Способы повышения резистентности школы

Обновлено: 08.07.2024

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных, как психологических, так и педагогических проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Через 5-6 недель после начала учебного года у пятиклассников обычно повышается уровень тревожности.

  • появляются новые учителя,
  • новые разнообразные требования,
  • новые одноклассники,
  • новые предметы и т.д.

Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности.

Первую четверть психолог, проанализировал результаты диагностики школьной тревожности учащихся пятых классов по методике Филлипса, максимальные показатели приходятся на шкалы

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации.

Признаки школьной тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Тревожность школьника во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Психологи выявили и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Для снятия тревожности в 5 классах, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

– Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.

– Развивать групповые формы организации урока. Увеличивать степень ответственности каждого члена группы за общий результат.

– Развивать умение смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель–ученик; ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.

– Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

  • Желательно вызывать ребят по имени и фамилии.
  • При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса.
  • Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, “разбавляет” обстановку.
  • Необходимо поддерживать ситуацию успешности.
  • Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной, может быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.

  • Уважайте
  • Помогайте
  • Объясняйте
  • Благодарите
  • Доверяйте
  • Учитесь
  • Спрашивайте

– избегать публичных порицаний и замечаний;

– обращаться к ребенку по имени;

– избегать сравнения с др. детьми (особенно кто-то лучше). Отрицательное воздействие оказывает прием – сравнение результатов в выполнении задания одних детей с другими. Если же педагог все же хочет сравнить, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же предыдущими результатами;

– так же следует избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;

– обязательно отмечать успехи индивидуально и перед классом;

– приободрять во всех начинаниях;

– эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывают люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…)

– уменьшение состояние страха, тревожности, напряженности;

– стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…);

– персональная исключительность (Только у тебя может получиться…, А мне очень нравится то, что ты сделал…);

– усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…);

– высокая оценка детали (вот эта часть у тебя замечательно получилась…);

– не торопить при ответе. Давать время сообразить;

– при необходимости повторить вопрос, уточнить инструкцию;

– способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

– спрашивать, таких детей лучше в середине, а не в конце или начале урока.

Памятка
учителю-предметнику, работающему с пятиклассниками

1.Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:

  • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
  • правильность оформления тетради, различных видов работ;
  • требования к ведению дневника.

3.Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

  • начинать уроки со звонком;
  • готовиться к уроку на перемене;
  • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
  • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
  • урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
5. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9.Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
13. Не забывайте: “Ученик и учитель союзники. Обучение должно быть бесконфликтным”.

Семь обязательных правил:

Уважайте, Помогайте, Объясняйте, Благодарите, Доверяйте, Учитесь, Спрашивайте

Памятка для учащихся

Метод ключевых слов
Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
• Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова
• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
• Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
• После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочку.
• Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Если тебе плохо на душе…

Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе…

Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой:
“Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись

Помни, безвыходных ситуаций не бывает!
Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?

• Помни, ты не один в этом мире.
Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.

• Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты.
Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.

Памятка Родителям пятиклассников

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?”. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Немало вреда может нанести, и попытка сосредоточиться над учебником в одной комнате с работающим телевизором или радио.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.

Здоровье. Не забывайте о смене учебной деятельности ребенка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.

Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.

Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):

  • Улучшение качества образования
  • Помощь обучающимся
  • Учителя и педагогика
  • Учебный план и учебные материалы
  • Школа и ресурсы
  • Менеджмент образовательной системы

Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).

25 способов улучшить результаты образования

Учителя и педагогика

  1. Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
  2. Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
  3. Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
  4. Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
  5. Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.

Помощь обучающимся

  1. Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
  2. Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
  3. Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
  4. Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
  5. Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.

Учебный план и учебные материалы

  1. Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
  2. Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
  3. Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
  4. Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
  5. Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Школы и ресурсы

  1. Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
  2. Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
  3. Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
  4. Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
  5. Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.

Менеджмент образовательной системы

  1. Анализ образовательной среды и стратегическое планирование на основании надежных исследований, данных для определения приоритетных вопросов и средств улучшения результатов обучения.
  2. Позволить децентрализовано принимать решение в отношении локальных приоритетов развития в образовательной организации, обеспечивая при этом справедливое распределение ресурсов.
  3. Обеспечить достоверность в отчетах образовательных организаций с целью эффективного изменения плана развития.
  4. Разработка крупномасштабных систем мониторинга, позволяющих получить достоверные данные для улучшения образовательной среды посредством системных изменений.
  5. Выделять достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования.

Повышение резистентности организма

В холодное время года и в межсезонье иммунитет человека значительно ослабевает. Это увеличивает количество инфекционных заболеваний. Кто-то начинает чихать после непродолжительного пребывания на сквозняке, другие на порядок лучше справляются с вирусами и болезнетворными микроорганизмами. Как повысить резистентность организма?

Инфекционные заболевания

Это широкая группа заболеваний, известная человечеству с древности. Миллионы людей гибли от простого гриппа или оспы, пока не были разработаны способы борьбы с ними. Поиск и разработка эффективных противовирусных препаратов и сегодня является важной задачей фармацевтики.

Как проявляются инфекционные заболевания?

Общими симптомами чаще выступают:

— Нарушение циклов сна и бодрствования.

Определенные признаки выражаются в большей или меньшей степени в зависимости от конкретного заболевания. Банальные боли в затылочной области могут свидетельствовать не только об инфекционных заболеваниях, но и могут указывать на более серьезные патологии: опухоль мозга, тромбоэмболия, невралгия и пр. Общие симптомы и проявления при любом виде инфекционного поражения — мышечная боль, потеря аппетита, снижение сопротивляемости организма, недомогание и повышенная температура тела. Если относиться к лечению легкомысленно или заниматься самолечением, болезнь может перейти в хроническую форму с поражением какого-либо органа-мишени.

Профилактика и восстановление

Современная медицина выделяет несколько терапевтических методов профилактики. Инфекционные и вирусные заболевания передаются по воздуху или контактным путем, поэтому первостепенной задачей в борьбе с заболеваниями является изоляция больного. Полноценное питание, прогулки и физические упражнения на открытом воздухе способны повысить резистентность организма. Следует соблюдать нормы личной гигиены. Использование рекомендованных лечащим врачом медикаментов останавливает дальнейшее инфицирование здоровых тканей.

Основные пути повышения резистентности организма:

— Активный и здоровый образ жизни.

— Полноценное питание: наличие овощей и фруктов.

— Оздоровительные процедуры закаливания.

Существует несколько групп, по которым классифицируют заболевания, вызванные патогенными микроорганизмами и вирусами. Это болезни желудочно-кишечного тракта, крови, дерматологические патологии и заболевания дыхательных органов.

Рассмотрим патологии желудочно-кишечного тракта. Основная причина заболеваний кишечника — нарушение микрофлоры под влиянием патогенных бактерий-возбудителей. Источниками этих патогенных микроорганизмов часто являются вода и продукты питания. Инфекции эти представляют большую опасность как для детей, так и для взрослых.

Парентеральную область и ЖКТ могут поражать бактериальные, грибные и вирусные инфекции, а также продукты их жизнедеятельности, например, яды и токсины. Симптомы такой патологии проявляются в виде периодических запоров, диареи, болевых ощущений в центральной области живота и другие признаки. Непереносимость легкоусвояемых сахаров, лактозы часто указывает на проблемы пищеварительного тракта. Натуральная биодобавка Бифидум Эвиталия содержит комплекс пробиотических микроорганизмов, которые в кратчайшие сроки восстановят равновесие микрофлоры кишечника.

Апатия и повышенная утомляемость

Грибковые инфекции снижают работоспособность, мешают сосредоточиться и способствуют быстрой утомляемости. Бессилие и безразличие наблюдаются каждый день и традиционные способы взбодриться уже неэффективны. Недомогание, болевые ощущения в мышцах, ломка в костях могут долго беспокоить, снижая качество жизни.

Кожные поражения

Дерматологические заболевания могут быть вызваны гормональными перестройками в организме в переходный период либо во время беременности. Однако в противном случае явной и практически точной причиной кожных поражений являются патологии желудочно-кишечной системы. При первичном осмотре у дерматолога, явной причины установить не удается и требуется визит именно к гастроэнтерологу, который выявит проблемы с кишечником. Перхоть, дерматит и псориаз — наиболее частые типы кожных поражений при грибковой инфекции ЖКТ.

Психологические нарушения: стрессы, невроз

Современный мир перегружен информационным потоком и выйти из равновесия легче простого. Многие жалуются на нервозность по малейшему поводу, нарушения сна, депрессивные состояния и паранойю. Многие патологии нервной системы поможет разрешить натуральный пищевой биокомплекс Эвиталия. Часто причинами психологических расстройств являются нарушения функций ЖКТ.

Ротавирусная инфекция

Ротавирусы — патогенные вирусы, которые являются возбудителями кишечного гриппа у детей. У взрослых данная патология протекает в облегченной форме и часто не требует врачебного вмешательства. Заболевание передается контактно-бытовым путем. Источниками ротавирусов являются немытые овощи и фрукты, молочные продукты с нарушенным режимом хранения. Кишечный грипп может проявляться в виде легких болевых ощущениях в подвздошной области, диареи и запорах. Явным признаком является жидкий стул желтого цвета. Возможны проявления патологии со стороны верхних дыхательных путей: першение в горле, кашель, насморк. Часто заболевание проходит само по себе при нормализации рациона питания и включения в него кисломолочных продуктов. Инкубационный период составляет 3–5 суток, период клинических проявлений длится около недели, восстановительный период составляет около 5 дней. Симптомы, характерные для взрослых, протекают в аналогичной форме и у детей.

Иммунитет

Снижение сопротивляемости организма — основная причина подавляющего большинства заболеваний. Собственные биологические ресурсы не в состоянии сопротивляться вирусным инфекциям, лечение в таких случаях значительно осложняется.

Иммунитет — природный щит любого живого существа, который препятствует воздействию болезнетворных микроорганизмов и прочих чужеродных агентов, способных вызвать нарушение внутренней среды организма (гомеостаза).

Признаками снижения резистентности являются следующие проявления: апатия, чувство разбитости по утрам, депрессия, повышенная чувствительность к температурным изменениям, погодные головные боли, кожные высыпания и волдыри на лице, а также на гениталиях. Снижение иммунитета влечет частые простудные заболевания в межсезонье. Типичными признаками также считается потеря аппетита и связанная с этим потеря веса, кожные высыпания и покраснения.

Кожные высыпания, порывы и другие поражения, которые вызываются внутренними и внешними факторами относят в группу дерматологических заболеваний. Нередко дерматиты вызывают наследственные заболевания, а спровоцировать их проявление могут стрессовые ситуации. Дерматит — комплексное заболевание нозологической группы. Различают местный дерматит и системный (токсидермия).

Факторы прямого действия при дерматитах:

— Неврозы и психоэмоциональные расстройства. Может быть причиной наследственного типа, а также носить общий характер на фоне ослабления иммунной системы.

— Нарушение здорового рациона питания. Влечет за собой изменения равновесия микрофлоры кишечника, вызывая дисбактериоз, что проявляется в виде высыпаний, перхоти и других кожных поражений.

Прямые признаки при общей симптоматике дерматита:

— Сухость и зуд. Характер проявления напрямую зависит от расположения очага инфекции и концентрации нервных окончаний в пораженном участке. При контактном дерматите зуд может быть такой силы, что больной может вынужденно повредить покровы поврежденной кожи, что повлечет глубокое инфицирование и возможное нагноение.

— Эритема. При таком недуге кровь стремиться к наполнению верхних кожных покровов, что влечет покраснение. При тяжелых формах покраснение четко дифференцируется со светлыми участками кожи, а при пальпации наблюдается резкое побледнение, которое быстро сменяется прежним покраснением. Следует отличать эритему от внутрикожных кровоизлияний (гемморагий).

— Высыпания. Локализация, интенсивность и морфология экземы зависят от типа дерматита. Часто высыпания появляются на подвижных мягких частях тела: подмышечной впадине, на лице, в волосистой части, на гениталиях.

— Воспаление слизистых оболочек. При тяжелых формах возможна полная дисфункция кожных покровов с обильным влаговыделением. Наблюдается покраснение, кровоизлияния, уплотнение кожи и трещины.

— Десквамация (отслоение верхнего эпителия). Возникает при периодическом обезвоживании, нарушении функций сальных желез, влияет также наследственная предрасположенность. Десквамация часто возникает на фоне общего дерматита.

Аллергия

Аллергические проявления наблюдаются при острой чувствительности к определенному веществу. Объектами аллергии часто выступают различные химические аэрозоли, отдушки, парфюмерная продукция, пыль, асбест, микробы.

Исследования микробиологов показали, что возбудителями аллергии могут быть собственные соединения, образующиеся внутри организма. Эти вещества образуются в результате трансформации определенных белков и носят название эндоаллергенов. Трансформацию белков может вызвать термическое воздействие, прямые солнечные лучи, химические агенты, а также вирусы и бактерии. В результате пептиды приобретают чужеродные свойства и, попадая в кровеносное русло, могут вызвать аллергическую реакцию. Повышенная чувствительность наблюдается при ревматизме, полиартрите и гиповитаминозе.

Аллергия дыхательных путей возникает при вдыхании мельчайших частиц пыли, асбеста и носит характер эктоаллергенов. Возбудителями могут быть аэрозоли, цветочная пыльца, химические парфюмерные соединения. Респираторная аллергия проявляется в виде:

— обильного влаговыделения слизистой носовой полости;

— постороннего хрипа в легких при дыхании;

— затрудненности дыхания и удушья.

Острые проявления аллергии наблюдаются при нарушении внутренней среды организма, перевозбуждении и неправильном питании. Рацион, состоящий из большого количества растительных рафинированных жиров, консервантов и генетически модифицированных соединений может способствовать развитию эндоаллергии. Часто инициировать аллергическую реакцию может банальный стресс и психическое перевозбуждение.

Внезапное чихание, кашель, и насморк с обильным влаговыделением — прямые признаки повышенной чувствительности. Вещества-аллергены при попадании в организм, расцениваются барьерными механизмами защиты как чужеродные агенты. В результате запускается механизм противодействия этим патогенным элементам, что проявляется в виде слезливости и чихания. Существуют прямые аллергены, так и соединения, способные спровоцировать ее возникновение. При любом проявлении аллергии следует устранить источник ее возникновения и принять респираторные аэрозоли.

Факторами возникновения стрессовых ситуаций могут быть любые жизненные обстоятельства, а механизм проявления до сих пор не изучен полностью. Выделяют следующие этапы формирования стрессового состояния: возбуждение периферической нервной системы; импульсация эндокринной системы; возникновение агрессии, нервозности и бесконтрольных эмоций.

Проявления нервного стресса

Психоэмоциональное напряжение, которое способствует возникновению нервного стресса, характеризуется следующими физиологическими состояниями:

— Гипертония и гипотония.

— Головные боли и мигрень.

— Дисбаланс в микрофлоре кишечника.

— Мышечные боли и судороги.

— Половое бессилие, снижение либидо.

— Потеря аппетита или наоборот непроходимое чувство голода.

— Нарушение циклов сна и бодрствования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

« Глубочайшим свойством человеческой

природы является страстное стремление

Ни для кого не секрет, что к ачество, н а сегодняшний день, является одним из главных критериев модернизации системы образования. Оно указывает на уровень знаний, получаемый учащимися в том или ином образовательном учреждении. В получении качественного образования заинтересованы и ученики, и их родители, и работодатели, и, главное, все общество.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В ней подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Качество образования состоит:

Ø из высокого уровня профессионализма педагогов;

Ø прочности знаний учащихся;

Ø из создания комфортности в обучении школьников;

Ø соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Ø из материально-технического обеспечения школы.

Все составляющие качества образования можно объединить в 4 основных кусочка пазла. Это академические результаты, достижение высокого уровня, школьное благополучие и академическая резильентность. Если 3 нам давно известны, то 4-е понятие достаточно новое.

Резильентность – способность образовательной организации преодолевать ресурные трудности и ограничения, в том числе такие, которые характерны для сельских школ. Это не означает, что резильентность – это исключительная характеристика сельской школы, напротив, проявление устойчивости универсально в любой образовательной системе, в любой стране мира.

Цель государственной
политики в области образования- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. Это указывает на то, что резильентным в школе, в первую очередь должен быть педагог.

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?

• Учитель должен быть специалистом в своём деле. Знать методику преподавания своего предмета на высшем уровне. Педагог должен обладать такими основными качествами, как требовательность, эрудиция, умение объяснять материал доступно и увлекательно.

• Для учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом, сделать так, чтобы предмет стал любимым. При этом он должен понимать, что тяга и интерес к его предмету не обязательно будет у всех учащихся – он не ревнив. Учитель должен понимает, что кроме знаний по своему предмету нужно развивать у учащихся умение размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности, достижения.

У образовательного учреждения возможность стать резильентным становится выше в тех случаях, когда преподаватель слушает учащегося, относится к нему с уважением и по справедливости, готов оказать помощь в получении качественного образования, а учащийся, в свою очередь, знает, чего от него ждет учитель, понимает его.

Учитель начальных классов для ученика – это эталон, образец для подражания, наставник. От педагога в период начального образования, решающим образом зависит то, как высоко будет развита мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. В средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает несколько учителей, а за образование начальной школы - преимущественно учитель этого класса. Необходимо учитывать, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, ведь от этого зависит развитие ребенка и его успех в будущем.

Основные идеи современного образования :

• 1. Умение обучаться в течение всей жизни (научить учиться);

• 2. Индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения (обучение для всех и для каждого);

• 3. Не только освоение прошлого, опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности

• ( опыт решения реальных проблем)

Особенности детей начала XXI века:

• увеличивается категория одаренных детей, среди них:

ü дети с особо-развитым мышления,

ü дети, способные влиять на других людей, — лидеры,

ü дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные,

ü дети, обладающие двигательным талантом.

(по материалам исследования РАО и РАМН)

Особенности детей начала XXI века:

• ограниченный энергетический тонус, снижение энергичности детей, их желания активно действовать, быстрая утомляемость;

• недоразвитие мотивационной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;

• сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры школьников;

• недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;

• обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;

• у подростков произошло ухудшение возможности избирательного внимания, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем памяти;

На современном уроке должно быть:

ü учебно-познавательная атмосфера;

ü взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом;

ü учебная самостоятельная деятельность обучающихся;

ü интерпретация содержание обучения для создания проблемной ситуации в учебном процессе;

ü избыточная образовательная среда урока;

ü использование дидактического электронного сопровождения;

ü расширение образовательного пространства урока;

ü рефлексивная деятельность учителя и обучающихся.

Для повышения качества образования нам необходимо:

Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

Ø продолжать методическое совершенствование для повышения профессионализма;

Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет;

Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.

Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):

  • Улучшение качества образования
  • Помощь обучающимся
  • Учителя и педагогика
  • Учебный план и учебные материалы
  • Школа и ресурсы
  • Менеджмент образовательной системы

Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).

25 способов улучшить результаты образования

Учителя и педагогика

  1. Стараться как можно более равномерно распределить высококвалифицированных педагогов по всей системе образования.
  2. Повышать мотивацию педагогов путем изменения статуса профессии и условий работы.
  3. Подготовить будущих учителей к реалиям работы с помощью специализированных учебных курсов и педагогической практики в период обучения.
  4. Дать возможность учителям использовать эффективные и подходящие педагогические технологии, применяя различные подходы для удовлетворения потребностей разных детей и различных контекстов.
  5. Поддержка учителей без отрыва от работы через контекстно-зависимые возможности для непрерывного профессионального развития.

Помощь обучающимся

  1. Понимать разнообразность потребностей и способностей обучающихся.
  2. Обеспечение того, чтобы все учащиеся – в любом возрасте – приходили в школу готовыми к обучению путем соблюдения необходимых условий для когнитивного развития, защиты физического и социально-эмоционального здоровья детей. Обеспечение того, чтобы у них было достаточно времени для отдыха, учебы и игр.
  3. Реализация комплекса программ по обучению детей в раннем возрасте на базе центров и на дому, направленных на всестороннее развитие ребенка при одновременной поддержке родительских навыков.
  4. Вовлекать родителей в продвижение, поощрение и реализацию обучения их ребенка.
  5. Координировать свою деятельность с другими социальными службами в целях содействия устранению социально-экономического неравенства, способствующего снижению успеваемости детей, находящихся в неблагоприятном положении.

Учебный план и учебные материалы

  1. Учить детей на родном языке не менее 6 лет, прежде чем они смогут полностью переключиться на другой язык обучения.
  2. Разработать соответствующие и эффективные учебные программы и стандарты, обеспечить их распространение и реализацию.
  3. Обеспечить наличие соответствующих учебников и руководств для преподавателей, обеспечить регулярный доступ к ним учащихся и преподавателей.
  4. Использовать экономически эффективные дополнительные материалы для обогащения преподавания каждого предмета, вовлекая обучающихся в многомерное обучение, развивая способность применять свои знания.
  5. Развитие цифровой грамотности учителей и обучающихся путем надлежащего и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Школы и ресурсы

  1. Подготовить и поддержать лучшие организации, которые имеют видение путей улучшения качества и результатов обучения, а также являющихся эффективными в текущих задачах управления.
  2. Конструировать образовательное пространство школы для того, чтобы она была доступна, безопасна, удобна, и стимулировала желание учиться.
  3. Внедрить общешкольную политику, укрепляющую позитивные школьные отношения посредством открытого диалога и предотвращения насилия, обеспечивающую разумную рабочую нагрузку для обучающихся и способствующую осознанию того, что то, чему они учатся, имеет смысл.
  4. Убедиться, что обучающиеся имеют достаточно времени, чтобы учиться, придерживаясь запланированных графиков, улучшать посещаемость, умения педагога мотивировать, а также его навыки эффективного управления классом.
  5. Обеспечить оценку успеваемости учащихся в течение всего года, используя различные методы, а также соответствие практики оценки стандартам качества, обоснованности и надежности.

Менеджмент образовательной системы

  1. Анализ образовательной среды и стратегическое планирование на основании надежных исследований, данных для определения приоритетных вопросов и средств улучшения результатов обучения.
  2. Позволить децентрализовано принимать решение в отношении локальных приоритетов развития в образовательной организации, обеспечивая при этом справедливое распределение ресурсов.
  3. Обеспечить достоверность в отчетах образовательных организаций с целью эффективного изменения плана развития.
  4. Разработка крупномасштабных систем мониторинга, позволяющих получить достоверные данные для улучшения образовательной среды посредством системных изменений.
  5. Выделять достаточные ресурсы на образование, финансирование организаций, с учетом очевидной эффективности использования средств для улучшения качества образования.

« Глубочайшим свойством человеческой

природы является страстное стремление

Ни для кого не секрет, что к ачество, н а сегодняшний день, является одним из главных критериев модернизации системы образования. Оно указывает на уровень знаний, получаемый учащимися в том или ином образовательном учреждении. В получении качественного образования заинтересованы и ученики, и их родители, и работодатели, и, главное, все общество.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В ней подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Качество образования состоит:

Ø из высокого уровня профессионализма педагогов;

Ø прочности знаний учащихся;

Ø из создания комфортности в обучении школьников;

Ø соблюдение санитарно-гигиенических норм;

Ø из материально-технического обеспечения школы.

Все составляющие качества образования можно объединить в 4 основных кусочка пазла. Это академические результаты, достижение высокого уровня, школьное благополучие и академическая резильентность. Если 3 нам давно известны, то 4-е понятие достаточно новое.

Резильентность – способность образовательной организации преодолевать ресурные трудности и ограничения, в том числе такие, которые характерны для сельских школ. Это не означает, что резильентность – это исключительная характеристика сельской школы, напротив, проявление устойчивости универсально в любой образовательной системе, в любой стране мира.

Цель государственной
политики в области образования- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. Это указывает на то, что резильентным в школе, в первую очередь должен быть педагог.

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Учитель – тот, кто учит, или тот, у кого учатся?

• Учитель должен быть специалистом в своём деле. Знать методику преподавания своего предмета на высшем уровне. Педагог должен обладать такими основными качествами, как требовательность, эрудиция, умение объяснять материал доступно и увлекательно.

• Для учителя важно заинтересовать учащихся своим предметом, сделать так, чтобы предмет стал любимым. При этом он должен понимать, что тяга и интерес к его предмету не обязательно будет у всех учащихся – он не ревнив. Учитель должен понимает, что кроме знаний по своему предмету нужно развивать у учащихся умение размышлять, вести дискуссию, справедливо оценивать возможности, достижения.

У образовательного учреждения возможность стать резильентным становится выше в тех случаях, когда преподаватель слушает учащегося, относится к нему с уважением и по справедливости, готов оказать помощь в получении качественного образования, а учащийся, в свою очередь, знает, чего от него ждет учитель, понимает его.

Учитель начальных классов для ученика – это эталон, образец для подражания, наставник. От педагога в период начального образования, решающим образом зависит то, как высоко будет развита мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. В средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает несколько учителей, а за образование начальной школы — преимущественно учитель этого класса. Необходимо учитывать, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, ведь от этого зависит развитие ребенка и его успех в будущем.

Основные идеи современного образования :

• 1. Умение обучаться в течение всей жизни (научить учиться);

• 2. Индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения (обучение для всех и для каждого);

• 3. Не только освоение прошлого, опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности

• ( опыт решения реальных проблем)

Особенности детей начала XXI века:

• увеличивается категория одаренных детей, среди них:

ü дети с особо-развитым мышления,

ü дети, способные влиять на других людей, — лидеры,

ü дети, представляющие мир в образах, художественно одаренные,

ü дети, обладающие двигательным талантом.

(по материалам исследования РАО и РАМН)

Особенности детей начала XXI века:

• ограниченный энергетический тонус, снижение энергичности детей, их желания активно действовать, быстрая утомляемость;

• недоразвитие мотивационной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;

• сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры школьников;

• недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты;

• обеднение и ограничение общения подростков со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;

• у подростков произошло ухудшение возможности избирательного внимания, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем памяти;

На современном уроке должно быть:

ü учебно-познавательная атмосфера;

ü взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом;

ü учебная самостоятельная деятельность обучающихся;

ü интерпретация содержание обучения для создания проблемной ситуации в учебном процессе;

ü избыточная образовательная среда урока;

ü использование дидактического электронного сопровождения;

ü расширение образовательного пространства урока;

ü рефлексивная деятельность учителя и обучающихся.

Для повышения качества образования нам необходимо:

Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

Ø продолжать методическое совершенствование для повышения профессионализма;

Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет;

Ø быть гибкими, компетентными и интересными.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое резильентные школы и как они устроены


Что такое резильентность

Об исследователях:

  • Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ;
  • Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
  • Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Как устроены резильентные школы

  • Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
  • Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
  • Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.

Что такие школы дают ученикам

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:

  • подтягивают слабых учеников — есть занятия после уроков;
  • помогают адаптироваться детям мигрантов — для них проводятся дополнительные уроки русского языка;
  • выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия — например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего — подготовка к участию в олимпиадах;
  • активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания;
  • учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией;
  • вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе;
  • работают с родителями, подключают к помощи детям.

А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:

  • характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
  • ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
  • нюансы системы оценивания.

Роль педагогов

Родительское (не)участие

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

Роль социализации

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Какое будущее ждет резильентные школы в России?

Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:

«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.

Читайте также: