Старик с крыльями краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

На улице сыро и мрачно. Третий дождь льет дождь. Пелайо бьет заползающих к ним в дом крабов палками и отбрасывает обратно в море. Они живут рядом с морем.

С трудом Пелайо увидел, что кто то шевелится в дальнем углу патио. Присмотревшись, он увидел старого человека с крыльями. Пелайо с женой в оцепенении смотрели на странное существо.

Он был очень стар и истощен. Вскоре Пелайо привыкли к виду существа. Соседка сказала, что это ангел, поэтому они не решились его убить.

И решили отпустить его. На следующий день вся деревня собралась возле

курятника с диковинкой. Был и Падре Гонсага, который убеждал, что это существо, дурно пахнущее, измученное и в грязи, не ангел, но все таки обещал написать письмо в Ватикан, они разберутся.

Но толпа только увеличилась, даже войска вызывали, чтобы не поломали забор. С каждого, кто хочет посмотреть на ангела, хозяева решили брать по монете. Паломников было много. Пелайо набили деньгами все матрасы.

А ангел был недоволен, не реагировал и пытался скрыться. Каждый пытался вырвать у него перо, кинуть камень, один раз даже прижгли каленой железякой, отчего у него выступили слезы. После этого его не трогали.

слал бесконечные письма с вопросами и без ответа. Но однажды интерес к ангелу угас. Приехал цирк с женщиной- пауком, и все ушли смотреть на новое чудо. У Пелайо стало пустынно, но он не жаловался.

На вырученные деньги они построили новый дом, и сделали ряд приобретений. А ангел жил в курятнике, на него лишь иногда обращали внимание. Уже и ребенок Пелайо пошел в школу, когда солнце и дождь совсем разрушили курятник. Он еще больше ослаб, и стал совсем надоедать Пелайо своим присутствием.

Но однажды весной ангел стал поправляться, у него выросли новые крылья. И в одно утро Элисенда, жена Пелайо увидела, как ангел разогнался по огороду, с трудом взлетел и скрылся в небе. Она с облегчением следила за ангелом, пока он не скрылся.

Он был уже не помехой в ее жизни, а просто воображаемой точкой над морским горизонтом.

Этот пересказ, возможно, скопирован и нарушает авторские права. Если хотите помочь проекту, перепишите его своими словами.

Микропересказ : Бедная семья находит у себя во дворе больного ангела, начинает показывать его за деньги и богатеет. Вскоре народ переключается на другое зрелище, а ангел выздоравливает и улетает.

На улице было сыро и мрачно. Третий дождь лил дождь. Пелайо бил заползающих к ним в дом крабов палками и отбрасывал обратно в море, рядом с которым жил.

Вдруг Пелайо заметил, что кто-то шевелится в дальнем углу патио. Присмотревшись, он увидел старого человека с крыльями. Пелайо с женой в оцепенении смотрели на странное существо, очень старое и истощённое.

Вскоре супруги Пелайо привыкли к виду существа. Соседка сказала, что это ангел, поэтому они решили не убивать его, а отпустить на волю. На следующий день вся деревня собралась возле курятника с диковинкой. Был и падре Гонсага, убеждённый, что это существо, дурно пахнущее, измученное и в грязи, не ангел.

…если крылья не являются существенным элементом для определения разницы между ястребом и самолётом, тем в меньшей степени они могут служить для распознания ангелов.

Тем не менее он обещал написать письмо в Ватикан – там разберутся.

Несмотря на мнение падре, толпа только увеличилась, даже войска вызвали, чтобы люди не поломали забор. С каждого, кто хотел посмотреть на ангела, хозяева решили брать по монете.

Паломников было много. Пелайо набили деньгами все матрасы. А ангел был недоволен, не реагировал и пытался скрыться. Каждый пытался вырвать у него перо, кинуть камень, один раз его даже прижгли калёной железякой, отчего у него выступили слёзы. После этого ангела не трогали.

Ватикан слал бесконечные письма с вопросами и без ответа. Но однажды интерес к ангелу угас. Приехал цирк с женщиной-пауком, и все ушли смотреть на новое чудо. У Пелайо стало пустынно, но он не жаловался. На вырученные деньги супруги построили новый дом и сделали ряд приобретений.

А ангел жил в курятнике, на него лишь иногда обращали внимание. Ребёнок Пелайо вырос и пошёл в школу, когда солнце и дождь совсем разрушили курятник. Ангел ещё больше ослаб и стал раздражать Пелайо своим присутствием.

Но однажды весной ангел стал поправляться, у него выросли новые крылья. И в одно утро жена Пелайо увидела, как ангел разогнался по огороду, с трудом взлетел и скрылся в небе. Она с облегчением следила за ангелом, пока он не скрылся. Он был уже не помехой в её жизни, а просто воображаемой точкой над морским горизонтом.

Литературное направление и жанр

Основная мысль и проблематика

Основная мысль произведения становится понятной при прочтении его в библейском контексте. Ангелы в Ветхом Завете нередко приходили на землю с целью испытать человека. Жители колумбийской деревни это испытание не прошли. Единственный их благородный поступок состоял в том, что они не убили ангела. Очевидно, что он болел и слабел потому, что люди проявляли свои худшие качества. И даже милосердие супругов состоит в том, что ангела хотели посадить на плот и дать ему трёхдневный запас воды. Когда же ангел обрёл относительную свободу (курятник развалился), он постепенно окреп, отрастил перья и улетел. Это открытый финал: то ли Господь убедился, что ангел людям не нужен, то ли и не было никакого ангела в приземлённой жизни этих людей.

Основная проблема, таким образом, – человеческое равнодушие к ближнему, приземлённость и неумение увидеть чудо (в крайнем случае, использовать его в своих прагматических целях).

Сюжет и композиция

Действие происходит на побережье Карибского моря в каком-то колумбийском посёлке. Линейная композиция очень проста. В тяжёлый для супругов Пелайо и Элисенды момент, когда заболел их новорождённый ребёнок, в углу своего патио они обнаруживают упавшего ангела. Этот единственный фантастический элемент почти не влияет на размеренную жизнь героев и целого селения. Став свидетелями истинного чуда, они его не то чтобы не замечают, а не воспринимают как чудо.

Ангел постоянно становится для них мелкой помехой, хотя и приносит немалые деньги. Супруги показывают его односельчанам как диковинку и через время уже могут купить на эти деньги дом.

В финале ангел смог окрепнуть и улететь, что героиня восприняла с облегчением.

Герои рассказа

Ангел, главный герой рассказа, не произносит за всё время ни одного членораздельного слова. Жители деревни строят предположения, откуда взялся ангел. Всезнающая соседка (очень реалистический тип) утверждает, что это ангел, посланный за ребёнком, но он свалился на землю от дождя. Другое её предположение противоречит первому, но она не замечает противоречия: современные ангелы – это участники заговора против Бога, то есть падшие, сверженные на землю ангелы, бесы.

Уже в момент возникновения чуда в сознании читателя ангел разделяется на старика-нищего и совершенно не подходящие ему крылья. Для старика крылья помеха: он не может из-за них подняться. Он становится как бы дополнением к своим нелепым крыльям, так что по иронии попадает в курятник, то есть к другим крылатым существам.

Никто не относится к ангелу как к небожителю. Супруги почти сразу забывают о его странных крыльях, настолько они не вяжутся с этим образом. Любопытные односельчане просовывают ангелу хлеб, как животному в зоопарке. Среди кур он напоминает тщедушного самца, огромную беспомощную птицу.

Единственным сверхъестественным качеством ангела оказывается бесконечное терпение, потому что люди доставляют ему неудобства.

Художественное своеобразие

В рассказе важную роль играет пейзаж. В начале рассказа, кажется, весь мир тоскует. Три дня непрерывно идёт дождь, новорожденному грозит смерть, а супруги выгоняют со двора крабов. Эта картина становится почти апокалипсической, когда в углу патио обнаруживается лежащий в грязи ангел. На протяжении всего рассказа взор читателя обращён в единственное место на земле – курятник во дворе Пелайо и Элисенды. Видны мельчайшие детали: помёт, крошки хлеба, лампадки у входа. Только в конце рассказа взгляд читателя вместе со взглядом Элисенды перемещается в небо, за горизонт, куда улетел ангел. Физически Элисенда поднимает глаза к небу, но в переносном смысле этого не происходит ни с одним из героев рассказа. Супруги воспринимают прилёт ангела как что-то обыденное, тяготятся его присутствием (Элисенда говорила, что настоящая пытка – жить в аду, набитом ангелами) и с облегчением воспринимают его уход.

Такая приземлённая жизнь людей удивительна для рассказчика. Он выражает своё отношение к происходящему через иронию. Иронично отношение к высказываниям односельчан о том, какое применение найдут ангелу, например, оставят его как производителя, чтобы вывести породу крылатых и мудрых людей, которые наведут порядок во вселенной. Ангелу предлагают кристаллы камфары в качестве пищи (традиционная ангельская еда), но он не ест не только их, но и обычные завтраки, предпочитая баклажанную икру (тоже ирония).

Рассказчик с иронией говорит о падре Гонсага, который проверяет природу ангела тем, почитает ли он представителя церкви и говорит ли на латыни. Маркес мастерски показывает церковную бюрократию: за много лет падре не получает никаких указаний от духовных властей о том, что делать в таком из ряда вон выходящем случае. В Риме занимались средневековыми спорами о том, есть ли у ангела пуп и сколько таких, как он, ангелов могут поместиться на острие иглы.

Эта оторванность так называемой духовной жизни от материальной немного компенсируется прагматичным падре, который берёт на себя ответственность, чтобы предостеречь паству от обмана, ведь, с его точки зрения, крылья не могут служить для распознания ангелов, они есть у ястреба и самолёта. Трагикомическая ситуация рассказа и отсутствие авторских комментариев позволяют читателю трактовать происходящее, исходя из собственной нравственности.

У Пелайо и Елисенды заболел ребенок. Мужчина зарабатывал на жизнь рыбалкой и однажды, возвращаясь с моря, встретил возле дома старика с крыльями. Он очень бедно был одет, с лысой головой, без зубов, а за спиной опускались до земли грязные крылья. Пелайо с женой обратились к старику, но тот ответил им на непонятном для них языке. Тогда они позвали женщину, живущую по соседству, которая много видела в мире, и та объяснила супругам, что их посетил ангел. Возможно, он прилетел за их малышом, но из-за дождя сбился с дороги. Соседка предупредила семью, что ангелы могут быть опасны, поэтому Пелайо запер его в курятнике.

Когда дождь окончился, оказалось, что ребенок рыбака почувствовал себя лучше. Пелайо с женой решили накормить ангела и отпустить, но наутро сошлись все соседи, чтобы посмотреть на небесного гостя. Священник Гонзага безуспешно пытался поговорить со стариком на латыни, поэтому он пришел к выводу, что это может быть не ангел, а дьявол. Он написал обращение к Папе, но ответ так и не пришел. Количество зрителей все увеличивалось, поэтому Елисенда начала взимать плату за просмотр. За неделю все сосуды в доме были наполнены монетами. Ангел пытался укрыться от людей в углу курятника, отказывался принимать пищу.

Однажды на ярмарок привезли девушку, которая за непослушание родителям превратилась в паука. Это событие отвлекло внимание людей от ангела. Семья Пелайо смогла на собранные деньги обустроить свою жизнь и завести кроличью ферму. Когда ребенок начал ходить и приближался к курятнику, ангел никак на него не реагировал. Однажды малыш и старик одновременно заболели на ветряную виспу.

Через несколько лет мальчик уже ходил в школу, а курятник распался, поэтому ангел, сильно постаревший и лишившийся большинства перьев, просто бродил по двору и всем мешал. Семья Пелайо переживали, как бы старик не умер, но тот вдруг начал выздоравливать и отращивать новые перья. Одним утром ангелу удалось подняться вверх и улететь в сторону моря.

Читайте также: