Спектакль старухи краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024


Участники

Место проведения

Студия театрального искусства


Спектакль - полнейшая чушь. Автор "Старухи" умер от голода в психиатрической клинике, и это заметно, начиная с первых сцен. Значительная часть зрителей ушли из зала, не дожидаясь конца спектакля. Актёры безусловно талантливы, но зачем же они тратят свой талант на эту бездарную постановку? Она понравится только любителям всего абстрактного, "философского". У большинства наших людей спектакль вызовет лишь отвращение.

Начинается спектакль "Старуха" в фойе театра, где двое актеров наперебой читают стихи Хармса. Затем публике предлагают переместиться в зрительный зал, где их ждет полуторачасовая встреча с одним из самых мистических произведений русской литературы XX века.

Из-за кулис сразу появляется главное действующее лицо, точнее - появляЮтся. Одна за другой на сцену выходят старухи и выпрыгивают в единственный на сцене дверной проем. И так легко у них это и незатейливо получается, словно они не бабушки, а дети малые и просто, коротая время в ожидании родителей, катаются с горки во дворе детского сада.

Множатся у Сергея Женовача не только старухи. Режиссер словно фокусник засовывает главного героя в комнату (которая представлена тремя черновыми стенами, превращающимися одним движением руки в облицовочные), и оттуда возникает уже другой герой, а потом еще один и еще. Итого автор представлен сразу восьмью актерами. "Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. "

И вот коллективный разум силится написать рассказ о чудотворце, который за всю свою жизнь не сотворил ни одного чуда. Потом молодые люди обнаруживают в комнате (последнюю) старуху и тут же пытаются от нее избавиться любой ценой. Проголодавшись во время исполнения сей миссии авторЫ идут в магазин, где встречают девушку (восемь девушек), предлагающих "за знакомство" восемь буханок черного хлеба и восемь бутылок водки.

События повести Даниила Хармса, несмотря на обилие деталей повседневной жизни, без сомнения слабо связаны с реальной действительностью, и часы без стрелок, символизирующие вечность, - явный признак перехода героя в иное пространство. За счет приема размножения Женовач отлично передает искаженную реальность автора, делая ее живой, веселой и в меру абсурдной.


Фото: Студия театрального искусства -->

Короткая повесть Хармса написана в 1939 году. В комнате главного героя, живущего в коммунальной квартире, внезапно появляется мертвая старуха — такой собирательный образ всего, что мешает жить. В исходном тексте всего три героя: старуха, он и она, а на сцене сразу 20 актеров.

Сергей Женовач и последний выпуск его актерской мастерской решили поиграть в абсурд: одну роль играют в восьмером. Режиссер, впрочем, не считает получившийся спектакль комедией в чистом виде.

— За внешним балагурством, шутливостью, абсурдностью сквозит очень глубокая мысль, я бы сказал даже, трагическая и драматическая.

— Как дошли до этого интересного хода — восьмиличия героя и героини?

— Это подсказал сам Хармс, потому что у него есть герои и его мысли. У нас главный пространственный идеолог — это великий Александр Боровский. Возникла идея у него, что будет множительная история. Если выходит один человек и одна старуха, получается некая личная история. Здесь же возникает система абсурда, система невероятности, когда все увеличивается через увеличительное стекло: эмоции, чувства, интонации, настроения. Прелесть поиска, что ты не рассуждаешь, не сидишь за столом литературой занимаешься, а начинаешь пробовать с ребятами. Главное, вовремя остановиться в этом поиске. Потом вдруг возникает мысль, что здесь не может быть семь ребят и одна девушка, тогда возникли девчонки, потом возникает, что девчонки — это старухи, потому что одна старуха не становится героем. И так постепенно через этюды, пробы можно это сочинять.

В коронавирусных обстоятельствах на сцене СТИ текст Хармса сильно трансформировался, считает театральный критик Ольга Егошина.


В основу спектакля легли отрывки из пьес, рассказов, а также стихи ярчайшего представителя русского авангарда, мастера эпатажа Даниила Хармса.

Постреволюционная реальность, представленная в постановке, настолько страшна и абсурдна, что героини спектакля предпочитают умереть, несмотря на огромное желание жить.

Зрителей, которые размещаются в непривычном для них пространстве – непосредственно на сцене, ждет уникальная фантасмагория, персонажи которой балансируют на грани снов и фантазий, реальности и иллюзий, жизни и смерти.


Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века на морском побережье в Бессарабии, под Аккерманом, в конце лета — начале осени.

Главные герои

Другие персонажи

  • Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Краткое содержание

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла. Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

И что в итоге?

Старуха Изергиль — крепко засыпает, окончив свой длинный рассказ.

Ларра — убив девушку из своего племени, становится изгнанником, скитается по свету, не имея возможности умереть.

Данко — жертвует собой, вырвав собственное сердце, чтобы осветить путь людям.

Рыбак с Прута — казнён через повешение.

Гуцул — казнён через повешение.

Сын турка — умирает на руках у Изергиль от тоски по дому.

Выводы

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:

Читайте также: