Создание школьной службы примирения эссе

Обновлено: 05.07.2024

Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Школьная служба примирения – это волонтерское движение.

  • проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  • научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  • популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.
  • добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  • конфиденциальность;
  • нейтральность.

Возможные варианты

1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Основные формы работы

  • элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
  • педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
  • увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.

Алгоритм создания ШСП:

  • разработка и реализация проекта создания ШСП;
  • разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;
  • формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;
  • разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;
  • анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.

Примерный перечень документация ШСП:

  • приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;
  • Положение о службе;
  • должностная инструкция куратора службы;
  • формы обращений в ШСП, отчетов;
  • журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций;
  • кодекс сотрудничества членов ШСП;
  • информационные листы о работе ШСП;
  • программа сопровождения учащихся ШСП;
  • программа занятий;
  • план работы (на неделю).

Помощь в организации ШСП вам может оказать региональное сообщество кураторов ШСП (при наличии).

По мнению экспертов школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сначала, всё-таки, хотелось бы разобраться, что такое медиация, в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях.

Медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их родителями перерастает во что-то большее, например заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект.

Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, что бы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.

Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.

Преимуществом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.

В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, второе – чтобы перед ними извинились.

В медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.

Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.

Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них:

Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс.

В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому не все граждане ей доверяют и относятся с серьёзностью;

результат медиации во многом зависит от личности медиатора(посредника).

Если в конфликте задействовано много сторон, то процедура медиации усложняется.

Программа школьной медиации будет иметь успех если:

1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;

2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;

3)администрация школы будет поддерживать эту программу;

4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;

5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;

В заключение хотелось бы добавить, что в нашей образовательной организации ещё пока не открыта школа примирения, и процедура медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.

С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.

Передача опыта по созданию службы медиации в образовательных учреждениях.

Школа – это сфера взаимодействия нескольких субъектов. Помимо взаимоотношений между учениками, между учеником и учителем, часто в процесс взаимодействия включаются родители, участником отношений так же является и администрация учреждения. Как правило, это взаимовыгодное и эффективное сотрудничество, но случаются ситуации, когда стороны расходятся во мнениях относительно образовательного процесса, а иногда возникают расхождения во взглядах, выходящих за рамки сферы обучения. Случается, что разногласия переходят в стадию конфликта. Конфликт это не всегда негативная форма общения, иногда, если правильно выстроить процесс коммуникации и выхода из конфликта, конфликт может послужить точкой развития. Школа это маленькая модель общества и важно не заглушать конфликты, а научить стороны грамотно выходить из конфликтной ситуации.

В школьных конфликтах сторонами могут выступать любые стороны процесса, спор может возникнуть между детьми, детьми и учителями, между родителями и учителями, между родителями и администрацией учреждения, между учителями и администрацией, любой конфликт может сказаться на качестве образовательного процесса. Часто конфликт перерастает стадию требующего вмешательства третьих лиц, способных вывести стороны из эмоционального состояния и найти решение неразрешенному вопросу. В качестве такой третьей стороны в школе может выступать Служба школьной медиации.

В настоящее время существует нормативно-правовая база, которая регулирует сферу медиации. Но тем ни менее существуют разные мнения по поводу состава и службы медиации в школе. Обсуждается целесообразность участия непосредственно школьников в службе медиации и степень их участия. Сторонники включения учеников в состав службы медиации, основывают свое мнение на том, что школьникам легче найти общий язык со сверстниками и, возможно, при общении с участником, имеющим равный статус, школьнику-участнику конфликта будет легче открыться, а школьнику-медиатору понять суть конфликта. При этом ученик-медиатор приобретает ценный опыт разрешения конфликтов как независимый, сторонний участник.

Существует и противоположное мнение, что сфера школьных конфликтов может быть урегулирована только службой медиаторов, состоящей из взрослых людей, прошедших курс обучению медиации и имеющих жизненный опыт решения конфликтов, компетенции и навыки, которые еще не сформированы у подростков. Подросток, не имеющий педагогического, психологического и иного образования, не сформированный еще как личность в силу возрастных особенностей, может оказаться не способен отстранится от сути конфликта, выдержать структуру процедуры медиации, не правильно использовать инструменты медиации, тем самым не способствовать решению вопросов спора, а, возможно и спровоцировав рост конфликта.

Решение конфликтов, это важная сфера, способная формировать толерантное отношение стороны конфликта к другим участникам, умение находить решение, удовлетворяющее потребности сторон, формировать дружелюбную атмосферу в коллективе. Решение конфликта с помощью третьей независимой стороны – это эффективный способ преодоления разногласий. Школьная жизнь это тонкая сфера взаимоотношений, формирования нового поколения, нового общества. Создание служб медиации поможет сохранить положительную атмосферу в школьном коллективе, но как любая другая сфера, она нуждается в постоянном изучении, апробации новых методов, форм, модернизации, анализа проделанной работы. Участие в службе медиации детей будет интересным опытом решения конфликта для всех сторон, но безусловно, требуется строгая регламентация процесса и контроль со стороны взрослых, профессиональных медиаторов.

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: