Способ построения квадрата в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: демонстрационные геометрические фигуры; модель прямого угла; линейки; бланки с заданиями, мультимедийная презентация.

I.Психологический настрой. Организационная часть.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по математическому океану. Дети, улыбнитесь друг другу, ведь удача нам сегодня очень пригодиться! Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно! А сейчас мы запишем в наши бортовые журналы дату нашего путешествия.

Запись обучающимися числа в тетради.

На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтоб нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.

Мы вдалеке видим остров. Чтобы доплыть до него, нам необходимо решить числовые выражения. Будьте внимательны при вычислениях!

Решение числовых выражений

На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и

Учитель: На экране появились буквы. Попробуйте из них составить название нашего острова. Что получилось? ( Геометрия)

Мы попали на остров Геометрия. В словаре Ожегова даётся следующее понятие, геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.

III. Работа над темой урока

1. Работа с геометрическим материалом

А) Чтобы покорить гору нам необходимо подумать, что лишнее.

(Лишний круг) (Треугольник)

Б) Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались. Чем они похожи?

Какая фигура называется прямоугольником?

Убери лишнюю фигуру (П рямоугольник) Какие фигуры остались?

2. Объявление темы и целей урока

А) Определите тему нашего урока. (Квадрат)

Б) Сегодня на уроке вы узнаете основные отличия квадрата от других четырёхугольников. Научитесь строить квадрат, используя линейку и модель прямого угла, а также закрепите материал прошлых уроков.

Г) Давайте сейчас посетим долину знаний, где мы узнаем много нового и интересного.

Не случайно четырёх музыкантов, вступающих на сцене, называют квартет.

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колесах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырех улиц; четвертая часть года (три месяца).

Учитель: Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с квадратами. Ответы детей.

3. Практическая работа

Физминутка Привал, нам нужно немного отдохнуть Весёлая перемена

Мы шагаем, мы шагаем. (Ходьба с подниманием рук.)
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста (Наклоны вперёд, руками коснуться
Выпал птенчик из гнезда. пола, выпрямиться, поднять руки
Тихо птенчика берём вверх.)
И назад в гнездо кладём.

На поляну мы заходим, (Наклоны вперёд в движении.)
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

Учитель: А какой формы получились наши необычные рыбки? Давайте определим основные свойства данной фигуры. Ответы детей.

Внимание!! Проверим с помощью модели прямого угла, что все эти четырехугольники являются прямоугольниками. Дети выполняют работу.

Учитель: Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников. Ответы детей.

Учитель: А теперь продолжаем своё путешествие. Но что это? Нам лисёнок приготовил ловушки. Мы с ними обязательно справимся

1 ловушка: У каждого из вас карточки с фигурами. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты.

Что замечаете? Можно ли назвать квадрат прямоугольником?

(Квадрат является прямоугольником)

Подведём итоги. Какими свойствами обладает квадрат? (У каждой из этих фигур по 4 прямых угла и стороны равны)

Слышны весною птичек песни звонкие,
И с гор течёт холодная вода.
Прямоугольник с равными сторонками
Квадратом называется всегда.

4. Работа над правилом

Сформулируйте правило: что такое квадрат? Прочитайте правило о квадрате. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Сколько квадратов вы видите? Ответы детей.

6. Упражнение в черчении квадрата

Как правильно начертить квадрат? – Какие инструменты вам потребуются?

(Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).

Работа с мультимедиапродуктом.

Учитель: Обратите внимание, на чертеже указана длина одной сторон квадрата. Почему?

(Стороны квадрата одинаковы).

Учитель: Как найти периметр этого квадрата?

(Периметр – это сумма всех сторон. Поэтому, чтоб найти периметр этого квадрата, мы должны сложить длины четырёх сторон: 9+9+9+9=36 см.)

Учитель: Обратите внимание на числовое выражение. Мы видим, что повторяется одно и то же слагаемое четыре раза. Как по-другому можно записать данное выражение.

Учитель: Сложение одинаковых слагаемых заменяется умножением. Так как у квадрата все стороны равны, то периметр квадрата находят по формуле Р=4а, где 4 – это количество сторон, а – это длина стороны. А сейчас самостоятельно выполните задание: Постройте квадрат со стороной 2 см.

  1. Правильность выполнения чертежа - в парах.
  2. Нахождения периметра – запись на доске.

IV. Проверка знаний

Учитель: Ой, а это что за запутанные дорожки . Сейчас вам нужно будет ответить на вопросы теста. Вы будете зарисовывать ту фигуру, которой соответствует правильный ответ.

  • Квадрат – это…
  • В какой группе перечислены только прямоугольники?
  • Определи верную запись формулы нахождения периметра.

Учитель: У вас получился узор из геометрических фигур. Проверьте его.

Геометрические фигуры весьма разнообразны. Разнообразие форм геометрических фигур издавна использовалось многими народами для составления орнаментов, которыми украшали одежду, домашнюю утварь. Посмотрите на экран. Здесь вы видите геометрические орнаменты разных народов.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое квадрат?

Был ли интересным вам урок? Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, зелёный - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой

На уроке вы все были внимательны, активны. Молодцы! Сегодня у нас был необычный урок и оценка ваших знаний будет также необычной. Не ленитесь, старайтесь, как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый урок будет для вас занимательным и не скучным.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Г Е О М Е Т Р И Я

Равнина знаний квартет квадрига квартал квадрацикл

Лисьи ловушки 1 2 3 Карта

2 ловушка 2 Что такое квадрат? Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Сколько квадратов изображено на рисунке? 9 квадратов 3 ловушка 3

9 + 9 + 9 + 9 = 36 (см) Р = ? Начертить квадрат со стороной 9 см. Найти его периметр. 9 см Умелый строитель Карта

Квадрат – это… фигура, у которой четыре угла прямоугольник, у которого все стороны равны четырёхугольник, у которого все углы прямые

В какой группе перечислены только прямоугольники 2 и 3 1 и 4 4 и 5 1 4 2 3 5

Определи верную запись формулы нахождения периметра квадрата Р=4 а • Р=3 а • Р=2 а •

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат"

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат" по учебнику М.И. Моро, М.А.Бантовой и др. УМК "Школа России" с презентацией к уроку.


Презентация "Прямоугольник, квадрат"

презентация для введения нового материала.



Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов.

Открытый урок математики.


Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Построение квадрата

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: . Формирование умения выполнять построение квадрата по алгоритму

1. Научить выполнять построение квадрата по алгоритму, совершенствовать вычислительные навыки.

2. Развивать внимание, логическое и конструктивное мышление, математическую речь.

3. Воспитывать творческую активность, чувство взаимопомощи в совместной деятельности.

1. Орг.момент

Доброе утро мои дорогие ребята. Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь удача нам сегодня очень пригодиться! Вы постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!

2.Математический диктант:

1.Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5. 4 – Е

2.К сумме чисел 7 и 8 прибавить– М

3.К сумме чисел 11 и 8 прибавить – Г

4.Уменьшаемое 34, вычитаемое 12. Найти разность. 22 – Е

5.Какое число больше 17 на 6? 23 – О

6.Одна открытка стоит 5 р. Сколько стоят три таких открытки? 15 – Я

7.На сколько число 43 больше 20 ? 23 – Т

8.Найди периметр прямоугольника, если длина его 4 см, а ширина 2 см. 12 – Р

9. Увеличь число 54 на 27

Давайте проверим решение примеров. (Взаимопроверка)

3. Актуализация знаний

Сегодня продолжим тему фигуры. И о какой пойдет речь вы узнаете отгадав загадку:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
- Правильно, квадрат. А что мы знаем о квадрате?
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Сколько у квадрата сторон? (4)
- Сколько углов? (4)

4. Чистописание

5.Изучение нового материала

1.Задание на развитие внимания

- В тетради на пересечении линий клеток отметь точку. Отсчитай от этой точки в право 4 клетки и отметь ещё 1 точку. Отсчитай от этих точек вниз ещё 4 клетки и отметь ещё 2 точки.

Соедини точки отрезками, проведенными по тетрадным линиям.

- Какая фигура получилась?

-Докажи что это квадрат. Найди его периметр.

2. Построение квадрата по алгоритму

- Посмотрите, кого я здесь нашла! А у него в лапах свиток. Давайте его прочитаем.

Алгоритм построения квадрата

1 шаг. Отложите отрезок равный 3 см.

2 шаг. Постройте два прямых угла с вершинами в концах отрезка.

3 шаг . Отложите на каждом луче, начиная от его начала, по одному отрезку длиной 3 см.

4 шаг. Соедините отмеченные точки.

5 шаг. Убедитесь, что построенная фигура есть квадрат со стороной 3 см.

Задание: найди периметр квадрата.

6.Физминутка

Мы считали и устали

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3.

Ножками потопали 1,

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем ,

И опять считать начнем.

7.Работа по учебнику.

1 Решение задач с.173 № 3

О чем говориться в задаче? О каких?

Что известно в задаче? Запишите краткое условие задачи.

Что нужно знать в задаче?

Сколько действий там нужно выполнить, чтобы решить задачу?

Каким действием решили задачу?

2 Составление выражений и нахождение их значений . (У доски)

3 Реши уравнений С.175 № 6

8.Закрепление

1. Квадрат - это.

А - фигура, у которой четыре угла.

В - прямоугольник, у которого все стороны равны.

С - четырёхугольник, у которого все углы прямые. (Ответ:В)

2. Длина прямоугольника – это…

А - сторона, которая длиннее.

В - сторона, которая короче.

С- любая сторона. (Ответ:А)

3. Выберите правильный ответ:

А - у квадрата все стороны равны.

В - у прямоугольника все стороны равны. (Ответ:А)

4. Какие утверждения правильные:

А - любой квадрат - это прямоугольник.

В - любой прямоугольник - это квадрат. (Ответ:А)

9.Итог урока

что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое квадрат?

10.Рефлексия.

Был ли интересным вам урок?

Ответить на этот вопрос вы сможете при помощи нашего друга - квадрата (красный – очень, жёлтый - было интересно, зелёный - не понравился). Выберите квадрат, соответствующий по цвету вашему состоянию и поднимите над головой

11. Домашнее задание: с.174 №1

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 304 человека из 68 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 188 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.02.2019 871
  • DOCX 27 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Джалилова Шарипат Магомедовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план конпект урока математики. Тема: построение квадрата.

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date: 14.02.2017

Пән/ Предмет/ Subject: Математика

Сабақтың тақырыбы/ Тема урока/ Theme: Построение квадрата

Сабақтын үлгісі /Тип урока/The lesson’s type: изучение нового материала

Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: Стандартный

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: познакомить с новой геометрической фигурой квадрат и его свойствами;

дамытушылық/ развивающая/ developing: развивать логическое мышление, умение наблюдать и сравнивать, отрабатывать вычислительные навыки;

тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: способствовать воспитанию интереса к предмету математика, способствовать развитию мелкой маторики рук.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: Учебник,тетрадь, ТСО,НДМ,ИКТ.

Жоспар/План/Plan

I . Организационный момент .

II. Актуализация знаний

VI. Изучение новой темы

5. Итог урока

-Оценивание работы в течение урока.

-Домашнее задание (с пояснением).

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать.

Актуализация знаний учащихся.

Работа по карточкам

2)Работа над задачей (на интерактивной доске).

- На заводе за день выпускают 40 комбайнов, а тракторов – на 7 больше. Сколько тракторов выпускают на заводе за один день?

3) Логическая разминка.

(На доске висят геометрические фигуры – круг, треугольник, прямоугольник, квадрат)

- Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)

- А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)

- Назовите оставшиеся фигуры. (прямоугольник, квадр.)

-Какой четырехугольник называется прямоугольником? (четырехугольник, у которого все углы прямые)

III. Постановка учебной задачи.

(На интерактивной доске автомобили)

- Из каких геометрических фигур они состоят?

- Какие фигуры имеют прямые углы? (прямоугольник, квадрат)

- Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (они равны)

- Какие фигуры составляют кабины машин? (квадрат)

- Сформулируйте тему урока. (Квадрат)

- Тему урока вы назвали, а как вы думаете, что мы сегодня узнаем о квадрате? (О сторонах квадрата)

1) Практическая работа.

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны)

- А как это доказать? (наложить противоположные стороны)

- А чем отличаются квадрат и прямоугольник? (у квадрата все стороны равны)

- Докажите это. (Дети сравнивают противоположные стороны с помощью перегибания, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.)

- Итак, сделаем вывод: у квадрата все стороны равны.

-Нам нужно начертить квадрат в тетради. Известно, что длина одной стороны 6 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (можем)

- Как? (У квадрата все стороны равны. Значит, все остальные стороны тоже равны 6 см)

(Дети чертят в тетради квадрат)

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).

2)Работа по учебнику.

№2. –Что понадобится? (линейка). Самостоятельно выпишите номера квадратов. Взаимопроверка.

- Итак, квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Физминутка.

(квадрат – приседание, прямоугольник – прыжок, круг – хлопаем в ладоши).

VI. Первичное закрепление изученного материала.

1) - У меня платок. Какой он формы? (квадрат). Я хочу обшить его по краям тесьмой, но не знаю, какой длины тесьму купить. Подскажите, как узнать?

- То есть надо найти… (периметр)

- Давайте выведем формулу периметра квадрата. Если сторона квадрата а, то его периметр? ( Р=а+а+а+а+а) Запишите формулу в тетрадь.

- В каких единицах будем измерять длину моего платка? (в см)

- Длина стороны платка 8 см. Как найти периметр?

(Проверка 1 ученик у доски)

геометрические фигуры (да)

имеют по четыре стороны (да)

имеют по 4 угла (да)

все углы прямые (да)

- Можно сказать, что любой прямоугольник является квадратом. (нет). Почему?

- А как вы считаете, любой квадрат можно назвать прямоугольником? (да)

4)Назовите предметы из нашей жизни, которые имеют форму квадрата (на интерактивной доске).

IX. Итог урока.

Жили - были два брата треугольник с квадратом. (показать)

Старший - квадратный, добродушный, приятный.

Малодушный – треугольный, вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат:

Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

И сказал еще нежней:

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов,

Спать ложился ты квадратом,

Но на утро младший брат страшной мести был не рад:

Поглядел он, нет квадрата.

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть. Теперь у брата (СОГНУТЬ ВСЕ УГЛЫ)

Восемь новых уголков. (показать)

-Какая фигура получилась?

- Ребята, чему учит данная сказка? (быть добрыми, нельзя мстить, злиться и быть недовольными).

- А теперь ответьте на вопросы, написанные на доске. Будете обсуждать, и отвечать соседу по парте.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 11 человек(а).

Квадрат -- это четырехугольник с прямыми углами и равными сторонами. Кажется, что такую фигуру легко нарисовать, не правда ли? Но не будьте так самоуверенны. Чтобы начертить идеальный квадрат, необходимо располагать кое-чем еще, кроме твердой руки. Умение чертить квадрат при помощи циркуля и транспортира вполне может пригодиться.

Изображение с названием Draw a Square Step 1

Проведите одну сторону квадрата, пользуясь линейкой. Измерьте длину этой стороны, чтобы сделать остальные три стороны квадрата равными ей.

Изображение с названием Draw a Square Step 2

Отложите два прямых угла на обоих концах проведенной стороны квадрата. Таким образом, две прилегающие к ней стороны будут направлены вертикально вверх под прямыми углами. Проведите эти вертикальные линии.

Читайте также: