Использование калькулятора в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Внедрение новых ФГОС предусматривает широкое использование проектных и творческих заданий на уроках при изучении нового учебного материала.
Система таких заданий может быть в полной мере использована на уроках в начальной школе при изучении калькулятора.

Оценить 877 0

Внедрение новых ФГОС предусматривает широкое использование проектных и творческих заданий на уроках при изучении нового учебного материала.

Система таких заданий может быть в полной мере использована на уроках в начальной школе при изучении калькулятора.

Многие программы позволяют, не прекращая работы, обращаться к калькулятору для того, чтобы сделать необходимые вычисления. Рассмотрим возможности такого калькулятора, который называется встроенным, на примере калькулятора в оболочке Windows .

При изучении темы можно условно выделить три этапа знакомства учащихся с калькулятором:

назначение функциональных клавиш, режимы работы, формирование умений ввода и редактирования чисел,

приобретение знаний и формирование умений выполнения арифметических операций,

приобретение знаний записи линейных алгоритмов для выполнения вычислений арифметических выражений в виде последовательных, цепочных арифметических операций.

Назначение клавиш калькулятора Элементарные вычисления

Для ввода чисел и арифметических действий используют цифровые клавиши клавиатуры, которые в точности дублируют кнопки калькулятора или используют манипулятор мышь.

Для того, чтобы вывести на экран результат вычисления, нужно нажать на кнопку со знаком равенства.

Пример: вычислить сумму чисел 18 и 23 .

Во всех трех случаях получается одинаковый результат.

Редактирование чисел, высвечивающихся на дисплее калькулятора, осуществляют следующие кнопки: Р

Для выполнения простых вычислений используется следующий алгоритм:

если вы используете цифровую клавиатуру,

нажать кнопку, соответствующую выполняемому математическому действию,

ввести второе число,

ввести следующие действия и числа,

Пример: сколько процентов составляет стоимость книги ценой 35 рублей от всей истраченной на учебники суммы 167 рублей 50 копеек.

Важно с первого занятия объяснить учащимся, что в отличии от принятого в математике приоритета действий для калькулятора установлен прямой порядок вычислений. В этом случае результат получается сразу же после нажатия кнопки, соответствующей следующему арифметическому действию, поэтому вычисление несложного выражения 2+3х5 приводит к другому результату, чем следовало бы ожидать.

Пример: вычислить 2+3х5

В тетради учащиеся естественно выполнили бы сначала умножение, а затем сложение и получили в результате правильный ответ. Поэтому для учащихся должно стать правилом, если такую возможность предоставляет запись выражения, вводить сначала действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания.

Простая перестановка в выражении 3х5 + 2 позволяет получить правильный ответ.

Использование ячейки памяти

Для работы с ячейкой памяти воспользуйтесь следующими советами:

каждое новое число, занесенное в память заменяет предыдущее,

Эти и другие советы при работе на калькуляторе можно найти, если воспользоваться помощью из меню.

При работе на калькуляторе можно использовать эквивалентное сочетание клавиш клавиатуры:

Покажем как ячейка памяти позволяет производить расчеты математических выражений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава 1. Психолого - педагогические основы использования калькулятора в учебном процессе

Особенности использования калькулятора в учебном процессе………………………………..………………………………………….7

Особенности использования калькулятора в начальной школе……………………………………………………………………………11

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме использования калькулятора в вариативных курсах начальной школы

2.1. Определение уровня использования калькулятора в начальной школе……………………………………………………………….…………….18

2.2. Проект по реализации педагогических условий использования калькулятора в процессе изучения математики ………………………………25

Внедрение новых ФГОС предусматривает широкое использование учебных, проектных и творческих заданий на уроках при изучении нового учебного материала. Система таких заданий может быть в полной мере использована на уроках в начальной школе при изучении калькулятора. Многие программы позволяют, не прекращая работы, обращаться к калькулятору для того, чтобы сделать необходимые вычисления.

Широкое распространение калькуляторов в начале 70-х гг. прошлого столетия повлекло их проникновение в школу. В нашей стране экспериментальные исследования возможностей использования калькуляторов велись с 1976 по 1982 гг. в различных регионах нашей страны.

Основная задача, стоявшая в то время перед школой, — рассеять неприязнь учащихся к вычислительной технике , подготовить их мышление к взрывоопасному распространению вычислительных средств. Обширное применение калькулятор получил на уроках математики.

В качестве доводов в пользу применения калькуляторов на уроках математики отмечалось, что использование калькулятора: повышает надежность и сокращает время вычислений, способствует отработке оценочных вычислений, помогает в понимании, освоении и построении алгоритмических процессов, служит мотивирующим условием в обучении,

помогает в осуществлении задачи развития исследовательских и творческих способностей школьников.

Сегодня калькулятор является одним из важнейших средств обучения. Многие авторы учебников активно включают работу с ними в содержание курса математики: Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро и другие.

Отмечая, что методические проблемы применения калькулятора остро актуальны для теории и практики начального обучения, A.M. Пышкало считает, что вопрос о необходимости и возможности применения МК в обучении можно рассматривать в двух аспектах. Один из них сводится к выяснению педагогической целесообразности и эффективности использования МК в обучении младших школьников без внесения принципиальных изменений в сложившуюся методическую систему начального обучения математике. Второй аспект связан с построением существенно новой методической системы обучения математике, которая органически учитывает содержательное, систематическое и разнообразное применение МК в процессе обучения математике [18].

В качестве опасения в применении калькуляторов высказывалось такое: калькулятор может быть использован в ущерб развитию вычислительных навыков. Действительно, вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Этим, кстати, объясняется столь стремительное развитие удобных калькуляторов. Тем не менее калькулятор не может дать ответы на все возникающие вопросы, он не всегда имеется под рукой, и бывает достаточно определить лишь примерный результат.

Очень часто и педагоги, и родители относятся к калькулятору с большим недоверием, так как при выполнении заданий, связанных с вычислениями, младший школьник не будет считать самостоятельно. Поэтому при использовании калькулятора в обучении следует проявлять достаточную осторожность, поскольку учащихся надо научить свободно пользоваться письменными алгоритмами арифметических действий с действительными числами и устно выполнять вычисления, встречающиеся в алгебраических преобразованиях, в расчетах, выполняемых прикидкой, а также для приближенной оценки величины результата, полученного вручную или с калькулятором.

Современное состояние проблемы можно проследить с помощью анализа программ по математике и практики работы учителей.

Анализ психолого – педагогической и методической литературы и изучение состояния работы по данной теме позволил выявить противоречие между потребностями практики в повышении эффективности использования калькулятора в процессе обучения математике младших школьников и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями эффективного использования калькулятора.

Данное противоречие позволило определить проблему исследования.

С учётом выявленного противоречия была определена проблема исследования - каковы педагогические условия использования калькулятора в вариативных курсах начальной школы.

Цель исследования : выявить и теоретически обосновать педагогические условия использования калькулятора в вариативных курсах начальной школы.

Объект исследования : использование калькулятора в вариативных курсах начальной школы.

Предмет исследования : особенности использования калькулятора в начальной школе.

Исходя из основной цели объекта и предмета исследования выделим основные задачи использования калькулятора в вариативных курсах начальной школы:

1) проанализировать психолого - педагогической литературу с целью раскрытия особенностей использования калькулятора в начальной школе;

2) определить педагогические условия эффектного использования калькулятора в начальной школе;

3) выявить уровень использования калькулятора в начальной школе;

4)разработать проект формирующего эксперимента по использованию калькулятора на уроке математики в начальной школе.

Гипотеза исследования: использование калькулятора в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) включение заданий, направленных на формирование у младших школьников навыков самоконтроля;

2) использование разнообразных видов заданий для работы в паре.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого- педагогической литературы.

Эмпирические методы: анкетирование, опрос.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение отражает актуальность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования, во второй — представлена опытно – экспериментальная работа. Заключение содержит основные выводы по проделанной работе. Список литературы состоит из 24 источников. В приложении представлены работы учащих, родителей, конспект урока по математике.

Глава 1. Психолого - педагогические основы использования калькулятора в учебном процессе

1.1 Особенности использования калькулятора в учебном процессе

В современном мире широко используются и внедряются во сферы жизни общества информационный технологии. Для того, чтобы быть успешным, необходимо грамотно ими владеть. Это повлекло включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий.

Технические средства обучения помогают концентрировать внимание учащихся на наиболее существенном в процессе обучения, обеспечивать некоторую динамичность изучаемого материала, раскрывать приёмы самостоятельного приобретения знаний.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Особую роль играет калькулятор в учебном процессе.

Во второй половине 1970-х гг. внимание ученых-методистов было привлечено к широко распространенным портативным микропроцессорным приборам — микрокалькуляторам, обещавшим немало привлекательных перспектив от внедрения их в учебный процесс школы: ускорение процессов счета и высвобождение солидной части учебного времени на решение прикладных задач, формирование полезных навыков работы с автоматическим устройством, ряд новых возможностей методики преподавания школьных дисциплин и прежде всего дисциплин естественнонаучного цикла — математики, физики, химии [13].

Проведенная экспериментальная проверка повлекла решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс массовой школы. С распространением дешевых программируемых калькуляторов тут же появились методические разработки по использованию этих моделей как технического средства для обеспечения обучения школьников программированию и даже для управления учебным процессом [11].

В учебниках по математике нового поколения усилено внимание к формированию правильных представлений о понятии числа и его развитии, делается акцент на обучение приемам прикидки и оценки результата вычислений, проверки его на правдоподобие, через упражнения накапливается опыт использования свойств арифметических действий для удобства вычислений. То есть, обучаясь математике, учащиеся наряду с овладением письменными алгоритмами вычислений с целыми и дробными числами овладевают умениями, необходимыми для последующей работы с калькулятором [21].

Калькуляторы - мобильны, надежны, все программное обеспечение встроено и распространяется вместе с калькуляторами, поэтому все проблемы с лицензированием программного обеспечения в них отсутствуют, а так же отсутствуют игры, программы, не относящиеся к выполнению задачи, поэтому учащиеся во время выполнения задания не отвлекаются.

Калькуляторы легки в освоении и поэтому возможности современных моделей калькуляторов для решения типичных школьных задач практически идентичны возможностям компьютера.

Возможность проведения современных элективных курсов на основе применения малых средств информационных технологий, использование для этого разработанных и апробированных учебных и методических пособий, а также дают более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии за счет применения разрешенного технического средства и умения детей на нем работать [22].

Применение на уроках физики графического калькулятора предоставляет учащемуся возможность развивать познавательную потребность посредством обработки результатов эксперимента с помощью таблиц, графиков, выполнение детального анализа выявленной информации, осуществления поиска смысла физических величин. Применяя в процессе обучения предмету малые средства информатизации, учитель создаёт условия для получения учащимися совокупности образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных[17].

Во время выполнения экзаменационных работ по физике, химии и географии разрешается пользоваться непрограммируемыми калькуляторами.

При решении вопросов применения калькуляторов на ЕГЭ по указанным предметам необходимо руководствоваться следующими требованиями-калькуляторы должны обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg). Таким требованиям отвечают инженерные (или научные) непрограммируемые калькуляторы. Они обладают возможностями вычисления всех элементарных функций, естественного отображения чисел и редактирования введенных выражений[23].

Калькулятор применяют в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик сначала самостоятельно решает некоторый блок заданий, затем при помощи калькулятора имеет возможность проконтролировать свои решения. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях [22].

Таким образом, калькулятор широко используется в учебном процессе на таких предметах, как физика, химия, география, математика. Калькулятор помогает организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроке; набрать как можно больше баллов на ЕГЭ, является средством усвоения математической терминологии и символики, обладает возможностью быстрого исправления ошибки, участвует в воспитании честности, силы воли.

1.2 Особенности использования калькулятора в начальной школе

Проблема внедрения калькулятора в учебный процесс младших школьников остаётся актуальной и в наше время. Многие учителя и родители считают, что использование калькулятора без создания специальных условий могут отрицательно повлиять на формирование вычислительных умений и навыков.

Умение формировать у учащихся вычислительные навыки – важнейшее методическое умение учителя начальных классов. Выработка вычислительных навыков была и остаётся одной из основных задач начального образования [9].

С. И. Волкова пишет о том, что использование микрокалькулятора не только имеет практическое значение ( получение числового результата) , но и оказывает помощь в процессе усвоения письменных приёмов вычисления, а так же можно предложить воспользоваться калькулятором при решении примеров на порядок действий, с большими числами, использование микрокалькулятора облегчит вычисления и поможет сэкономить время. Использование калькулятора категорически исключается в тех случаях, когда задания направлены на отработку знания алгоритма [10, с. 36].

С 1993 года десятки тысяч младших школьников обучаются по программе развивающего курса математики, автором которой является доктор педагогических наук, профессор Н. Б. Истомина. Основная цель курса – формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения. В процессе обучения по данной программе активно используется калькулятор, который выполняет различные функции – мотивационную, обучающую, развивающую, контролирующую. Все эти функции реализуются через систему учебных заданий [15, с. 43].

Использование калькулятора позволяет детям быстро выполнить задание, а учителю проверить и обсудить различные варианты, предложенные учащимся.

Калькулятор может заменять работу с кассой цифр, обеспечив оперативность при выполнении заданий. С этой же целью калькулятор можно использовать при формировании умения переводить предметные действия на язык математических символов.

В процессе формирования новых понятий использование калькулятора позволяет устанавливать связь с ранее изученными понятиями, терминами, способами действий [15, с.44].

С помощью калькулятора младшие школьники могут получить большое количество частных фактов, анализ которых позволит им сделать обобщение. Это можно использовать при изучении различных свойств арифметических действий. Например, при изучении переместительного свойства умножения, учитель предлагает детям произведения, значения которых они находят на калькуляторе:

12*7 14*6 23*3 16*6

7 *12 6*14 3*23 6*16

Установив признаки сходства и различия полученных равенств, учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что от перестановки множителей значение произведения не меняется [15, с.45].

При знакомстве с многозначными числами калькулятор можно использовать для организации деятельности учащихся, направленной на усвоение разрядного состава чисел, формируя умения их читать и записывать.

Использование калькулятора оказывает большое влияние на продуктивное запоминание. Это обусловлено:

- одновременным включением в учебную деятельность различных анализаторов: слухового, зрительного, моторного;

- необычностью способа выполнения заданий, содержащих игровой элемент;

- разнообразием способов повторения;

- положительными эмоциями, которые вызывает у детей калькулятор.

С целью формирования вычислительных умений и навыков можно организовать разнообразную игровую деятельность:

2. Соревнуюсь с калькулятором. К доске выходят два ученика. Один из них называет ответ, выполняя вычисления устно, другой называет ответ после того, как он появится на экране калькулятора. Учитель фиксирует результаты соревнования.

3. Проверяю свою работу. Учитель сначала предлагает детям самостоятельно найти значения выражений, затем проверить работу, используя калькулятор. В случае неверного ответа, ученик зачёркивает его, а рядом пишет правильный ответ.

4. Лабиринт. Учащимся предлагается два числа: начальное и конечное. Путём последовательных преобразований начального числа надо получить конечное. В зависимости от условий (используя только одно арифметическое действие, два различных действия, указывая количество определённых действий и так далее) можно получить различные варианты этой игры.

В данном учебно – методическом комплекте содержится много заданий, направленных на работу с калькулятором, задания прослеживаются с 1 по 4 класс. Для того, чтобы учащийся обратился калькулятору, напротив этого задания дано условное обозначение

В данном учебно- методическом комплекте калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.

1. Проверь, умеешь ли ты пользоваться калькулятором, решая примеры из таблиц сложения и умножения (тем самым, зная таблицу умножения, учащийся видит, правильно ли он пользуется калькулятором).

2. Найди с помощью калькулятора значение выражений (так же отрабатывается умение пользоваться калькулятором при выполнении арифметических действий).

3. Выполни действия, а затем сделай проверку, используя калькулятор ( задание, направленное на формирование навыка самоконтроля- выполнить нужное действие и проверить себя в правильности его выполнения) [14, с.98].

Вывод по 1 главе

В первой главе рассмотрено использование калькулятора в учебном процессе в целом. Калькулятор широко используется на математике, физике, химии, географии, применяется на ЕГЭ, тем самым способствует получению наибольшего количества баллов.

Многие родители и учителя относятся к калькулятору с большим недоверием, но при правильной организации деятельности на уроке с использованием калькулятора, он выполняет такие функции, как мотивационную, обучающую, развивающую, контролирующую.

Данной проблемой занимались такие педагоги Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро, А. М. Пышкало и другие.


Урок по математике. Тема: калькулятор. Конспект для учащихся 3 класса. Я использовала его на открытом уроке.


Содержимое разработки

Тема: Знакомство с калькулятором

Тип: Изучение нового материала

1.учить пользоваться калькулятором;

2.совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи;

уметь пользоваться калькулятором для проверки правильности вычислений;

1.включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться;

2.получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы;

1.понимать смысл самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

2.иметь начальные представления о математических способах познания мира;

3.анализировать свои действия и управлять ими.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо.

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

- А пока запишите число, классная работа

Записывают число, классную работу

3. Актуализация необходимых знаний

Устный счет

1. Арифметический диктант.

– Запишите выражения и найдите их значения.

1) Из суммы чисел 13 и 5 вычти 8.


2) К разности чисел 16 и 7 прибавь 4.


3) К числу 7 прибавь разность чисел 35 и 5.


4) Разность чисел 56 и 50 увеличь на 9.


5) Из числа 17 вычти разность чисел 38 и 30.



По горизонтали: 1. Часть прямой. 2. Арифметическое действие.

По вертикали: 3. Единица длины. 4. Геометрическая фигура. 5. Компонент деления.

4. Самоопределение к деятельности

Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:

принтер по цене 5360 р. – 5 штук,

сканер по цене 4600 р. – 8 штук,

клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,

колонки по цене 800 р. – 3 штуки,

— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?

- Определите тему урока.

-Отвечают на проблемные вопросы

-Формулируют тему и учебную задачу урока

5. Работа по теме урока

Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древ­них времен изобретали различные приспособления.

В Древней Гре­ции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.

В Древ­нем Китае — приспособле­ние суан-пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.

До недавнего вре­мени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и дру­гие работники, чья деятель­ность была связана с расче­тами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.

Выдаю­щимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммиру­ющая машина, выполняющая сложение и вы­читание.

Работа по учебнику

-Прочтите теоретический материал на с. 97

Сделайте вывод: как калькулятор поможет решить проблему

- Ребята перед вами конверты, возьмите конверт под №1, перед вами карточки. Решите примеры с помощью калькулятора.

З45·2-125+267=832

116·6+34-147=583

84:12·7+561=610

-А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом. Возьмите ручку с другим чернилам, проверьте и поставьте оценку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учебного занятия по математике

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: научиться выполнять вычисления с помощью калькулятора.

Задачи урока:

- узнать, какие приспособления для вычислений использовались с древних времён;

- познакомиться с программой Калькулятор;

- выполнять простые и сложные вычисления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний учащихся

2. Целеполагание

3. Открытие новых знаний

4. Физкультминутка

5. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний

6. Физкультминутка

7. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний

8. Рефлексия

9.Итоги урока

9. Домашнее задание

Предлагается следующая ситуация

- Вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:

принтер по цене 5360 р. – 5 штук,

сканер по цене 4600 р. – 8 штук,

клавиатура по цене 1230 р. – 6 штук,

колонки по цене 800 р. – 3 штуки,

— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?

- Определите тему урока.

-Посмотрите, как сформулирована тема в содержании учебника.

- Откройте учебник на стр. 83

- Обозначьте цель сегодняшнего урока.

- Зачем вам необходимо это умение?

- Чтобы реализовать цель, какие поставим перед собой задачи?

- Какие умения пригодятся при решении этих задач?

- По какому главному критерию вы будете себя оценивать в конце урока?

- Какую первую учебную задачу надо решить?

Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древ­них времен изобретали различные приспособления.

В Древней Гре­ции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.

В Древ­нем Китае — приспособле­ние суан-пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.

До недавнего вре­мени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и дру­гие работники, чья деятель­ность была связана с расче­тами. На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.

Выдаю­щимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммиру­ющая машина, выполняющая сложение и вы­читание.

- Что мы узнали на данном этапе урока?

- Назовите вторую задачу урока

При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор

Перед началом работы на компьютере послушайте краткий инструктаж.

Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых повреждений.

Размести на столе учебные пособия, чтобы они не мешали работе.

Работайте на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную посадку (сидеть прямо, ноги не скрещивать, а ставить обе ступни на пол, поясница слегка выгнута, опирается на спинку стула).

Никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры.

Посмотрите и сравните виртуальнй и настоящий калькуляторы. Если вам знаком настоящий калькулятор, то освоение виртуального не составит труда.

Запуск Калькулятора осуществляется по команде Пуск"Программы"Стандартные"Калькулятор

У Калькулятора есть два вида: обычный и инженерный. Пока что нам достаточно функций режима Обычный.

Учитель выдает каждому учащемуся вид Калькулятора, с обратной стороны – клейкая лента. Учащиеся вклеивают раздаточный материал в тетради.


(Слайд 14) Учащиеся подписывают элементы интерфейса программы


Числовые кнопки выводят в поле ввода цифры. Набирать числа можно с помощью числовой панели или дополнительного поля на клавиатуре, а также с помощью мыши в программе Калькулятор.

Обратите внимание, что некоторые знаки арифметических действий отличаются от тех, которые мы используем в математике. Попробуйте назвать их.

Рассмотрим значения еще трех, необходимых для вычислений, кнопок.

Backspace – удаление последней введенной цифры

Пример: 467 → Backspace

CE – удаление последнего введенного числа

Пример: 15+2 → CE →5

C – полностью очищает калькулятор (кроме памяти)

Часто при решении сложных задач требуется запомнить промежуточный результат. Для этого в программе Калькулятор предусмотрены кнопки:

MC (Memory Clear) – очистка ячейки памяти

MR (Memory Read) – чтение из памяти

MS (Memory Set) – запись числа в память

M+ – прибавление числа из поля ввода к числу из памяти

- Какую задачу мы выполнили на данном этапе урока?

- Какую следующую задачу необходимо выполнить?

- Работа с вычислениями, выполняемыми на компьютере, требует особой внимательности и напряжения глаз. Поэтому прежде чем перейти к ним давайте проведем гимнастику для глаз

Решите арифметическую задачу:

Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?

- Составьте алгоритм вычисления

Учебник стр. 83 №274,№275 (учащимся предлагается проверить с помощью калькулятора правильность выполнения сложения и вычитания столбиком)

- Посмотрите на условные знаки, что они обозначают?

- №276, №277 (учащимся предлагается выполнить с помощью калькулятора 4 задания на умножение и записать столбиком и выполнить 5 заданий на деление и записать в строчку)

Читайте также: