Способы просвещения в школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Маркачевская Надежда Валерьевна

Организация: МАОУ НОШ №41

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Семья во все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.

Что обычно понимается под просвещением?

- Какова его специфика или чем оно отличается, например, от обучения или информирования? Как можно организовать просвещение родителей в школе?

- По каким принципам оно строится? Какова роль директора в этом процессе?

Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т.д.

Под педагогическим просвещением родителей (ППР) понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего - это обмен педагогическим опытом.

Еще одной характерной особенностью является то, что в процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Если школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно ППР является наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

Основные принципы педагогического просвещения родителей.

1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.

2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем: это может повысить актуальность ППР в глазах потенциальных участников.

3. Согласно принципу природосообразности образовательный процесс строится, следуя логике (природе) развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения ребенка в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер - особенно в свете негативных явлений, происходящих в современном обществе.

4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала. Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна, но и обязательна: иначе взаимодействие в ППР не будет эффективным.

5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Как отмечалось выше, задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил (ПРИсвоил, принял) чужие знания, а постарался построить СВОЮ концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности ребенка - соТВОРил его.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей родители получают через следующие формы педагогического просвещения: лекции, конференции, практикумы, открытые уроки, индивидуальные тематические консультации и родительские собрании.

Лекция – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций.

Конференция - форма педагогического просвещения, которая предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету. Чаще всего открытые уроки практикуются в начальной школе, т.к. необходимо хотя бы раз в полугодие давать возможность родителям побывать на открытом уроке.

Во многих школах родители часто посещают открытые уроки, это позволяет им лучше узнавать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов.

Индивидуальные тематические консультации – это одна из форм психической помощи, когда учитель в процессе личного общения помогает родителям преодолевать неприятные психические состояния, затруднения, чувство безысходности, наметить пути выхода из кризисных ситуациях. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников. Такие консультации полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают реальное представление о поведении ребенка, а учитель же – необходимые ему сведения для глубокого понимания поведения ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно обсуждаемого вопроса. В общении с родителями педагог должен проявить максимум тактичности, т.к. она важна в общении с родителями, которые считают, что их ребенок не способен на дурные поступки. Если педагог не найдет подхода к родителям, то есть вероятность столкнуться с возмущением, а также отказом от дальнейшего сотрудничества. Именно поэтому принципами успешного консультирования является доверие, взаимоуважение, заинтересованность и компетентность.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Существует множество видов родительских собраний: организационные собрания, собрания по плану родительского всеобуча, тематические собрания, собрания – дискуссии, итоговые.

Таким образом, с помощью эффективных форм работы: лекций, конференций, практикумов, открытых уроков, индивидуальных тематических консультаций и родительских собраний, происходит процесс педагогического просвещение родителей, так как оно в свою очередь является действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей.

Учитывая большой интерес к проблемам семьи и активизацию в нынеш­них условиях среди семей тенденции к самообразованию в области психоло­гии, социальной педагогики, социологии важно по­мочь членам семей в выработке системы накопления получаемой информации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные формы педагогического просвещения родителей

Под педагогическим просвещением родителей (ППР) понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Родители, заинтересованные жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Для этого в практике школы используются разнообразные формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание – наиболее распространённая, эффективная и результативная форма взаимодействия с родителями учащихся. Собрание организуется и проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса (возможно чаще). Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Родительский лекторий – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Родительский лекторий способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Открытый урок – одна из важных форм организации методической работы. Знакомство родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать конфликты, вызванные незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.

Индивидуальные тематические беседы и консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Беседы с родителями об успехах и не успехах ребёнка в школьной жизни; с целью контроля организации свободного времени, занятостью в каникулярное время.

Участие родителей в работе родительского комитета . Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Координация работы всех участников учебно - воспитательного процесса на повышение уровня воспитанности учащихся.

Родительский клуб. Цель клуба – заинтересовать, привлечь родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное и основное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Посещение семьи — продолжает оставаться в школе одной из эффективных форм индивидуальной работы педагога с родителями. Знакомство с семьей и условиями жизни ребенка, беседа с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Школа всегда стремится усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка.

День открытых дверей - где родители знакомятся с достижениями детей и школы. Получают информацию об использовании новейших современных подходах в воспитании и обучении детей.

Общешкольные родительские собрания – собрания проводятся с целью обеспечения взаимодействия семьи и школы, что является одним из принципов организации эффективного учебного процесса. Встречи родителей с педагогами для обсуждения организационных вопросов, результатов обучения или по проблемам учебно-воспитательного процесса

Работа в телефонном режиме (на ежедневной основе) - обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье, информировать о предстоящей совместной деятельности в школе, пожелания в воспитании детей.

Совместные мероприятия: экскурсии, творческие вечера, выставки творческих работ - совместный успех, сотворчество семьи и ребенка, в котором подчеркнута индивидуальность (выставок поделок и рисунков школьного этапа, всевозможные конкурсы творческих работ муниципального и регионального уровня, совместное оформление классного уголка, праздники, акции, проведение цикла бесед в рамках Рождественских образовательных чтений, выпуск газеты.

Диагностическая работа - анкетирование для родителей, изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения, лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии учащихся, в организации их учебной работы, в собственных взаимоотношениях с детьми по поводу учёбы; задуматься над вопросами и, возможно, что-то изменить в жизни своего ребёнка.

Таким образом, разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему, предусматривающую ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, с практикой работы с детьми.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности некоторых родителей позволяет планомерная и содержательная работа школы, направленная на педагогическое просвещение родителей, развитие их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания собственных детей.

На примере школы № 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченска я хочу рассказать, как строится работа с родителями (законными представителями) в плане педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения.

ВложениеРазмер
prosveshchenie_roditeley._iz_opyta_raboty.docx 25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Просвещение родителей (законных представителей):

Алтухова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

МБОУ СОШ 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченск, Краснодарский край

Многие современные мамы и папы люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. С другой стороны, реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. К сожалению, родители не всегда понимают, знают, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Поэтому, всё чаще вопросы педагогического просвещения родителей берёт на себя школа.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности некоторых родителей позволяет планомерная и содержательная работа школы, направленная на педагогическое просвещение родителей, развитие их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания собственных детей.

На примере школы № 2 им. А.С. Пушкина, г. Белореченска я хочу рассказать, как строится работа с родителями (законными представителями) в плане педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения.

В каждом классе на начало нового учебного года разрабатывается план работы с родителями учащихся. Работа ведётся в нескольких направлениях:

- организация взаимодействия с семьей, применение новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры, развития педагогического мышления родителей;

- передача родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;

- формирование у родителей навыков и практических умений в воспитательной области;

- вовлечение родителей в жизнь класса и по возможности в жизнь школы;

Основные задачи в работе учителя по педагогическому просвещению состоят в следующем:

- установить партнёрские отношения с семьёй каждого ученика;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Как же всего этого можно достичь? При общении с родителями мы придерживаемся определённых принципов, в основе которых - взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении учителя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

Индивидуальный подход. Учитель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Просветительскую работу с родителями необходимо начинать с анализа социального состава семьи, настроя родителей. Анкетирование, личные беседы на эту тему помогут правильно выстроить работу, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Содержание работы с родителями по их знакомству с жизнью и проблемами класса, проблемами их детей реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Остановлюсь на некоторых формах организации педагогического просвещения родителей, при этом обойду стороной уже известные формы, такие как: родительское собрание, семинары, конференции, где родители чаще всего выступают пассивными наблюдателями, слушателями. Сегодня приветствуются формы работы, где родители становятся активными участниками, когда они живут жизнью своих детей, их проблемами, а не говорят, что воспитание – это дело школы.

Родители, посещая открытые уроки по методике В.П.Базарного, знакомятся с новыми технологиями, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Узнают, для чего нужны конторки, зрительные метки, офтальмотренажёры. Попутно родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребёнка на уроке.

Акция – одна из форм работы с родителями. Цель - развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям класса.

Индивидуальные консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей. Они способствуют созданию хорошего контакта между учителем и родителями .

Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путём прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.

Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребёнка.

Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей. На консультации приглашаем психолога, социального педагога.

Опыт работы педагогов показал: позиция родителей как воспитателей своих детей стала более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители всё чаще проявляют интерес к жизни класса в котором их ребёнок проводит полдня, поддерживают своего ребёнка в его удачах, а порой и неудачах, не проявляя при этом явной агрессии по отношению к школе, учителям, коллективу класса. Слушают, а главное – слышат учителя. Семья и школа идут к одной цели – дать ребёнку социальный опыт, знания, которыми он будет пользоваться на протяжении своей жизни. Это становится возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству школы и родителей.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы пе­дагогам в решении ими следующих задач:

· организовать эффективный процесс обучения школь­ников;

· построить взаимоотношения со школьниками и кол­легами на взаимовыгодных началах;

· осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодей­ствий.

В работе с детьми младшего школьного возраста наиболее актуальными темами для разговора и обсуждения со школьным психологом являют­ся темы самых различных направлений. Некоторые из них перечислены ниже:

· проблема готовности к школе ребенка 6 лет;

· переживание кризиса 7 лет в современных условиях начала обучения с 6 лет (проблема формирования учебной мотивации);

· трудности адаптации ребенка к школьной жизни;

· трудности произвольной регуляции поведения и их причины;

· трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины;

· проблемы межличностных взаимоотношений млад­шего школьника и пути их профилактики.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление ро­дителей с актуальными проблемами детей, насущными воп­росами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психоло­гических бесед на классных собраниях, в специальные ро­дительские дни психолог предлагает подходящие на дан­ном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

Просвещение в старшей и средней школе.

1.Лекции для родителей, посвященные возрастным особенностям и типичным трудностям детей, разных возрастных категорий.

2. Семинары для педагогов, посвященные способам борьбы с состоянием эмоционального выгорания.

3. Семинары для педагогов, посвященные поиску способов преодоления нарушений дисциплины на уроке.

4.Участие в заседаниях родительского клуба. Ответы на актуальные для родителей вопросы.

5. Проведение уроков психологии в старших классах.

Профилактическая работа.

Профилактическая работа направлена на предупреждение возможных трудностей и включает в себя комплекс мер, направленных на усиление адаптивных возможностей детской психики.

Читайте также: