А ты все ж таки человек, и делать этого невозможно, потому, стало быть, мучаешься…

Мальчишка глядел на Троху и тряс головой. По лицу его картечинами катились слезы. Боль давила, мальчишку, Троха осторожно опустил его на каменья.

— Охо-хо-хо, отошел бы вот здеся-ка, схоронили бы мы тебя на мирском кладбище, душа твоя еще невинная, светлая… А то плыть за смертью тебе сызнова…

Мальчик притих, закрыл глаза, и Троха, стараясь не шуметь камешником, отошел от него.

— Может, уснет, сонного и погрузим, ох-хо-хо! — Троха поднял глаза и робко произнес: — Неладно это, братцы…

— Не скули! — буркнул кряжистый мужик, с раздвоенной губой. — Мир постановил.

Троха сник. Против мира не восстанешь. Мир, он — сила. А мужик с заячьей губой осторожно поднял мальчика и понес к плоту. Увидев воду, мальчик дернулся, застонал и забился на чужих, по-деревянному твердых руках.

Читайте также: