Создание здоровьесберегающей среды в школе беларусь

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Общее направление учебного процесса. Психологическая комфортность урока [6].

  • гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • образовательной среды, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  • соблюдение правил организации учебно-воспитательного процесса;
  • пожарной и электробезопасности; требований охраны труда [4].

В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю начальных классов особое внимание следует обращать на формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать школьникам полезные привычки и навыки [1]. В процессе обучения в начальной школе в соответствии со здоровьесберегающими технологиями главной целью становится сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Но реализация действий по сбережению здоровья детей в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется целенаправленная организация учебного процесса на основе задач:

составить представление о потребностях в гигиене и определить способности каждого ребенка в привитии гигиенических навыков; сформировать у детей и их родителей понимание необходимости заботы о здоровье; воспитать у младших школьников сознательное отношение здоровому образу жизни; формировать понимание значения занятий спортом, уделять внимание развитию двигательной активности детей.

II. Теоретическая часть.

Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

1.1. Понятие "здоровьесберегающая среда".

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов [3].

Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека—это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

1.2. Общее направление учебного процесса.

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, и родителей.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров:

1) учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);

2) создание благоприятного психологического фона на уроке;

3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

4) создание условий для самовыражения учащихся;

5) обращение к разнообразным видам деятельности;

6) предупреждение гиподинамии [2].

1.3. Психологическая комфортность урока.

Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться творческий характер образовательного процесса; психоэмоциональный комфорт каждого ученика; применение нестандартных форм урока; оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук и др.); физкультминутки, музыкальные паузы; игровые моменты урока и занимательность; соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей; смена умственной и физической деятельности; чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью; проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки; дыхательные упражнения; релаксация.

На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.

Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения или письма. А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования.

Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию, учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущёниям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика [5].

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки –путешествия, проектная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: “ “Не навреди!“ и “Ребенок, ты – ценность” Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению.

Провожу также активные перемены, которые помогают сплотить коллектив. Необходимо правильно организовать перемены подвижные игры малой и средней подвижности; музыкальные перемены; динамические паузы (как правило проводятся после 3-го урока на школьном дворе в хорошую погоду или в хорошо проветриваемом помещении); проветривание и влажная уборка класса.

Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.

Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений.

1.4. Уроки здоровья.

Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. Родители вместе с учителем выявили некоторые проблемы нездоровья детей. Была подремонтирована ученическая мебель, для улучшения освещенности установили жалюзи, приобрели для отдыха детей настольные и напольные игры, повесили магнитную доску и экран для проектора. Родители помогают в озеленении класса. Родители моего класса – хорошие помощники. В классе есть уголок охраны здоровья, где представлен материал здоровому образу жизни. В классе проводятся мероприятия по здоровьесбережению:

цикл классных часов по профилактике вредных привычек;

  • цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности;
  • цикл классных часов по ПДД: “Школа пешехода”;

массовые оздоровительные мероприятия и праздники.

III. Практическая часть.

2.1. Профилактика и коррекция нарушения зрения.

Проводится гимнастика для глаз, в классе есть различные траектории на стенах и на таблицах, по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз. Приложение 1.

Рекомендованы людям, много работающим за компьютером.

С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.

Стереокартинки (стереограммы) — это нестандартный способ развлечься и отдохнуть от повседневных дел. Стереокартинки на первый взгляд представляют собой просто неразборчивые узоры, но если посмотреть на картинку правильно, то вы сможете увидеть то, что на самом деле изображено на ней.

Рассмотреть настоящую стереокартинку за размытыми узорами — это как заглянуть за кулисы или узнать маленькую тайну.

Методика 1:

Не напрягайте глаза, смотрите словно в никуда словно о чём то задумались, глaзa постепенно расслабятся. Не концентрируйте внимание конкретно на каком-то участке узора, стереограмма поначалу будет выглядеть не резкой, спустя небольшое время от несколько секунд до пару минут должно появиться объёмное изображение. Помните, при просмотре стереограммы не напрягайте зрение, иначе у вас может ничего не получится.

Методика 2:

Сядьте по удобнее так что бы между глазами и стереограммой было расстояние примерно 30-40 см. Разместите в промежутке, например карандаш, и смoтpитe на самый верхний край его. Удерживая взгляд на кончике карандаша медленно измeняйтe paccтoяниe oт себя дo стереограммы. После нескольких попыток вы увидите cкpытую объёмную картинку.

2.2. Организация режима учебного процесса.

В режиме учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели. Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней недели, каждый из уроков и трудность предметов.

  • физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения, соблюдение режима проветривания.
  • учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ). Приложение 3.

2.4. Использование ароматерапии.

Чтобы предупредить простудные заболевания в классе используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Зелёные комнатные растения тоже оказывают определённое воздействие на подрастающий организм. Герань – помогает неуверенному в себе, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность, а букетик из сухих листьев шалфея, по мнению учёных, помогает “отпугнуть” любой стресс.

2.5. Внеклассная деятельность младших школьников.

В учебной и внеклассной деятельности младших школьников проводятся познавательные и конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники, формирующие навыки здорового образа жизни.

2.6. Правильное питание.

Понятие “правильное питание” успешно формируется в процессе реализации программы “Разговор о правильном питании”. Программа позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Для учащихся начальной школы организовано горячее питание. Питаются организованно за счет родительских средств 10 учащихся.

Обеспечено бесплатным питанием (за счет средств муниципального бюджета) 22 учащихся.

2.7. Воздушно-тепловой режим.

Учебные помещения проветриваются до начала занятий и после (сквозное проветривание).

Длительность проветривания зависит от наружной температуры.

При температуре от – 5 о С и ниже на малых переменах длительность составляет 1-3 минуты, на больших переменах 5-10 минут.

2.8. Беседы с медицинским работником.

  • “Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека – самое дорогое”.
  • “Это жизнь, добро, счастье”.
  • “Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют”.
  • “Здоровье – это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Ещё надо быть добрым. Если ты злой, то это отражается на твоём организме и на других людях”.
  • “Быть здоровым, спортивным становится престижным”.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М.В. Ломоносов, и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, И.И. Брехман, и другие), педагогов (В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Адам Смит говорил о том, что жизнь и здоровье составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку природой. То есть каждый человек должен заботиться о собственном здоровье.

Великий русский ученый Ломоносов большое значение придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей.

Сергей Петрович Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжение рода и гарантию здоровья потомства.

Владимир Михайлович Бехтерев русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Много сил отдал борьбе за оздоровления общества.

Сохранение здоровья учащихся остается одной из главных задач нашего образовательного учреждения. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

1. “Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе” Н.А.Будаева – журнал “Начальная школа плюс до и после” №3/11, с.32-36

2. “Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя” Е.В.Погребняк - журнал “Начальная школа плюс до и после” №3/10, с.26-28

3. Мархоцкий, Я.Л. Валеология [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. – Мн.: Высшая школа, 2016. – 286 с..

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”.

5. “Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей технологии” Л.В.Середина – журнал “Начальная школа” №11/201, с. 61-63.

Участники проекта Заместители директора, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры

Принципы Культурологический подход: приобщение

обучающихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Дифференциация: учет специфических позиций

детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использования

профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное Сайт учреждения и информационный стенд.

обеспечение проекта

Обоснование и актуальность проекта

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;

создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

педагогами учреждения применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

В 2021/2022 учебном году в учреждении обучается 333 учащихся. Имеется 22 учебных кабинетов, 1 компью­терный класс, столярно-слесарная мастерская, кабинет обслужи­вающего труда, библиотека, книгохранилище, 6 помещений для размещения управленческого и преподавательского соста­ва, актовый и спортивный зал. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время – на стадионе.

Имеются кабинет педагога-психолога, педагога социального, кабинет детских общественных объединений. Работает столовая на 88 мест, позволяющая организовывать двухразовое горячее питание и трёхразовое для учащихся, посещающих группы продлённого дня. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику. (График прилагается)

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, коридоров.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число многодетных семей составляет – 57 (201 детей), неполных семей – 19 (в них 32 ребёнка), опекунских – 2 семьи (2 детей). Семей, воспитывающих детей-инвалидов – 3 (3 детей).

Учебные занятия в I–XI классах организованы в две смены: І, ІІ, V-XI классы – первая смена, III-IV вторая. Продолжительность учебных занятий – 40 минут, в I- IV классах – 35 минут.

Ежегодно для обучающихся организовывается отдых и оздоровление в пришкольном оздоровительном лагере при учреждении и при ДЮСШ в летний период. Также учащиеся проходят ежегодное оздоровление в санаториях и ДРОЦах.

Значительное место в образовательном процессе занимает пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни через проведение спортивно-массовой работы: дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников Столинского района и районной круглогодичной спартакиаде детей и подростков по месту жительства.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

4.Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

проведение диспансеризации обучающихся;

медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской группы.

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация и контроль работы социально-психологической службы учреждения.

  1. Функции классного руководителя, воспитателя группы продленного дня:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

- частых заболеваний учащихся;

- детского травматизма на дорогах;

- наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;

организация и проведение:

- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Первый этап: Подготовительный (сентябрь, 2021г)

Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.

Подготовка программно-методического обеспечения.

Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

проведение заседаний Методического совета учреждения;

посещение учебных и факультативных занятий,

создание методической копилки опыта;

мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (май 2021/2022 учебный год).

Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.

Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.

Публикации, распространение опыта.

Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования

знание основ личной

гигиены, выполнение правил

личной гигиены и

знание основ строения и

знание изменений в

организме человека в

умение оценивать свое

физическое и психическое состояние;

знание влияния алкоголя,

курения, наркомании на

навыки, связанные с

пригодности через физическое

заботу о своем здоровье;

убеждение в пагубности

для здоровья и дальнейшей

жизни вредных привычек;

жизни, индивидуальный для

индивидуальный образ жизни;

гигиена умственного труда.

Предполагаемый результат

Снижение показателей заболеваемости детей.

Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

Повышение качества и уровня обучения школьников.

Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Методы контроля над реализацией проекта

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.

Основные направления деятельности проекта

Медицинское направление предполагает

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;

планомерная организация питания учащихся;

проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское направление предполагает

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает

использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает

проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

режим дня, бытовые условия;

внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

Реализация основных направлений программы

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.

Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью: проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Формы работы

1.Учет состояния детей:

анализ медицинских карт;

определение группы здоровья;

учет посещаемости занятий;

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, кружков;

организация спортивных перемен;

физкультминутки для учащихся;

организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;

открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности; спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организация образовательного процесса. Режим работы учреждения

ЦЕЛЬ: Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада учреждения образования.

- организация здоровьесберегающей образовательной среды;

- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах;

- повышение уровня знаний учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно- массовых мероприятий;

- оптимизация системы психологической помощи учащимся;

- повышение уровня знаний педагогов в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования;

- расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

План мероприятий по реализации проекта "Школа - территория здоровья" на 2021 гг.

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1. Общие организационные мероприятия:

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

заместитель директора по УВР

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, заседаний педсовета

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

Бурдук А.С., педагог-организатор

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в УО

Ежегодно при проведении плановой проверки

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

Содержание, мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Вырезка старых деревьев на территории школы

Полхович Ж.М., заведующий хозяйством

Нанесение разметки на территории школы о принципах здорового питания

учителя физической культуры и здоровья

В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)

Оформление учебных кабинетов I ступени общего среднего образования плакатом

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

В течение проекта

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

Худяева М.М., учитель биологии и химии

Высадка зеленых насаждений

Худяева М.М., учитель биологии и химии

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

В течение проекта

Педагогические работники учреждения образования

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

По учебным программам в течение проекта

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и отклонений в здоровье

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники

Организация работы в пункте коррекционно-развивающего обучения с воспитанниками разновозрастных групп

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

По срокам военкомата

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

- проведение классных часов, бесед,

круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

В течение проекта

В течение проекта

В течение проекта

Организация оптимального двигательного режима в течение учебного дня

- правильное размещение учащихся при посадке;

- гимнастика до уроков (1- 11 классы);

- физминутка на уроках (1-11 классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- динамические паузы между уроками

Классные руководители 1-11 классов

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

В течение проекта

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Бурдук А.С., педагог-организатор,

В течение проекта

учитель физической культуры и здоровья,

Использование методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

В течение проекта

законные представители обучающихся

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима.

В течение проекта

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

Учреждение образования является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и педагогических работников, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывают многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.

Актуальность проекта

Детский и подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природной среды, образа жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.

Основной замысел программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения в учреждении образования, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению учащихся.

Значительную роль в укреплении здоровья обучающихся занимает семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте с учреждением образования. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Важно, чтобы рядом с ними были родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.

Достижение результата, каковым является, прежде всего, выполнение стандарта образования, а также реализация основных стратегических направлений развития образования не могут быть обеспечены без качественного физиолого-психолого-гигиенического сопровождения образовательного процесса, направленного на охрану здоровья и безопасность всех его субъектов. Необходима взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, через упорядоченность жизнедеятельности школьного коллектива, то есть скоординированность всех воспитательных мероприятий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени.

Основная концептуальная идея проекта заключается в том, чтобы, вести пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения, научить их сохранить здоровье на протяжении всей жизни. Практика показывает, что в наше время значимость такого воздействия актуальна и действенна. На сегодняшний день очевидно, что регулярные занятия спортом – это реальное противодействие алкоголизму, наркомании, табакокурению, а также гиподинамии. Регулярные занятия физической культурой и спортом в урочное, внеурочное и каникулярное время способствуют привитию полезных навыков, сплочению детей. Если научить детей с самого раннего возраста ценить и укреплять здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью, убежденности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения полезного здоровья стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Задачи:

  1. Создание условий для жизнедеятельности учреждения образования, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
  2. Паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.
  3. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни.
  4. Введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и укрепления здоровья.
  5. Формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.
  7. Методическое обеспечение процесса оздоровления учащихся.

Объект: воспитанники дошкольной группы, учащиеся I-XII классов учреждения образования.

Ресурсное обеспечение:

Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 № 6

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня знаний обучающихся по вопросам формирования здорового образа жизни;
  • увеличение процента учащихся со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
  • поддержка законными представителями деятельности учреждения образования по воспитанию здорового образа жизни обучающихся.

Основные функции участников проекта

Функции медицинской службы учреждения образования:

  • проведение диспансеризации учащихся учреждения образования;
  • медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы.
  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией питания обучающихся;
  • организация и контроль уроков физической культуры и здоровья;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы педагогических работников по здоровьесбережению;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы службы СППС в учреждении образования по пропаганде здорового образа жизни.

Функции воспитателя, классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике заболеваний учащихся;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, здравоохранения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, здорового образа жизни.

Функции законных представителей обучающихся:

  • создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
  • позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
  • обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;
  • формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
  • взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях.
  • участие в проводимых мероприятиях по здоровьсебрежению в учреждении образования.

Сроки реализации проекта: с 01.09.2018 года по 30.06.2022 года

2 этап – апробационный (3 года):

Внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;

Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.

3 этап - контрольно-обобщающий (июнь 2022):
Оценивание результатов работы над проектом;
Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций.

Основные направления организации работы:

Основные направления организации работы с педагогами:

  • обеспечение педагогического персонала учебной и научной литературой по здоровьесбережению и пропаганде здоровья;
  • подготовка методических материалов и памяток по целевым технологиям здоровьесбережения в учреждении образования и в домашних условиях;
  • рассмотрение вопросов первичной профилактики заболеваний на педагогических советах и методических объединениях;
  • повышение квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения;
  • обобщение имеющегося в учреждении образования положительного опыта здоровьесьережения.

Основные направления организации работы с законными представителями обучающихся:

  • информирование на родительских собраниях и в индивидуальных беседах о состоянии здоровья обучающихся и факторах, его формирующих;
  • подготовка информации на сайт учреждения образования о факторах формирования здорового образа жизни;
  • подготовка памяток по здоровьесбережению;
  • активное вовлечение законных представителей в деятельность по здоровьесбережению в учреждении образования.

Основные направления организации работы с обучающимися:

Основные направления деятельности проекта:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения обучающихся и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания занятий, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения образования;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • обязательное медицинское обследование.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • совместная работа с учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через учебные занятия.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового образа жизни;
  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения образования к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
  • проведение физкультминуток, динамических перемен;
  • привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
  • организация взаимодействия со спортивными учреждениями города.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляется общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
  • анализ текущей заболеваемости;
  • анализ состояния здоровья учащихся по данным самооценки;
  • оценка индекса здоровья;
  • анализ информированности учащихся по факторам риска, формирующих здоровье;
  • анализ сформированности у учащихся установки на сохранение здоровья;
  • составление карты оценки эффективности реализации проекта.

Критерии и показатели эффективности здоровьесберегающей работы:

Заключение

В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, интенсификации процесса обучения и дефицита времени для усвоения информации в сочетании с нерациональным питанием, гипокинезией, уменьшением продолжительности сна и прогулок, распространением рисковых (протестных) форм поведения (курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность) необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая среда — это система профилактических мероприятий и оздоровительных технологий, учитывающая комплекс внутри- и внешкольных факторов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения.

Ее формирование осуществляется объединением усилий педагогов, психологов, медицинских работников, родителей, учащихся. Решение совместных задач в сферах образовательной, профилактической, консультативной, аналитической деятельности должно осуществляться путем минимизации действия негативных факторов среды обитания и формирования устойчивых навыков здорового образа жизни.

Название этапа

Сроки

Задачи

Основные направления деятельности. Мероприятия.

Ответственные

Ожидаемый результат

Форма предоставления отчета

Подготовительный этап

2018/2019 учебный год

1. Постановка целей и задач проекта.

Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

2. Оценка условий, при которых возможно
достижение цели.

2. Прогнозирование ожидаемых результатов.

3. Выявление проблемы и обоснование.

3. Изучение и анализ
нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и
передового опыта по
организации и применению
здоровьесберегающих
технологий.

4.Осуществление инструктивно-
методической
работы с участниками
проекта

4. Изучение учебно-
материальной базы учреждения и определение её готовности к началу реализации проекта.

5. Подбор и расстановка
педагогических работников,
определение функциональных
обязанностей.

6. Проведение родительского
собрания.

7.Диагностика и анализ
состояния здоровья
обучающихся, гигиенических
условий обучения и
воспитания, состояния питания обучающихся.

8. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в учреждении образования,
режима дня для обучающихся.

Апробационный этап

сентябрь 2019 года – август 2022 года

Осуществление
программы
основного этапа
работы

Реализация проекта по
выбранным направлениям:
1. Медицинское направление

Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

Устранение перегрузки учащихся учебным трудом, каждый
ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал.
Сформировать ценностные и нравственные ориентиры, повысить
деятельную мотивацию, снизить уровень заболеваемости и пропуски уроков по болезни.

Осуществление корректировки испытываемых технологий.

по окончанию каждого учебного

года на педагогических советах.

2. Просветительское направление

3. Психолого-педагогическое направление

4. Спортивно-оздоровительное направление

5. Диагностическое направление

Контрольно- обобщающий этап

Июнь 2022 года

Оценивание результатов
работы над проектом.

Обработка полученных данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией;
оформление и описание хода
работы над проектом.

Члены рабочей группы, руководство, врач-педиатр, педагогический коллектив, СППС

Подготовка
методических
рекомендации по
формам и методам
здоровьесберегающих технологий для педагогов.
Подготовка описания опыта работы по здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности учреждения образования.

1. Отчет на
общешкольной
педагогическом совете.

Подготовка и формулирование выводов и
рекомендаций.

2. Описание
и представление опыта работы
общественности.

Реализация проекта

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Планируемый результат и выполнение

Медицинское направление

экспертиза: анализ основных характеристик состояния здоровья детей в учреждении образования;

Читайте также: