Справка по художественной литературе в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Виноградова Мария Александровна

Организация: Филинское МДОУ

Населенный пункт: д. Филино

В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В 1980-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни по анкетированию родителей сада в котором я работаю – около 12%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением.

Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.

Именно поэтому - это сейчас глобальная проблема.

«ЧТЕНИ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

Я согласна со многими педагогами, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса

Таким образом, педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

трактуется как нововведение, комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, подхода, метода или концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Новое может выступать в разных формах:

1) Принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

2) Условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительная как в личном, так и во временном плане);

4) Изобретательские мелочи

Педагогическая деятельность сегодня основана на планировании и своеобразной ипровизации, с учетом следующих принципов:

- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность,

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.

- Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.

- Принцип доверия и поддержки.

Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Книга помогает педагогу: развивать интерес детей к художественной литературе; пополнять литературный багаж; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг; развивать чувство юмора; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами (В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)

- Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.

- Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

- Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.

- Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.

- Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с целью актуализации читательского опыта.

3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

- Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.

- Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают,

какой представлен герой и из какого он произведения.

- Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание

музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

4. Эксперимент с художественным образом

- Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.

5. Оценка и суждение

- Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).

- Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).

- Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.

- Беседы о жанре, об авторе.

Детская книга – это форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трёх искусств: Искусства слова, живописи и дизайна.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много

сказок, рассказов, стихов и т.д. При этом воспитатели постоянно привлекают внимание

детей и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает

страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам

постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно с

взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши

друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.

Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже –

Методы, приёмы и средства по приобщению детей к художественной литературе:

- словесный - чтение произведений;

- вопросы к детям по содержанию произведений;

- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;

- выразительное чтение художественной литературы;

- беседа по произведению;

- практический, наглядный - игры-драматизации;

- игровой - дидактические игры;

- словесный - театрализованные игры;

-наглядный - показ иллюстраций;

- движение пальцами, руками;

- оформление выставки, книжного уголка.

Методы работы

  1. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная

деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов

обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их

как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во

время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,

совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

  1. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

словесные, наглядные и игровые.

  1. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное

проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

  1. Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов

артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

  1. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка

интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе:

- беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

- тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

- выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

- беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

- творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

- упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

- применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций,

технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

С целью ознакомления детей с художественной литературой, как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. (для их лучшей

организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам

ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

- создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети

придумывают сами (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);

- оформление макетов по мотивам любимых сказок (над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги);

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать.

Новые подходы и методы:

Знакомые герои в новых обстоятельствах: данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц: дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах: взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

Сказки из мусора: не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от

Истории о бытовых предметах: детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а

потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года: на основе знаний и

представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.

Коллаж из сказок: дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.

Истории и сказки по-новому: метод помогает поновому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Тематический контроль был проведен во всех возрастных группах.

Был проведен анализ выполнения следующих задач:

• изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;

определить уровень педагогической компетентности воспитателей: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной литературой;

• выявить отношение родителей к чтению в семье;

• изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;

• определить перспективы работы по изучаемому направлению

С целью изучения данного вопроса были использованы следующие методы и приемы контроля :

Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ книжных уголков,

для оценки планирования осуществлялся анализ календарно — тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой,

для оценки форм взаимодействия с родителями- анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей

Анализ предметно – пространственной развивающей образовательной среды в группах показал, что всеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы : в наличии качественные современные книги; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями книжного уголка являются:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки. В группах размещен материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка в средней и старшей группах и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к четырем-пяти годам: для детей среднего дошкольного возраста и для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину в этих группах помещаются одновременно 10-12 разных книг:

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

- На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке в каждой возрастной группе находятся разнообразные альбомы для рассматривания и тематические папки с подбором иллюстративно-наглядного материала. Это альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.

К сожалению, в группах не устраиваются тематические выставки книг.

При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее :

- во всех возрастных группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом, в режимных моментах и как часть образовательной деятельности, интегрируя с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, на занятиях.

Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой.

Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей.

Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, указание авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав.

Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

И так, по результатам и сделанным выводам, следующие рекомендации:

1. Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

2. Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

3. При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники — это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав.

4. Рекомендовать воспитателям разнообразить формы работы с детьми по приобщению детей к чтению :

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- семейные вечера чтения;

5. Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Формы работы по приобщению детей к чтению Самый простой способ приобщения ребенка к книге – это чтение вслух, беседы о прочитанном, самостоятельное рассматривание книг. Традиционным.

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книг появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они безусловно яркие, их воздействие активно, но не требует того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

Особое место в работе с детьми по художественной литературе занимает сказка. Сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка. В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развитие художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию. Герои сказок вместе с детьми учатся писать, рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Во время тематического контроля было выявлено, что среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. С детьми были прочитаны следующие сказки:

Таким образом помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагоги провели с детьми следующие мероприятия:

Анализ работы с родителями, воспитателями и соцуиумом по данной теме тематического контроля показал следующее, были проведенный:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

По проверке календарного плана

по планированию развитие речи и ознакомлению

с художественной литературой.

В ходе проверки выявила, что самостоятельная и совместная деятельность с детьми проходит по циклограмме. НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проходит в системе-1 раз в неделю.

В самостоятельной деятельности использовалась работа с карточками-тренажёрами, словесные игры, игры-ситуации.

Работа в данной области велась систематично, планомерно и насыщенна разнообразной предметно-пространственной средой.

Рекомендации:

1. Знакомить детей с произведениями одного автора в течении недели.

Читайте также: