Способы лепки посуды в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.

Лепка посуды.

Младшая группа Посуда похожа на диск (шар сплющивается)
Средняя группа Посуду лепить путем вдавливания большим пальцем в шар (затем отогнуть края). Отгибание краев у расплющенной формы (сначала вылепить диск, затем отогнуть края).
Старшая группа Ленточным способом (скатать толстую колбаску, расплющить ее, соединить, смазать место соединения – получится полый цилиндр, затем соединить с расплющенным диском – дном). Чтобы посуда была устойчивой, дно со стенками соединять следующим способом: указательным или большим пальцем размазывать глину со стенок к дну.
Подготовительная к школе группа Наложение колец друг на друга: раскатать колбаски одинаковой длины, наложить одну на другую, затем сгладить изнутри и снаружи. Для украшения посуды можно колбаски не сглаживать, тогда поверхность снаружи остается ребристой. Еще один прием – выбирание глины стекой из шара. Вначале скатать шар и стекой делать углубление, выбирая глину.

ПРИЕМЫ

Последовательность лепки животных и птиц в разных возрастных группах и методы обучения..

Лепка – процесс создания рельефных и объемных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, глины, теста, снега и других.

Младшая группа Лепка животных, состоящих из 2-х шаров одинаковой формы ( как неваляшка), только присоединить хвост и уши
Средняя группа Передавать бегущее животное: туловище – цилиндр, круглая голова плотно присоединяется, хвост, уши прищипываются.
Старшая группа При выполнении животного уточняются форма головы, хвоста, используется прием лепки из целого куска (голова + туловище, туловище + ноги
Подготовительная к школе группа При выполнении туловища животного из толстого цилиндра с одного конца и с другого стекой делается разрез посредине (ноги), затем отгибается ступня и туловище выгибается в дугу.

ПРИЕМЫ

Понятие конструирования. Значение конструирования для развития личности ребенка. Виды конструирования. Задачи обучения. Материал для конструирования. Содержание детских построек (тематика).

1. Понятие конструирования.

2. Значение конструирования для развития личности ребенка.

3. Виды конструирования.

5. Материал для конструирования.

6. Содержание детских построек (тематика). Название строительного материала

1.Под детским конструированием принято понимать выполнение построек из строительного набора

  • Развивает технические способности;
  • Развивается наблюдательность;
  • Ребенок учится сосредотачивать внимание;
  • Развивается пространственное воображение;
  • Развиваются эмоционально – волевые качества личности;
  • У детей формируются обобщенные представления о предметах;
  • Дети учатся теоретические знания использовать в практической деятельности;
  • Дети учатся принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

3. Конструирование из строительного материала.

Виды строительного материала:

  • крупный (для всех возрастов);
  • средний (с 3-х лет);
  • мелкий (с 4-х лет).
  • геометрический (для всех групп);
  • тематический (для старшего возраста);
  • лего;

по материалу изготовления:

  • деревянный;
  • металлический;
  • пластмассовый;
  • набивной.

Конструирование из деталей конструктора.

4. Задачи обучения.

Конструирование из строительного материала:

5. Материал для конструирования.

См. учебник и записи в тетради:

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Уч. пособие для учащихся пед уч. /под. ред. Т.С.Комаровой. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с. – С. 198.

6. Тематика детских работ. Название строительного материала (см ранее п. 4; уч-к № 4 – С.203 – 222; уч-к № 3 – С. 200 – 219).

1 мл.гр. – Башенки, заборчики, дорожки, мебель, транспорт, дом, лесенки, горки.

Характеристика методов и приемов обучения детей лепки посуды в разных возрастных группах. Технология кружечки по мотивам русской народной игрушки. Изучение спиральной лепки из жгутов в подготовительной группе. Конспект занятия по лепке в средней группе.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.12.2014
Размер файла 6,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГБДОУ Педагогический колледж им. Калугина

Контрольная работа по дисциплине

Теоретические и методические основы организация продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Усложнение в способах, приемах лепки посуды от младшей до подготовительной группы

Юрьева Татьяна Александровна

1 Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.

В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки - предметная. Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.

1. заинтересовать детей новым видом деятельности - лепкой;

2. познакомить детей с материалами и показать его изобразительные возможности;

3. воспитывать у детей желание самим лепить несложные предметы;

4. обучать простейшим техническим приёмам (отрывать, раскатывать, соединять части);

5. приучать детей к выполнению определённых правил, культуре труда (работать на дощечке, не разбрасывать, не пачкать).

Методы и приёмы.

Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой рукой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей.

Лепка во второй младшей группе.

Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако ещё не существует связи между движением рук и формой.

совершенствовать у детей умения раскатывать ком глины между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);

учить детей соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);

учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;

учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);

учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).

учить детей расплющивать шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими шариками;

учить детей защипывать края формы пальцами от общего куска глины (блюдца; защипнуть, кроя сделать пельмень; пирожки - сверху защипнуть гребешок) в летний период идёт закрепление знаний полученных в течение года.

Методы и приёмы обучения.

1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);

2. показ и объяснение;

3. игровые приёмы

4. анализ всех работ (положительный).

Лепка в средней группе.

Воспитатель должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, умение сравнивать предметы между собой, определяя сходство и отличия. Дети лепят предметы цилиндрической, шарообразной, водной и доскообразной формы, вводится новый способ лепки посуды - вдавливание пальцами цилиндрической или округлой формы для получения полой формы (чашка, стакан), отгибание краев у расплющенной формы (тарелка, блюдо, поднос). Ручку чашки дети лепят, используя умение защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом - промазыванием к вылепленному сосуду пластилинового валика.

Способ лепки - конструктивный. Приемы лепки - раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание, загибание,

вытягивание, оттягивание глины от общей массы, украшение рельефом.

Ведущими методами обучения являются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.

Лепка: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу.

Хализова Н.Б.; Косминская В.Б.

Лепка в старшей группе

К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль над действиями пальцев. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.

В этом возрасте вводится пластический способ лепки (скульптурный) - вытягивание детали из целого куска (фигурки животного, человека на ногах), ленточный и способ кругового (валковый) нелепа, выбирание пластилина из исходной формы - лепка посуды; декоративная лепка рельефа.

Приемы - умение загладить поверхность изделия, прочно скрепить детали, сделать налепи, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рельефом или росписью. В этом возрасте дети овладевают лепкой предметов с натуры и по представлению.

Ведущими методами будут эвристический и исследовательские методы обучения, направленные на развитие творчества.

Воспитатель использует частичный показ приемов (полный показ не используется, так как дети знакомы с изображением исходных форм) лепки или привлекает к показу детей, когда форма детям знакома. При показе нового способа лепки, технического приема воспитатель дает им образец или сам демонстрирует новый прием. Это развивает творческие способности дошкольников.

Во время лепки с натуры и по представлению развивается самостоятельность детей, творческая активность в способах лепки. Лепка: предметная, сюжетная, декоративна, по замыслу, по представлению, с натуры. Программа старшей группы предусматривает лепку посуды новым способом, который называется ленточный (сначала лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять, иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные изделия в декоративном плане (бусы, кулоны, блюда, подносы).

Лепка в подготовительной группе

Лепные изделия детей выразительнее, интереснее, разнообразнее, так как у детей накопился запас представлений. Во время наблюдений дети более полно воспринимают явления окружающей действительности и лучше ориентируются в пространстве. У детей появляется желание передавать форму, пропорции, детали дополняющие образ, они более точно могут передавать движения. Но, не смотря на это, форма предметов остаётся так, же обобщённой. Это свидетельствует о том, что детям 6-ти лет ещё не доступно полное изображение всех особенностей формы, они лепят лишь её основу.

1. Учить передавать характерные движения человека и животного (лошадь скачет, девочка танцует);

2. Развивать у детей чувство композиции лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;

3. Учить лепить посуду разными способами (ленточный, круговой налип, выбирание глины);

4. Продолжать учить детей выполнять декоративную лепку разными способами;

5. Учить лепить предметы по представлению и с натуры.

I квартал. Перед воспитателем стоит задача научить детей лепить предметы характерной формы. В начале года им предлагают лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий зёрнышки). Дети лепят фигурки человека. Предлагается лепить, соблюдая пропорции. Кроме этого дети лепят различных животных.

II квартал. Основное внимание направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми способами: лепка из колец, выбирание глины - лепится внешняя форма, а затем стиплером изнутри, затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.

Работа декоративная - по мотивам глиняных образцов.

III квартал. Большое внимание уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются мерки, чтобы знать каждый размер фигурки. Предлагаются картины, предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.

3. Чайник средней группе.

Лепим конструктивным способом. Глину делим на 3 части (третью часть еще на 3). В основе лепки - шар. Из большого шара делаем корпус чайника, а с маленького - крышку (рис. 1, 2). Из третьей части создаём носик, ручку и шар для крышки (рис. 3). Все части плотно соединяем, стекой примазываем (рис. 4). Высушенный чайник раскрашиваем.

Кружечка по мотивам русской народной игрушки.

Глину делим на 3 пропорциональные части. В основе лепки - цилиндрическая форма, которую мы получаем, раскатывая глину прямыми движениями рук (рис. 1). Указательным пальцем правой руки делаем углубление (рис. 2). Дальше из малой формы создаем большую (рис. 3). Для этого проделываем по кругу форму, оттягивая и придавливая пальцами глину, чтобы получить тонкие стенки кружки. Из отдельного куска глины делаем ручку, (шар расплющиваем и разрезаем пополам). Делаем ободок. Все части соединяем (рис. 4). Готовую и высушенную кружку раскрашиваем по желанию или по образцу: путем соединения лентообразной формы и диска.

Спиральная лепка из жгутов подготовительная группа

Любой сосуд с плоским дном, в том числе и фигурный, начинают лепить с основания, а точнее, с донышка. Раскатайте между ладонями, а затем расплющьте, превратив в диск, комок глины. Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут толщиной примерно с палец.

Именно такой толщины нужно стараться делать все последующие жгуты. Иногда для того чтобы жгуты имели правильную форму и одинаковую толщину, применяют специальную дощечку с ограничителями. Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев диска. Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху. Так постепенно, виток за витком, наращивайте стенки сосуда.

Уложенные жгуты сглаживайте пальцами и ладонями, поддерживая изнутри стенки левой рукой. Такой обработки поверхностей сосуда достаточно, пока рука свободно проходит внутрь. Но перед тем как тулово сильно сузится, и внутренние поверхности окажутся недоступными, их необходимо выгладить и затереть влажной тряпкой или губкой. Сильно суженные участки тулова разглаживайте изнутри пальцами или деревянной ложечкой. Наружную поверхность продолжайте выравнивать по ходу лепки стекой. Поскольку изготавливаемый учебный сосуд представляет собой условное изображение животного -- точнее барана, -- носик для слива жидкостей нужно вылепить в виде его головы Отдельно из коротких жгутов слепите рога и завитки, имитирующие шерсть в условной манере. Детали присоедините к сосуду с помощью жидкой глины. Поверхность готового сосуда тщательно разгладьте и осторожно вылейте накопившуюся внутри воду.

лепка возрастной спиральный подготовительный

Конспект занятия по лепки в средней группе.

Лепка по произведению К. Чуковского Федорино горе.

Программное содержание. Закреплять умение лепить посуду учить составлять композицию по литературному произведению воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Оборудование. Глина, дощечки, блюдца с влажными тряпочками, большая доска.

Методика проведения занятия. Перед сюжетной лепкой проводится несколько занятий по лепке посуды. За день - два до занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского Федорино горе, показывает иллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит, что сегодня дети будут лепить на тему известного им стихотворения Федорино горе.

О чем там рассказывается, Таня? Правильно, о том, как посуда убежала от грызнули и неряхи Федоры. А еще о чем?

Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась.

- А про какую посуду там говорится?

Про тарелки, стаканы, чашки, чайник.

Верно! Вот я слепила Федору. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет лепить. Оля, ты придумала, что будешь лепить?

- Чашки с блюдцами.

Можно лепить разную посуду. Давайте сразу договоримся, что мы изобразим, как посуда убегает от Федоры или как возвращается назад.

(Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мы изобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.

В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.

В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Приносит большую доску (на ней изображена гора), ставит перед ней Федору, которая протягивает руки к посуде, а детям предлагает поместить посуду так, чтобы посуда, убегающая от Федоры, была хорошо видна. Дети по очереди расставляют свою посуду. Воспитатель говорит, что вечером они покажут эту работу ребятам старшей группы и родителям.

Подобные документы

Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе. История развития скульптуры, народные глиняные игрушки. Учет возрастных особенностей детей при обучении лепке. Особенности методики изучения лепки, анализ программ по изобразительному искусству.

дипломная работа [62,5 K], добавлен 05.08.2010

Место и роль занятий по лепке в системе эстетического воспитания детей, их специфика. Материалы и оборудование для лепки. Организация и методика занятий для детей разных возрастных групп. Конспекты предметной лепки "Ежики" и "Пограничник с собакой".

курсовая работа [669,5 K], добавлен 11.10.2013

Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

презентация [769,7 K], добавлен 20.11.2015

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей, ее виды и формы, методы и приемы обучения, принципы организации соответствующих занятий. Методика обучения лепке в первой младшей, средней и старшей, в подготовительной группе.

курсовая работа [81,8 K], добавлен 21.02.2015

Значительная роль скульптуры в нашей жизни, ее виды в зависимости от формы и назначений. Знакомство детей со скульптурой посредством лепки. Методика проведения занятий лепкой в разных возрастных группах. Предметная, сюжетная и декоративная лепка.

Цель: Обобщать и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовле-ния.

1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно вы-бирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным релье-фом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.

2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выби-рать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых из-делий.

3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.

1. Словесный (беседа, объяснение, художественное слово, напоминание).

2. Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды).

- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.

-Способствовать снятию напряжения с глаз.

-Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотиче-ских чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.

- Закреплять правила пользования глиной, стекой и др. художественным мате-риалом.

-Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на во-просы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.

Познавательное развитие: происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная дея-тельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.

-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельно-сти,

-беседы о видах посуды,

-рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рас-сматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,

- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;

В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и обору-дование: пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпу-сы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от иг-рушечной посуды и т. д., вода, доски, салфетки (бумажные, влажные, фартуки.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точ-ку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки, вазы, самовара); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе до-школьники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.

На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.

Ход НОД:

Восп. : Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.

В это время посуда, нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.

Восп. : Федора, что у тебя случилось?

Федора:- Вот бедная я, одна,

И плачу, и плачу я.

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди - поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Помогите вернуть мне посуду домой!

Восп. : Ребята, поможем Федоре?

-Восп. : Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Восп. : Кто автор сказки?

Восп. : Ребята, почему убежала посуда от Федоры?

Восп. : Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Скажите мне, для чего человеку нужна посуда?

Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т. д.

Восп. : Из каких материалов изготавливали посуду раньше?

Дети: Из глины, дерева, чугуна.

Восп. : Назовите преимущества такой посуды.

Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в ней не портились продукты.

Восп. : Назовите недостатки такой посуды.

Дети: - Глиняная - могла разбиться.

-Чугунная - тяжелая, некрасивая.

- Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.

-Стеклянная - легко бьется.

Восп. : А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?

Дети: В настоящее время появился пластик.

Восп. : Назовите преимущества пластиковой посуды.

Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.

Восп. : Назовите недостатки такой посуды.

Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.

Федора: Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды, ко-торую использовали раньше и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки, чугуны, глиняные горшки).

Федора: Да, много посуды здесь, хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от ме-ня убежала. Как же мне вернуть посуду?

Восп. : Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?

Дети (рассуждают) :

-Можно принести из группы.

-Из чего же мы будем есть в группе?

-Купить в магазине.

-Но у нас нет денег.

-Да, действительно, лепить мы умеем!

Восп. : Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?

Восп. : Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изго-товлению посуды. Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну. То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнооб-разных форм и размеров, т. е. появилась декоративная посуда.

-Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды : вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т. д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки : вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декора-тивную посуду, применяя известные вам способы лепки.

-А какими способами мы будем украшать наши изделия?

Дети: налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.

Восп. : Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закали-вают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?

Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.

Восп. : Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе. Для начала разомнем наши руки.

Эй, ребята, не ленись,

На разминку становись,

(замок, пальцы движутся)

Мы посуду всё лепили,

(сжать, разжать кулаки)

И водою руки мыли,

(растереть ладошки)

Чашки, блюдца в ряд стоят,

(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)

И на солнышке блестят.

-Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

(Во время работы звучит русская народная музыка)

-Ребята, не забывайте пользоваться водой.

-Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.

Восп. : Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необхо-димо тщательно загладить поверхность.

Восп. : А сейчас я хочу загадать вам загадки:

Всем чай пить велит.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Хозяину в угоду;

Неприступная на вид,

А внутри-то, посмотри

В земле я родился,

В огне закалился.

Восп. : Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды.

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изде-лия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.

-Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они под-сохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Фе-доре.

Федора: - Спасибо вам, ребята!

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Федора: Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду.

В: Федорушку посуда прощает

И сладким чаем нас угощает!

Список использованной литературы:

4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г. С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с.

5. Штейне Н. Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н. Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.

6. Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т. Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.


Материалы:
Пластилин восковой
Стеки
Цитата из интернета:


Русские деревянные ковши
На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Их вырезали из липы, иногда делали из капа (наростов на дереве) или долбили из корня дерева. Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
Рассмотрим фотографии русской деревянной посуды

Это – музейные экземпляры. Им очень много лет. Они чудом сохранились до наших дней.











Русские деревянные ложки
Наиболее древняя ложка найдена на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей птицы.

ВОПРОС для обсуждения:
Как вы думаете, почему посуда изготавливалась в виде птиц?

КОВШ
Ход работы
Берем брусок пластилина и разрезам его вдоль полосок на две части.






Сначала указательным пальцем продавливаем м в шаре небольшое углубление. Держим шар и в руке, на ладошке. Если положить его на дощечку, то потом он прилипнет к ней и деформируется при отделении.





Оставшийся пластилин делим пополам и из одной половины скатываем шар. Это будущий хвост ковша – птицы.



Расплющиваем шар в лепешечку и часть (а можно и всю) прищипываем по краю. Получается как будто цветок. Это хвост. Оставляем его лежать на столе.
Оставшийся пластилин слегка раскатываем, разрезаем пополам. Это будут голова и шея птицы. Для головы кусочек пластилина скатываем в шар. Шею формируем в в виде морковки (конуса). Соединяем шею и голову вместе способом прикручивания.


Вытягиваем клюв, работая тремя пальчиками (щепоткой). Двумя пальцами (прищипыванием) формируем хохолок.




Для того, чтобы наша посуда не стояла на столе пустой, наполняем ее желтыми яблоками. Нарезаем стекой небольшие кусочки пластилина и скатываем в шарики.





Солонка
Ход работы
У солонки немного иные пропорции. У нее голова и хвостик гораздо меньше, и пластилина для них требуется немного.




Разрезаем брусок пополам и одну из частей еще раз пополам. Для чаши будем использовать полтора брусочка.




Скатываем шар и повторяем все знакомые нам действия: продавливаем углубление в шаре и вытягиваем стенки солонки, стараясь делать их ровными, прочными, одинаковой толщины.





Оставшийся пластилин раскатываем немного, чтоб удобнее было делить. Делим пополам. Из одной половинки скатываем шар, сплющиваем его. Это – хвостик.
Вторую часть делим пополам.




Из одной половины делаем голову (шарик), из другой – ровную, слегка конусообразную шею. Соединяем голову и шею, вытягиваем клювик, уплощая его







Солонку ставят посередине каравая, когда на свадьбе встречают молодоженов, или дорогих гостей. Но нашу солонку солью мы наполнять не станем. Насыплем в нее ягодки (скажем, землянику). Нарезам небольшие кусочки пластилина. Скатываем их в колобочки и наполняем ими нашу уточку.

Лепим посуду из пластилина

Красивая посуда, сделанная своими руками, выглядит намного интереснее покупной. Сделать оригинальные столовые приборы из пластилина может ребенок любого возраста.





Как слепить чайник?

Для лепки небольшого чайника малышу понадобится белый и розовый пластилин, а также стек.

Используя эти пошаговые рекомендации, симпатичный чайник из пластилина можно сделать своими руками буквально за пару минут.





Как сделать тарелки?

Традиционную круглую тарелку сделать своими руками намного проще, чем чайник. Для ее создания стоит подобрать два ярких цвета, например, желтый и голубой.

Из основного куска синего пластилина надо сформировать большой шарик, после этого – раскатать его в тонкий круг. Из куска желтого пластилина следует сформировать длинную полоску и свернуть ее, этот круг – приплюснуть. По размерам он должен совпадать с основой тарелки. Круг придавливают к синей части блюдца.

Далее синюю часть пластилина раскатывают в более тонкую колбаску. Ею оборачивают блюдце по периметру. Остатки синего материала нужно разделить на небольшие шарики и украсить ими желтую часть тарелки. Чайное блюдце для кукол готово.

Такую поделку можно дополнительно декорировать узорами, нарисованными зубочисткой или стекой. Чтобы не испортить изделие, не стоит делать их слишком глубокими.



Лепка другой посуды

Используя тот же материал, можно создать и другие интересные поделки.

Чашка

Для того чтобы дополнить чайный сервиз, можно слепить и небольшую чашку. Для нее понадобится подготовить пластилин 2-3 цветов. Поэтапный процесс ее создания простой и понятный.

  1. Из небольшого куска разового пластилина скатываем аккуратный шар подходящего размера.
  2. Внутри формируем небольшую выемку. Делать это можно указательным и большим пальцами.
  3. После этого стенки чашки аккуратно разравниваем, делая их более тонкими и высокими.
  4. Из того же куска пластилина формируем ручку для чашки и блюдце. Материал надо размять и разделить на две части. Одна из них будет большей, другая – чуть поменьше.
  5. Большой шарик аккуратно раскатываем и крепим к нижней части чашки.
  6. Из маленького шара скатываем тонкую колбаску. Ручка слегка загибается и крепится к основе чашки.
  7. Из пластилина синего цвета можно сделать декор для чайного набора. Его надо аккуратно раскатать в тонкую полоску.
  8. Этот материал используется для декорирования посуды.


Аккуратная чашка для детей готова. Используя ту же схему, можно сделать из остатков материала еще несколько приборов для чаепития. Они могут быть выполнены в одном стиле или сделаны из разноцветного пластилина. Все зависит от пожеланий ребенка.


Кастрюля

Для создания небольшой кастрюли понадобится кусок пластилина одного цвета. Из основы надо слепить большой шар. Внутри формируем выемку, а потом аккуратно подравниваем стенки стены. Они должны быть выше, чем у чашки.

Из другого куска материала лепим крышку. Ее размер должен совпадать с диаметром кастрюли. Остатки нужно разделить на 3 небольших шарика. Из них получатся небольшие ручки, которые крепятся к стенкам и крышке кастрюли.

Используя эту же схему работы, можно сделать из пластилина более глубокую или высокую кастрюлю. Декорировать ее основу можно кружочками белого цвета, цветами из пластилина или простой светлой каемкой.



Сковородка

Дополнит коллекцию посуды из пластилина и сковородка. Для ее создания готовим черный и белый материал. Работать с ним нужно по следующему принципу.

  1. Кусок черного пластилина разминаем и делим на две части. Из основной части материала делаем плоское блюдце с невысокими бортиками.
  2. Вторую часть пластилина раскатываем в длинную колбаску. Одна ее часть должна быть более широкой.
  3. Ручка из черного пластилина крепится к основе сковородки. Место крепления надо аккуратно разровнять.
  4. Из белого материала формируем отдельную деталь, которая фиксируется на краю ручки.

При желании поделку можно украсить дополнительными деталями. Например, сделать из белого и желтого материала яичницу. Поделка получится более красивой и интересной.


Поделки из пластилина развивают фантазию ребенка и его мелкую моторику. Поэтому процесс создания цветной посуды для кукол принесет малышу не только удовольствие, но и пользу.







О том, как лепить посуду из пластилина, смотрите в следующем видео.

Читайте также: