Специфика адаптации к школе леворуких детей

Обновлено: 07.07.2024

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

ВложениеРазмер
levorukost.zip 431.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей

  1. Психофизиологические особенности леворукого ребёнка……………….4
  2. Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста ………………………. 5
  3. Особенности подготовки к школе леворуких детей…………………………………………………………………….……7

Список используемой литературы…………………………………………. ……11

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Целью нашей работы является теоретическое изучение особенностей подготовки леворуких детей к обучению в школе с учётом их психофизиологических особенностей.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи :

  • Рассмотреть психофизиологические особенности леворуких детей;
  • Охарактеризовать основные проблемы леворуких детей дошкольного и старшего школьного возраста;
  • Постараться раскрыть особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей.

1.Психофизиологичекие особенности леворукого ребёнка

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. У праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы.

  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • ранимость;
  • быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;
  • высокий уровень креативности;
  • ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
  • раздражительность и обидчивость;
  • подверженность различным страхам (боязливость);
  • низкий уровень самоконтроля;
  • пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
  • конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
  • сонливость;
  • повышенный уровень тревожности;
  • эстетическая впечатлительность.

2.Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе.

Согласно исследованиям М.М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?

В период адаптации к школе для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка. Этот комплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразным переучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого – тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.

Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов.

Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. И исследователи, и родители, и педагоги часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения и воспитания ребенка. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.

Однако следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левой зоны коры головного мозга), будут испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, у них также будут неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа.

Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования.

Итак, леворукий ребенок может иметь при обучении немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

3.Особенности подготовки к школе леворуких детей

Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Неучет данного фактора приводит к достаточно значительным изменениям в психофизиологии левшей.

Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Обучая и развивая леворукого ребенка, следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т.п.

Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.

Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.

При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.

Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ – раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовке руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.

При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма: первая (более распространенная) – рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой), а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо; вторая (инвертная) – кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево. Леворукий ребенок должен сам избрать удобную ему манеру письма. В дальнейшем, при обучении в школе леворукого ребенка, учитель должен снизить требования к каллиграфии. Допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.

Во время проведения занятий воспитатель, а потом и учитель в школе, должны обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая - придерживает лист.

Карандаш или ручку левши держат как и в правой руке – она кладется на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживается верхней фалангой большого пальца, а указательный палец ложиться сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика. Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребенка, надевая часы, браслет, это создаст у ребенка дополнительную зрительную опору.

Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.

Итак, действительно феномен леворукости изучен ещё недостаточно полно, однако на основе уже существующих исследований в этой сфере можно сделать вывод, что на сегодня актуальна необходимость проведения специальной работы по адаптации леворуких детей к школьному обучению.

Изучив особенности леворуких детей, проблемы подготовки их к обучению в школе, мы пришли к тому, что при подготовке к школе для успешной адаптации следует учитывать необходимость психологической и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.


Перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при пе­реходе к систематическому организованному школьному обучению является ключевой в педагогике, физиологии и психологии. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям. Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Данная проблема является очень широкой в понимании и обсуждении. Поэтому, не ставя своей задачей, рассмотрение огромного спектра проблем при адаптации детей к школьному обучению, решили рассмотреть вопросы изучения особенностей роста, развития, состояния здоровья леворуких детей.

Цель работы – изучить особенности адаптации леворуких детей к школьному обучению.

Многие специалисты [1,2,3 и др.] подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Действительно, эти тревоги не лишены основания.

Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год, требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких – тем более. Значительная часть леворуких детей имеют факторы риска в раннем развитии, нарушения в развитии, а значит, они будут наиболее чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий – будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы. Особенности межполушарной асимметрии также определяют характер реакции организма на любые внешние воздействия.[3,4]

Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Однако, стремление к общению со сверстниками не очень сильно отличает леворуких и праворуких детей, скорее это особенность всех детей 6–8 лет. [1]

Есть мнение, что для левшей характерно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются с зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении часто используются модели, схемы, и они могут быть трудны для этих детей, так как левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.

Однако, лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых отмечается задержка речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга) будут не только испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, но у них неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.

И в то же время необходимо подчеркнуть, что категорией риска является не леворукость как таковая, а те нарушения или отклонения в развитии и здоровье конкретного леворукого ребёнка, которые и могут вызвать трудности в процессе обучения и адаптации к школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребенка в школе. Как правило, это – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребенка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.

Все попытки связать какие-либо трудности обучения в школе, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют четких подтверждений. [1]

Дислексия – только один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика.

Около 80% таких детей – мальчики. Многие из них страдают синдромом дефицита внимания (неспособностью долго сосредоточиваться на предмете для его изучения) и гиперактивности (неспособностью более или менее долгое время сидеть спокойно). У других детей проявляются трудности другого рода. Одна из них - дислексия – это неспособность детей к чтению. Для некоторых детей характерна также дисграфия – трудности с письмом. У других может отмечаться дискалькулия – трудности со счетом.[1, 3]

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. В младших классах успехи в учебе являются очень важным фактором в отношениях между детьми. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учебе дети из-за этого плохо усваивают социальные навыки. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие, – наоборот, хвастливыми и агрессивными. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева, раздражительность.

Несмотря на то, что лежащей в основе дислексии дисфункции мозга до сих пор не обнаружено, очевидно, что наследственные факторы играют определенную роль в этом расстройстве. У многих страдающих дислексией детей родители, братья или сестры тоже испытывали подобные трудности, когда учились читать. Кстати, отмечается, что дислексия часто обнаруживается в тех семьях, где распространена леворукость. Однако, сама по себе леворукость в очень малой степени связана с дислексией. Большинство дислектиков являются праворукими.

Лечение дислексии обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом. Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие ставят во главу угла другие аспекты, например, возможность быстрого достижения успехов. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Важно создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах при использовании любых подходов. Дети-дислектики, сумевшие преодолеть своей недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Таким образом, обобщая данные об особенностях левшей и правшей, можно подвести следующие выводы:

К сожалению, пока нет ясного представления о том, чем отличаются левша и правша по организации высших психических функций. Ученые не могут с точностью объяснить, кто способнее, у кого выше интеллект, для кого характерно творческое мышление, кто более конкретный, а кто абстрактный, кто эмоциональнее и музыкальнее.

Левши, как и правши, могут быть самыми разными. Необходимы специальные проверки и доказательства, как о низких способностях левшей, так и данные об их уникальных особенностях.

Индивидуальные различия среди правшей и левшей могут быть значительно большими, чем между правшами и левшами.

Гора Е.П. Экология человека DOC. Учеб.пособие - М.: Дрофа, 2007. - 544 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Метелев Роман Евгеньевич

учитель биологии и химии

г. Черногорск 2015г.

ГЛАВА I . Теоретические основы работы учителей с леворукими детьми……………………………………………………………………….……5

§ 1. Психофизиологические особенности леворуких детей…………5

§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников…………………………………………………………………….7

ГЛАВА II . Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем адаптации к школе. ………………………………………………………….12

Результат исследования……………………………………………. 15

Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.

Данная работа направлена на то, чтобы выявить ведущую руку у детей и предложить некоторые методы помощи по адаптации леворуких детей в школе.

Объект исследования: леворукость детей.

Предмет исследования: адаптация леворуких детей младшего и среднего школьного возраста к школе.

Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.

Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Определить особенности леворукости у младших школьников.

Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.

Организовать и провести практическую часть работы.

Обобщить полученные данные и представить их в виде методических

рекомендаций учителям, родителям.

Методы исследования:

Эксперимент – тест М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского

ГЛАВА I . Теоретические основы работы учителей с леворукими детьми.

§ 1. Психофизиологические особенности леворуких детей

1. Межполушарная асимметрия

Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. Моторные пути, связывающие мозг и мускулатуру рук, почти полностью перекрещены (см. приложение №1).

Однако следует понимать, что это очень общая схема. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки. В то же время из левого полушария в мускулатуру правой стороны тела идет больше волокон, чем в мускулатуру левой стороны, но от правого полушария к правой половине тела также поступает большое число волокон, то есть оба полушария как бы стремятся осуществлять большой моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, это и есть одно из объяснений преобладающей праворукой активности. Поэтому уточним: у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса (см. приложение№2). Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям, правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.

Если попытаться выделить из описываемой категории детей отдельные группы левшей, по количеству трудностей в обучении, то выясняется:

Первая группа - это истинные левши с однородным профилем латеризации (следует иметь в виду, что у здорового человека левыми и рука, и глаз, и ухо, и нога быть не могут) оказываются добросовестными, ответственными учениками, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость, но несколько прагматичны и прямолинейны.

Следующая группа включает эмоциональных, творческих учащихся, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.

Третья группа объединяет "встрепанных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.

К последней группе можно было бы отнести детей с ЗПР (задержкой психического развития) или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.

Мнения учёных о возникновении леворукости не только различны, но и противоречивы. Естественно, что в теориях происхождения леворукости и влияния её на адаптацию за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Рассмотрим некоторые из этих факторов.

2. Теории о происхождении леворукости

Социальная теория возникновения леворукости – одна из первых теорий возникновения леворукости английского ученого С. Джексона , считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!).

Генетическиая теория происхождения леворукости – теория, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки , связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.

Теория "правого сдвига" - генетическая модель наследования леворукости, предложена английской ученой М. Аннет . Согласно этой модели фактор "правого сдвига" определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен другой случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.

Семейная леворукость

Часто встречающаяся семейная леворукость заставила ученых ответить на вопрос о возможности передачи этого признака по наследству. Значимость генетического фактора подтверждается данными о том, что леворукость особенно часто встречается в семьях, где хотя бы один из родителей - левша. Леворукие дети упоминают о леворуких родственниках в 5 раз чаще, чем праворукие, семейное левшество чаще выявляется среди леворуких, чем среди праворуких детей.

Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит.

§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа (см. приложение№2). Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу, леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир.

Первые все-таки считают, что у левшей сниженные умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность.

Многие исследователи отмечают высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения.

Необходимо понимать, что наибольший отрицательный эффект имеют те микрострессы, над которыми человек не имеет никакого контроля, т.е. в тех случаях, когда он не способен изменить ситуацию.

Существуют данные и о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития некоторых психических функций. Левши могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, словарного запаса, но более высокие математические способности.

Среди художников выявлено 20% левшей, 27% амбидекстров и 53% правшей, а среди студентов других специальностей 7% левшей, 15% амбидекстров и 79% правшей, т.е. почти половина художников – неправорукие.

1. Последствия переучивания левшей

Одна из причин, вызывающих неврозы, - насильственное переучивание, являющееся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Среди леворуких школьников, не подвергавшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаев. Причем повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (т.е. у детей с невыраженным левшеством).

Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети не отличались от контрольной группы праворуких детей. Левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить первые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дружелюбны. Возникновение невротического состояния у большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания.

Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов?

То есть намеренно создаются условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. Что же должен чувствовать ребенок, кроме неловкости, трудностей, неумелости? Конечно же - неуверенность в своих силах, конечно же - тревожность, беспокойство, конечно же - нерешительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно отчего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ищет пути, как избежать этих негативных переживаний. Один из вариантов - избегать условий, приводящих к неудаче. Вспомните горестное восклицание малыша: "Никогда, никогда не буду рисовать!" Но это возможно до школы. Систематическое обучение лишает ребенка и этого варианта избегания проблем.

Доказано, что адаптация к школе у переученных леворуких детей проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для них может стать очень сильным невротизирующим фактором.

Наиболее часто в практике школы встречаются проявления так называемого астенического невроза .

При астеническом неврозе - отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий эти дети жалуются на усталость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон.

Причина подобных нарушений здоровья переученных левшей - воспитание страхом. "Будешь не как все", "над тобой будут смеяться", "ты не сможешь красиво писать", "тебя не возьмут в хорошую школу".

Иногда родители непроизвольно внушают страх перед школой ребенку, так как сами пасуют перед трудностями, драматизируют их. Такая семья является скорее дополнительным (или основным) источником беспокойства в окружающем мире. Постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, отсутствие конструктивизма, легкости в решении возникающих проблем ухудшают состояние ребенка, усиливают тревожность, страхи.

Дислексия – только один из видов неспособности детей к учению. Неспособными учиться в этом случае являются дети с нормальным уровнем умственного развития, без моторных отклонений, без дефектов органов чувств, но которым плохо дается чтение, письмо или математика.

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие, – наоборот, хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева, раздражительность.

3. Леворукость у близнецов

Исследование близнецов один из методов современной генетики. Однояйцевые близнецы обладают идентичным генотипом, так как развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Двуяйцевые близнецы генетически сходны между собой, как обычные братья и сестры (см. приложение№3). Они имеют в среднем 50% общих генов. Если признак обусловлен генетически, то однояйцевые близнецы должны по этому признаку обнаруживать большее сходство чем двуяйцевые.

Помимо высокого процента леворуких, для близнецов характерна значительная частота неврологических отклонений, возникающих, по-видимому, из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Возможно, неблагоприятные условия вызывают незначительные повреждения мозга, не влияющие на жизнеспособность ребенка. Предположение о том, что именно минимальные травмы мозга плода могут приводить к леворукости, высказал в 1920 году Хью Гордон, обследовавший 219 пар близнецов. Он обратил внимание на то, что среди леворуких близнецов чаще, чем среди их праворуких братьев и сестер, наблюдаются нарушения речи и интеллекта. Леворукие чаще учатся во вспомогательных школах. Они уступают праворуким и в физическом развитии. Так, Гордон отметил, что леворукие близнецы могут быть много меньше ростом, чем их праворукие пары.

Клинические данные также указывают на возможную связь между ранним повреждением мозга и рукостью. Так, применение одностороннего наркоза амитал-натрием показывает, что у леворуких больных с симптомами внутриутробной травмы мозга речевые центры расположены не в левом полушарии, как у здоровых левшей, а в правом. Таким образом, некоторые случаи леворукости можно объяснить ранней патологией.

Интересно, что если верно представление о связи леворукости с патологией, то следует допустить и патологическую праворукость в случаях, когда повреждено правое полушарие, управляющее левой рукой, у естественного левши.

4. Проблемы адаптации леворуких детей.

Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год, требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования.

Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение . Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, - это особенность всех детей 6–8 лет.

Возникновение конфликтов во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.

Есть мнение, что для левшей характерно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении часто используются модели, схемы, и они могут быть трудны для этих детей, так как левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребенка в школе. Как правило, это – сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребенка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.

ГЛАВА II . Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем адаптации к школе.

Рекомендации педагогу и родителям

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех – пятилетнем возрасте). Так как, именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой. Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.

Поэтому для выявления ведущей руки можно предложить ряд тестов (см. приложение№5).

В данной работе для проведения эксперимента был использован тест, разработанный отечественными исследователями М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским.

В эксперименте приняли участие ученики 5, 6-х классов, школы №7 г. Черногорск в количестве 6 человек, возраст – 11 -12 лет (см. приложение№6).

Тест представляет собой игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий – бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.

Тестирование проводится индивидуально. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.

Проведен опрос количества леворуких детей в 4-х классах МБОУ НОШ №3 г. Черногорск.

Первокласснику адаптироваться к школе непросто, а первоклашке-левше, и того сложнее. Конечно, многое зависит от первой учительницы, которую вам, родители, нужно предупредить о леворукости вашего ребенка и напомнить о недопустимости переучивания.

Существуют также ручки и карандаши для леворуких, которые могут облегчить освоение письма младшим школьникам.

Кроме того, не следует настаивать на безотрывном письме и наклоне букв вправо. Как правило, специалисты советуют обучать леворуких детей писать прямо. Что касается грамотности, с этим существуют проблемы: чаще всего левши пишут, как слышат, даже если знают правила назубок; бывает зеркальное письмо; и ошибки в написании похожих букв (п-т, л-м, н-к, х-ж, и-ш, р-я и т. д).

Т. к. ведущее правое полушарие отвечает за образы и эмоции, то надо иметь в виду, что учебные предметы, которые требуют логического подхода и развитого пространственного мышления (математика, геометрия, черчение, физика) довольно трудны для левшей. Например, детям долго бывает непонятно, как определять время по часам. Вы можете помочь, для начала научив ребенка приемам мнемотехники.

Вообще же, дефектологи рекомендуют родителям левшей внушать детям мысль о том, что все трудности с учебой – временные. Необходимо подбадривать вашего школьника, заинтересовывать учебой и ни в коем случае не ругать за первые неизбежные ошибки. Как правило, леворукие дети чувствительны, быстро утомляемы, ранимы. Родителям нужно ввести режим дня, не допускать переутомлений. Также стоит записать ребенка в спортивную секцию (кстати, у хоккеистов есть клюшки для левой руки) или кружок, в котором левша делал бы явные успехи благодаря своим склонностям (рисование, лепка и т. д). В этом случае школьные неурядицы не окажут негативного влияния на самооценку ребенка.

Гост

ГОСТ

Леворукость – это личностная особенность организации работы рук, которая подразумевает доминирование левой руки над правой, т. е. предпочтение левой руки в качестве основной рабочей, вследствие особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Леворукость не является патологией или недостатком в физическом или психическом развитии, она представляет собой индивидуальную особенность ребенка, которую очень важно учитывать в процессе его воспитания и обучения.

Психологические особенности леворуких детей

При ппоступлении ребенка в первый класс психологи и педагоги с особой осторожностью относятся к тем детям, у которых ведущей рукой является левая рука. Это обусловлено тем, что леворукие дети испытывают особые сложности в процессе адаптации к школьному обучению. Если не предпринять своевременных мер, то адаптация может растянуться на несколько лет.

При поступлении леворукого ребенка в начальную школу, педагоги, психологи и родители должны учитывать следующие психологические особенности такого ребенка:

  • Морфологические особенности, связанные с тем, что строение левой руки несколько отличается от строения правой руки (левая рука несколько больше правой, вены более развиты на тыльной стороне левой руки, ноготь мизинца чуть шире, чем на правой и т.д.).
  • Психофизические особенности – характеризуются плохой зрительно-двигательной координацией, возможными речевыми нарушениями, наличием ряда особенностей в пространственном восприятии и т.д.
  • Эмоционально-психологические особенности – представлены повышенной эмоциональной чувствительностью, ранимостью, высокой утомляемостью, высоким уровнем креативности и художественного творчества и т.д.

Таким образом, указанные психические особенности леворукого ребенка требуют особого подхода со стороны педагогов и психологов школы. В случае, если учитель с самых первых дней пребывания ребенка в школе, уделит ему чуть больше внимания, то это поможет ребенку почувствовать себя увереннее.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные психологические трудности леворуких детей, связанные с обучением

Главные проблемы, которые возникают у леворуких детей в процессе школьного обучения, это проблемы связанные с овладением письмом, чтением и счетом. Обусловлено это не только тем, что дети пишут левой рукой, но и особенностями пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координацией, которые очень часто встречают у леворуких детей.

Основные проблемы у леворуких детей, возникающие в процессе обучения в школе:

  1. Сложности с восприятием и запоминанием сложного написания букв, в результате чего ребенок не успевает за общим темпом обучения и как следствие снижается объем усвоения учебной программы.
  2. Нарушение формирования правильного зрительного образа цифр и букв. Очень часто леворукие дети путают количество элементов, которые необходимо написать, в результате чего они либо не дописывают буквы, либо приписывают лишние элементы.
  3. Сложности в построении геометрических фигур на плоскости. Например, леворукий ребенок может начертить вместо квадрата ромб и не заметить своей ошибки.
  4. Проблемы с написанием диктантов. Процесс овладения списывания текстов (копирование) происходит легче, чем письмо под диктовку.
  5. Проблемы с почерком. Очень часто у левшей неустойчивый почерк. Также может отмечаться возникновение и развитие дисграфии.
  6. Сниженный темп письма.

В настоящее время современная школьная педагогика рекомендует учитывать психологические особенности леворуких детей при организации воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, в отличие от советского времени, когда одной из задач педагога было переучить леворукого ребенка, современная школа нацелена на то, что создать для него оптимальные условия для обучения. В этой связи разрабатываются и реализуются программы индивидуального обучения леворуких детей, задача которых помочь ему не только в процессе обучения, но и в процессе адаптации к условиям правоориентированного мира.

Психологические проблемы, возникающие в связи с переучиванием детей в младшем школьном возрасте

Отказ современных педагогов от переучивания леворуких детей обусловлен тем, что процесс переучивания почти никогда не проходит без последствий для ребенка.

Выявление того, какая рука преобладает у ребенка, осуществляется в период дошкольного детства или в период поступления в школу. Раньше всего леворукость обнаруживают в тех семьях, в которых данное явление является наследственным.

Очень часто родители и воспитатели стремятся переучить леворукового ребенка еще в период его дошкольного детства. Объясняют они это тем, что стремятся оградить его от предстоящих проблем. Особенно это характерно для семей, где нет левшей.

Как показывает практика советского периода, где процесс переучивания был обязательным, дети, подвергшиеся насильственному переучиванию, сталкиваются со следующими психологическими проблемами:

  1. Астенический невроз – сопровождается повышенной утомляемостью, истощением нервной системы и резким снижением работоспособности. Так, ребенок может достаточно активно работать на первых уроках, а затем у него снижается уровень внимательности, возникает двигательная расторможенность. Особую сложность вызывают задания, которые связаны с письмом.
  2. Страхи и тревожность, в основе которых заложена боязнь посещения школы. Особо высок уровень тревожности у ребенка, если ему предстоит письменная контрольная или диктант. Усугубляется это тем, что дети считают такие страхи нормой и не стремятся ими делиться со взрослыми, и тем более, их как-то преодолевать.
  3. Навязчивые состояния – особенно часто возникают в тех семьях, где родители придают большое значение леворукости и процессу переучиванию. Если родители часто обсуждают леворукость ребенка, считая ее большой проблемой, то это может привести к развитию навязчивых состояний, особенности, если у ребенка не получается выполнять действия правой рукой.
  4. Невротический энурез. Энурез порождает чувство вины, боязнь неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности.
  5. Невротическое заикание. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом и различными тиками.
  6. Невротические тики - мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом.

Таким образом, специалисты советуют не переучивать ребенка-левшу, с целью сохранения его стабильного психологического состояния. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку родителями, воспитателями или учителями определит успех общих усилий.

Читайте также: