Справка состояние преподавания обж в школе

Обновлено: 05.07.2024

Основы безопасности жизнедеятельности изучаются с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности, формирования умений оценивать опасности окружающей среды и навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в опасных ситуациях.

В дополнение к нормативным правовым документам, указанным в общей части данного инструктивно-методического письма ,при организации процессаобучения основам безопасности жизнедеятельности следует также руководствоваться:

Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 757 (ред. от 17.08.2016);

Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (с изменениями и дополнениями, в том числе главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1087);

Концепцией информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18.03.2019 №1 (размещена на национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь);

Планом организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на 2020–2022 годы, утвержденным первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь от 28.01.2020 № 33/102-477/38;

Правилами охраны жизни людей на водах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009 № 1623 (ред. от 28.12.2013);

Планом мероприятий в Республике Беларусь по предупреждению гибели людей на водах на 2019 –2021 годы, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 24.01.2019.

1. Учебные программы

Год утверждения (издания) учебной программы

2. Учебные издания

К 2021/2022 учебному году подготовлены новые учебные издания:

Аброськина, Т.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности:
2–4 классы. Дидактический материал: в 2 ч. Ч. 1. Личная и коллективная безопасность. Здоровый образ жизни: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.Ю. Аброськина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2020;

Аброськина, Т.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности.
2–4 классы. Дидактический материал;в 2 ч. Ч.2. Личная и коллективная безопасность. Здоровый образ жизни: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.Ю.Аброськина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2021;

Сушко, А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила дорожного движения. Энциклопедия Кота Катафотыча: учебное наглядное пособие для 2–4 классов учреждений общего средего образования с русским языком обучения / А.А. Сушко. – Минск : Жасскон, 2020;

3. Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования изучение основ безопасности жизнедеятельности осуществляется в учреждениях общего среднего образования всех видов.

В VІ–ІХ классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности может осуществляться за счет часов факультативных занятий.

Занятия по радиационной безопасности записываются в классном журнале на отдельной странице: в І–І V классах – по 4 занятия, в V –ІХ классах – по 8.

На усмотрение учителя учащиеся могут вести одну рабочую тетрадь в клетку (для записей на уроке).

4. Реализация воспитательного потенциала учебного предмета

В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

осознает свою принадлежность к белорусскому народу и проявляет уважение к государственным символам Республики Беларусь;

имеет представления о нравственных понятиях (добро, сострадание, терпение, уважение, дружба, честность);

понимает личную ответственность за свои поступки;

имеет начальные представления о правах ребенка;

имеет ценностные представления о семье, проявляет уважительное отношение к членам семьи;

проявляет толерантность в межличностных взаимоотношениях;

понимает значение труда в жизни человека; стремится к успешной учебной деятельности и проявляет к ней положительное отношение;

проявляет бережное отношение к окружающей среде;

понимает важность безопасного и здорового образа жизни; соблюдает режим дня и проявляет желание заниматься физической культурой, посильным физическим трудом.

При формулировке воспитательных задач учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

Вместе с тем при изучении каждой темы необходимо создавать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и жизни; для воспитания таких качеств, как: ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, организованность, дисциплинированность, внимательность, осторожность, выдержка, смелость.

При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к Родине, способствуют формированию гражданственности, национального самосознания, нравственной, экологической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью.

На учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности целесообразно использовать такой метод обучения, как моделирование ситуаций, в которых могут оказаться учащиеся в повседневной жизни. Создание и исследование моделей реальной жизни, решение ситуационных задач, составление схем, инструкций, алгоритмов безопасного поведения позволяют учащимся адекватно воспринимать окружающий мир, распознавать опасные и чрезвычайные ситуации и, в случае их проявления, правильно действовать. При этом обязательным условием является многократное (в различных формах) повторение учащимися действий, имитирующих безопасное поведение на улице, во дворе, дома, в школе с целью выработки привычки соблюдать изученные правила.

В рамках учебного занятия могут быть проведены практические мероприятия, направленные на охрану несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации: тренинги по формированию навыков безопасного поведения; беседы, способствующие выработке у детей стратегий действий в угрожающих жизни ситуациях, с привлечением к участию законных представителей учащихся, представителей общественных организаций, которые работают с молодёжью.

Профилактическая работа по антинаркотической безопасности должна осуществляться планомерно и систематически. Однако в содержание занятий по основам безопасности жизнедеятельности не должны включаться сведения о способах получения и использования наркотических веществ, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при их употреблении. Внимание учащихся следует концентрировать на социальных последствиях употребления наркотических веществ, курительных смесей, спайсов.

При изучении вопросов профилактики утоплений внимание учащихся акцентируется на том, что несчастные случаи происходят не только по причине нарушения правил поведения на воде, но и
из-за неумения обращаться с инвентарем для плавания.

В связи с такими реальными ситуациями, как неправильная эксплуатация электросетей жилого фонда, увеличение этажности новостроек, повышение мощности включаемых в сеть бытовых электроприборов, особое значение имеют знания и умения по пожарной безопасности. При изучении тем пожарной безопасности следует особое внимание уделить безопасности обращения с открытым огнем в населенных пунктах.

В учреждениях образования необходимо проводить разъяснительную работу, направленную на минимизацию негативных последствий травмирующих факторов (в том числе и от использования учащимися электросамокатов, тюбингов, батутов) с учетом анализа их структуры в конкретном учреждении.

В процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности рекомендуется использовать электронные ресурсы, размещенные на сайтах:

Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в качестве дидактического средства рекомендуется использоватьсогласованные с УГАИ МВД Республики Беларусь:

В учреждениях образования два раза год рекомендуется провести Единые дни безопасности, предусмотрев:

тематические занятия с обучающимися по вопросам безопасного поведения при организации образовательного процесса, во внеурочное время, во время досуга, в ситуациях, угрожающих жизни, и др.;

учения (тренировки) с педагогическими работниками, техническим персоналом и обучающимися по эвакуации из помещений, зданий при пожарах и других чрезвычайных ситуациях;

тематические родительские собрания по организации безопасного досуга детей, профилактике противоправного поведения обучающихся.

Обращаем внимание, что при проведении занятий по основам безопасности жизнедеятельности необходимо использовать эффективные формы взаимодействия с:

районными (городскими) отделами внутренних дел, работниками правоохранительных органов;

организациями и учреждениями здравоохранения.

5. Организация методической работы

На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:

нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в 2021/2022 учебном году;

итоги работы методических формирований учителейв 2020/2021 учебном году, планирование методической работы на 2021/2022 учебный год.

В течение учебного года на заседаниях методических объединений рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

методические особенности использования современных средств визуализации учебной информации по основам безопасности жизнедеятельности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ;

проектирование учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности с использованием современных методов и средств визуализации учебной информации;

применение современных информационных технологий для визуализации учебной информации на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности;

пути повышения воспитательного потенциала учебного занятия по основам безопасности жизнедеятельности;

использование техник визуализации учебного материала на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности при формировании у учащихся здорового образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проверки: Проверка состояния преподавания предмета ОБЖ.

Методы проверки: Посещение уроков, проверка рабочей программы учителя, тетрадей учащихся, собеседование с учителем.

Организация обучения:

Уроки ОБЖ начинаются чётко и организованно, выясняются дежурные, отсутствующие, причины отсутствия.

Как правило, на перемене готовятся записи на доске, заготовки для таблиц,схем.

Изучение нового материала в основном происходит в ходе рассказа с

Закрепление изученного материала происходит при выполнении заданий учебника, в ходе обобщения материала, выполнения проверочных работ с последующей их проверкой и разбором допущенных ошибок.

Уроки ОБЖ отличаются высоким темпом работы, который обеспечивается сменой форм деятельности учащихся. Учитель старается задействовать все каналы, по которым может происходить усвоение материала: слушание учителя, одноклассников; чтение информации учебника, карточки-задания; наблюдение показов, демонстраций, таблиц; воспроизведение материала в ходе обобщения, проверки знаний в процессе говорения, заполнения таблиц

и схем письменно.Учитель организует работу учащихся индивидуально, в парах, в группе.

Отмечается, что на уроках учитель достаточно редко использует ТСО (видео, мультимедиа), хотя материалы для использования есть (кассеты, диски).

Недостаточно используются возможности самостоятельной работы учащихся на уроке.

Рекомендации:

С целью активизации познавательной деятельности, уровня

заинтересованности предметом, повышения успеваемости, расширения

кругозора, эрудиции, умений доказывать свою точку зрения, применять знания по предмету в конкретных жизненных ситуациях использовать возможности индивидуально-дифференцированного обучения, самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний, шире использовать средства ТСО.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по итогам изучения вопроса «Качество

преподавания учебного предмета

Таким образом, можно сделать следующие выводы: педагоги формируют на уроках ключевые компетенции учащихся в области безопасности жизнедеятельности, особое внимание на занятиях уделяется реализации деятельностного подхода, формированию здоровьесберегающих компетенций. Большое внимание уделяется использованию наглядного материала на уроках.

- более широко использовать возможности специально оборудованной на территории школы площадки по правилам дорожного движения при проведении уроков ОБЖ;

- уделять большее внимание формированию информационных, компетенций (осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ), компетенцию личностного самосовершенствования.

Справка о состоянии преподавания физической культуры

Цель : изучить состояние преподавания физической культуры.

Дата проверки: с 21.10.2019 по 25.10.2019 г.

Проверяющий: заместитель директора по УР Шаманаева Е.А.

Метод контроля: проверка документации, посещение уроков, общение с преподавателем

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2019 – 2020 учебный год была проведена проверка рабочих программ, тематического планирования по физической культуре, правильность заполнения журналов и система выставления оценок по предмету. При проведении проверки в октябре были посещены уроки в 5, 7, 9, 10 классах.

Тематическое планирование включает в себя все необходимые разделы программы.

Проверка журналов показала, что преподаватель физической культуры Абаков Н.Н. относятся к выполнению своих должностных обязанностей в части контроля за соблюдением единых требований к оформлению и ведению журналов добросовестно.

Требования к уроку физической культуры:

ü Урок имеет определенные задачи.

ü Урок должен быть правильно методически построен.

ü Урок должен соответствовать возрастным особенностям.

ü Урок должен быть интересным.

Структура урока:

Вводная часть , задача организации учащихся, подготовка организма к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Основная часть , изучение нового, повторение пройденного материала, развитие двигательных качеств.

Заключительная часть , подведение итогов урока, домашнее задание.

Анализ уроков показал следующее:

Выполнение требований к уроку, его структуре.

Абаков Н.Н. строит урок в соответствии со всеми требованиями к уроку и его структуре, хорошо организуя учащихся. Каждый урок начинается с построения учащихся, озвучиваются задачи урока, каждая задача конкретно формулируется. В основной части изучается новый материал, выполняются упражнения на развитие физических качеств, играют в подвижные и спортивные игры (одно из лучших способов повышения мотивации на уроке, одно из важных средств физического воспитания). Николай Николаевич регулирует нагрузку на протяжении всего занятия, чередует работу и отдых. Использует индивидуальный подход. Одним из критериев методической грамотности учителя физкультуры является моторная плотность урока.

Знакомит с правилами игры и учит их играть по правилам. От учащихся не требуется специальной подготовки во время игр, он оценивает

· знание правил игры и умение соблюдать их;

· умение согласованно действовать в игре;

· умение использовать в игровых ситуациях знакомые двигательные навыки.

В основной части урока преподаватель уделяет внимание развитию физических качеств, подвижным играм. Использует в своей работе сюжетные игры и игры на развитие физических качеств:

Осуществляется дозировка упражнений и условий их выполнения. Использует метод чередования работы и отдыха.

1. Образовательный процесс по предмету организован с учетом требований к уроку.

2. Структура уроков выдержана, с разными формами проведения.

3. Учитель перед каждой новой темой проводит инструктажи по технике безопасности, регулирует нагрузку, моторная плотность урока высокая.

4. Рекомендации:

1. Учителю разработать систему выставления оценок в журнал.

2. Учащимся специальной медицинской группы, освобожденным на весь учебный год давать задания теоретического( тесты, контрольные работы, опросы) и практического типа( рефераты на пройденные темы).

3. Перед новой темой проводить инструктаж по технике безопасности.

Справка о состоянии преподавания физической культуры

Цель : изучить состояние преподавания физической культуры.

Дата проверки: с 21.10.2019 по 25.10.2019 г.

Проверяющий: заместитель директора по УР Шаманаева Е.А.

Метод контроля: проверка документации, посещение уроков, общение с преподавателем

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2019 – 2020 учебный год была проведена проверка рабочих программ, тематического планирования по физической культуре, правильность заполнения журналов и система выставления оценок по предмету. При проведении проверки в октябре были посещены уроки в 5, 7, 9, 10 классах.

Тематическое планирование включает в себя все необходимые разделы программы.

Проверка журналов показала, что преподаватель физической культуры Абаков Н.Н. относятся к выполнению своих должностных обязанностей в части контроля за соблюдением единых требований к оформлению и ведению журналов добросовестно.

Требования к уроку физической культуры:

ü Урок имеет определенные задачи.

ü Урок должен быть правильно методически построен.

ü Урок должен соответствовать возрастным особенностям.

ü Урок должен быть интересным.

Структура урока:

Вводная часть , задача организации учащихся, подготовка организма к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Основная часть , изучение нового, повторение пройденного материала, развитие двигательных качеств.

Заключительная часть , подведение итогов урока, домашнее задание.

Анализ уроков показал следующее:

Выполнение требований к уроку, его структуре.

Абаков Н.Н. строит урок в соответствии со всеми требованиями к уроку и его структуре, хорошо организуя учащихся. Каждый урок начинается с построения учащихся, озвучиваются задачи урока, каждая задача конкретно формулируется. В основной части изучается новый материал, выполняются упражнения на развитие физических качеств, играют в подвижные и спортивные игры (одно из лучших способов повышения мотивации на уроке, одно из важных средств физического воспитания). Николай Николаевич регулирует нагрузку на протяжении всего занятия, чередует работу и отдых. Использует индивидуальный подход. Одним из критериев методической грамотности учителя физкультуры является моторная плотность урока.

Знакомит с правилами игры и учит их играть по правилам. От учащихся не требуется специальной подготовки во время игр, он оценивает

· знание правил игры и умение соблюдать их;

· умение согласованно действовать в игре;

· умение использовать в игровых ситуациях знакомые двигательные навыки.

В основной части урока преподаватель уделяет внимание развитию физических качеств, подвижным играм. Использует в своей работе сюжетные игры и игры на развитие физических качеств:

Осуществляется дозировка упражнений и условий их выполнения. Использует метод чередования работы и отдыха.

1. Образовательный процесс по предмету организован с учетом требований к уроку.

2. Структура уроков выдержана, с разными формами проведения.

3. Учитель перед каждой новой темой проводит инструктажи по технике безопасности, регулирует нагрузку, моторная плотность урока высокая.

4. Рекомендации:

1. Учителю разработать систему выставления оценок в журнал.

2. Учащимся специальной медицинской группы, освобожденным на весь учебный год давать задания теоретического( тесты, контрольные работы, опросы) и практического типа( рефераты на пройденные темы).

3. Перед новой темой проводить инструктаж по технике безопасности.

Читайте также: