Спенсер личность и государство краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Герберт Спенсер английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма в Англии, приверженец эволюционной теории в философии и социологии, идеолог социал-дарвинизма.

Спенсер родился 27 апреля 1820 года в г. Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей, поздно научился читать, к тому же имел очень слабое здоровье.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками — историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон — Бирмингемской, он без колебаний принял предложение.

В 1865 г. Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу и материальную поддержку, когда у того возникают проблемы с публикацией серии своих книг. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Гербер Спенсер как учёный был плодовитый и разнообразный, он был глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке.

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне, прожив 83 года.

Спенсер постоянно сравнивает процессы в обществе с природными процессами и явлениями, но нельзя говорить о том, что он отождествлял общество с биологической системой, он лишь сравнивал и прослеживал сходства и различия. Естественные науки играли для Спенсера роль научного и методологического подхода, принципа или прецедента: он старался взять из них научную методологию (создание гипотез, методы доказательств, проверку результатов) и положить на имеющийся социльно-исторический материал.

В целом история согласно концепции Спенсер представляется процессом линейным. Линейное развитие человечества проходит через определённые этапы, которые предопределены (как и эволюция развития индивида от детства к старости).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На основе необходимости защиты и охраны, по теории Спенсера, сложился воинственный (или воинствующий) тип социальной организации, который был необходим на первых парах, но не является лучшим.

Воинствующий тип общества постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). И он уже основывается на равенстве индивидов между собой и свободе личности.

Главное различие воинствующего и промышленного обществ согласно теории Спенсера, в том, что прежде (в воинствующем обществе) индивиды служили для цели общества, а теперь (в промышленном обществе) общество должно служить для целей индивидов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Спенсер был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество должно существовать для блага своих членов, а не наоборот, давать индивидам поле для самореализации и осуществления своих естественных прав. Условием успешного социального развития он считал принципы равной свободы индивидов, то есть свободы ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, а следовательно и противником государственной благотворительности, то есть принудительного перераспределения социальных благ (но это относится только к государственным программам, против же частной благотворительности Спенсер не выступал) .

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вмешательство государства в жизнь общества и жизнь каждого индивида в отдельности не только возмущает, но и тревожит Спенсора. Он с тревогой отмечал возрождение и усиление ряда характерных черт воинствующего общества в Германии, Англии, Франции, о развитии и увеличении армий, росте бюрократического аппарата, усилении роли правительства и его вмешательства в торговлю, промышленность, трудовые и другие отношения.

При этом он не отрицает, что существует то, ради чего люди могли бы объединяться и действовать совместно:

  • для защиты от чужеземного вторжения;
  • защита от внутренних врагов (личность и её собственность должны быть защищаемы);
  • извлечение пользы из занимаемой территории.

Но в тоже время он подчёркивает, что ещё до возникновения правительств существовали порядки для объединений индивидов, которые устанавливались обычаями (примеры различных племён), а закон- это лишь окончательная форма того, что существовало до них.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Итак, подводя некоторые итоги анализа книги Г. Спенсера можно сказать что, история человечества представлены в теориях Г. Спенсера эволюционирующим линейным процессом, в целом двигающимся по траектории позитивного развития. Но не прямолинейным – так как возможны варианты регресса в развитии общества. Общества согласно его идеям проходят два уровня развития — воинствующий и промышленный типы обществ. В чистом виде промышленный тип общества современниками Г. Спенсера достигнут не был.

Г. Спенсер критикует усиление государственного влияния на жизнь общества, в том числе и социальные программы государственной поддержки населения, тенденции к неограниченному суверенитету правительств – считая все эти факты попытками государства узурпировать власть и подчинить себе людей. Так же он критикует и не дальновидность политиков, которая приводит к роковым ошибкам. Г. Спенсер является сторонником идей свободы личности и индивида и считает эту свободу – ценностью для общества, на котором оно должно базироваться.

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, представитель классического либерализма.
.
В очерках, собранных в этом томе, автор задокументировал процесс постепенного вырождения в Великобритании после 1850 г. классического либерализма в то, что в ХХ в. станет называться социальным либерализмом, и вызванный этим возврат к меркантилистскому и воинственному социальному порядку. Спенсер показывает, как постепенное приращение власти государства незаметно ведет к деспотизму и порабощению. Он критикует законодателей за игнорирование экономических законов, координирующих желания и усилия людей; атакует доктрину неограниченного суверенитета правительства, будь то монархического или парламентского, и связанную с ней концепцию прав как созданных государством и поэтому с такой же легкостью государством отменяемых.

Личность и государство

.
Предисловие
I. Новый торизм
II. Грядущее рабство
III. Грехи законодателей
IV. Великий политический предрассудок
Послесловие
.

Шесть опытов о государстве, обществе и свободе

.
Размышления об истинной роли государства
Чрезмерность законодательства,
Представительное правление и к чему оно пригодно?
Социальный организм
Специализация управления
От свободы к рабству

Читайте также: