Справка о преемственности начальной школы и среднего звена в рамках фгос

Обновлено: 05.07.2024

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе всё ещё сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, в нашей школе разработана система учебно-педагогических действий всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и в основной школе.

На совместных заседаниях учителей русского языка и начальных классов происходит корректировка учебных программ и учебных планов; формируются творческие группы. В их состав входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя - предметники основной школы, психолог, социальный педагог. Основными направлениями и формами их работы являются:

- Организационная и методическая работа.

Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации ребенка в обществе.

Коллектив учителей, который будет работать в пятом классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа. Для этого учителя основного звена посещают уроки в выпускном классе начальной школы, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Одним из эффективных мероприятий мы считаем совместное составление и проведение диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

Чтобы адаптационный период не затянулся и прошел безболезненно, а последующее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.

Этому способствует использование такой педагогической технологии, как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.

Как создать ситуацию успеха?

3. Созданию ситуации успеха помогают игровые технологии. Игровую форму можно использовать на любом этапе урока: на этапе повторения или закрепления изученного. Обычно она занимает не более 5-7 минут. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.

5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

Психологическая служба, администрация, МО начальных классов и гуманитарных наук, учителя так организуют учебную и внеурочную деятельность, где ученики начальной школы и основной включаются в разные формы совместной деятельности:

- это внеурочные занятия, творческое пространство: Школьный музей, кружок ИЗО и т.д., где ученики работают на равных;

- это деловая игра, которую ученики старших классов с учителями выстраивают так, чтобы включить в неё младших как равноправных партнёров. (Посвящение первоклассников в ученики, презентация кабинетов, увлекательные викторины, беседы);

Таким образом, будущий классный руководитель наблюдает свой будущий класс, и знакомится с ним задолго до 1 сентября.

Учителя начальных классов приглашают будущего классного руководителя и на внеурочные мероприятия. Где они могут увидеть особенности работы с данным классом и отдельными учениками.

Ежегодно в мае учитель начальных классов вместе с будущим классным руководителем проводят родительское собрание. Учитель начальных классов знакомит родителей с учителями – предметниками, а они рассказывают родителям о перспективах работы в пятом классе в следующем году.

На первом родительском собрании в пятом классе родителей встречают классный руководитель и учитель начальных классов. Вместе с родителями они обсуждают проблемы, ищут пути их решения, просто делятся наблюдениями, размышлениями.

По истечению первого триместра традиционно проводится совместное заседание учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы, где учителя обмениваются мнениями по проблемам адаптации учащихся в учёбе, анализируют результаты диагностических работ, а также планируют сотрудничество с начальной школой, но уже в новой роли - роли старших школьников, наставников младших.

Так плодотворное сотрудничество педагогов, детей и их родителей даёт возможность установить глубокий, эмоциональный, деловой контакт, а на уроках можно видеть результат уже совместного труда учителей и учеников.

В течение адаптационного периода в школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся: стартовая диагностика, подготовительный этап диагностика на начало адаптационного периода; итоговая диагностика.

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

Анализ результативности данной модели учебно-педагогических действий позволяет сделать вывод, что внедрение данной модели в учебный процесс помогает добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учителей-предметников с особенностями обучающихся, пришедших в 5 класс. Учет индивидуальных особенностей и личностных качеств обучающихся в процессе адаптации к условиям обучения в среднем звене.

2. Выявить уровень подготовки к обучению в 5 классе.

3. Продумать пути оптимального перехода обучающихся из начальной школы в основную.

Для организации контроля была проведена следующая работа:

1. Посещение уроков в 5 классах.

2. Проведение и анализ входной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием и контрольной работы по математике, проверка техники чтения.

3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

4. Проверка дневников.

5. Проверка журналов.

В процессе работы обсуждались возможности и особенности каждого ученика, поведение, условия жизни в семье, отношение родителей к школе, ребенку, трудности, которые испытывают обучающиеся, сильные и слабые стороны ребенка.

Посещенные уроки показали, что учителя, работающие, в 5-м классе знают особенности обучающихся данного возраста, но не всегда их учитывают при построении урока. Темп урока соответствует возрасту обучающихся, на хорошем уровне организация труда обучающихся на уроках, каждый урок направлен на формирование определенных УУД. У пятиклассников, следует отметить доброжелательную комфортную атмосферу сотрудничества на уроках, умелое владение детским коллективом, взаимопонимание с обучающимися. Достаточно часто и разумно используется на уроках мультимедийная техника. Объяснение нового материала проходит на доступном, наглядном, научном уровне. Дозировка домашних заданий оптимальна. Активность класса выше средней, уровень дисциплины, в целом, высокий.Из видов учебной деятельности на уроках применяются, в основном, следующие: опрос (письменный или устный), работа с книгой, работа у доски, работа в тетрадях, комментирование, просмотр демонстраций. Использовались такие формы работы на уроке как фронтальная, индивидуальная, парная. Методы преподавания, в основном, словесный, наглядный и практический. Преподаватели учат ребят анализировать, сравнивать, делать обобщения. Необходимо отметить, что преобладает деятельностный подход при обучении учащихся, хотя на таких уроках как география, история, обществознание он недостаточен. Вместе с тем надо отметить, что далеко не всегда учителя ставят поурочные баллы, практически никто не комментирует поставленные отметки, не всегда подводится итог урока, проходит рефлексия, не всегда учитель ставит в начале урока цели. Контроль записи домашнего задания в дневник практически не проводится.

Проверка тетрадей по математике и русскому языку показала, что ребята, в целом, научены аккуратно работать в тетрадях, практически все соблюдают орфографический режим. Тетради проверяются ежедневно, объем классных и домашних работ, в целом, соответствует возрасту. Но работа над ошибками систематически не проводится.

Проверка дневников показала, что пятиклассники научены достаточно аккуратно и полно вести записи в дневниках. Прослеживается контроль за ведением дневников со стороны классных руководителей.

Проверка журналов показала, что накопляемость текущих отметок на допустимом уровне. Высокое качество знаний по таким предметам как, технология, обж, физкультура, изо, музыка, английский язык,биология.

Анализ диагностической работы русскому языку.

Анализ полученных данных показал, что в среднем обучающиеся справились с полученными заданиями.

Анализ входной диагностической работы 5 класса (учитель Кондрашова О.А..)

В классе – 15обучающихся.

Писали работу – 15 уч.

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

Пропуск, замена букв.

Анализ входной диагностической работы по математике.

Анализ полученных данных показал, что 1 обучающийся не справился с полученными заданиями. Анализ работы 5 класса (учитель Гавриленко Н.В.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по итогам круглого стола на тему

Цель проверки:

1. Выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе .

2. Сравнительный анализ обученности.

3. Контроль за состоянием преподавания предметов.

4. Выявление групп риска учащихся.

Формы проверки: посещение уроков, беседа с учителями, проведение административных контрольных работ, анкетирование учащихся.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителях, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

отличием систем и форм обучения;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за уч-ся, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу работа в адаптационный период.

Проверка проводилась заместителями директора по УВР Кашинской В.И., зам.директора по ВР, психолога с целью анализа выполнения требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, а именно к соблюдению принципа преемственности обучения.

В результате проверки было установлено следующее:

Учебно-методический комплекс

Посещенные уроки являются продолжением курсов начальной школы. Уроки учителями строятся с учетом уровня УУД обучающихся. Используя различные формы и методы, учителя активизировали познавательный процесс обучающихся на уроке, повышали интерес к своим предметам.

Деятельность, которую организовывали учителя-предметники, – это трехуровневая модель деятельности:

деятельность, направленная на развитие знаний (усвоение и воспроизведение знаний)

деятельность, направленная на развитие умений (алгоритмическая и аналитическая деятельность по решению типовых задач)

деятельность, направленная на развитие творческих способностей (творческие работы).

Посещение уроков русского языка в 5-м классе показало, что учитель Куверина Г.И., знает психолого-физиологические особенности обучающихся данного возраста, владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включают задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы и методы обучения. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеют детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителей по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок. Уроки русского языка и литературы направлены на развитие навыков смыслового и выразительного чтения, анализа художественного текста. Учитель использует положительную мотивацию и настрой на положительный результат. На уроке высокая плотность изучаемого материала, работа с различными источниками информации. Деятельностный подход направлен на развитие мыслительных коллективных навыков, умение использовать смысловое значение понятий, поиск допущенных ошибок. Коммуникация на уроке происходит за счет выстраивание диалога в парах, с учителем. Особый акцент на уроках литературы уделяется отработке навыков публичного выступления. Педагог учит детей, высказывать отношение к ответам учащихся, навыкам самооценки. Учитель приучает детей к самостоятельности суждений, грамотной формулировке вопросов, выявлению затруднений при подготовке домашних заданий, написанию рефлексивных текстов. Учителю рекомендовано использовать здоровьесберегающий компонент урока.

Учитель английского языка Бакланова Т.А.на уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи обучающихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки обучающихся использует дифференцированные домашние задания. Педагог знает возрастные особенности обучающихся 5 класса, целенаправленно ведет работу по их успешной адаптации к условиям обучения в основной школе, однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала делает эту работу более эффективной. Учитель уделяется большое внимание развитию навыков коммуникативной культуры. На протяжении всего урока звучала диалогичная речь учащихся. Повышение мотивации происходит за счет вопросов на понимание содержания изучаемого материала. Учитель работает над развитием лингвистической зоркости, погружением учащихся в языковую среду. Уровень познавательной активности класса – высокий. Учитель развивает регулятивные УУД через оценку своей деятельности. Учитель использует ИКТ, аудиозаписи, что способствует развитию зрительного и слухового каналов восприятия. Учащиеся были вовлечены в различные формы работы: групповую, парную, фронтальную. Разные смены деятельности обусловили здоровьесбережение школьников.

Учитель истории и обществознания Резникова Л.И. на уроках проводит работу над словом, приводит интересные исторические факты, учащиеся учатся выделять главное, анализировать. Процесс адаптации она проводит через выработку навыков самоконтроля, разнообразие форм и методов опроса на уроке. На ее уроках ребята активны, любо­знательны, учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Учитель биологии и географии Юлова А.Ш. применяет особый подход к повышению учебной мотивации обучающихся через использование межпредметных связей, жизненного опыта школьников, развитие элементарных исследовательских умений и навыков. Учитель развивает умение обучающихся отвечать на вопросы по материалу учебника, делать выводы на основе практического опыта.

Учитель математики Тараканова Н.А. большое внимание уделяется повторению теоретического материала, развитию математической речи обучающихся, логического мышления. На уроке математики были предусмотрены разные формы деятельности: фронтальный опрос, групповые, взаимопроверка. Урок построен в рамках СДП. Учитель владеет терминологией предмета, быстро создает рабочую обстановку. Ведется систематическая работа по формированию УУД: ученики самостоятельно определяют цель урока, выводят и проговаривают математическую формулу, применяют её на практике решения задач. Использованные ИКТ удачно оптимизируют учебный процесс, позволяют достичь продуктивности урока.

Посещение уроков показало, что учителя применяют различные формы и методы работы, способствующие актив из ации мыслительной деятельности обучающихся для восприятия изучаемого материала. Следует отметить доброжелательность учителей, создание комфортной обстановки на уроке, владение детским коллективом, взаимопонимани е с обучающимися.

Учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы стараются соблюдать единый режим требований. Это требования к умению выделять главное, организовывать работу с учебником, умению рассуждать, аргументировать ответы, требования к знаниям теоретического материала. Учителя обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, осуществляют помощь слабоуспевающим обучающимся.

Вместе с тем, можно отметить следующие недостатки:

Не всеми учителями уделяется достаточное внимание деятельностному подходу в обучении.

Самостоятельная работа как ведущий метод самоорганизации учащихся используется слабо, недостаточно стимулируется потребность учащихся в творческой переработке усвоенного материала.

Качество обучения

Сравнение качества знаний в 4-м кл. и 5 кл. по итогам I четверти

По сравнению с прошлым годом качество знаний в 5 классах понизилось на8%

Анализ административной контрольной работы по русскому языку (сочинение) показал следующее:

Грамотность

Анализ типичных ошибок:

Неумение выделять новую мысль(абзац).

Речевые недочеты(повторение одних и тех же слов).

Ошибки в правописании гласных в корнях, проверяемых ударением.

сравнительного анализа обученности русскому языку

Анализ административной контрольной работы по математике показал следующее:

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

1 Слайд. Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

2 слайд. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения.

- Разнообразие требований и прочее

– все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

3 Слайд. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.

4 Слайд. Субьективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следущим аспектам: Взаимодействие программ обучения Уровня изложения предметного материала, требований к качеству его оформления. Единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к критериально - оценочной деятельности.

5 Слайд. С педагогической точки зрения этот период в жизни ребё нка характеризуется:

-Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

- Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках; Несоответствие оценок выпускников начальной школы;

Неподготовленность к восприятию усложнённого материала; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Недостаток самостоятельной работы учащихся; Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.

8 Слайд. Решение проблем приемственности:

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

образовательные программы;

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

10 слайд. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации; Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки; Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю; Помочь учащимся принять новых учителей; Повысить уровень психологической готовности к обучению; Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни. Помочь принять новую позицию ученика основной школы;

11Слайд. Для родителей.

Создать атмосферу сотрудничества; Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года.

12 Слайд. Цели и задачи

• Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.

• Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.

• .Открытые уроки в 5-м кл. для учителей нач. школы

• Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

• 7. Определение эффективности – диагностика, анализ

• Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.

• Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

• Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

• Проведение родительского собрания.

• Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

• Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).

• Изучение системы работы учителя начальных классов : формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.

• Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

• Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Пути формирования у детей 6–7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Пути формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС ДО Выполнила: Степнова О. П., воспитатель.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%: на начало учебного года из 100%.

Читайте также: