Станюкович морские рассказы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Arsenij

Рассказ о сыне адмирала десятилетнем мальчике Васе. Василий проживает в городе Севастополь в большом доме с красивым садом, где растет много фруктовых деревьев дающих хороший урожай. У Васи была обычная жизнь десятилетнего мальчика. Он гулял по городу, приходил к черному морю и любовался кораблями в севастопольской бухте.

За фруктовым садом нужен был тщательный уход и для этих целей из бухты привозили арестантов закованных в кандалы. Их мрачный, и устрашающий вид приводил Васю в ужас, и он наблюдал за ними издалека.

Однажды бывалый человек рассказал мальчику, что не все люди, которые попадают под арест, являются преступниками. Бывают ситуации, когда по ошибке честный и порядочный человек попадает в тюрьму. После этого рассказа, Вася поменял свое мнение об арестантах и подружился с одним из них. Звали его Максим, он много интересного рассказывал Васе, они беседовали на разные темы.

Вскоре Вася решил помочь Максиму. Принес молоток, одежду и помог арестанту совершить побег. Вася совершил смелый, мужественный поступок не испугался гнева строго отца и последствий, которые могли случиться, если бы все открылось. Максим в благодарность оставил Васе красивый резной крестик.

Константин Станюкович - Морские рассказы (сборник)

Константин Станюкович - Морские рассказы (сборник) краткое содержание

Герои рассказов К. М. Станюковича – матросы и офицеры, умеющие побеждать опасности и выходить с честью из труднейших положений.

Для среднего школьного возраста.

Морские рассказы (сборник) - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Морские рассказы (сборник) - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Константин Станюкович

Фото

Константин Михайлович Станюкович

© Асанов Л. Н., наследники, составление, вступительная статья, 1989

© Стуковнин В. В., иллюстрации, 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Фото

Прошло уже более ста лет с тех пор, как появились в печати первые морские рассказы Константина Михайловича Станюковича. Всё новые и новые поколения ребят читали их и представляли себе плеск океанских волн, свист ветра в снастях, заливистые боцманские дудки, хлопанье громадных парусов над головой, мечтали о дальних морских дорогах.

Многие замечательные моряки впервые почувствовали тягу к морю, читая книги этого писателя. Да и тот, кто, повзрослев, стал человеком совсем сухопутным, сохранил с детских лет в памяти образы его рассказов: простодушных самоотверженных матросов, суровых боцманов, бывалых офицеров – то искренних и дружелюбных, то высокомерных и жестоких…

А между тем история появления первых морских рассказов Станюковича не менее удивительна, чем многих других его сюжетов.

Читая описания теплых морей, далеких гаваней, где мимо бортов русских судов проплывают кайманы, блестя в темноте рубиново-красными глазами, где днем лучи палящего солнца в считаные минуты высушивают свежевымытую палубу, где вздымают безжалостные ураганы океанские волны, – читая эти страницы, легко представить себе, что где-то там, на дальних широтах и меридианах, и писал Станюкович по горячим следам событий свои рассказы – так наглядно, так явственно запечатлен в них матросский уклад жизни, быт парусного корабля. Легко представить себе эту рукопись, разложенную на столике в офицерской каюте, куда через приотворенный иллюминатор доносится с берегов чужой земли манящий аромат неведомых цветов… Но нет, на самом деле все было не так. И чтобы представить себе обстановку, в которой создавались первые из морских рассказов, нам надо перенестись за многие тысячи верст от океанских берегов, в Азию, где на крутых берегах широкой реки высится старинный русский город Томск.

Как же занесла его судьба в этот далекий город?

Косте шел одиннадцатый год, когда началась Крымская война. Англия, Франция и их союзники напали на Россию, высадили войска в Крыму. Началась героическая оборона Севастополя, длившаяся почти год. Мальчик стал не только свидетелем грозных военных событий, но и участником их: он готовил перевязочные материалы для раненых и сам доставлял их на позиции. За участие в войне он был награжден двумя медалями.

За эти годы совсем еще молодой человек посетил разные страны, повидал самый разный уклад жизни, мир и войну, перенес бури и штили, близко общался с простыми матросами. Большое значение для будущей писательской работы имело то, что Станюковичу пришлось служить на разных судах. Он видел, как отличаются порядки, вся корабельная жизнь, в зависимости от того, кто стоит на капитанском мостике – просвещенный, гуманный человек или грубый, жестокий невежда.

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Главные герои и их характеристика

Максимка и Лучкин

В рассказе несколько главных персонажей:

Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина.

Команда

Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

Доктор - уже в годах, он добродушный, веселый.

Мичман Петенька - хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

Боцман Василий Егорович - строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

Спасение Максимки

Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

Максим юнга

Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

Главная мысль произведения Константина Станюковича

Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка.

Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

Писатель Константин Станюкович внес вклад не только в нашу национальную культуру, но и наше подсознание


На фото: писатель Константин Станюкович.

Этот город — для него место встречи с Той, что зовется Жизнью… Жизнью, в которой история Отечества, его героический дух, святыни и несокрушимая вера в светлое победное будущее — естественная часть атмосферы, воздуха вольных черноморских ветров, бьющих в паруса кораблей. Все это сформировало его натуру. И человека, и гражданина, и писателя…

Эти речи людей, шепоты умирающих, выкрики команд, а еще — топот ног и копыт, снарядный гром, дымное марево от горящих построек, матросские тела на каменистом ложе земли, грозное молчание подготовленной к священной жертве русской эскадры в бронзовом зареве луны над Севастопольской бухтой, древние обветренные горы — вот взрезающие душу кинжалом впечатления, легшие в основания творческого дара и гражданской позиции будущего замечательного русского писателя.

Почему наша страна еще восемь лет назад должна была признать независимые республики Донбасса

Память о тех событиях Константин Станюкович пронес через годы, и она оживает в его литературном творчестве, подобно великому историческому воспоминанию народа.

Все дальнейшее — Пажеский, а потом Морской кадетский корпус, учебные и кругосветные плавания, служба на Дальнем востоке, где увидел, как Франция разжигает войну в Индокитае, наблюдения над жизнью и бытом офицеров и простых матросов, — не только расширяли опыт и кругозор будущего писателя, но и укрепляли в идеях, зародившихся в его юной душе под влиянием домашнего учителя Ипполита Дебу. Тот был участником разгромленного кружка Петрашевцев в Петербурге, к которому принадлежал и Ф. М. Достоевский. Разжалованный в солдаты, Дебу отбывал тогда наказание в Севастополе. И его антикрепостнический настрой принес свои плоды: жестокие нравы и порядки на флоте никак не совмещались в сознании Станюковича с героизмом русского матроса и солдата, с таким величием проявившемся совсем недавно в обороне Севастополя, с памятью о флотоводцах, отдавших жизнь в вероломной Крымской войне. Севастополь — в земных и небесных смыслах — замковый камень Крыма. Южный портал России…

О Станюковиче много написано. Поэтому, говоря сейчас о Константине Михайловиче, нет задачи — набросать, пусть даже эскизно, творческий портрет или напомнить важнейшие вехи биографии писателя. Однако необходимо сказать вот о чем. Его непоколебимая гражданская и политическая позиция, рассказы и статьи, смело раскрывающие пороки чиновничества и некомпетентность управления, защита от произвола самодержавия простого люда приводят к аресту писателя и годичному заключению в Петропавловской крепости, а потом к ссылке в Сибирь…

«Последний общий штурм двадцать седьмого августа был днем гибели Севастополя…

Отбитый почти везде, он не мог быть отбит малочисленными охранителями Малахова кургана…

Четыре бесстрашных матроски во время штурма подавали воду храбрецам Малахова кургана…

В восьмом часу на Малаховом кургане взвился французский флаг, а в четыре часа все начальники войск и бастионов получили приказание очистить Южную сторону и перейти на Северную. Поздним вечером началась переправа войск через мост и продолжалась всю ночь.

А в это время в оставляемом Севастополе, погруженном в мрак, раздавались взрывы. Их производили охотники, саперы и матросы. Взрывы, от которых рушились стены полуразрушенного уже города. Пожар охватывал всю оборонительную линию…

Уходившие из Севастополя крестились, оборачиваясь на город…

- А ты, Маркушка, теперь будешь при мне, - говорил Николай Николаевич Бельцов мальчику, стоявшему рядом с ним на мосту, который сильно качался от волнения.

В восемь часов утра все войска были на Северной стороне.

Рейд был пуст. Все корабли затоплены. Мост был уничтожен.

Утро было прелестное.

Маркушка, отлично выспавшийся под буркой, данной ему Бельцовым, был счастлив и оттого, что жив, и оттого, что не на бастионе, и оттого, что заманчивая новизна будущего застилала от него ужасы прошлого, и, главное, оттого, что ему было двенадцать лет".

Читайте также: