Сравнение умк по информатике начальная школа в таблицах и схемах

Обновлено: 30.06.2024

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики для:

Информатика относится к предметам естественнонаучного (ЕН) цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы ЕН цикла рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в УМК ЕН цикла опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка. Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у учащихся целостного ЕН мировоззрения, в развитие потребности к познанию и в формирование их системного опыта как познавательной деятельности, так и практического применения знаний и умений, то есть УМК по информатике отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:

  • учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
  • метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).

Виды УУД (блоки) – это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательный блок включаются:

  • Общеучебные действия:
    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации;
    • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
    • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
    • определение основной и второстепенной информации;
    • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
    • умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • подведение под понятия, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
    • выдвижение гипотез и их обоснование;
    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    В коммуникативный блок входят коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Методические особенности УМК

    При создании УМК авторы стремились к оптимальному сочетанию научного и методического аспектовв построении учебного предмета, поэтому содержание компонентов УМК базируется на исторической логике развития науки, упоминаются важнейшие персоналии. Поэтому, в УМК обеспечивается оптимальное сочетание научного содержания и методики организацииобучения. В частности, рекомендуется использовать следующую структуру урока:

    Каким мы хотим увидеть выпускника начальной школы

    Цель – это ожидаемый результат. Авторы попытались сформулировать некую текстовую информационную модель выпускника начальной школы. В результате получилось, что авторы хотят видеть выпускников такими:

    • основные источники информации;
    • назначение основных устройств компьютера;
    • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).

    уметь

    Таким образом, информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

    Программа курса Информатика для 2-4 классов

    Пояснительная записка

    «12.6. Технология:

    2-ая группа требований: метапредметные результаты

    Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
    освоение универсальные учебные действий:
    2.1) познавательных (см. Концепцию)
    2.2) регулятивных (см. Концепцию)
    2.3) коммуникативных (см. Концепцию)
    2.5) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

    3-я группа требований: предметные результаты

    Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время:

    Варианты планирования курса информатики в школьном расписании

    • Информатика – 68 часов (1 час в неделю без деления на подгруппы, расширенная модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися, дополнительный, дополнительный 1 час используется для расширенного компьютерного практикума учащихся в компьютерном классе):
    • решение информационных задач: моделирование и виртуальные лаборатории,
    • работа с цифровым оборудованием на компьютере и в Интернете.
    • Информатика – 104 часа (1 час в неделю на класс в инвариантной части планирования курса, расширенная модель электронно-программного обеспечения с использованием ЦОР к урокам учащимися, и 2 дополнительных часа в неделю для расширенного компьютерного практикума учащихся в компьютерном классе по группам:
    • решение информационных задач: моделирование и виртуальные лаборатории,
    • компьютерные проекты,
    • работа с цифровым оборудованием на компьютере и в Интернете.

    Число часов урочной деятельности

    Число часов внеурочной деятельности (проектная работы учащихся) *)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель родительского собрания: Какой УМК выбрать для эффективного преподавания информатики в начальной школе?

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 38 Сравнение основных образовательных программ начальной информатики Подготовила: учитель начальных классов, 1 квалификационной категории Шипицина Ольга Алексеевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 38

    Подготовила: учитель начальных классов,

    1 квалификационной категории

    Шипицина Ольга Алексеевна

    Цель родительского собрания: Какой УМК выбрать для эффективного преподавания информатики в начальной школе?

    Цель родительского собрания:

    Какой УМК выбрать для эффективного

    в начальной школе?

    Место информатики в системе наук Естественные науки информатика Гуманитарные науки Технические науки Математические науки Общественные науки

    Место информатики в системе наук

    информатика

    Варианты образовательных программ по информатике для начальной школы УМК А.В.Горячева УМК А.Л.Семёнова Т.А.Рудченко УМК Е.П.Бененсон А.Г.Паутова УМК Н.В.Матвеевой

    Варианты образовательных программ

    по информатике для начальной школы

     Следующий УМК заслуживающий внимания – это комплекс разработанный под руководством А.Л.Семёнова. Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования). Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985). А.Л.Семёнов

    Следующий УМК заслуживающий внимания – это комплекс разработанный под руководством А.Л.Семёнова.

    Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

    Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).

    УМК А.Л.Семёнова Т.А.Рудченко Цель данного курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответствует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей. Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.

    Цель данного курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответствует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.

    Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.

    Е.П.Бененсон Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления. С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы). Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

    Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.

    С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).

    Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

    УМК Е.П.Бененсон А.Г.Паутова Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок. В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

    Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок. В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

     Н.В.Матвеева Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

    Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

    УМК Н.В.Матвеевой По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

    УМК Н.В.Матвеевой

    По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

    ? ? Ваши вопросы ?

    Выбор нашей школы – УМК Е.П.Бененсон и А.Г.Паутова

    Выбор нашей школы –

    УМК Е.П.Бененсон и А.Г.Паутова

    Ваш выбор УМК А.В.Горячева УМК А.Л.Семёнова Т.А.Рудченко УМК Е.П.Бененсон А.Г.Паутова УМК Н.В.Матвеевой Б А В Г



    Спасибо за внимание!

    за внимание!


    -75%

    hello_html_m522fce22.jpg

    Докладчик: учитель информатики Ухваренок Татьяна Анатольевна.

    Современный ребенок погружен в новую предметную и новую информационную среду . Однако, нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

    hello_html_m3432d483.jpg

    Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

    Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы .

    hello_html_6d877f2b.jpg

    Важнейшая цель начального образования как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества.

    Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности).

    hello_html_2f8f63aa.jpg

    Нами были выбраны только 4 варианта, а на самом деле их гораздо больше. Все остальные разработке в области начальной информатики либо не получили знака соответствия ФГОС НОО, либо носят фрагментарный или экспериментальный характер.

    Несколько слов об авторах комплекса:

    2) А.Л. Семёнова - доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

    Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).

    3) Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.

    С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).

    Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

    4) Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

    hello_html_10c69a49.jpg

    Теперь давайте более подробно поговорим о каждом УМК.

    Давайте обратим внимание на таблицу и в ней вы увидите, что интересного есть в УМК.

    Каждый комплекс имеет свои плюсы и минусы:

    Но есть и минусы . Большое количество учителей, сталкиваясь с данным УМК, испытывают затруднения с правильным подбором методики подачи материала. Да, и если говорить правду, зачастую даже с решением некоторых заданий. Кроме того, УМК, разрабатывался до внедрения ФГОС НОО и составлен без учёта метапредметного характера информатики.

    Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок.

    По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

    hello_html_6afadef2.jpg

    Проанализировав УМК, мы остановили свой выбор на УМК Н.В. Матвеевой , так как она

    разработала их в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), с учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовного воспитания и нацелены на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

    hello_html_149d6561.jpg

    В УМК обеспечивается оптимальное сочетание научного содержания и методики организации обучения.

    В частности, рекомендуется использовать следующую структуру урока:

    hello_html_m114a063b.jpg

    Какие виды деятельности на уроке можно использовать, при работе с УМК Н.В. Матвеевой:

    выполнение заданий и упражнений (информационных задач)

    разбор домашнего задания

    наблюдение за объектом изучения (компьютером)

    компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

    работа со словарём

    контрольная письменная работа

    компьютерное тестирование в форме игры

    Обратите внимание, что на уроке используются различные виды деятельности и как они меняют друг друга. У ребенка не будет состояние усталости и в тоже время будет интересно, так как каждый раз школьники будут делать что-то новое.

    hello_html_71815278.jpg

    Сама структура учебников отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

    учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

    метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).

    Во 2 классе дети:

    * учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;

    * в процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и пр.);

    * школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

    hello_html_m3d216b43.jpg

    В 3 классе школьники:

    * изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях;

    * водится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе;

    * осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет;

    * знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности.

    hello_html_587a45a0.jpg

    * рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий; формы записи алгоритмов.

    * дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления.

    * школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и что часто результат не соответствует цели и ожиданиям.

    hello_html_m26167de7.jpg

    Сегодня мы более подробно познакомились с УМК Н.В. Матвеевой и можем сделать вывод, что он соответствует ФГОС и в результате школьники научатся:

    использовать начальные математические знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

    приобретут начальный опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    научатся умению выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

    приобретут первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

    hello_html_m4382d207.jpg

    Для усвоения курса начальной информатики, потребуются учебники и рабочие тетради.

    Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Родительское собрание на тему "Курс информатики в начальной школе". Сравнение основных образовательных программ начальной информатики. Презентация УМК "Информатика в играх и задачах" А.В.Горячева.

    Сравнение основных образовательных программ начальной информатики.

    Презентация выбранного УМК

    “Информатика в играх и задачах” (1—4) А. В. Горячев

    Ход собрания

    1. Приветственное слово учителя.

    Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

    Какой УМК выбрать для эффективного преподавания информатики в начальной школе?

    · Какие навыки в области ИКТ необходимы ребёнку начальной школы?

    · Какова роль владения информационными технологиями в адаптации ребёнка в современном обществе?

    · Как развивать математическое мышление на уроках информатики и алгоритмическое мышление на уроках математики в начальной школе?

    · Какова роль информационных технологий в формировании учебных навыков?

    · Какие авторы рекомендованы в федеральном перечне?

    · Каковы особенности УМК каждого автора?

    · Каковы условия преподавания информатики в образовательных учреждениях?

    2. Выступление учителя по теме.

    Информатика в школе становится полноправным предметом не только в старших классах, но и в младших.

    Опыт уроков информатики в начальной школе убеждает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. А попытки применения компьютера для решения более сложных задач уже требует специальных знаний и умений из области информатики. Для этого нужно развивать у детей логическое мышление. Психологи утверждают, что этим нужно заниматься в рамках начальной школы. Умение нажимать на кнопки может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

    Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.

    Итак, рассматриваются два аспекта изучения информатики:

    технологический — информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные;

    общеобразовательный — информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

    Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике.

    Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты” применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

    Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

    · Цели и задачи курса

    Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

    Цели изучения курса в начальной школе

    1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

    применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если . то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если . и . то. ”);

    алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

    системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

    объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

    2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими

    3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

    · Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала по курсу


    УМК А.В. Горячева

    УМК А.Л. Семёнова и Т.А. Рудченко

    Следующий УМК заслуживающий внимания – это комплекс разработанный под руководством А.Л. Семёнова.


    Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (МИОО) (Московский институт повышения квалификации работников образования).

    Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).

    Но есть и минусы. Большое количество учителей, сталкиваясь с данным УМК, испытывают затруднения с правильным подбором методики подачи материала. Да, и если говорить правду, зачастую даже с решением некоторых заданий. Кроме того, УМК, разрабатывался до внедрения ФГОС НОО и составлен без учёта метапредметного характера информатики.

    УМК Е.П. Бененсон и А.Г. Паутова


    Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно-решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.

    С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).

    Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.

    Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И межпредметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок.


    УМК Н.В. Матвеевой

    Правильно, конечно, говорить о том, что данный УМК разработан целым коллективом специалистов. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Н.А. Нурова, под руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ГНУ ИСМО (ИОСО РАО) Н.В. Матвеевой.

    Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

    По сравнению с тремя предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.

    Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах” (1—3, 1—4), авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель), Т. О. Волкова, К. И. Горина, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова, Н. И. Суворова) состоит из 4 комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников (по 1 на 2 четверти), методического пособия для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

    Комплект № 1 рассчитан на 6—7-летних детей и изучается в первом классе. В материалах комплекта № 1 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность. При проведении занятий максимально используются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

    Начиная с комплекта № 2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых, закреплена учебная четверть:

    I четверть— объекты
    II четверть — алгоритмы;;
    III четверть — логические рассуждения;
    IV четверть — модели в информатике.

    Таким образом, изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

    Преподавание информатики в школе можно организовать тремя способами:

    1. Компьютерный вариант. Когда учащиеся изучают только материал непосредственно связанный с компьютером.

    2. Безкомпьютерный. Когда учащиеся занимаются по специальным учебникам или рабочим тетрадям.

    За счет некоторого уплотнения поурочных планов в курс начальной школы включаются дополнительные интересные для детей уроки.

    Учащиеся также знакомятся с возможностями компьютера: рисовать, писать.

    Обязательно включены уроки на отработку умения владеть мышкой, клавиатурой.

    А. В. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах" выделил шесть идей реализации данного курса.

    Именно по отношению к этим идеям и отличаются современные курсы информатики в начальной школе.
    Итак, первая идея – опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров.

    Вторая идея – отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере: с пропедевтического курса (1–6 классы) на базовый (7-9 классы).

    Третья идея – отсутствие узкой специализации в общей части курса. Объектом внимания были выбраны формализация и моделирование.

    Четвертая – ориентация на объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное моделирование.
    Пятая идея состоит в сознательном отказе от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций. Эту функцию реализуют другие курсы – например, пропедевтическую функцию по коммуникациям решают уроки риторики. А пропедевтика таких тем, как “Азбука экрана”, “Компьютерный дизайн” и т. д., реализуется на уроках ИЗО. Это естественный “скупой” подход в условиях дефицита времени, отводимого на изучение информатики.
    Ну, и последняя, шестая идея – это ориентация на преподавание информатики учителями начальных классов, т.к. учитель может переносить приемы, подходы и методы из информатики на другие уроки (и таких примеров много).
    Что считать более важным во влиянии уроков информатики на учебный процесс?

    А.В.Горячев считает более важным в этом отношении не столько навыки работы с компьютером, сколько те приемы, те подходы, которым учим детей на уроках информатики – то, что остается у ребенка в голове. Важно, что он переносит эти знания и умения на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то ученик эти же задачи решает на уроках математики, русского языка и др.

    Сильному государству нужно сильное, конкурентоспособное образование, не уступающее лучшим мировым стандартам качества, нужны умные, грамотные, эрудированные граждане, высокопрофессиональные, востребованные развивающимися экономикой и социальной сферой специалисты. Задача каждого из нас – соответствовать, стремиться соответствовать этому высокому уровню, чтобы быть конкурентоспособным и приносить реальную пользу своей стране, своему родному краю, своей семье и ученикам.

    Подводя итоги нашей беседы, вы сделаете свои выводы о значимости курса информатики в начальной школе.

    Читайте также: