Способы повышения эффективности использования ресурсов в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему «Использование цифровых образовательных ресурсов в ДОУ

Подготовила Соловьева В.И.

Использование цифровых образовательных ресурсов в деятельности дошкольного образовательного учреждения является одним из приоритетов современного образования. Интерактивные системы применяются для развития речи, памяти, воображения, навыков обращения с компьютерами.

Классификация цифровых образовательных ресурсов

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на любом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Важно отметить, что ЦОР не может быть редуцирован к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства.

Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:

информационные источники:

оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики…) не повторяющие стабильные учебники;

динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континууме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

информационные инструменты – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Информатизация общества – это реальность наших дней. Компьютеризация школьного образования имеет почти двадцатилетнюю историю. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. От того, как наши дети будут подготовлены к новым информационным технологиям, зависит их социальная адаптация, личностная удовлетворенность своим местом в обществе, их творческая активность в профессиональной деятельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.

В настоящее время вводится в строй значительное количество современных дошкольных образовательных учреждений, в оснащение которых входит средства ИКТ. Это дает возможность на базе этих учреждений организации работы по формированию содержания и технологий дошкольного образования с учетом применения ИКТ.

Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, встречи с ребятами должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игра, именно в ней и формируется и развивается личность ребенка. В процессе самообучения, происходит приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений.

За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего переставить, убрать, передвинуть. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. И прежде чем манипулировать образами на экране, ребенок обязательно проделывает требуемую операцию мысленно. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь элементарных событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий. Главное, ребенок начинает думать прежде, чем делать. У детей начинает развиваться знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. Как результат – дошкольное учреждения должны (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития мелкой моторики дошкольников, формируется координация движений глаз и руки, это содействует становлению таких свойств произвольного внимания, как объем, устойчивость и распределение. Дети учатся преодолевать трудности, вырабатываются умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно, воспитываются волевые качества личности: самостоятельность, собранность, сосредоточенность, формируется усидчивость, целеустремленность, развивается творческая способность. Необходимо сформировать правильное отношение к компьютерному средству: с его помощью можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы.

Использование компьютера способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интереса к познанию окружающего мира.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.

В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и развития детей.

Музыкальный руководитель в своих встречах с детьми также может использовать ЦОР (видеоролики, презентации с анимацией, звуком и т.д.) для активизации восприятия учебного материала и достижения наибольшей наглядности и привлекательности его, делая занятие интересным и увлекательным.

Таким образом, компьютер, являясь эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей. Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения их.

ИКТ в работе современного педагога

подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с периодикою, наработками других педагогов;

создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать друзьям и близким;

использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации на занятии, расширения кругозора детей.

интегрированные творческие среды ПервоЛого, ЛогоМиры. (Программы представляют собой компьютерные альбомы, в которых, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как дошкольные, так и "личные" – темы).

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Электронные издания, коллекции, программы, игры, методические пособия.

Журнал "Детский сад: теория и практика

Журнал "Справочник старшего воспитателя"

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал "Детский сад будущего"

опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;

набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;

разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;

новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

Журнал "Воспитатель ДОУ"

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

ценнейший опыт лучших ДОУ;

четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

Журнал "Современный детский сад" -

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Детский сад.

Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

Всё для детского сада

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

Социальная сеть работников образования

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

Сайт "Воспитатель"

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Детский сад. Ру.

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

Методические материалы, конкурсы, обсуждения вопросов воспитания, образования и творчества детей.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

ВложениеРазмер
statya_innovatsii_6_str.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка в условиях реализации ФГОС

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.

Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того,

чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребенка. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной при которой происходит развитие образовательного процесса.

В первые 5 лет жизни у ребенка закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям, природе, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, которые оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Как современный педагог должен построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса:

- партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

- развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;

- включение ребенка в различные виды деятельности;

- взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.

Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в совместной деятельности взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и охватывать основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Поэтому, планируя каждый день своей работы, воспитатель должен находить решение таких задач:

1.Какие современные формы, методы и приемы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребенка?

2.Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи?

3.Как вовлечь родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс в роли равноправных партнеров?

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Сегодня быть компетентным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:

- коммуникативная характеризуется различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

- имитационное моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

- психологическая – самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности;

- деятельностная – способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

- рефлексивная – сознание ребенком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал;

  • технология проектной деятельности дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе;
  • исследовательские технологии дают возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения;
  • технология организации совместной деятельности направлена на организацию детского опыта (детских открытий);
  • портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его обучения;
  • ИКТ – н а данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников;
  • здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре;

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – нормативный документ, отражающий государственные требования к дошкольному образованию. ФГОС ДО переносит акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование личностных характеристик как планируемый итоговый результат дошкольного образования, что предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) через разные виды детской деятельности.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам дошкольных образовательных учреждений, исходя, из которых он должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Современный педагог дошкольного образования должен включаться во все виды детской деятельности, быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом. Учебный процесс, осуществляемый в ДОО педагогом должен полнее отражать важнейшие вопросы технологии, теории и практики дошкольного воспитания, современные научные достижения, способствовать углублению самостоятельной работы педагогов.

Актуальность использования современных технологий в детском саду имеет ряд причин. [Во – первых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Во – вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. В – третьих, то, что современные образовательные технологии упоминаются в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно – ориентированным и деятельностным подходами и др. ] [6, стр. 8]

В настоящее время педагогические коллективы ДОO активно применяют в работе инновационные технологии. Основной задачей педагогов дошкольной организации является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Использование разных инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и развития дошкольников, позволяет предвидеть результаты, достичь этих результатов, раскрыть перспективы развития ребенка - дошкольника. Задача педагогов дошкольной организации – выбрать те современные педагогические технологии, которые формируют базовые способности (духовно – нравственные, физические качества и др.) , необходимые для всестороннего развития личности и соответствуют ФГОС ДО.

Число образовательных технологий – сотни.

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

В своём докладе хочу поделиться опытом работы по применению технологий используемыми мною.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское проектирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому направлению содержания образования.

Целью реализации проектно – исследовательской деятельности является - создание условий, способствующих активному поиску у детей.

Задачи: Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; Научить обобщать полученную информацию; Научить прогнозировать будущие изменения; Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности, навыков коммуникативного общения.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

От педагога проектная деятельность требует внутреннего напряжения: с одной стороны, он должен поддерживать активность детей, побуждать их к разговору, а с другой, ограничивать свое стремление предлагать детям собственные варианты решения задачи – проблемы.

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. (мониторинг смотри приложение 1)

Информационно – коммуникационные технологии – сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей. Применение компьютерной техники позволило сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию обучения.

Информатизация общества ставит перед педагогами – дошкольниками задачи: идти в ногу со временем; стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; информационно-коммуникативные технологии несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей; позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Но не заменяет сенсорную составляющую! (мониторинг смотри приложение 2)

Решая несложные развивающие игровые задания, дети радуются своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

В свое работе каждый педагог использует ИКТ для подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов в группе и приемных; подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, наработками других педагогов области, России; оформление документации, отчетов; создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.

Технология экспериментально – исследовательская. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

В содержание данной технологии мы включали опыты - эксперименты (состояние и превращение вещества, движение воздуха и воды, свойства почвы, условия жизни растений); коллекционирование (виды растений, животных и т. д.); путешествие по карте (стороны света, рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели, части света и пр.); путешествие по реке времени (прошлое и настоящее человечества, история жилища и благоустройства).

Работая с детьми по данной технологии я открыла, что дети научились видеть поставленную проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные пути решения (находить алгоритм и действовать в соответствии с этим алгоритмом, проверять эти возможные решения практическим путем; проверять возможные решения экспериментальным путем; делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их; выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, строить предположения и выдвигать гипотезы; отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности; фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Приоритетным направлением деятельности моей работы является физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Целью здоровьесберегающих технологий является создание условий ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Основы физического развития и здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма.

В структуру оздоровительных режимов включены приемы мимических разминок, гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики, точечный массаж, подвижные игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки, динамические паузы, релаксация, самомассаж, музыкотерапия и др.

Используя эту технологию дети научились : ухаживать за своим телом; освоили упражнения разной направленности; закаливающим процедурам (спать при открытых фрамугах, босохождение, обширное умывание и т. д.); получать удовлетворение от физкультурной деятельности; ставить перед собой цели; знают правила гигиены; знают наиболее опасные факторы риска для здоровья и жизни; знают о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знают о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. ( мониторинг: индекс здоровья смотри приложение 4)

Многие педагоги отмечают, что применение проектных и экспериментально – исследовательских технологий не может существовать без использования ТРИЗ – технологии (теория решения изобретательских задач).

Главную цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: условия для формирования и развития у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ – педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития речи.

В результате свободной деятельности, непосредственно образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам другим, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Все возможности данных технологий не исчерпаны. Их полноценные версии, включающую в себя методы, приемы, формы и т. д. способствуют всестороннему развитию детей.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфики и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а так же их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Эффективно применяем палочки в сочетании с Блоками Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями. С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В процессе выполнения таких игровых задач ребенок учится составлять простейшие линейные алгоритмы, что, в свою очередь, дисциплинирует ум, формирует системный подход и алгоритмическое мышление, которое является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и интересов.

Несформированность пространственных отношений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности. Сформированность у ребенка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

Работа с мини – роботом учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно – следственных связей. Педагогический потенциал мини - роботов: развитие мелкой моторики, развитие логического мышления, развитие умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков, развитие умения составлять алгоритмы, развитие предметных знаний, развитие пространственной ориентации, развитие словарного запаса, развитие умения считать.

Педагогический мониторинг по всем образовательным направлениям представлен в приложении 5.

Таким образом, реализация принципов дошкольного образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, посредством использования оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющемся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся жизни.


Оптимальным может считаться индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, являющийся динамичным превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации выступающий как либеральный [3 с.15].

При оценке индивидуального стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык с работниками разного возраста, разных профессий, образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений.

Немаловажное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных. Некоторые люди стремятся самостоятельному принятию решений, других такая возможность не устраивает. Руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотрудника более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или наблюдать за его действиями. В любом случае, необходимо учитывать отношение подчиненного к работе [1 с.12].

Формируя свой индивидуальный стиль, руководитель любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные. Индивидуальный стиль руководства оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством членов данного коллектива, и существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.

Рекомендации руководителю с выраженным демократическим стилем управления направленные на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией:

– Систематически совершенствовать свой стиль работы, анализировать и устранять недостатки, искать новые, более рациональные формы и методы деятельности.

– Авторитет руководителя определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, способностью показать другим пример в работе.

– Учится своевременно принимать решения, в которых должны быть сформулированы конкретные цели и задачи работы коллектива, наиболее актуальные в настоящее время. Решения, направленные на достижения показных результатов, расхолаживают коллектив и мешают его сплочению.

– Развивать, формировать способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями психологии ребенка, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе.

– Не забывать своевременно отмечать инициативу и достижения в работе воспитателей, благодарить их в присутствии других сотрудников за хорошую работу.

– Распределять поручения и задания между воспитателями соответственно их опыту, способностям и старанию.

– Учится распределять обязанности, распоряжаться и контролировать, поощрять и взыскивать, опираться на силу общественного мнения коллектива. Требовательность должна быть систематичной. Эпизодическая требовательность чревата конфликтами и не дает нужных результатов.

– Распоряжения давать в форме поручений и просьб. Они должны быть предельно четкими и ясными. Изложите требование к качеству работы, ее объему и сроку исполнения. Дисциплинарные требования должны быть одинаковы ко всем.

– Требования к качеству работы предъявлять с учетом возможностей воспитателя. Непосильные требования вызывают протест, портят людям настроение.

Система мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дошкольной образовательной организацией

Мероприятие, тема

План

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Цели: подведение итогов работы с детьми в летний период; утверждение годового плана

  1. Подведение работы с детьми в летний период
  2. Итоги подготовк к новому учебному году
  3. Выбор членов творческой группы
  4. Утверждении годового плана, планов совместной работы социумом, сеток занятий, режима дня

Первая неделя сентября

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: изучение запросов педагогов для оказания методической помощи

  1. Молодых педагогов
  2. Музыкального руководителя
  3. Педагогов со стажем

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Социальный статус семьи воспитанников Цель: составление социально-демографического паспорта семей

  1. Информирование о работе ДОО в целом
  2. Сбор необходимой документации

Заведующий ДОО, воспитатели

Выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов

Цель: выявить сотрудников с низким стремлением к саморазвитию

2 неделя сентябрь

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Мастер класс Цель: расширить методические уровень молодых педагогов

2 неделя Сентябрь

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: помочь педагогам в организации работы творческой группы

1. Определение цели и задач

3. Работа в группах

4. Выступление лидеров групп

3 неделя сентября

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Самообразование педагогов Цель: познакомить с различными формами самообразования в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО.

2.Выбор индивидуальных тем

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Цель: распространить лучший опыт педагогической деятельности

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Заведующий ДОО, старший воспитатель

Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от

– оптимального выбора перспектив развития,

– определения этапов их достижения,

– систематизации текущих и перспективных дел,

– согласования ровней управленческих воздействий.

– разработкой концепции развития образовательного учреждения;

– созданием инновационных программ развития образовательного учреждения,

– разработкой образовательной программы ДОУ, являющейся концентрированным выражением его образовательной политики;

– определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса;

– созданием других продуктов управленческой деятельности долгосрочного характера.

Каждый из определенных стилей имеет недостатки и преимущества, однако эффективность выбранного стиля управления будет зависеть от того, насколько он будет воспринят в первую очередь, руководителем учитывая его личные характеристики, состав руководимого им коллектива и характеристик непосредственных исполнителей [4 с.65].. Эффективный стиль руководства должен быть ориентирован как на особенности внешней среды организации, так и на внешние показатели, которые определяют качество ее функционирования. Наиболее эффективным будет такой стиль управления, который способен адаптироваться к изменениям внешней среды, при условии ориентации на внутриорганизационные показатели эффективности.

1. Афанасьев В. В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В. В. Афанасьев, П. И. Пидкасистый // Педагогика. — 2011. — № 5.

2. Багаутдинова С. Ф. Комплексная оценка качества деятельности ДОУ на основе системного подхода / С. Ф. Багаутдинова [и др.]. — Магнитогорск: МаГУ, 2007.

3. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство. М.: Дело, 2005. — 385с.

Основные термины (генерируются автоматически): старший воспитатель, заведующий, индивидуальный стиль руководства, образовательное учреждение, годовой план, дошкольная образовательная организация, качество работы, летний период, неделя сентября, творческая группа.

Похожие статьи

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по.

- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО. - Годовой план.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Под руководством дошкольной организации необходимо осознавать направленную работу, обеспечивающую

– в пределах компетенции дошкольного учреждения заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения

Организация методической работы в дошкольной.

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации. Автор: Шушарина Наталья Витальевна.

- совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

Подсказка 1. Что такое план воспитательно-образовательной работы?

Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ.

Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ.

 ответственные. План утверждается приказом заведующего по учреждению.

2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к.

Современный руководитель дошкольной образовательной.

дошкольная организация, работа, высокая требовательность, передовой опыт, заведующий детский сад, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дошкольная образовательная организация, детский сад.

Роль воспитателя в реализации метода проектов.

В данной статье мы рассмотрим роль воспитателя в организации работы по использованию метода проектной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Анализ литературы.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенности профессиональной компетентности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе дошкольного.

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной.

В состав этой группы входят: заведующий — председатель (анализ информации); старшая медсестра (здоровье и физическое развитие детей, соблюдение нормативных

На основе анализа деятельности детского сада за прошедший год работы, составляется годовой план.

Читайте также: