Станюкович пассажирка краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Отправился я в Дом Кино на "Пассажирку" Говорухина. Как я уже отмечал, зритель в Доме Кино отличается и от зрителя в "Художественном" и от зрителя в "Октябре". Особенно разительным это отличие было в дни фестиваля. Если в "Художественном" толпами ходят маститые, но потертые жизнью киноведы, ужасно юные киноблогеры, современные режиссеры и актеры (поскольку пресс-конференции сразу следуют за пресс-показами), то в "Октябре" аккредитованная публика растворена в море золотой молодежи, честных киноманов и мелких политиков. Дом Кино на Васильевской улице — совсем иное дело. Это — остров старой интеллигенции и артистов преклонного возраста. Тем не менее, ажиотаж перед показом "Пассажирки" был похлеще, чем в эпицентре фестиваля - на Новом Арбате. Перед сеансом на сцену вышла съемочная группа во главе с режиссером. Исполнители главных ролей — Анна Горшкова и Алексей Коряков стеснялись, зато Марина Орлова , снявшаяся в малюсенькой роли, жеманничала и затмевала собой все вокруг.

Скромничал и художник Валентин Гидулянов, которого Говорухин и весь зал приглашали на сцену минут пять. Режиссер пожурил художника за "ложную стыдливость", которая, в конце концов, оборачивается всеобщим вниманием к "скромнику". Впрочем, подобный упрек можно было бы адресовать и хитрецу Говорухину, который и в тот день, и в многочисленных интервью, заявлял о том, что его фильм, возможно, не понравится зрителю, поскольку "его зритель в кино не ходит". Далее режиссер продолжил свою мысль, заявив, что "Пассажирка" не понравится и кинокритике, поскольку "все критики — засранцы, которые наносят ощутимый вред литературе, искусству и кино, что фильм его - заведомо "непрокатный", да и вообще по современным понятиям, его творчество — "отстой".

Рассказал Станислав Сергеевич, что "Пассажирку" он задумал снимать в 1969 году, влюбившись в морскую прозу Станюковича. В главных ролях мечтал видеть Владимира Высоцкого , Марину Влади и тогдашнюю дебютантку Наташу Гундареву . Сделать картину в свое время не получилось, поскольку у Одесской киностудии средств на съемки в Атлантическом океане не хватило, а сценарий казался руководству безыдейным. Под занавес выступления Говорухин рассказал свой дежурный анекдот про двух крыс в киноархиве.

Да, отношения кинокритиков и Говорухина, мягко говоря, не сложились. В Доме Кино, несмотря на море зрителей, людей с аккредитацией было исчезающее мало. В интернете я нашел всего одну полновесную рецензию. Пишущая братия попросту проигнорировала "Пассажирку". Свою роль сыграл и статус "Российской программы" на ММКФ. На сайте кинофестиваля фильмы этой программы вынесены за рамки общего расписания. О ней никаких упоминаний в красочных, многочисленных буклетах. Мне приходилось слышать мнения коллег, что "Российская программа" ММКФ — неактуальный отстойник для пенсионеров и местных халявщиков, а фильм Говорухина — "тихий ужас".

Но не все так просто. "Пассажирка" выходит в 2008 году. Несмотря на усталое "разочарование зрителем", и "презрение к критикам", Говорухин возит свое творение по всем фестивалям, где только можно. Там он с завидной легкостью выигрывает и "Призы зрительских симпатий", и награды ненавистных жюри.

Так, на фестивале "Окно в Европу", в Выборге, "Пассажирка" берет Специальный приз жюри - "Серебряная Ладья" и приз зрительских симпатий — "Выборгский счет". В Минске, на международном кинофестивале картина выигрывает "Гран-при", который присуждается по итогам зрительского голосования. Там со средней оценкой — 9,31 балла "Пассажирка" опережает 20 конкурсных фильмов, в том числе:

Мечты о Калифорнии (реж. - Кристин Немеску) — 9,17.
Дзифт (реж. - Явор Гырдев) — 9,03.
Визит оркестра (реж. - Эран Колирин) — 8,66.
Контроль (реж. - Антон Корбайн) — 8,45.
О’Хортен (реж. - Бент Хамер) — 8,31.
Безмолвный свет (реж. - Карлос Рейгадас) — 7,46.
Райские птицы (реж. - Роман Балаян) — 7,41.

Как из рога изобилия призы сыплются на Говорухина в Гатчине и Смоленске, Челябинске и Иваново. Конечно, Иваново — не Венеция. Можно сказать, что в Иваново "Приз зрительских симпатий" выиграет даже 34 серия "Кармелиты". Однако и в стольном граде Москва на фестивале "Московская премьера" картина также выигрывает Гран-при. Там одной левой "Пассажирка" уделывает такие славные работы как "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, "Юрьев день" Кирилла Серебрянникова и "Дикое поле" Михаила Калатозишвили.

Так в чем же причина такого громкого успеха? Тем более что сюжет-то простой, пустяковый, по словам режиссера. В общих, словах действие фильма происходит на море, где ажурная пена, где встречается часто военно-морской экипаж. Пассажирка Вера Сергеевна Кларк играла в кают-компании Шопена, и, внимая Шопену, полюбил ее мичман Цветков и еще пять флотских офицеров. Было все очень просто, было все очень мило: пассажирка просила перерезать банан или какой-то другой фрукт, но никому не дала, а только экипаж истомила, личный состав едва не погубила, военный корабль почти утопила, но, в конце концов, мичмана полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, в роскошном номере отеля "Ориенталъ" в Гонконге. До восхода рабыней проспала госпожа. Это было у моря, где волна бирюзова, где ажурная пена и соната композитора Алексея Рыбникова.

Но не столько в простом сюжете скрыт шарм картины, сколько — в антураже. Назло фестивальному мраку и арт-хаусной камерности, картина Говорухина лучится бликами волн, манит океанскими просторами буквально с первых кадров. Главным героями фильма, на самом деле, стали волнительное декольте Веры Сергеевны и синее-пресинее море. Исключительно изыскан гардероб пассажирки. Вера Сергеевна тащит с собой на военный корабль огромный саквояж и переодевается по ходу фильма с огромной скоростью. Как хороши кокетливые шляпки и ажурные перчатки! Как изящны платья: голубое, сиреневое, салатное, васильковое и цвета крем-де-мандарин!

Белая ночнушка с нарукавными перетяжками — тоже весьма интимна. А как корректно донжуанство моряков в белоснежных костюмах! Как любезен "денщик" Башаров! Как жеманна "служанка" Пегова!

Если на второстепенные роли Говорухин взял знаменитостей: Виктора Сухорукова , Марата Башарова , Ирину Пегову , Романа Мадянова , то на главные — дебютантов. Очень выигрышно в роли барышни выглядела сериальная актриса Анна Горшкова. Горшкова в пику похудевшей Ходченковой стала теперь новой любимицей Говорухина. А вот Алексей Коряков в роли мичмана Цветкова играл по-солдафонски, близко, впрочем, к литературному прототипу, но хотелось какой-то глубины.

В контексте 100-летней истории кино "Пассажирка" — достаточно тривиальна, зато в контексте фильмов последнего десятилетия — и свежа, и прекрасна. Мэтр здесь играет на противоходе. На ММКФ 2009 после напряженного метафизического поиска, связанного с усекновением гениталий, после вереницы духоподъемных чудес в глубинах кондовой Руси, после кавайных пионеров-героев в придурковатом аниме, приключенческий фильм, действие которого развивается в рамках физики Ньютона, невольно приковывает к себе внимание. Первоначальное недоумение — "А кто пустил такую рухлядь на кинофестиваль?" сменяется восторгом: "Ах, красава, Говорухин, разбросал всех новаторов!" В погоне за оригинальностью одна толпа побежала налево. Другая — направо. А он никуда не побежал. И стоял посередине один такой умный, в белом пальто, весь красивый.

Если бы "Пассажирка" вышла в каком-нибудь 1975 году, то она бы потерялась в однообразии похожих картин. Реалистические драмы и мелодрамы, не претендующие на потрясение основ, но изучающие столкновения персонажей со сложившимися нравственными императивами, были широко распространены в середине XX века. По сути, они составляли сердцевину мирового кинематографа. Сейчас это "срединное" кино исчезает на глазах. Для киномана оно — недостаточно глубоко, поскольку живет строго внутри сложившихся нравственных и мировоззренческих традиций. Для тинэйджера — недостаточно зрелищно, поскольку существует строго внутри представлений о физических возможностях современного человечества. Это кино исключает летание на волшебной швабре и безболезненное падение оземь с небоскреба. А кому сейчас надо иное? Вот и выходит, что девизу Жюля Верна: "Воспитывать, развлекая" в кино следовать трудно не только Говорухину, но и вообще любому автору.

Если говорить предметно, то "Пассажирка" — не столько мелодрама, сколько приключенческий фильм, наследник таких советских картин как "Гори, моя звезда" "Звезда пленительного счастья" , "Эскадрон гусар летучих" . Кое-какое неприятное влияние на киноленту оказал и жанр костюмного сериала, например, "Бедная Настя" , хотя влияние его — незначительно. Но самую сильную близость "Пассажирка" обнаруживает с творчеством самого Говорухина. И режиссер, и кинокритики делят все работы мастера на 4 части. Это — художественные фильмы — "для мужчин", "для детей", "для женщин" и документальная публицистика. Но почти везде проглядываются общие мотивы: море, ветер, доблесть, честность и правдоискательство. Это есть и в детских фильмах: "В поисках капитана Гранта" , "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" , "Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна" , и в "мужских": "Вертикаль" , "Белый взрыв" , "Место встречи изменить нельзя" , "Контрабанда" , сценарий "Пиратов XX века" . И даже в политической публицистике (куда можно добавить и "Ворошиловского стрелка" ). В "Так жить нельзя" и в "России, которую мы потеряли" хотя и нет моря-океана, зато есть море геройства и океан правдоискательства.

В последние же годы Говорухин увлекся "фильмами для женщин". Так сначала он снял "Благословите женщину" , потом "Артистку" , а теперь "Пассажирку ". Однако можно вспомнить, что первым опусом депутата Госдумы была короткометражка с характерным названием — "Аптекарша" . Так что, ничто не ново под луной.

Традиционализм "Пассажирки" вытекает из эстетического кредо Говорухина. В интервью режиссер неоднократно заявлял, что "американское кино он не любит до отвращения, а современное кино ненавидит". Тем не менее, несмотря на нелюбовь к современному кинематографу Говорухин выделяет в лучшую сторону такие вещи как "Двенадцать" Никиты Михалкова, "Кукушку" Александра Рогожкина, "Остров" Павла Лунина и "Связь" Дуни Смирновой. "Пассажирка" — это антиамериканское и одновременно антифестивальное кино, но при этом кино, которое пользуется дикой популярностью у определенного зрителя и забирает почти все призы на второстепенных кинофестивалях. Это делает его весьма любопытным явлением.

Впрочем, я бы не стал преувеличивать значения этого фильма. Он в большей степени представляет интерес как акт возрождения забытого художественного стиля, чем как совершенное произведение искусства. Колдовал, колдовал Говорухин над романтическим буйабесом, но ошибся слегка в рецептуре. Мелодрама все-таки должна быть более жаркой, более обжигающей, а драматургическая основа фильма — повесть Станюковича несколько пресновата. Говорухин это понимал, иначе бы он не добавил к повести киношную развязку. Быть может, стоило и шире использовать мелодический дар Алексея Рыбникова. Быть может, следовало подсыпать больше духмяных приправ, полыни в манере Эмиля Лотяну. Мелодрама — кисло-сладкое блюдо. Сладость без достаточной горечи делает ее приторной.

В общем, "Пассажирка" — парадоксальный фильм с точки зрения прокатчиков. Это — возможно идеальное кино для тех, кто кино вообще мало интересуется. Если словить на улице 1000 прохожих наугад, и заставить их посмотреть 100 российских картин подряд, то "Пассажирка" легко займет 1-3 место в рейтинговом голосовании. Но дело в том, что просто так на этот фильм мало кто придет.

Сегодня посмотрела по телевизору фильм "Пассажирка". Очень красивый фильм, красивые морские пейзажи и великолепный парусник в море. Поразило убранство кают и других помещений внутри парусника. Все богато и на высшем уровне.

Этот парусник оказывается военным кораблем в Царской России в 19 веке. Отличные съемки, великолепное убранство корабля. Капитаны и мичманы в потрясающей морской форме, почти все молоды и стройны, исключая капитана и некоторых других чинов.

И на этом военном паруснике, идущем от берегов Америки в Гонконг, находятся две прелестные молодые женщины:одна вдова американского инженера, а другая - ее служанка. За такими красивыми женщинами, естественно, волочится вся команда.

Все наперебой хотят добиться внимания дам, и бесконечно объясняются им в любви, а к служанке так просто пристают в наглую. И дамы не устояли.

Первой рухнула служанка, она нашла себе пару среди матросов, и у них стремительно развивается роман. Госпожа же всем отказывает, но в разной форме. Естественно, возникает конфликт на корабле из-за барыни.
Я вся в напряжении, все ждала развязки. Чем же закончится этот конфликт, и как дальше будут развиваться события?

Все казалось, что будет буря во всех смыслах. Но создатели фильма все же пожалели зрителей и не стали устраивать настоящую бурю, отменили надвигающийся страшный шторм, очевидно, из-за сложности съемок такого шторма. Хотя какая-то там волна все же сильно их покачала, до разбития посуды, и даже пришлось команде содрать паруса. Но дальнейший шторм не состоялся. Не оправдались мои надежды на спасение барыни благородным мичманом, а ее служанки - матросом. Неожиданно всё стихло.

А до этого мичманы чуть не застрели друг друга из-за прекрасной дамы. Но все устаканилось. Они ушли с палубы врагами. Дальнейшего развития их вражды или дружбы в сюжетной линии также не обозначилось.

Я с нетерпением ждала развязки, отложив все компьютерные дела. Чем же кончится весь этот сыр-бор и любовь-морковь? Эта мысль занимала меня, пока я сидела на кресле в ожидании дальнейших захватывающих событий.

Но неожиданно подкрался конец фильма, без обещания продолжения. Концовка меня просто поразила. Это надо же, 19 век, а дамочка-вдовушка, легко переспала с мичманом, правда, уже на берегу в гостинице. Они обменялись страстными поцелуями и прощанием наутро на балконе.

А потом прекрасная вдовушка удачно вышла замуж за старого морского волка. И нежданно встретилась со своим бывшим скороспелым любовником у своей кузины, которая, очевидно, была теперь очередной пассией мичмана.

И вся любовь. Я расстроилась. Как же так, а где подробности? Мне не показали, как мичман вернулся на корабль и что ему за это было. Ведь он убежал из-под ареста.

Непонятна также и не окончена линия любви служанка -матрос. Вроде у них так все хорошо начиналось прямо на корабле.

Не уловила идеи фильма. О чем он, не поняла. Хотя очень понравились все эти передвижения в красивых мичманских и капитанских костюмах, а также в декольтированных пышных платьях в декорациях 19 века. Прямо дефиле из "Модного приговора".

Кстати, актриса Анна Горшкова, играющая главную роль, знакомая мне по фильму "Дом с лилиями", блистательна в этом фильме.Но вот, что в голове у ее героини,американской вдовушки, я не совсем поняла.

Константин Станюкович - Пассажирка

Белый парусник, затерявшийся в просторах океана, снова и снова будет врываться в нашу жизнь. И если на этом паруснике и будет чего-то не хватать, так это красивой женщины, ради которой бы ставили паруса и сворачивали бы их.

Константин Станюкович родился в Севастополе, в семье адмирала Михаила Николаевича Станюковича, который был комендантом севастопольского порта и военным губернатором города. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей. Всего в семье было восемь детей — четыре мальчика и четыре девочки. Константин был седьмым. Первоначальное образование его было домашним, и проходило оно под руководством петрашевца Ипполита Матвеевича Дебу, отбывающего в Севастополе наказание в качестве солдата. Адмиральский дом в городе не сохранился, однако осталась подпорная стена, окружавшая дом и сад. Здесь установлена мемориальная доска в честь писателя.

Постепенно за Константином Станюковичем закрепляется слава умного и едкого публициста, талантливого очеркиста. Но литературным трудом, даже при редкой бойкости пера, особенно не прокормишься. И он решает устроиться учителем начальных классов в сельце с говорящим названием — Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии.

После года учительства он возвращается в Петербург. Вскоре женится и почти сразу после того, в связи с затруднениями материального характера, поступает на службу в Управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Потом будут еще службы в Петербургском обществе поземного кредита и на Волго-Донской железной дороге.

Здоровье Константина Михайловича пошатнется в 1902 году, в том же году по настоянию врачей он уедет в Неаполь. Там он переживет свою дочь Наталью и умрет на руках у дочери писателя А. Печерского — Елены Павловны Мельниковой.

Константин Станюкович относится к тем русским писателям-реалистам, которые начинают свой рассказ сначала и ведут его к концу, не сбиваясь, прямой дорогой. При этом в каждом слове, в каждом положении героя они рядом, тут как тут, всегда готовы придти на помощь читателю: заразить его своим скептицизмом, юмором, наконец, чувственностью…

Понять, какую ответственность берет на себя русский капитан и оценить, насколько он доверяет каждому члену экипажа, может только тот, кто служил в армии и на флоте и знаком с железными правилами устава, которые нарушаются в редчайших случаях. Даже ради женщин, какими бы красивыми они ни были.

Трудно представить себе молодую вдову в кабине бомбардировщика, танка или подводной лодки. Если вам кажется, что корабль нечто принципиально иное, вы заблуждаетесь. И дело тут не в том, что события рассказа происходят в конце ХIХ века: военные уставы не только в ту пору, но и раньше были разработаны очень основательно, как римское право или римский акведук.

Цветков сообщает, что Вера Сергеевна чрезвычайно хороша собою: блондинка, одета с изящной простотой, голос — бархат… Одним словом, всякий, кто на нее только взглянет — пропал. Мало того, к барыне приставлена еще одной пассажиркой служанка, из бывших крепостных. Она так же очень хороша, только по-другому, барыне в противоположность. Не девка, а огонь… огонь!

Ну, а когда Цветков сообщил, что женщины — не американки, как думалось, а чистейших русских кровей, картинки всех участников разговора начали приобретать сходство, чему немало способствовал русский язык. А он, дело ясное, без очертаний тоски не существует, как и любовная горячка.

Вернувшись с берега на корабль и увидев начавшееся брожение в мужских умах, капитан Петр Никитич, слово в слово, пересказывает всю цветковскую историю старшему офицеру Степану Дмитриевичу. И просит на время присутствия женщин слегка подкорректировать давно заведенные морские порядки, например, обязать матросов перестать ругаться во всю ивановскую.

Знал бы капитан, что еще ждет его и весь экипаж.

Вера Сергеевна шла по шканцам уверенной легкой походкой. Вестовой Цветкова Егорка с великой бережностью нес позади ее маленький баул и две картонки. Степан Дмитриевич молодецки шаркнул своей толстенькой ножкой. Увидев Цветкова, пассажирка ласково кивнула ему головой. Один лишь юный гардемарин Васенька, застенчиво краснея, не смел поднять глаз на Веру Сергеевну. А матрос Иван Матвеевич Чижиков, решив составить себе короткое корабельное счастье, кинулся приударять за Аннушкой.

Барыню определили в капитанскую каюту. И в следующие дни плавания Степан Дмитриевич сделал предсказание, что пассажирка непременно принесет кораблю счастье, вопреки старому поверью.

Прощальный обед, горячие пожелания и самые пылкие сожаления об отъезде госпожи Кларк.

станюкович

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Загадочный пассажир".

Справка
Автор: Константин Михайлович Станюкович
Полное название: "Загадочный пассажир"
Язык оригинала: русский
Жанр: рассказ
Год публикации: 1901
Количество страниц (А4): 15

Краткое содержание рассказа Константина Станюковича "Загадочный пассажир"
Русский военный крейсер "Руслан" подбирает в открытом море команду с сгоревшего и затонувшего иностранного судна. К большому удивлению среди иностранцев оказывается один русский господин, который сразу же вызывает большой интерес у русских моряков, так как, с одной стороны, они чувствовали, что он из благородных людей, а с другой, - не стремится распространяться о себе.

Ко всеобщему удовлетворению команды крейсера спасенных иностранных моряков было решено завезти на Мыс Доброй Надежды. Все моряки предвкушали те удовольствия, которые они смогут получить на берегу, ведь после длительного перехода команда порядком заскучала. Команда продолжала строить догадки о том, кто эе это загадочный пассажир. Версии строились самые разные: от директора банка до беглого преступника. В конце концов оказалось, что загадочный пассажир - отставной статский советник князь Сергей Сергеевич Курганин, но это лишь еще больше придало загадочности этому таинственному русскому господину.

Вывод
Такие рассказы можно читать бескончено. Рассказ "Загадочный пассажир" Станбковича мне понравился. Читать рекомендую.


Константин Станюкович "В шторм"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "В шторм". СправкаАвтор: Константин Михайлович Станюкович Полное название:…


Константин Станюкович "Елка для взрослых"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Елка для взрослых". СправкаАвтор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Дуэль в океане"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Дуэль в океане". СправкаАвтор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Из воспоминаний сельского учителя"

Пост навеян прочтением очерка Константина Михайловича Станюковича "Из воспоминаний сельского учителя". Справка Автор: Константин…


Константин Станюкович "Маленькие моряки"

Пост навеян прочтением повести Константина Станюковича "Маленькие моряки". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Месть"

Пост навеян прочтением рассказа Кнстантина Михайловича Станюковича "Месть". Справка Автор: Станюкович Константин Михайлович Полное…


Константин Станюкович "Матросский линч"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Матросский линч". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Из-за пустяков"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Из-за пустяков". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…


Константин Станюкович "Испорченный день"

Пост навеян прочтением рассказа Константина Станюковича "Испорченный день". Справка Автор: Константин Михайлович Станюкович Полное…

Читайте также: