Способы проверки домашнего задания по математике в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на школьном методическом

объединении:

" Эффективные приёмы проверки домашнего задания на уроках математики "

Подготовила: учитель математики

2015/2016 учебный год

История возникновения домашних заданий по математике.

Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями.

Приемы проверки домашнего задания на уроках математики.

Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль.

1. История возникновения домашних заданий по математике

Домашние задания в обучении математике известны с 16 века, а обязательным компонентом учебной работы они становятся в 1786 году. Тогда наряду с положительными моментами использования домашних заданий возникали и негативные моменты. Обучение превращалось в механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, вызывающую перегрузку учащихся. И уже к концу 19 века домашние задания становятся предметом педагогических дискуссий, начинают обсуждаться вопросы, касающиеся определения целей домашних заданий, их функций и объема. После 1917 г. в условиях единой школы обязательные домашние задания отменяются. Как необходимый компонент работы школы они начали рассматриваться лишь с начала 30-х годов. Урок математики имел жесткую структуру, никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось. Основным типом домашнего задания по математике являлась задача, основанная на приложении знаний, приобретенных на уроке, поэтому домашние задания сводились к зубрежке материала, ученик должен был только уметь воспроизводить знания. О творчестве и активности детей в обучении не велось и речи. С 60-х гг. ХХ века традиционное обучение, направленное лишь на формирование знаний, умений и навыков критикуется, началась борьба против шаблонного применения учителями одной и той же структуры урока. Все настойчивее стали раздаваться предложения реформировать школьную математику и расширить круг задач, стоящих перед методикой. К числу ее важнейших проблем начали относиться вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Домашние задания стали рассматриваться как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельной, творческой формы познания.

2. Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями

Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой для дальнейшего продвижения учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками. От успешного выполнения домашнего задания зависит успешность проведения почти каждого очередного урока. Немаловажна при этом роль домашних заданий по математике в изучении теории, в частности, в усвоении математических понятий, изучении теорем и решении задач. Усвоение определения понятия достигается при решении задач на распознавание, на выведение следствий, задач, требующих анализа условий, дополнения их так, чтобы из условий вытекала принадлежность объекта понятию.

При изучении теорем учащимся должны предъявляться домашние задания на выявление закономерностей, отражаемых в теореме, обучающие применению теоремы, раскрывающие взаимосвязи изучаемой теоремы с другими теоремами. Домашними могут быть и задания на непосредственное измерение величин, оперирование моделями фигур, а так же цепочки взаимосвязанных задач и упражнения на материале практического содержания.

3. Приемы проверки домашнего задания на уроках математики.

Этот прием хорош на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально кодируют информацию по изучаемой теме, представляют её в форме презентации - шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.

Для этих целей нужны яркие ленточки, 7-10 учащихся завязываются узелки на глазах других (закрепляя на каждый узелок карточку с названием этапа и шага алгоритма, которую выбирают на столе). Затем карточки убираются, а другие ученики развязывают ленточки, проговаривая этапы и шаги вслух. У школьников включается ассоциативная память. Учитель быстро проверяет усвоение алгоритма всеми учащимися. Одновременно происходит коррекция знаний.

Это отличное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта

обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращённые к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора. Такой приём позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, приём учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, даёт возможность осуществить обратную связь.

проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы

Подводя итоги, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке использует интересные приемы, с энтузиазмом готовится к каждому уроку.

4. Условия, при которых домашние задания будут играть более эффективную роль в прочном усвоении знаний

Принципы, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

Надо стремиться к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Домашнее задание нужно использовать в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

При планировании урока нельзя забывать о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если оно используется с целью развития личностных качеств учащихся.

Важно мотивировать задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Частое использование дифференцированных домашних заданий способствует развитию индивидуальных способностей учащегося, положительных воспитательных качеств личности, а также развитию способностей особо одаренных детей.

Необходимо использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения учеников к выполнению домашнего задания. Чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Список литературы:

Малова И.Е. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся. Изд-во БИПКРО, 2004.

Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. От способов и приёмов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.

Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель, прежде всего, имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строит свою дальнейшую работу. Задания выстраиваются в следующей последовательности:

— Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи—меньше. Решение задач различно.)

-Каким действием решалась домашняя задача? Почему?

— Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя.
Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.

Проверяя решение домашних примеров, можно повторить и закрепить различные вопросы курса. Это можно сделать, предложив учащимся следующие задания:

8—6=2 4+6=10 7—3=4 9—8=1

  1. Прочитайте примеры, в которых вы находили сумму.
  2. Прочитайте примеры, в которых находили разность.
  3. Прочитайте примеры, при решениях которых мы использовали переместительное свойство сложения.
  4. Назовите случаи состава числа 10, которых нет в домашних примерах. Аналогичный вопрос можно задать по отношению к числам 7, 8, 9.

Способ проверки тех же примеров может носить косвенный или опосредствованный характер, например:

1) Составьте из всех примеров на вычитание примеры на сложение и
прочитайте их.

Составляя пример на сложение, ученик использует тот пример на вычитание, который он решил дома, т.е. по тому, как учащийся составит пример на сложение, учитель может судить о правильности решения домашнего примера. (Ответ: 3—4=7. 4+3= 7.) Можно также уточнить, каким примером из домашнего задания пользовался ученик.

2) Из каждого примера на сложение составьте два примера на вычитание и
прочитайте их.

Используя косвенный способ проверки, учитель может поставить перед учащимися и такие вопросы:

3) Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 4? (7;пример: 7-3=4)
Возможны задания и такого характера:

9-х=1. Укажите в домашней работе пример, который поможет вам найти неизвестное число в данном уравнении. (9—8=1)

Аналогичное задание предлагается с уравнениями:

В данном случае не имеет значения тот факт , что с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого учащиеся еще не знакомы. При проверке домашних примеров можно поставить перед учащимися обратную задачу, которую они могут решить, опираясь на выполненные дома примеры.

Например, на доске записаны равенства: П+5=9; П-3=5; 8 -П=2; П+6=10

9—П=1; П+4=9; 10 -П=5; 2+П=7

Все перечисленные способы могут быть использованы при проверке вычислений в любом концентре. Следует только учитывать те новые знания и умения учащихся, которые они приобретают в процессе изучения курса. Например, при проверке правильности вычислений возможна постановка таких заданий:

56—3 74—20 35+2 46+30 50-6

56+3 74+20 35+20 46—30 58—6

  1. Прочитайте примеры, в которых находится сумма двузначных чисел.
  2. Прочитайте примеры, в которых находится разность двузначных чисел.
  1. Прочитайте примеры, при решении которых вы использовали вычитание из числа 10.
  2. Прочитайте примеры, и которых ответ равен: 3 десяткам, 7 единицам; 5 десяткам 5 единицам; 1 десятку 6 единицам.
  3. Прочитайте примеры, в которых данное число увеличивается на несколько единиц, на несколько десятков; уменьшается на несколько единиц, на несколько десятков.
  1. х, 7, 6, 3. Составьте из данных чисел одно из уравнений, которое вы решали дома. (3+х=6.)
  2. Можно ли составить другие уравнения с этими же числами? (х+б=7; х+3=6; х+3=7.) Решите уравнения.

Пока учащиеся решают самостоятельно составленные уравнения в тетрадях, прохожу по классу и выясняю ,как ученики справились с домашним заданием. Слово предоставляется ученику, который допустил в домашней работе ошибку.

3) Почему в уравнении х+4=7 х=3? (Если подставить вместо х число 3,
то получим верное равенство 3+4== 7.)

Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Рассмотрим, как можно организовать работу на примере изучения темы.

Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи: I—10 п. по 3 р.

Выясняется сходство и различие классной и домашней задач, предлагается записать решение классной задачи выражением 3х10+5х10.

Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.

— Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было ре
шить ее двумя способами?

Изменения вносятся в краткую запись домашней задачи на доске: 2 п. по 3 р.

— Запишите решение этой задачи выражением:

Таким образом, проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала. После проведения такой работы можно предложить ученикам решение примеров двумя способами

(2+8)х8= 2х8+8х8= (3+4)х6= 3х6+4х6=

Если систематически связывать проверку домашнего задания с изучением нового материала, с проведением устного счета, с закреплением и повторением материала, то учащиеся более ответственно относятся к домашнему заданию,

стараются выполнить его самостоятельно, чтобы быть готовыми к тем вопросам, которые ждут их на уроке.

Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися.

Данная работа является естественным продолжением использования приемов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля. Начать эту работу можно следующим образом. На одном из уроков сообщаем учащимся. Что сегодня проверять домашнюю работу будет кто-то из учащихся . Можно даже предлагать учащимся дома продумать, как они будут проверять домашнее задание в классе, какие вопросы и задания предложат. Постановка вопросов самими учащимися является полезной в различных аспектах, поэтому не следует учителю жалеть времени на проведение такой работы.

Взаимопроверка домашнего задания - это наиболее высокая ступень самостоятельной деятельности учащихся. К использованию этого приема можно приступить только после того, как в процессе работы будут применяться на уроке различные приёмы проверки домашней работы. Только в этом случае взаимопроверка будет носить не формальный характер, а осуществляться сознательно и ответственно.

1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./Н.С.Летес.- М.: Новая школа, 2005.-92с.

2.Гончарова Е.А., Е.Э. Кочурова, А.М.Пышкало. Учись размышлять./Е.А.Гончарова, Е.Э.Кочурова, А.М.Пышкало.-М.: Новая школа, 2004.-260 с.

3.Тимашова Л.С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики. /Л.С.Тимашова.- М.: Новая школа,2008.-48с.

Как мотивировать ребенка выполнять домашнее заданее: советы

Роль домашнего задания в процессе школьного обучения сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно его выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель. В данной статье мы рассмотрим интересные и оригинальные способы проверки домашнего задания.

Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
  • выполнить аналогичное задание;
  • использовать индивидуальные карточки;
  • провести выборочную проверку письменного задания;
  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.

Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.

Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.

Оригинальные способы проверки домашнего задания

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.

Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.

Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.

Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.

Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.

Рекомендации по организации устного опроса

Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.

Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.

Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.

Интересная проверка домашнего задания в начальной школе

Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.

В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.

Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.

Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

Подведем итоги

Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома (в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий часто зависит, как она выполняется. При выполнении домашней работы учащиеся классов нередко прибегают к помощи воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение из-за малейших затруднений, неуверенности в своих силах. Зачастую задачи и примеры, выполненные учеником дома (в группе) - это чисто и аккуратно переписанные готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Учитель математики:

Веретенникова Н.А.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома ( в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий часто зависит, как она выполняется. Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся классов нередко прибегают к помощи воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение из-за малейших затруднений , неуверенности в своих силах.. Зачастую задачи и примеры, выполненные учеником дома( в группе) - это чисто и аккуратно переписанные готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

осуществлять в разных формах.

Наиболее традиционными способами проверки домашнего задания являются:
- сбор тетрадей учащихся, с целью проверки качества выполнения домашней работы;
- проверка – консультация (рассматриваются решения задач, которые вызвали затруднения при решении дома);
-самопроверка по образцу (предлагается рассмотреть решение у доски задачи похожей на задачу из домашней работы, но с другими числовыми значениями).

- теоретическая разминка (предлагаются устные задания на закрепление изученных формул, похожие на те, которые должны были выполняться дома);

-математический диктант (предполагает опрос выученного теоретического материала дома;

- мини -контрольная работа и её анализ (дается на 10 мин. маленькая контрольная работа на основе домашних заданий).

Все перечисленные традиционные способы проверки дом заданий позволяют осуществлять обратную связь на указанном этапе, однако имеют существенные недостатки:

В ходе изучения литературы по теме самообразования я познакомилась с несколькими иными приемами проверки домашнего задания, позволяющими разнообразить процесс проверки домашнего задания:

В результате таких методов контроля выполнения домашнего задания, учащиеся стараются даже если они выполнили её не самостоятельно, а с чьей- то помощью, то в ней разобраться.

Подводя итоги своей работы, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.


Нововведением в структуре наших уроков стала проверка домашнего задания на всех уроках математики. На перемене несколько учеников пишут домашнюю работу, переписывая её из своих тетрадей на доску. У них это действие занимает минут 5-7.

Содержимое разработки

Формы организации проверки домашней работы

Гончарук Елена Анатольевна,

учитель математики МОУ СШ № 86

Татаренко Екатерина Евгеньевна,

учитель математики МОУ СШ № 86

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

Перед учителем, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

демонстрирует универсальные и предметные способы действий

инициирует действия учащихся

консультирует и корректирует их действия

находит способы включения в работу каждого ученика

создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

- сравнить свою домашнюю работу с работой на доске;

- найти ошибки у себя в тетради, либо на доске;

- продемонстрировать другой способ решения;

- задать вопросы учителю или одноклассникам.

Проверка ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

При такой проверке у учителя появляется возможность проанализировать, как ученики усвоили тему, и очередной раз проговорить основные моменты выполнения заданий, а также их оформления.

Ученики 6-го класса:

Ученики 10-го класса:

Другой не менее эффективный способ проверки домашнего задания – это организация мини самостоятельной работы на уроке, каждому ученику даётся 3–5 задания из домашней работы, а они их должны решить быстро и правильно. По результатам проверки на уроке выставляется оценка в журнал.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашнего задания. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения. При выполнении домашней работы дети чаще всего прибегают к помощи родителей. Чаще всего задачи и примеры, выполненные на черновике, проверяются взрослыми, ошибки исправляют без какого-либо анализа, и работа аккуратно переписывается в тетрадь. Если учитель при проверке домашнего задания требует лишь воспроизвести то, что написано в тетрадях или оценивает работу только при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду.

Она соответственно влияет и на мотивы выполнения домашнего задания. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в её содержании.

Продумывая способы проверки домашнего задания, необходимо иметь ввиду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций позволяет повысить её воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся.

Таким образом, такие активные формы проверки домашней работы позволяет изучить характер усвоения учащимися учебного материала, оценить их знания и умения, выявить уровень умственного развития и развития познавательных способностей, что является необходимой стороной процесса обучения. Основная цель проверки - определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

При постановке домашнего задания необходимо учитывать возрастные особенности детей, а, также, их отношение к учению. Объём домашнего задания должен быть грамотно отобран. При постановке домашнего задания необходимо чётко и грамотно его комментировать. В домашнюю работу желательно включать задания творческого характера, что, несомненно, будет развивать многие способности учащихся. Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Список использованной литературы и материалов Интернет-ресурсов

Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний // Математика в школе. - 2006. - № 4.

Худадатова С.С. Кросснамберы как средство контроля // Математика в школе. - 2001. - № 3.

Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 9 класс. - М.: Школьная Пресса, 2008.


-75%

Читайте также: