Специфика логопедических занятий в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и учителя, но во ФГОС есть много здравого, прогрессивного, и оно превалирует, поэтому стандарты продолжают существовать.

Введение ФГОС НОО привело к изменениям функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе обязанностей учителя – логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится ещё более значимой, конкретной и измеримой. Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит отражение в переходе:

• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН, к определению этой цели как формирование умения учиться;

• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

• от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент формирование УУД в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сферах).

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа, с близкими (дом) и сверстниками.

Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) - формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей. Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:

• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

• развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.

Для мониторинга и диагностики я использую экспресс – диагностику речевой успешности Т. А. Фотековой. Данная методика позволяет:

• уточнить структуру речевого дефекта;

• оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля ребёнка);

• выстроить систему коррекционной работы;

• скомплектовать группы на основе общности структуры дефекта.

При обследовании ребёнка используется бланк экспресс – диагностики, в котором фиксируются ответы по семи пробам звукопроизношение;

1) фонематическое восприятие;

2) звуко – слоговая структура;

3) навыки языкового анализа;

4) словообразование;

5) грамматический стой речи;

Используя этот метод на занятиях, мы помогаем ребенку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении устной и письменной речью.

Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре :

— самоопределение к деятельности;

— постановка учебной задачи;

— построение проекта выхода из затруднения;

—первичное закрепление во внешней речи;

— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

— включение в системУ знаний и повторение;

В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной остаётся позиция делового партнера в процессе решения учебных задач.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя - логопеда. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания с ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения. Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.

Составь предложения с помощью вопросов:

Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Кто? Что делает? Откуда? С чем?

Кто? Что делает? Кого? Чем?

Самолёт что делает? (какой? как? где).

Ландыши что делают? (какие? где? когда).

Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли : анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ребенок дает ответ, у другого возникает мысль по аналогии, начинается живое, активное обсуждение. Учитель - логопед подхватывает мысль, развивает ее, обобщает. Недопустима интенсификация темпа занятия, спешка, нагромождение упражнений и заданий на занятии. Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

1 уровень: Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Используй схемы.

Когда мы пришли на станцию, поезд уже ушёл.

Серёжа подошёл к домику, где жил лесник.

Груша упала с дерева, потому что она перезрела.

Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.

Ребята направились туда, где. .

Мы уедем в лагерь, когда. .

Пётр спешил на стадион, потому что… .

3 уровень: Подумай и составь из двух предложений каждой строки одно сложное. Используй союзы и союзные слова.

На краю поляны мы увидели ель. Она была одета в белый наряд.

Я приехал в село. Солнце уже закатилось.

Машины включили фары. Стало темнеть.

Нам стало веселее. Наши поплавки то и дело плясали на воде.

Скажи, какое значение приобрело каждое составленное тобой сложное предложение?

При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется.

соответствующего размера: маленькое — упадок сил, среднее спокойствие, большое — прилив сил.

Ответы: черный цвет — плохое, красный — хорошее, розовый — среднее.

2 — лепесток усталости.

Детям раздают лепестки оранжевого и коричневого цвета с цифрой 2 и задают вопрос:

Ответы: оранжевый цвет — усталости нет, коричневый — я устал.

3 — лепесток успешности в общении. Раздают лепестки желтого и белого цвета с цифрой З.

Ответы: желтый цвет — я успешен, белый — я не был успешен.

4 — лепесток новых знаний. Раздают лепестки зеленого, салатового, темно-зеленого цвета.

Ответы: зеленый цвет — я узнал много нового, салатовый — я узнал мало нового, грязно-зеленый — я ничего не узнал.

5 — лепесток комфорта. Раздают лепестки голубого и бледно-голубого цвета.

Ответы: голубой цвет — мне было комфортно, бледно-голубой — я чувствовал дискомфорт.

6 — лепесток затруднений. Раздают лепестки синего и сизого цвета

Ответы: синий цвет — у меня не было затруднений, сизый — я испытывал затруд-нения.

7 — лепесток — моя оценка на занятии. Раздают лепестки фиолетового, сиреневого и черного цвета.

Ответы: фиолетовый цвет — хорошо, сиреневый — удовлетворительно, черный — плохо.

Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.

Необходимым условием эффективной коррекционной помощи является создание атмосферы, вызывающей положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений личностно включает ребенка в занятия, что и является основным условием успеха.

1. Логопедическая работа в школе : пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М. : Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам);

Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС ДО. Чтобы малыш- первоклассник.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:

1.Подготовка материалов обследования.

2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.

3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.

4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

  • Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:

1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.

2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.

3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.

4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.

5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

  • Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

  • Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .

1.Коррекция на фонетическом уровне.

2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.

4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

5.Коррекционная работа на лексическом уровне.

6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.

7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.

9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

10.Словосочетание и предложение.

11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.

13.Закрепление падежных форм.

14.Связь слов в предложении и словосочетании.

17.Пропедевтика нарушения письменной речи.

18.Работа над связной речью.

19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

20.Формирование пространственных представлений.

21.Формирование временных представлений.

22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

2. На что обратить внимание в первую очередь?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:

1.Подготовка материалов обследования.

2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.

3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.

4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:

1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.

2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.

3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.

4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.

5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.

Содержание логопедической работы:

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .

1.Коррекция на фонетическом уровне.

2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.

4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

5.Коррекционная работа на лексическом уровне.

6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.

7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.

9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

10.Словосочетание и предложение.

11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.

13.Закрепление падежных форм.

14.Связь слов в предложении и словосочетании.

17.Пропедевтика нарушения письменной речи.

18.Работа над связной речью.

19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

20.Формирование пространственных представлений.

21.Формирование временных представлений.

22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

2. На что обратить внимание в первую очередь?

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе - это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления работы:

· Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

· Обогащение лексического запаса

· Овладение грамматическими категориями

· Развитие связной речи

· Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах

· Дифференциация смешиваемых звуков

Развитие навыков звукового анализа:

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза - основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.

Тесно связана со звуко-буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.

Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.

Развитие грамматического строя речи:

Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:

· учить детей правильно строить простые и сложные предложения,

· наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,

· распространять предложениями второстепенными и однородными членами.

В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

Развитие связной речи:

Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.

Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:

Развитие зрительно-моторной координации:

Очень важный этап коррекционной работы - это развитие зрительно - моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико - пространственным признакам букв.

Связь логопеда с родителями

Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)

Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)

Домашние задания (артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах)

Читайте также: