Список литературы по функциональной грамотности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Полянская Эльвира Николаевна

Организация: МБОУ СОШ №19

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. Слайд 2

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

Слайд 3 метод и приём

Свой урок мы начинаем с приветствия, делаем это по-разному: можно начать в стихотворной форме, можно придумать свой ритуал и тогда дети будут с нетерпением ждать вашего урока.

Слайд 4 поздороваться

Слайд 5, слайд 6 кроссворды, ребусы, в которых зашифрованы задания

Название: урок без темы

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Название: удивляй!

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

  • Умение анализировать;
  • Умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Слайд 7 Найдите в каждой строчке слово, расшифруйте название темы.

Название: “целое-часть. Часть- целое”.

Описание: прием на развитие логического мышления.по первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

1. Автомобиль - колесо;

А) стрелять б) курок в) оружие

2. Копейка - рубль;

А) пришивать б) пуговица в) рубашка

Название: игровая цель

Описание: универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

  • Учебные умения;
  • Умение работать в команде;
  • Умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, - найдите и исправьте их.
Пример 2.

На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Название: логические поисковые задания

Технология приема: существует очень много видов этих заданий. Я перечислю основные.

2. Группировка и систематизация ( обобщить несколько слов одним понятием или термином)

3. Анализ через синтез:

4. Нахождение закономерности:

5. Найди соответствие:

Название: приём “да, нет”.

Описание: универсальный приём технологии триз: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • Умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • Умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • Умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета юпитер.

Слайд 9 Название: ложная альтернатива (прием триз)

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица россии - париж или минск?
  • Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры?

Слайд 10 Название: лови ошибку

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

  • Умение анализировать информацию;
  • Умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • Умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.

Название: приём “шаг за шагом”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - е.д.тимашева (г.люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.

Слайд 11, Слайд 12 Название: приём "феномен".

Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает а. Кушнир. Это показ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Слайд 13, 14 Прием ассоциации использую при работе над словарным словом.

Например: мороз – холод, береза – белая, морковь – сочная, ребята- дети,

Приём мозаика: использую при работе с текстом.

Дети работают в группе, им достается текст в разрезанном варианте, им необходимо восстановить текст и презентовать его. Это может быть чтение цепочкой, хоровая декламация, чтение по ролям и т.д.

Название: приём “добавь следующее”""

Описание: хорошая игра которая не только для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. Д.

Пример. 1.слон. 2.слон, тигр. 3.слон, тигр, лев и т. Д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

- о чём мы сегодня говорили на мастер-классе?

- как сделать урок ярким и запоминающимся?

- какие приёмы вам больше всего понравились?

- был ли полезным для вас сегодняшний мастер-класс?

Слайд 20 Как и у каждой методики здесь есть свои плюсы и минусы.

+ помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, учат работать с книгой и текстом, развивают познавательную активность, формируют и развивают функциональную грамотность учащихся, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;

Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Список используемой литературы.

3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.

4. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.

5. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: „Вита-Пресс“, 6-е изд., доп., 2005. — 112 с., 9-е изд., 2009.

Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Посетив уроки наших учителей, вы уже можете иметь понятие о функциональной грамотности. Поэтому, прежде мы начнем с вами работу, хотелось бы, чтобы вы взяли листочки с человечками и деревом и отметили свое нахождение на нем. Отложите их. Спасибо!

Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

с гордостью сказал первый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова , – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения запишите, пожалуйста, на стикерах и разместите на доске. ( несколько предположений озвучить)

- Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!

Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.

Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый из вас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии. (Приложение 1)

Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это уже другая школа ремонта. (Приложение 2)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией ( читать , прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе .

Придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 3)

Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка " рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности

Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.

III. Заключительный этап.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

В этом тексте 22 ошибки!

Унасжывёт кот семён.он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте 21 ошибка! Найди их!

Вгниздепищятгрочята. Птинцы сутра просят есть. весь денгрочиищютпищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бираютчирвяков для сваихдитей. малышы будут сыты.

ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотилкатенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.


ВОЛКИ
Дядя симён ехал из города домой. С ним была сабака Жучка, Вдрук из леса выскачели волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди симёна была харошаялошать. Она тоже испугалась и быстра памчялась по дароге. Диревня была блиско. Покозались огни в окнах. Волки отстали.
Умноялошать спасла дядю симёна и Жучку.


МУРАВЬИ
Был у дедушке Степана мёд в гаршке. Забролись в гаршокмуровьи и ели мёд. Дедушка видет, дело плохо. Взял он гаршок, привизалвирефку и повесил гаршок на гвозть к потолку. А в гаршке остался один муровей. Он искал дарогу дамой: вылес из гаршка на вирёфку, патом на потолок. С потолка на стену, а со стины на пол.
Муровейпокозалдарогу к гаршку другим муровьям. Дедушка степан снял гаршок, а там мёду нет.

  1. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
  1. Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
  1. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.

4. Проследите за тем, как изменяется расположение фигур в первых трех квадратах. Заполните пустые клетки. Объясните, на основании чего вы это сделали.












В приведенной ниже таблице описаны свойства трех предметов, сделанных из дерева, камня и железа.

Тонет ли в воде?

Хорошо ли горит?

Притягивается ли магнитом?

Определите, из чего сделаны предметы.

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Ло – ло – ло – как на улице …

Ул – ул- ул – у меня сломался …

Мама Милу мыла мылом,

Я толстый и большой. С - - -

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

На мне кузнечики звенят. С - - -

А я - конечный результат. И - - -

(слон, стон, стог, итог)

Основная школа г.Лысково


Подготовила и провела:


2020 уч. год

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Формирование функциональной грамотности на уроках

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек:

 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

 умеющий отвечать за свои решения;

 способный нести ответственность за себя и своих близких;

 владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке; – обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

 для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

 понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

 хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

 владеющий современными информационными технологиями.


Цель учителя - развить ребёнка.

 -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое

 -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение

 -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

 -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

 Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Компоненты функциональной грамотности

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;

формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важное внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Далее

речь пойдет о приемах и методах формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка.

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Зу. огоро…, кла. дру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Лучше заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив ошибку или несколько ошибок, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п.

Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся ,определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся.

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов, формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Стимул: У Пети намокла тетрадь по математике, и он не смог решить задачу, так как некоторых данных в условии не было видно.

А – В пенале 7 карандашей.

Б – В пенале на 6 карандашей меньше.

В – В коробке 9 карандашей.

Г – Ни одно предложение не подходит.

2. Решение задач разными способами.

Из практики могу сказать, что мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.

Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)

5. Самостоятельное составление задач учащимися.
Составить задачу:

- используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; - решаемую в 1, 2, 3 действия;

- по данному ее плану решения, действиям и ответу;

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника:

-готовность осваивать и использовать знания о природе

-сознание ценности и научных знаний о природе.

-овладение методами познания природных явлений.

-способность к рефлексивным действиям

На уроках окружающего мира отрабатываю навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время.

Закрепляю признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, развиваю умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Предоставляю возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, проекты по различным темам, что они делают с большим удовольствием.

Приведу примерные вопросы.

Вопрос 1. Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет? а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

Вопрос 2. Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

Вопрос 3. Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки б)пластмассовые трубочки для питья в) железные гвозди г) стеклянные бусинки

Вопрос 4. Древесина- это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Вопрос 5. Птица- живая, облако- неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

§ Это планета земной группы? - нет;

§ Это планета – гигант? – да;

§ Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

§ Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета юпитер.

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.

Сведения об авторе

Кленова Ирина Владимировна

Должность: учитель начальных классов, квалификационная категория: высшая

Самарская область, г. Тольятти

В данной статье приводятся примеры заданий, формирующих умения использовать прочитанное в различных ситуациях, возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих школьника во взрослой жизни, что и является функциональной грамотностью. В заданиях используются сплошные, несплошные и смешанные тексты.

Читательская грамотность на уроке окружающего мира во 2 классе

Предмет: Окружающий мир

Тема: Правила вежливости.

Обучающимся предлагается два текста, по которым составлены задания.

Текст 1. (из учебника)

(Рассказ Сережи и Нади)

Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.

Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает мама. Почему? Непонятно.

Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…

Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.

Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…

И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Задание 1. Прочитайте текс №1

Ответьте на вопросы

1) Какие папины поступки показались ребятам странными?

А) Пропускает маму в дверь первой.

Б) Пугается чего-то выйдя из автобуса.

В) Подаёт незнакомой старушке руку, выходя из автобуса.

Г) Выходит из подъезда один без мамы.

А) Человек, который любит порядок

Б) Человек, который аккуратно одет

В) Человек, который никогда не опаздывает?

Г) Честный, благородный человек, умеющий понять другого человека

3) Можно ли папу Серёжи и Нади назвать порядочным? Почему?

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек - честный, соответствующий принятым правилам поведения. Словарь Ожегова

Порядочность – моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь; неспособность к сознательному, намеренному совершению поступков, противоречащих нормам общественной морали, нравственности и воспитания, а в случае случайного или вынужденного нарушения им этих норм – способность испытывать чувство стыда и вины. Википедия

О порядочности писал Аристотель, определяя порядочного человека, как человека, никогда не делающего дурного по своей воле.

Порядочный человек - это человек… ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вспомните литературные произведения, в которых вы читали о “волшебных поступках” Какие это были поступки? (запишите название/автор/поступок)

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

Задание 7. Какие источники информации пополнят твои знания о порядочном человеке?

Б) Словари, энциклопедии

В) Географическая карта

Д) Другие источники. Какие?___________________


Задание 8*. Рассмотрите инфографику “Русский национальный характер”, ответьте на вопросы

Читайте также: