Справка по профилактике насилия в школе

Обновлено: 05.07.2024

Участники: администрация и педагогический коллектив образовательной организации.

Предварительная подготовка рабочего пространства перед началом выступления:

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Форма проведения: доклад, с использованием презентации.

Цель доклада: Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического насилия над детьми. Формирование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

  • Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.
  • Дать представление о том, что такое физическое насилие.
  • Обосновать характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.
  • Проанализировать нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.
  • Исследовать организацию, содержание деятельности специалистов, формы и методы их работы, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
  • Разработать меры, которые надо предпринять, если родители или иные лица попали под подозрение в жестоком отношении к детям.

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.

Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Одной из основных трудностей в данном вопросе является сложность выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми - это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

  • Преднамеренное (умышленное) применение физической силы и власти;
  • Принудительное воздействие, притеснение;
  • Действие обидное, незаконное, своевольное, действительное или в виде угрозы;

Результатом (либо высокой степенью вероятности) которой являются:

  • Телесные повреждения;
  • Смерть;
  • Психологическая травма;
  • Отклонения в развитии или различного рода ущерб;
  • Сексуальный ущерб и страдания.

Классификация форм и видов жестокого обращения.

Вид

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения)

Пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности)

Жестокое обращение можно разделить на две формы:

  • Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения).
  • Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения).

В контактной форме жестокого обращения можно выделить виды:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие.

В бесконтактной форме жестокого обращения соответственно можно выделить следующие виды:

  • сексуальное совращение;
  • психологическое насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности).

Я остановлюсь на одной из основных форм жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Факторы, связанные с жестоким обращением с детьми.

В семьях, где дети подвергаются насилию, почти всегда присутствуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения потребностей детей):

1. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности.

Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере развития и психики.

Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут также применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.

3. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций.

Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи. Постоянная подверженность членов семьи различным стрессам и кризисным ситуациям также повышает и вероятность неудовлетворения потребностей детей.

4. Родителям, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом.

Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергающихся физическому и моральному насилию.

Вид

Сущностная характеристика

Состав действий

Результат

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставиться в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения

презрительное отношение родителя к ребенку, применение жестоких приемов дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т.д.)

1.Телесные повреждения;
2.Смерть;
3.Психологическая травма;
4.Отклонения в развитии или ущерб другого рода

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (синяки и ссадины, разрывы и порезы во рту, на губах, раны неизвестного происхождения, отпечатки пальцев, следы от ударов ремнем, укусов, возможно, различной давности, выбитые и расшатанные зубы, прижигания горячими предметами, горячими жидкостями, сигаретные ожоги, участки облысения и т.д.);
  • повреждения внутренних органов или костей, припухлость и болезненность суставов, множественные переломы, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм (придумывает невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям);
  • плаксивость, одиночество, замкнутость, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки;
  • совершает побеги из дома, боится идти домой, особенно после получения плохих отметок жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;

Обратить внимание на появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.

Телесные повреждения, полученные детьми в результате физического насилия, не всегда имеют явный насильственный характер. Специалисты, работающие с детьми, не всегда имеют возможность осмотреть ребёнка с целью выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Заподозрить физическое насилие над ребёнком чаще позволяют имеющиеся у него особенности поведения. Характерные для физического насилия поведенческие нарушения зависят от возраста ребёнка. Так один из исследователей рассматриваемого явления, Сафонова Т.Я., выделяет следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

- малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);
- боязнь родителей или взрослых;
- постоянная настороженность;
- плаксивость, капризность;
- печальный внешний вид, редкое проявление радости;
- агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

- пассивность, смирение с происходящим;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;
- псевдовзрослое поведение;
- агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
- нежелание возвращаться домой после школы;
- замкнутость, отсутствие друзей;
- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;
- агрессивность;
- воровство;
- уходы из дома.

- бродяжничество;
- делинквентное поведение;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- депрессия, суицидальные попытки.

Наиболее распространённые повреждения при физическом насилии - ушибы и ссадины, затем идут переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребёнку боли, ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты психологического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его последствий) в значительной мере зависит от возраста ребёнка. Родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем прибегать к более тяжёлым его формам. Поэтому незначительная травма, причинённая маленькому ребёнку, является фактором риска более тяжёлого насилия в будущем.

Неспособность родителей или одного из них защитить ребёнка от агрессии со стороны окружающих, а также оставление его без необходимого ухода или в ситуации, представляющей опасность для жизни ребёнка, может повлечь столь же негативные последствия, как и преднамеренное нанесение телесных повреждений. Такие умышленные или неосторожные действия родителей могут рассматриваться как пассивная форма физического насилия или как пренебрежение основными потребностями ребёнка.

Повышенный риск стать жертвой физического насилия имеют дети-инвалиды, особенно воспитывающиеся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребёнка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребёнка.

Физическое насилие над детьми встречается во всех слоях общества. Однако значительно чаще оно имеет место в семьях с низкими доходами или находящимися в изоляции, а также в многодетных семьях. Распространению физического насилия над детьми способствуют различные социальные факторы. В качестве особо значимых Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф. справедливо выделены:

  • отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;
  • постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;
  • обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;
  • недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие чётких критериев жестокого обращения с детьми;
  • низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомлённость детей о своих правах;

В большинстве случаев дети, пострадавшие от физического насилия, остаются в семье. Оставление ребёнка в семье предполагает проведение с ней активной социальной работы.

Основными направлениями этой работы являются следующие:

  • воздействие на причину, создающую напряжённую обстановку в семье;
  • оказание семье необходимой материальной поддержки;
  • повышение родительской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;
  • психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;
  • повышение педагогической компетентности родителей, обучение их ненасильственным приёмам воспитания и поддержания дисциплины;
  • помещение ребёнка в детское учреждение или группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;
  • оказание поддержки родителям (содействие в трудоустройстве, получении медицинской помощи);
  • улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и отдельно проживающими прародителями.

Все перечисленные выше направления работы должны осуществляться во взаимосвязи, для чего необходим план работы семьей. Учитывая ограниченный спектр мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках одного ведомства (образования, социальной защиты, внутренних дел), план должен иметь межведомственный характер. Такой план может быть принят муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, включающей представителей всех заинтересованных в судьбе ребёнка и его семьи органов и учреждений.

Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком

Специалист отдела опеки и попечительства совместно со специалистом организации, сотрудником органов внутренних дел незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться - в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Любая профилактическая работа должна строиться на взаимодействии всех субъектов профилактики. Родители, опекуны, патронатные воспитатели, воспитатели семейных групп, родители, утратившие, но восстановившие родительские права должны стать не просто полноценными участниками профилактической работы, но и активными ее исполнителями.

Практическая часть

Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирования, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организации профилактического процесса и его координации, невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в области правового просвещения, а также распознавания маркеров риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Комплекс внутришкольных мероприятий по теме физического насилия:

  • Проведение тематических педагогических советов, совещаний, семинаров, родительских собраний, консультаций.
  • Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.
  • Составление социального паспорта класса, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН, КДН.
  • Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (волонтерское движение).

Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи носят комплексный характер (медицинский, психологический, социальный и юридический) и оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка. Трудности выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на развитие личности и психики ребенка требуют отдельного внимания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках профилактики насилия и жестокого обращения с детьми следует осуществлять работу по следующим направлениям:

2. Диагностическая работа.

3.Профилактическая работа с обучающимися.

4. Профилактическая работа с родителями.

5. реабилитационная работа.

В статье описаны этапы и содержание деятельности по данным направлениям работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Задачам первичной профилактики отвечает широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучение специалистов в области предотвращения насилия над детьми; программы, направленные на развитие личности, преодоление жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях и обучения навыкам сотрудничества). Вторичная профилактика насилия над детьми направлена на снижение агрессивности, конфликтности детей и их родителей. Сюда относятся также программы, направленные на адаптацию и социализацию детей и подростков с дезадаптиавными формами поведения. Уровень третичной профилактики  это уровень собственно терапии жертв насилия. Каждый случай насилия над ребенком имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем насилия каждый раз создается своя индивидуальная программа.

Психолого-педагогическое сопровождение – это система деятельности специалистов образовательного учреждения (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по организации воспитательной работы и др.), направленная на создание комплекса благоприятных социально-психологических условий, необходимых для полноценного развития, успешного обучения и воспитания детей, включенных в образовательный процесс. В рамках профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, реализуемой в образовательном учреждении, целесообразно выделить следующие направления работы педагогов:

1. Организационная работа с целью разработки и осуществления комплекса мероприятий по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми; 2. Диагностическая работа с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению случаев насилия. Возможные направления диагностической работы: - диагностика психологических особенностей детей; - диагностика особенностей детско-родительских отношений и внутрисемейного взаимодействия.

3. Профилактическая работа с обучающимися для предотвращения возможного насилия; 4. Профилактическая работа с родителями с целью ранней профилактики случаев насилия и жестокого обращения с детьми.

5. Реабилитационная работа по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в школе и дома.

Диагностическая работа, которая проводится в 3 этапа.

1 этап. На первом этапе, по отзывам педагогов, классных руководителей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно: - трудности в обучении; - неорганизованность; - агрессия; - неуравновешенность; - неуверенность в себе; - трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; - воровство и т.п. Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности педагогов рекомендуется воспользоваться следующими методами: - наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, - используя психодиагностические методики для выявления психологических особенностей детей, которые может проводить педагог-психолог образовательного учреждения.

2 этап. Выявление родителей и обучающихся, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие. С этой целью проводится: - диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявление методов воспитательного воздействия, которые ими применяются. - диагностика поведения учеников в коллективе и социальные взаимосвязи. Методикой выявления особенностей взаимоотношений детей в классном коллективе служит социометрия, которая позволяет выявить не только социальные связи детей, но и сформированные в классе группировки. Оценка удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива позволяет выявить детей, которым некомфортно в коллективе, а так же выявить причины дискомфорта.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей (агрессор или аутсайдер). Целью этого этапа является анализ родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье. Ведется анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей. Обычно критерием отбора семей в группы коррекции является: социальная дезадаптация детей, дисгармоничные детско-родительские отношения, нарушение у детей определенных личностных качеств. Это лишь первый шаг педагога, направленный на выявление и преодоление последствий насилия.

Профилактическая работа с обучающимися для предотвращения возможного насилия. Содержание данного направления может заключаться в ежедневном контроле посещения обучающимися школы и оперативном принятие мер по выяснению причины пропуска занятий, контроле за занятостью детей во внеурочное время, посещении на дому обучающихся, имеющих проблему в семье. В рамках учебно-воспитательной деятельности в течение года с обучающимися могут проводиться профилактические беседы, тематические классные часы, организовываться встречи со специалистами социальных служб, проводиться внеклассные мероприятия и конкурсы, направленные на повышение уровня социально-психологической адаптированности детей.

Профилактическая работа с родителями с целью ранней профилактики семейного неблагополучия. Содержание данного направления может включать проведение тематических классных часов, циклов бесед и практико-ориентированных семинаров для родителей по трудностям воспи- тания, развития и обучения детей и подростков, групповые занятия для детей и их родителей. Особое внимание следует уделить деятельности, направленной на организацию и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, индивидуальные беседы с родителями с целью оказания помощи в поиске выхода из сложных ситуаций, в повышении педагогической компетентности родителей. В качестве наглядного материала родителям могут быть предложены тематические листовки, памятки по проблеме насилия и жестокого обращения, рекомендации. Также важно своевременно выявлять семьи, в которых потенциально возможны или подтверждены случаи насилия и жестокого обращения к детям, участвовать в систематических посещениях семей, стоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и на внут- ришкольном контроле. Необходимо учитывать, что проблемы защиты прав ребенка невозможно решить на уровне школы. Необходимо наладить общую систему работы, в которую необходимо вовлекать детей, родителей, педагогов, психологов, правозащитные и правоохранительные органы. Поскольку насилие имеет выраженный цикличный характер, задачи реабилитации и профилактики в контексте данной проблемы неразрывно связаны между собой. Принципиально важной является работа не только с самой жертвой, но с ее социальным окружением и самим насильником. Реабилитационные мероприятия не имеют смысла, если они не включены в контекст общей профилактической работы. Как правило, программы вмешательства – это, наряду с медицинской помощью, правовой, социальной и педагогической поддержкой, программы индивидуального и группового сопровождения, психологического консультирования ребенка и его окружения, разрабатывающиеся с учетом специфики ситуации, характера травмы, возраста, уровня развития и личностных особенностей ребенка и уровня доверия ко взрослому человеку. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов в рамках системы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики. Успешность оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, зависит не только от профессионализма специалистов, но не в меньшей степени от того, как организована эта работа. Когда речь идет о случаях жестокого обращения, эффективное межведомственное взаимодействие включает в себя:  Понимание каждой структурой своих задач. Например: Органы опеки – контроль положения ребенка и обеспечение его безопасности; Социальная служба – помощь в разрешении проблем, которые мешают родителям заботиться о детях; Учреждения здравоохранения и образования – выявление жестокого обращения и отслеживание состояния ребенка, помощь в обучении и поддержании здоровья; Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – координация деятельности структур.  Разделение функций и избегание дублирования.  Согласование общей цели работы по отношению к семье и следование ей при решении своих задач.  Регламентацию взаимодействия между структурами.

В соответствии с законом (статья 56 пункт 3 Семейного кодекса РФ), если выявляются факты нарушения прав ребенка, любые должностные лица и гражданские лица должны проинформировать об этом органы опеки и попечительства. Изучение законодательной базы поможет быстрее сориентироваться в правовом поле по данной проблеме, уверенно оперировать правовой терминологией в тех или иных случаях из практики. Социальным педагогам необходимо организовывать педагогические лектории по содержанию Конвенции по правам ребенка; педагогические консультации для педагогов и родителей по защите прав ребенка; социально-педагогическое сопровождение проблемных семей; тематические занятия с детьми на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка. Главной целью такой работы педагогов должно быть получение детьми элементарных знаний и представле- ний о международном документе, защищающем права ребенка. Работа необходимо вести в форме игры с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей. Основной задачей такой работы с родителями является знакомство с содержанием статей Конвенции, необходимо вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права; помочь родителям в развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях. Наряду с работой с детьми должна вестись работа с педагогическим коллективом и родителями. Можно проводить семинары-практикумы для родителей и детей с участием юристов, на котором все желающие смогут получить специализированные ответы на интересующие вопросы. Кроме того, необходимо привлекать родителей к участию в подготовке совместных проектов по проблеме защиты прав ребенка.

Реабилитационная работа по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в школе и дома. Реабилитация – система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает человеку, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в обществе.

1. Работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний. Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации важно применять элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т. п.

2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.

3. Работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии. Сложности, которые имеются у родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в их собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы. В рамках данного направления педагогами совместно с педагогами-психологами могут проводиться такие мероприятия, направленные на оказание психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, как тренинги, индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, предусматривает изменение социальной среды ребенка, то есть работу с родителями, их педагогическое просвещение, уменьшение факторов риска насилия. Применительно к каждому конкретному случаю разрабатывается программа помощи ребенку. Она разрабатывается педагогами совместно с психологом с учетом тяжести стрессовой ситуации. Основной целью здесь является обучение ребенка навыкам и приемам поведения в семье, повышение чувства собственного достоинства. Необходимо оказание моральной поддержки ребенку для развития уверенности в себе, привлечение по мере необходимости других специалистов для преодоления стрессовой ситуации. В этом плане работа педагогов неразрывно связана с психологом, который грамотно, по заранее разработанной конкретно для этого ребенка программе поможет пережить последствия стресса. Восстановление доверия и воспитание положительного отношения к взрослым, в том числе и родителям, является ещѐ одним этапом преодоления последствий жестокого обращения. Важно научить детей проявлять внимание и заботу, учить сопереживанию. Такой опыт успешно формируется при воспитании эмоционально-положительного отношения к близким людям, к тем, кто заботится о них. На этой основе можно воспитывать доброжелательное отношение и к другим окружающим. Цели психолого-педагогического сопровождения детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению (уровень третичной профилактики):

2. Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими.

3. Восстановление чувства собственного достоинства и доверия к окружающим людям.

4. Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.

5. Коррекция дезадаптивных форм поведения (могут проявляться в неспособности или отказе индивида приспосабливаться к социальным нормам и требованиям, сложностях с социальным взаимодействием и адекватным реагированием на жизненные ситуации).

6. Формирование способности к самопринятию.

7. Выработка способности к самостоятельному принятию решений.

9. Формирование у несовершеннолетнего адекватной атрибуции ответственности за насилие. При этом работа должна проводиться как в рациональном, так и в эмоциональном ключе, включающем отреагирование страха, отвращения, ненависти и других негативных переживаний.

10. Нормализация отношения к себе, другим людям, сексуальным отношениям, браку, любви, будущему.

11. Работа с эмоциональной, когнитивной, поведенческой сферами ребенка.

12. Применение различных коррекционных программ: – коррекционная работа с агрессивными детьми; – развитие эмоционально-волевой сферы; – коррекция объективных страхов у детей и т.п. Психологическая готовность специалистов к работе с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению.

В образовательном учреждении, если говорить о проблеме жестокого обращения с детьми, основной задачей педагогов является выявление и грамотная реакция на случаи жестокого обращения, тогда как задача педагога-психолога – реабилитационная работа с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения.

 Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

 Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

 Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.

 Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

 После окончания разговора сделайте подробную запись. Это поможет вам проанализировать случившееся и определиться с дальнейшими действиями.

Чего не стоит делать:

В нашей школе проходит профилактическая работа по выявлению фактов жесткого обращения с детьми в семье. В ходе деятельности выявляем проблемы обучающихся в семье; отслеживаем состояние физического, психологического, социального здоровья несовершеннолетних; осуществляем контроль за неблагополучными семьями.

В 2011- по март 2012 учебном году не было выявлено фактов жесткого обращения с детьми.

Используются следующие формы работы:

Формы работы с детьми:

Работа по профилактике фактов жестокого обращения:

- Изучение психолого-педагогической особенности детей: наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий; педагогическая характеристика обучающихся; проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.

- Оказание консультационной помощи ребенку в семье; индивидуально-консультативная помощь родителям; организация и проведение классных и тематических родительских собраний.

Согласно приказу и плану с 16 по 27 ноября 2020 года были проведены следующие мероприятия:

1. Профилактические мероприятия, направленные на разъяснительную работу с несовершеннолетними и их родителями о предотвращении насилия и жестокого обращения с детьми и подростками.

2. Для выявления детей, находящихся в социально-опасном положении социальным педагогом были изучены социальные паспорта классов, проведены беседы с классными руководителями, а так же конкретизировалась информация у Инспектора ПДН.

4. Инспектором ПДН и социальным педагогом были посещены семьи, с целью обследования условий жизни детей из неблагополучных детей.

5. Рассмотрены вопросы профилактики и предупре­ждения жестокого обращения и насилия в отноше­нии несовершеннолетних 21.11.2020 года на заседании Совета профилактики.

7. Анкетирование учащихся 5-9 классов для выявления насилия и жестокого обращения в школе и семье.

Читайте также: