Спиралевидные модели на познание временных отношений в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Созданная объемная модель времени позволила наглядно показать динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели дети легко и достаточно быстро доходят до самой сути такого сложного не столько математического, сколько философского понятия — время.

Основа объемной модели — спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени.

У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.

На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами.

В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений.

Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени

 Время - ткань, из которой состоит жизнь. (Бенджамин Франклин)

Время - ткань, из которой состоит жизнь. (Бенджамин Франклин)

Актуальность Согласно ФГОС в содержание образовательной области познавательно.

Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представле.

Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

История измерения времени Во всех древнейших эзотерических текстах, в мудрых.

История измерения времени Во всех древнейших эзотерических текстах, в мудрых сказках и притчах, в священных книгах. Из текстов египетских саркофагов начертанных на внутренних стенках гробов. Датируются временем Среднего Царства (2250 – 1580 до н.э.)

особенности развития представлений о времени в дошкольном возрасте В дошколь.

особенности развития представлений о времени в дошкольном возрасте В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных пр.

Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодна-завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т.д.); понимание последовательности событий, действий, явлений

через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное мате.

через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие

выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: н.

выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.

Трудности ознакомления со временем Время текуче и не может быть воспринято ср.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, является: Знание вр.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, является: Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Задачи развития представлений о времени в разных возрастных группах 4-5 лет.

Понятия с которыми знакомят в дошкольном возрасте Сутки- единица измерения вр.

Понятия с которыми знакомят в дошкольном возрасте Сутки- единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Сутки делятся на 24 часа и состоят из дня, вечера, ночи и утра. Календарные сутки составляют недели, месяцы. Неделя –единица времени, большая, чем день, и меньшая месяца. В большинстве современных календарей, включая григорианский, неделя состоит из семи дней. Это самая большая общепринятая единица времени, содержащая точное количество дней. Месяц- единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли, Лунные месяцы являются основой многих календарей. Год- единица измерения времени, в большинстве случаев приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 365 суткам в невисокосные годы и 366 – в високосные.

Методика ознакомления с частями суток младшая средняя старший дошкольный во.

Технология моделирования при ознакомлении дошкольников со временем Младший во.

Старший дошкольный возраст Объясняют, что общая длительность утра, дня, вече.

Старший дошкольный возраст Объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. широко используются модели, в том числе объемные и модели часов. используются объемная модель времени в виде спирали, вектора характеризующей путь развития возвратам к исходным пунктам, но на новой основе. с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.

модели при ознакомлении с частями суток Младший и средних группах Линейные м.

модели при ознакомлении с частями суток Младший и средних группах Линейные модели суток, круговые модели

Знакомим с частями суток

Знакомим с частями суток

В старшем дошкольном возрасте Различают модели зимних суток и летних, способн.

В старшем дошкольном возрасте Различают модели зимних суток и летних, способны объяснить, почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних. Знакомят со спиралевидной моделью суток, с вектором времени (обращается внимание на цикличность, периодичность отрезков времени)

Дни недели. методика Старший дошкольный возраст задачи формирование у дете.

Дни недели. методика Старший дошкольный возраст задачиформирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. методикаПоследовательность обучения: 1.Учим название дней недели по порядку, связывая их с деятельностью; 2.Ежедневно называть день недели, Какой день недели сегодня, вчера, завтра; 3.Связь дней недели с порядковым счетом. Используется наглядность, модели (плоскостные, линейные, объемные), календарь


модели при ознакомлении с временными понятиями В младшем средней группе: осв.

модели при ознакомлении с временными понятиями В младшем средней группе: освоение временных понятий (сегодня, вчера, завтра). в старшем дошкольном возрасте: позавчера, послезавтра ВЧЕРА сегодня завтра

Моделирование при ознакомлении с временами года В младших группах и средних г.

Моделирование при ознакомлении с временами года В младших группах и средних группах Круговые, линейные модели, предметные отражающая рисуночную модель характерных особенностей времен годы В старшей группе- условно-символические модели (круговые , линейные, объемные) в определенной цветовой гамме

В старшем дошкольном возрасте условно-символические модели (все виды) знаком.

В старшем дошкольном возрасте условно-символические модели (все виды) знакомят с месяцами и сезонами. Знакомятся с календарем

Знакомство с определением времени по часам у детей старшего дошкольного возра.

Знакомство с определением времени по часам у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.

Таблицы с изображением часов в соответствии с цветовой гаммой Доброе утро Доб.

Таблицы с изображением часов в соответствии с цветовой гаммой Доброе утро Добрый день Добрый вечер Спокойно ночи

Приемы обучения определения времени по часам Определить окончание срока деят.

Приемы обучения определения времени по часам Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам). Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка. Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать. Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту. Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку. В приёмной комнате детям одеть за одну минуту.

Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представл.

Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов

Библиография Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток.

Библиография Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток Автор Ковалец Илона Владимировна; Издательство Владос; Год издания 2007; Пособие по формированию представлений о частях суток предназначено для работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью третьего и четвертого годов обучения, может быть использовано в практической работе с детьми с ранним детским аутизмом. Знакомство со сменой частей суток как явлением природы - очень сложный и длительный процесс. Специфика временных характеристик реальной жизни, их цикличность и непрерывность с большим трудом воспринимаются детьми. Материал пособия окажет существенную помощь педагогам при формировании у детей этих временных представлений. Задания на рассматриваемую тему предложены с учетом жизненного опыта малышей. Работа с пособием также будет способствовать развитию речи, формированию элементарных арифметических представлений, развитию мелкой моторики рук, развитию коммуникативных навыков и позволит расширить познания детей о гармонии окружающего мира.

Автор: Непомнящая Развитие представлений о времени у детей дошкольного возра.

Автор: Непомнящая Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста Издатель: Детство-Пресс Год: 2005г. Cерия: Педагогическое образование В пособии раскрываются особенности восприятия и методика развития представлений о времени у детей. Адресовано педагогам, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, студентам педагогических колледжей, ВУЗов.

Название: Точные сказки: Формирование временных представлений Автор/составите.

Название: Точные сказки: Формирование временных представлений Автор/составитель: Шорыгина Т. А. Издательство: Книголюб Год издания: 2004 В пособии даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев авторских сказок. В ходе занятий дети получают представления о времени и измеряющих его величинах. Знакомятся с различными видами часов и календарей.

Название: Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Название: Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Автор: Рихтерман Т. Д. Издательство: Просвещение Год: 1991 В книге даются рекомендации по формированию у дошкольников представления о времени, а также приемы работы по воспитанию у них чувства времени. Издание красочно иллюстрировано. Художник С. М. Уездин. Книга создана на основе многолетних исследований автора и практической работы, проводившейся под его руководством. В ней раскрываются некоторые особенности содержания знаний детей о времени, излагается опыт формирования представлений о частях суток в младшей группе, о последовательности частей суток в средней группе детского сада, показана система работы по ознакомлению детей с календарем и развитию чувства времени у детей старшей и подготовительной к школе групп.

Е. Н. Лебеденко Формирование представлений о времени у дошкольников В пособии.

Е. Н. Лебеденко Формирование представлений о времени у дошкольников В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о времени во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год), а также о его существенных характеристиках (текучесть, непрерывность, необратимость). В приложении представлен авторский стихотворный литературный материал, рекомендуемый для использования на занятиях с детьми. Книга предназначена для педагогов ДОУ, студентов педагогических вузов и колледжей, родителей


Способность человека воспринимать предметы и явления в единстве их прошедшего, настоящего и будущего состояний, в динамике рассматривается как один из показателей развитого мышления. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению.

Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Опосредованную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, иных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей. Однако в непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не осваивают практические пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развито чувство времени. Время – это очень сложный объект познания. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующим и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник наблюдения, окружающая жизнь. Необходимо использовать наиболее яркие, запоминающие явления природы из жизни детей. Затем предлагаем систему игровых ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка, учимся распознавать контрастные отрезки времени: день – ночь, утро – вечер. При этом используем начальные символы частей суток: солнце, темный фон ночного неба. Обыгрываем характерные признаки той или иной части суток, характерные действия человека.

В данной круговой модели вместо числовой отметки (точкования) используются палочки Кюизенера. Исходя из того, что каждая палочка своим цветом и длиной обозначает число, то можно нарисовать плоскостные палочки от белой до черной, и определить, почему каждая палочка обозначает тот или иной день недели.

 Белая палочка – это число 1, а понедельник – это первый день недели, поэтому белая палочка обозначает понедельник.

 Розовая палочка – это число 2, а вторник – это второй день недели, поэтому розовая палочка обозначает вторник.

 Голубая палочка – это число 3, а среда – это третий день недели, поэтому голубая палочка обозначает среду.

 Красная палочка – это число 4, а четверг – это четвертый день недели, поэтому красная палочка обозначает четверг.

 Желтая палочка – это число 5, а пятница – это пятый день недели, поэтому желтая палочка обозначает пятницу.

 Фиолетовая палочка – это число 6, а суббота – это шестой день недели, поэтому фиолетовая палочка обозначает суббота.

C:\Users\1\Desktop\DSCN2528.JPG

 Черная палочка – это число 7, а воскресенье – это седьмой день недели, поэтому черная палочка обозначает воскресенье.

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

1) Назовите первый день недели и покажите на модели ту палочку, которая этот день недели обозначает.

2) Назовите день недели, который стоит между четвергом и субботой, и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

3) Если сегодня вторник, то какой день недели был вчера и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

4) Если сегодня вторник, то какой день недели будет завтра и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

Каждый день недели шифруется определенным блоком:

C:\Users\1\Desktop\DSCN2529.JPG

Синий квадрат – понедельник;

Желтый круг - вторник;

Красный треугольник – среда;

Желтый квадрат – четверг;

Желтый треугольник – пятница;

Красный квадрат – суббота;

Красный круг – воскресенье.

С данной линейной моделью можно предложить следующие варианты игр:

Жила – была неделька, и хорошо ей было, все у нее было правильно. За понедельником шел вторник, за вторником - среда, за средой – четверг, и все остальные шли по порядку. Но вот однажды захотелось им поиграть. Поиграли они, расшалились, разбежались в разные стороны, а когда захотели собраться, то получилось что-то странное: за средой стоял вторник, за вторником – воскресенье. Все дни перепутались. Нужно помочь недельке и собрать правильную последовательность дней недели. Дети вспоминают, какой блок обозначает тот или иной день недели, и затем выкладывают их в правильном порядке.

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и выстраиваются в недельку, вспоминая обозначение каждого блока и их правильную последовательность.

Так, используя наглядные модели, дети ежедневно наблюдают динамику, и основные средства времени: текучесть, необратимость, закономерность, периодичность. Моделирование значительно облегчает восприятие осмысление сложнейших временных представлений, взаимосвязей и очередностью, способствуют поддержанию познавательного интереса. Игровые модели позволяют закреплять полученные знания с самостоятельной детской деятельности. А это и есть показатель осознания, усвоения предложенного материала. Ориентировка во времени становится основой для перехода к осмыслению последовательности и периодичности явлений в жизни, способствует социализации.

Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно образному характеру его мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное и предметно-схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Моделирование является одним из наиболее перспективных средств реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1762.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): день, круговая модель, неделя, ребенок, время, день недели, линейная модель, часть суток, вторник, знакомство детей.


Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем.

 Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни .

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни .

Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства.

Для ребенка отражение времени более трудная задача, чем восприятие пространства.

Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений: адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени); понимание обозначающих время слов (от более простых вчера-сегодня-завтра до более сложных прошлое-настоящее- будущее и т.д.); понимание последовательности событий, действий, явлений

Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений:

Система работы по Т.Д.Рихтерман

  • Ознакомление с частями суток на наглядной основе с использование картинок, с отражением деятельности детей в различные части суток

2. Ориентация по пейзажным картинкам по основным природным показателям: цвет неба, положение Солнца на небосклоне, степень освещенности дня

3. Переход на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом

4. Как обобщение знаний о времени – знакомство с календарем как системой мер времени

Система работы по Е.И. Щербаковой Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени, свойств времени (одномерность, текучесть, необратимость, периодичность) Модель дни недели, аналогичная первой, но отличалась тем, что ее размеры больше и один виток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель времени года отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением.

Система работы по Е.И. Щербаковой

  • Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени, свойств времени (одномерность, текучесть, необратимость, периодичность)
  • Модель дни недели, аналогичная первой, но отличалась тем, что ее размеры больше и один виток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели.
  • Модель времени года отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением.

Особенности времени

Р. Л. Непомнящая выделяет:

Первая причина это своеобразие времени как формы проявления реальности.

Вторая несформированность у ребенка механизмов познания времени.

Третья — особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте.

И четвертая причина небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Последовательность обучения временным понятиям Возрастная категория Знание о единицах измерения времени 2 младшая (3-4 лет) Знание о соотношении единиц измерения времени Части суток Средняя (4-5 лет) Знание о скорости протекания процессов времени - Старшая (5-6 лет) Сутки Подготов. (6-7 лет) Неделя, месяц Сутки состоят из частей: утро, день, вечер, ночь - Знание последовательности событий во времени Быстро, медленно Раньше – позже, сначала - потом Недели составляют месяц Месяцы, текущий месяц, календарный год, дни недели, времена года Вчера, сегодня, завтра Контрастное сравнивание: быстро, медленно Неделя составляет месяц, месяцы - год Минута составляет час Определение какой день был вчера, сегодня, завтра Определение темпа: быстро или медленно + знакомство с часами и определение времени по ним Смена времен года

Последовательность обучения временным понятиям

Знание о единицах измерения времени

2 младшая (3-4 лет)

Знание о соотношении единиц измерения времени

Знание о скорости протекания процессов времени

Подготов. (6-7 лет)

Сутки состоят из частей: утро, день, вечер, ночь

Знание последовательности событий во времени

Раньше – позже, сначала - потом

Недели составляют месяц

Месяцы, текущий месяц, календарный год, дни недели, времена года

Вчера, сегодня, завтра

Контрастное сравнивание: быстро, медленно

Неделя составляет месяц, месяцы - год Минута составляет час

Определение какой день был вчера, сегодня, завтра

Определение темпа: быстро или медленно + знакомство с часами и определение времени по ним

Смена времен года

Методика ознакомления с временными понятиями Возрастная категория Методы и приемы 2 младшая (3-4 лет) Формы организации -опора на практическую деятельность детей, природные показатели и наглядность Средняя (4-5 лет) -опора на практическую деятельность детей и взрослых, природные показатели и наглядность -иллюстративный материал -беседы индивидуальные и групповые с опорой на личный опыт детей -иллюстративный материал, -на занятиях -стихотворения, отрывки рассказов -художественное слово Беседы индивидуальные и групповые, на занятиях, дидактические игры, наблюдения за явлениями, символизирующими время на прогулке -дидактические игры -дидактические игры -цветовой раздаточный материал (карточки – знаки): соотнесение цветовых знаков с изображением частей суток

Методика ознакомления с временными понятиями

Методы и приемы

2 младшая (3-4 лет)

-опора на практическую деятельность детей, природные показатели и наглядность

-опора на практическую деятельность детей и взрослых, природные показатели и наглядность -иллюстративный материал

-беседы индивидуальные и групповые с опорой на личный опыт детей

-стихотворения, отрывки рассказов

Беседы индивидуальные и групповые, на занятиях, дидактические игры, наблюдения за явлениями, символизирующими время на прогулке

-цветовой раздаточный материал (карточки – знаки): соотнесение цветовых знаков с изображением частей суток

Возрастная категория Старшая (5-6 лет) Методы и приемы -иллюстративный материал Подготов. (6-7 лет) Формы организации -иллюстративный материал -художественное слово: стихотворения, сказки, загадки, рассказы об определении времени в старину -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -художественное слово: стихотворения, сказки, пословицы и поговорки, загадки, рассказы о технических средствах для определении времени -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры -беседы о происхождении названий дней недели, о их последовательности -дидактические игры - арифметические задачи - моделирование: календари, цветовые знаки-символы недели и съемный календарь -дидактические игры -на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры - арифметические задачи моделирование: календари, часовые механизмы и модели часов, календарного года -проблемные ситуации -беседы о происхождении названий месяцев, о их последовательности

Методы и приемы

Подготов. (6-7 лет)

-художественное слово: стихотворения, сказки, загадки, рассказы об определении времени в старину

-на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры

-художественное слово: стихотворения, сказки, пословицы и поговорки, загадки, рассказы о технических средствах для определении времени

-на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры

-беседы о происхождении названий дней недели, о их последовательности

- арифметические задачи - моделирование: календари, цветовые знаки-символы недели и съемный календарь

-на занятиях по ЭМП, экологии, развитию речи -дидактические игры

- арифметические задачи моделирование: календари, часовые механизмы и модели часов, календарного года -проблемные ситуации

-беседы о происхождении названий месяцев, о их последовательности

Технология моделирования при ознакомлении дошкольников со временем

Младший возраст: отражающая рисуночную модель. Детям предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.

Старший дошкольный возраст: объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. широко используются модели, в том числе объемные и модели часов. используются объемная модель времени в виде спирали, вектора характеризующей путь развития возвратам к исходным пунктам, но на новой основе. с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.

Старший дошкольный возраст:

объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

широко используются модели, в том числе объемные и модели часов.

используются объемная модель времени в виде спирали, вектора характеризующей путь развития возвратам к исходным пунктам, но на новой основе.

с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.

Модели при ознакомлении с частями суток Младший и средних группах : Линейные модели суток, круговые модели

Модели при ознакомлении с частями суток Младший и средних группах : Линейные модели суток, круговые модели

Старший дошкольный возраст: Различают модели зимних суток и летних, способны объяснить, почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних. Знакомят со спиралевидной моделью суток, с вектором времени (обращается внимание на цикличность, периодичность отрезков времени)

Старший дошкольный возраст:

Различают модели зимних суток и летних, способны объяснить, почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних.

Знакомят со спиралевидной

моделью суток, с вектором

времени (обращается внимание

периодичность отрезков времени)

Модели при ознакомлении со днями недели используются круговые модели, линейные, объемные.

Модели при ознакомлении со днями недели

используются круговые модели, линейные, объемные.

Моделирование при ознакомлении с временами года В младших группах и средних группах: круговые, линейные модели, предметные, отражающие рисуночную модель характерных особенностей времен годы В старшей группе: условно- символические модели (круговые, линейные, объемные) в определенной цветовой гамме

Моделирование при ознакомлении с временами года

В младших группах и средних группах:

круговые, линейные модели, предметные, отражающие рисуночную модель характерных особенностей времен годы

В старшей группе: условно- символические модели (круговые, линейные, объемные) в

определенной цветовой гамме

Знакомство с определением времени по часам У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час Таблицы с изображением часов в соответствии с цветовой гаммой

Знакомство с определением времени по часам

У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с

длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час

Таблицы с изображением часов в соответствии с цветовой гаммой

Приемы обучения определения времени по часам Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам). Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка. Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать. Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту. Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.

Приемы обучения определения времени по часам

  • Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам).
  • Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.
  • Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать.
  • Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.
  • Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.

Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов


-75%

Читайте также: