Сроки медицинского наблюдения за контактными устанавливаются в зависимости от в школе

Обновлено: 05.07.2024

от 22 мая 2020 года N 15

(с изменениями на 4 февраля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (приложение).

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2024 г.

в Министерстве юстиции

26 мая 2020 года,

регистрационный N 58465

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 22 мая 2020 года N 15

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

(с изменениями на 4 февраля 2022 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

1.2. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

II. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19

2.1. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают:

- лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя);

- мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения;

- сбор и анализ полученной информации;

- оценку эффективности проводимых мероприятий

- гигиеническое воспитание населения.

2.2. В целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся:

- постоянная и динамическая оценка масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости инфекции, в том числе с учетом тяжести течения заболеваний;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление высокого уровня заболеваемости и риска инфицирования населения в субъектах Российской Федерации, населенных пунктах, организациях и в связи с деятельностью индивидуальных предпринимателей;

- изучение популяционного иммунитета у населения с учетом проявлений эпидемического процесса;

- выявление лиц, наиболее подверженных риску развития заболевания;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости COVID-19;

- контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации;

- изучение и оценка результатов иммунизации населения (после ведения специфической профилактики);

- изучение эффективности средств специфической, неспецифической и экстренной профилактики, применяемой в эпидемических очагах COVID-19;

- прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

2.3. Гигиеническое воспитание населения как метод профилактики COVID-19 включает:

- представление населению подробной информации о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведение индивидуальной беседы с пациентом и другие;

- разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;

- разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1,5 м - 2 м от человека) в период подъема заболеваемости;

- доведение до организованных коллективов взрослых и детей правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19.

2.4. Гигиеническое воспитание населения проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работниками медицинских организаций при методической поддержке специалистов органов и организаций, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

III. Лабораторная диагностика и регистрация случаев COVID-19

3.1. В целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов:

3.1.1. К приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

- лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с наличием симптомов инфекционного заболевания (или при появлении симптомов в течение периода медицинского наблюдения);

- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";

- работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19;

- лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.

3.1.2. К приоритету 2-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

- лиц старше 65-ти лет, обратившихся за медицинской помощью с респираторными симптомами;

- работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности (лабораторные исследования проводятся 1 раз в неделю до появления иммуноглобулина G (далее - IgG);

- работников стационарных организаций социального обслуживания населения, учреждений уголовно-исполнительной системы при вахтовом методе работы до начала работы в организации с целью предупреждения заноса COVID-19.

3.1.3. К приоритету 3-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении детей из организованных коллективов при возникновении 3-х и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19 (обследуются как при вспышечной заболеваемости).

3.2. Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III-IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.

Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I-II группы патогенности.

Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 24 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование.

Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.

3.3. Научно-исследовательские работы с выделением возбудителя COVID-19 проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека II группы патогенности.

3.4. Лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал.

Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия.

3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.

3.6. Подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).

Выписка пациентов к занятию трудовой деятельностью (обучению), допуск в организованные коллективы после проведенного лечения (как в стационарных, так и в амбулаторных условиях) и выздоровления осуществляются без лабораторного обследования на COVID-19, если время лечения составляет 7 и более календарных дней. В случае если время лечения (наблюдения) пациента с лабораторно подтвержденным инфицированием возбудителем COVID-19 составляет менее 7 календарных дней, то выписка к занятию трудовой деятельностью (обучению), допуск в организованные коллективы осуществляются после получения одного отрицательного результата лабораторного обследования на COVID-19, проведенного не ранее чем через 3 календарных дня после получения положительного результата лабораторного обследования на COVID-19.

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.


В период продолжения распространения COVID-19 в стране и мире, важно предпринять меры, предотвращающие дальнейшую передачу инфекции. В особой защите от инфицирования вирусом нуждаются дети и общеобразовательные учреждения. Поэтому, важным аспектом в борьбе с пандемией сегодня является профилактика коронавируса в школе, которая позволит предотвратить потенциальное распространение вируса среди учащихся и персонала учебного заведения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ COVID-19 В ШКОЛАХ

С целью усиления мер по борьбе с пандемией Роспотребнадзором разработаны рекомендации для школ по профилактике коронавируса. Вот их основные позиции:

• закрепление отдельного кабинета за каждым классом;
• исключение занятий, требующих применения спецоборудования;
• составление расписания уроков и перемен так, чтобы свести к минимуму контакты учеников;
• проветривание рекреации и коридоров во время уроков, а классов – во время перемен;
• организация посещения детьми итоговой и промежуточной аттестации по графику, с соблюдением дистанции 1,5 метра и масочного режима.

СОВЕТЫ СОТРУДНИКАМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ COVID-19 В ШКОЛАХ

В каждом общеобразовательном учреждении должна быть разработана на базе типовой инструкция по профилактике коронавируса для работников школы – административных специалистов, учителей и обслуживающего персонала. В неё обязательно включаются следующие позиции:
1. Соблюдение 14 дневной самоизоляции дома по прибытию из стран с зафиксированными новыми вспышками COVID-19;
2. Ежедневное измерение температуры тела при входе в здание бесконтактным способом;
3. Выполнение правил личной гигиены – тщательное мытье рук с мылом по возвращению с улицы или после общения с посторонними лицами; обработка рук антисептическим средством для кожи;
4. Регулярное проветривание классов и рабочих помещений через каждые 2 часа;
5. Дезинфицирование смартфонов, оргтехники и поверхностей, с которыми контактируете;
6. Ограничение при приветствии тесных объятий и рукопожатий;
7. При наблюдении у себя симптомов вирусной инфекции немедленно отправляйтесь домой, предварительно поставив в известность непосредственного руководителя – директора, заведующего учебной частью т.д.
8. При посещении общественных мест – обязательное применение защитной маски, смена каждые 2-4 часа.
Инструкция по предупреждению распространения Ковид-19 для сотрудников в зависимости от особенностей общеобразовательного учреждения может иметь большее количество пунктов.

ПРАВИЛА ДЕЗИНФЕКЦИИ ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ КОВИД-19

Для поддержания благоприятной санитарной обстановки и безопасности здоровья обучающихся, преподавателей и обслуживающих работников важно проводить дезинфекционные мероприятия в школе по профилактике коронавируса.
По рекомендациям Роспотребнадзора и санитарным нормам для обрабатывания рук и небольших поверхностей следует применять:
• изопропиловый спирт концентрацией не менее 70% по массе;
• этиловый спирт – не меньше 75% по массе.
Для дезинфицирования больших поверхностей, таких как стены и полы, нужно применять хлорсодержащие и кислородоактивные средства.

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ИНФИЦИРОВАНИЯ COVID-19 ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Для учащихся:
1. Чаще мойте руки с мылом, а если отсутствует такая возможность, то пользуйтесь спиртосодержащими или дезинфицирующими салфетками;
2. Соблюдайте безопасное расстояние – в общественных местах необходимо находиться не ближе одного метра друг к другу;
3. Ведите здоровый образ жизни – полноценный сон, физическая активность, употребление продуктов, богатых белками, витаминами и минеральными веществами;
4. Обеспечивайте в закрытых, общественных местах - защиту дыхательных органов ношением специальной маски – в зависимости от конструкции её нужно менять спустя 2, 4 или 6 часов;
5. При возникновении симптомов Ковид-19 оставайтесь дома и незамедлительно обратитесь к врачу.
Соблюдение инструкции по предупреждению инфицирования вирусом является залогом формирования здоровой и безопасной среды в школьном учреждении, ведь дети относятся к группе риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современным детям при любом кризисе предоставляется возможность учиться в удаленном режиме или посещая уроки. Инструкции по предупреждению возникновения коронавирусной инфекции для школьников, рекомендованные Роспотребнадзором, Минздравом России и ВОЗ помогут уменьшить тревоги и страхи учащихся относительно заболевания и развить их способности преодолевать любые трудности в жизни.
Предпринятые меры, включая информирование школьников, позволят побудить в них чувство стать защитниками предупреждения инфицирования и борьбы с пандемией дома и в учебном заведении путем предотвращения распространения Ковид-19. Также, при соблюдении профилактических мероприятий администрациями, учителями и обслуживающим персоналом можно добиться безопасной и здоровой среды.

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

После первичного обследования очага проводится эпидемиологическое наблюдение до прекращения существования эпидемического очага. Все выявленные контактные наблюдаются в течение максимального инкубационного периода, который исчисляют от даты проведения заключительной дезинфекции.


Целью наблюдения за контактными в эпидемическом очаге является: раннее выявление среди контактных новых заболевших, (источников инфекции) на основе данных эпиданамнеза, клинического осмотра, лабораторных и др. приемов обследования;


защита восприимчивых из круга контактных лиц с помощью мер специфической либо экстренной профилактики;


предупреждение возможности выноса инфекции за пределы первоначального очага, прежде всего в детские, профессиональные и другие коллективы, стационары с помощью мер разобщения.

При первом комплексном клинико-лабораторном обследовании среди контактных может быть выявлено три группы лиц. Первая группа - лица, вакцинированные либо ранее переболевшие исследуемой формой инфекции с иммунологическим выздоровлением, нуждающиеся лишь в наблюдении. Вторая группа - лица, давно имеющие те или иные признаки анализируемой патологии. Их нужно углубленно обследовать, поставить правильный диагноз и подвергнуть лечению. Третья группа - восприимчивые лица, которые подлежат защите с использованием средств специфической и экстренной профилактики.

3.5.3. Меры специфической и экстренной профилактикив эпидемических очагах включают как активную иммунизацию контактных из числа восприимчивых лиц (дифтерия, корь, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, ВГА, ВГВ и др.) так и введение им препаратов - иммуноглобулинов, содержащих антитела ВГА, корь и др.), а также использование бактериофагов, антибиотиков и других химиопрепаратов. Обязательным условием проведения любых прививок контактным является срочность их проведения, т. е. в первые дни контакта с источником инфекции.

3.5.4. Меры разобщения.Общепринятые меры состоят во временном отстранении контактных от работы на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, водопроводных сооружениях, от учебы, посещения детских дошкольных учреждений, а также в запрещении приема в стационары, интернатные учреждения. Например, детские учреждения переводятся на круглосуточный режим работы, группы моментально разобщаются, прекращается допуск новых детей, запрещается проведение плановых прививок и массовых мероприятий. При полиомиелите, например, разобщение устанавливается на 20 дней с момента госпитализации больного и прекращается после этого срока при отсутствии у общавшихся с ним повышенной температуры тела, патологических явлений со стороны кишечника, катаральных явлений в зеве и глотке; при кори дети, не болевшие ранее этой инфекцией, не допускаются в детские учреждения в течение 17 дней, привитые против кори – в течение 21 дня с момента госпитализации заболевшего, при оставлении больного на дому, этот срок увеличивается на 5 дней.

При карантинных инфекциях, на которые распространяются международные медико-санитарные правила, относительно контактных применяются специальные - ограничительные

(обсервация) и режимные (карантин) мероприятия.

Обсервация – комплекс ограничительных и санитарнопротивоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекционных заболеваний среди контактных лиц. При этом контактные изолируются не на дому, а в специальные стационары (обсерваторы), где за ними проводится наблюдение и осуществляется лабораторный контроль. В обсерваторах вводится ограничение общения между контактными.

Санитарно-противоэпидемические мероприятия проводят с учетом особенностей инфекции до истечения максимального инкубационного периода заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего больного и уничтожения возбудителей на факторах передачи (дезинфекции). В случаях особо опасных инфекций ограничительные мероприятия усиливают карантином.

Из всех противоэпидемических мероприятий выделяют экстренные (срочные), которые должны быть проведены в первые часы после выявления больного. К этим мероприятиям относятся регистрация, госпитализация и заключительная дезинфекция, ведущие к оперативному взаимодействию специалистов лечебной сети, противоэпидемической, в том числе, дезинфекционной службы и службы инфекционных стационаров.

3.5.5.Территориальные и временные границы эпидемических очагов

Эффективность противоэпидемических мероприятий зависит от того, насколько правильно для каждого конкретного очага определены объем необходимых мероприятий, полнота, качество и продолжительность их проведения. Чтобы уточнить объем, проводимых мероприятий, нужно правильно установить пространственные (территориальные) границы эпидемических очагов. Их размеры с учетом особенностей инфекции в существенной мере будут определяться через активацию соответствующего механизма передачи социальными и природными условиями. Так территориальные границы, особенно очагов инфекционных заболеваний кишечной группы при благоприятных социальных условиях в благоустроенных домах будут существенно более узкими, чем таковые в частном секторе, где на несколько домов имеется один источник водоснабжения (колодец), один надворный туалет при отсутствии выгребных ям и организованной системы удаления нечистот. В данном случае по сравнению с очагами в благоустроенной квартире объем проводимых при кишечной группе инфекций противоэпидемических мероприятий будет многократным и более значительным. С другой стороны, территориальные границы во многом зависят от длительности существования очага во времени. Для определения временных параметров продолжительности проведения противоэпидемической работы в очаге необходимо рассчитать сроки его возможного существования. Время существования очага зависит от сочетания двух факторов: продолжительности инкубационного периода, свойственного конкретной инфекции, и формы изоляции источника инфекции - его госпитализации или изоляции и лечения на дому. Если больной госпитализирован, то мероприятия в очаге проводят в течение срока, равного максимальному инкубационному периоду, который начинается со дня проведения заключительной дезинфекции. Если больной изолирован на дому, то мероприятия в очаге осуществляют в течение всего заразного периода и срока максимальной инкубации, исчисляемого от последнего дня заразного периода.

Очаг считается прекратившим свое существование, если в нем не возникают новые случаи заболеваний в течение максимального инкубационного периода, исчисляемого после даты проведения заключительной дезинфекции, что может свидетельствовать окачестве не только проведенных противоэпидемических, но и лечебных мероприятий.

Вопросы для самоконтроля

3. Цель профилактических и противоэпидемических мероприятий. Кем, когда, где и среди кого проводится каждое из этих мероприятий?

4. Определение понятия эпидемического процесса и эпидемиологии как науки обоснованное Л.В. Громашевским.

Разделы учения об эпидемическом процессе и их взаимосвязь.

5. Механизм развития эпидемического процесса. Проявление эпидемического процесса (заболеваемости) и его (ее) признаки (симптомы), подлежащие изучению.

7. Содержание статей 1, 2, 17 и 42 Конституции Российской Федерации.

8. Укажите документ, в котором прописана доктрина соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья, и изложите содержание статьи 2 в этом документе.

9. Назовите Закон РФ, регламентирующий право граждан на защиту в судебном порядке от неправомерных действий органов власти.

10. Назовите Закон, являющийся нормативно-правовой основой по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями, а также - права граждан, регламентированные этим законом.

14. Укажите документ и статьи в нем, регламентирующие оказание медицинской помощи только с согласия граждан, а также право граждан на отказ от медицинского вмешательства.

15. Биологический фактор эпидемического процесса. Понятие о паразитарной системе.

16. Социальный фактор в развитии эпидемического процесса Роль техногенных очагов в этом процессе.

17. Природный фактор в развитии эпидемического процесса.

Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней.

18. Сущность эпидемического процесса обоснованная Беляковым В.Д., применительно к заболеваниям инфекционной и неинфекционной природы. Современное определение эпидемиологии как науки.

20. Эпидемиологическая значимость источников инфекции в зависимости от формы проявления инфекционных заболеваний, их характера и тяжести процесса, а также периода болезни.

21. Группировка антропонозных инфекций на основе эволюционно обусловленной локализации возбудителей в организме основного хозяина (второй экологический признак).

24. Типы механизмов передачи.

25. Видовая восприимчивость, невосприимчивость и иммунитет. Их материальная основа и значение в развитии эпидемического процесса.

26. Роль социальных и природных факторов в возникновении и распространении эпидемических очагов.

27. Понятие о необходимой и достаточной причине в возникновении заболеваний.

28. Эпидемиологическое обследование эпидемического очага. Цель и задачи.

29. Приемы и способы эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний, их содержание.

30. Содержание эпидемиологического диагноза по результатам обследования эпидемического очага.

31. Мероприятия, направленные на источник инфекции, их содержание. Нормативно-правовая база по их осуществлению.

32. Раннее выявление больных с манифестными, стертыми и бессимптомными формами инфекции.

36. Порядок учета инфекционных заболеваний в лечебнопрофилактических учреждениях.

37. Внеочередное донесение.

38. Лица, ответственные за организацию учета в лечебнопрофилактических учреждениях.

39. Изоляция инфекционных больных по клиническим и эпидемическим показаниям. Нормативно-правовая база по их осуществлению.

40. Лечение инфекционных больных, выписка и диспансерное наблюдение. Нормативно-правовая база по их осуществлению.

41. Мероприятия, направленные на механизм, пути и факторы передачи. Выявление и изъятие предполагаемых факторов передачи. Нормативно-правовая база по их осуществлению.

42. Дезинфекция (собственно дезинфекция, дезинсекция, дератизация). Виды дезинфекционных мероприятий. Основные направления дезинфекционных мероприятий при разных группах антропонозных инфекций. Нормативно-правовая база по их осуществлению.

44. Мероприятия, направленные на круг лиц, соприкасавшихся с источником инфекции и факторами передачи. Нормативноправовая база по их осуществлению.

45. Выявление и учет соприкасавшихся (контактных) лиц с источником инфекции и факторами передачи.

46. Эпидемиологическое наблюдение за контактными. Цель наблюдения и ее продолжительность, точка отсчета.

47. Меры специфической и экстренной профилактики.

48. Общепринятые и специальные (обсервация, карантин) меры разобщения, проводимые относительно контактных.

Нормативно-правовая база по их осуществлению.

49. Территориальные и временные границы эпидемических очагов. Критерий эффективности мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.

50. Исходные данные, необходимые для точного и полного выявления круга контактных лиц, соприкасавшихся в эпидемическом очаге с источником инфекции и факторами передачи.

51. Исходные данные, необходимые для определения даты возможного заражения в эпидемическом очаге первых контактных.

52. Исходные данные, необходимые для определения даты возможного заражения в эпидемическом очаге последних контактных.

53. Исходные данные, необходимые для определения длительности существования эпидемического очага во времени.

Читайте также: