Совокупность ученых профессионалов объединенных вокруг единой парадигмы научной школы направления

Обновлено: 05.07.2024

Основополагающими компонентами в системе научного знания являются категории, в которых отражаются всеобщие свойства и отношения явлений и процессов. Степень сформированности категориального аппарата является индикатором зрелости науки и ее способности к фундаментальным и прикладным исследованиям.

Экономическая и социальная география имеет остаточно сложный и мощный понятийно-категориальный аппарат, что свидетельствует о ее способности решать современные проблемы и возможностях перспективного развития. Наибольшую фундаментальную значимость имеют следующие категории: географическое пространство, территория, территориальная система, регион и др.

В структуре географического пространства выделяется социально-географическое пространство, представляющее собой планетарную общность людей с продуктами ее деятельности, внутренними взаимосвязями и внешними взаимодействиями с окружающей средой. Социально-географическое пространство неразрывно связано с социально-географическим временем. Единство пространства и времени проявляется в процессах функционирования социально-географических полей и их территориальных аналогов – ТОС.

Наиболее сложной категорией в экономической и социальной географии является регион (синоним – район). Район – это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем это целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории[36].

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе[37]. Парадигма в первом значении тесно сопрягается с категорией понятийно-терминологического аппарата. Во втором значении – это общепринятый, стандартизованный подход к решению наиболее актуальных проблем. После решения одной проблемы, как правило, выдвигается другая, и формируется новая парадигма.

Во второй половине XX столетия в отечественной экономической (позднее социально-экономической) географии наибольшее распространение получила системно-структурная парадигма.

Она возникла на основе общенаучного системно-структурного подхода, который наполнился географическим содержанием. Следует отметить, что наука была подготовлена к восприятию ново парадигмы, сменившей традиционную размещенческую парадигму. Основной предмет экономической географии – территориально-производственные комплексы отвечали всем требованиям общих систем, так как представляли собой целостные взаимосвязанные сочетания производственных элементов.

Внутреннее строение территориальных производственных систем обычно структурировано в форме инвариантов жестко взаимосвязанных предприятий и производств. Структура как совокупность системообразующих отношений придает системе свойства целостности, синергизма, гомеостаза и др. Структурная инвариантность систем, жесткость структурной конструкции отвечала требованиям социалистического планового хозяйствования.

Рыночная экономика в современной России стала базироваться на гибких, эластичных связях и партнерских отношениях. В орбиту общественно-географических исследования влились процессы познания социальных, политических, культурных рекреационных и других компонентов. Основным предметом экономической и социальной географии стали ТОС, находящиеся в постоянном движении, функционировании, развитии. Все это способствовало трансформации системно-структурной парадигмы в системно-диалектическую парадигму.

Системно-диалектическая парадигма стала мощным средством познания социально-экономического пространства, территориальной организации жизнедеятельности людей. Для нее характерны следующие черты:

- системное восприятие предмета познания – ТОС;

- система методов исследования;

- структуризация изучаемых территориальных систем;

- диалектический подход к познанию процессов функционирования и развития ТОС.

Системно-диалектическая парадигма становится базисной в теоретико-методологических исследованиях и практических изысканиях. Интеграция системного подхода с диалектикой противоречивого развития знаменует более высокую методологическую зрелость науки.

В последние годы активно формируется геоситуационная парадигма. Геоситуация – это состояние окружающей среды, в которой функционирует определенный социально-экономико-географический объект. При этом учитывается состояние самого объекта, находящегося в единстве с окружающей средой.

Геоситуационная парадигма нацелена на познание общей обстановки, условий функционирования как территориальных систем, так и несистемных образований. При этом обязательно учитывается высокая подвижность геоситуаций, возможность их возникновения и исчезновения, нового формирования на других пространственных уровнях. Геоситуации конкретны и под влиянием жизнедеятельности людей могут функционировать целенаправленно. Одновременно, они определяются пространственно-временными особенностями окружающей среды. Поэтому изучение окружающей среды является стратегическим направлением геоситуационной парадигмы. Познавательная направленность парадигмы сочетается с ее конструктивностью и возможностью управления окружающей средой.

На рубеже столетий стали появляться новые парадигмы – цикловая и территориально-организационная, которые дополняют и расширяют возможности системно-диалектической и геоситуационной парадигм.

Цикловая парадигма опирается на процессы развития ТОС в циклической форме, имеющей спиралевидную структуру. Целью парадигмы является познание динамики, хронологии развития ТОС. Цикловая парадигма активно восприняла разработки зарубежных и отечественных ученых в области волнового развития экономики. Сред них можно назвать Н.Д. Кондратьева, Л.А. Клименко, М.И. Туган-Барановского, Д. Жюгляра, Й. Китчина, А. Тоффлера и др.[38]

Социально-экономические циклы включают последовательно чередующиеся фазы, через которые проходит ТОС (рис. 8).



В полном цикле можно выделить следующие фазы: 1 – становление; 2 – подъем; 3 – расцвет; 4 – спад; 5 – депрессия, 1?, 1?? и т.д.

- трансформации. Их совокупность образует волну цикла. Длина волны может стать исходной единицей социально-географического времени.

Каждая ТОС, развиваясь в пространстве и времени, последовательно проходит все циклы и фазы волн. Длина фаз и амплитуда колебания волн заметно различаются в конкретных странах и регионах, поэтому в одно и тоже время они могут находиться на разных стадиях цивилизационного развития.


Большие циклы Кондратьева:

1-й цикл; 2-й цикл; 3 -й цикл; 4-й цикл; 5-й цикл.

Страны и регионы, функционирующие на разных циклах, в конечном итоге проходят один и тот же путь. Основываясь на идеях Н.Д. Кондратьева, цикловая парадигма позволяет объяснить причины подъема и снижения темпов социально-экономического развития регионов, оценить роль инноваций в процессах функционирования, осуществить прогнозное конструирование.

Особое место в общественно-географическом познании занимает территориально-организационная парадигма.

Она исходит из современных представлений о территории и организации. Территория понимается не только как естественная субстанция, но и как социально-экономическое явление. Для нее характерны процессы социализации и гуманизации, природно- и культурно-ландшафтное разнообразие, средообразующий потенциал и сфероформирование жизнедеятельности людей.

Организация понимается двояко: как явление и как процесс. Как явление она во многом совпадает со структурой, а как процесс, помимо структуризации, она несет еще функции развития и самоуправления.

Исходя из этих посылок, территориально-организационная парадигма нацелена на оптимизацию размещения населения, производства, обслуживания в сочетании с улучшением качества окружающей среды. Территориальная организация общества опирается на его дискретные свойства и тенденции усиления регионообразования. Действенным методом совершенствования организации является социально-экономическое районирование – выделение территориальных ячеек жизнедеятельности людей (ТОС).

Территориальная организация общества в форме ТОС разного профиля и иерархического ранга реализуется на онтологическом, а исследуется на гносеологическом уровне. Изучение, конструирование и прогнозирование развития ТОС в рамках территориально-организационной парадигмы осуществляются с широким использованием результатов, полученных с помощью системно-структурной и цикловой парадигм.

Более абстрактный и обобщенный характер носит пространственно-временная парадигма, опирающаяся на все предыдущие парадигмы. В ней нашли отражение все параметры социально-экономического пространства-времени. Для социально-географического пространства характерно диалектическое сочетание континуальности и дискретности, что находит воплощение в геоглобализме и регионализме, а также позволяет объяснить взаимосвязь и локализацию планетарных и региональных процессов.

Более разветвленная система парадигм сложилась в зарубежной социально-экономической географии. Опираясь на концепцию Т. Куна о парадигме как научном подходе для решения конкретных проблем[39], в западной географии выделяются такие парадигмы как системная, пространственная, региональная, бихевиористская, экологическая и др. По мнению М. Харвея и П. Холли, за последнее столетие в географии появилось пять парадигм, каждая из которых ассоциируется с именем конкретного ученого: 1) парадигма детерминизма (Ф. Ратцель); 2) парадигма поссибилизма (П. Видаль де ла Блаш); 3) ландшафтная парадигма (К. О. Зауэр); 4) хорологическая парадигма (Р. Хартшорн) 5) парадигма пространственной организации (Ф. Шеффер)[40].

Плюрализм взглядов в западной (в частности англо-американской) географии отражает широкий спектр методологических подходов. Р.Дж. Джонстон сгруппировал их в три философские школы – своеобразные парадигмы[41]. Первая – позитивистская философия опирается на объективность научного описания (эмпиризм) и анализ окружающего мира. Ставит своей целью формулирование законов этого мира, исходя из посылки, что объяснение причинно-следственных законов может быть достигнуто путем исследования их проявлений.

Вторая – гуманистическая (индивидуалистская) философия, в основе которой лежит представление о том, что люди существуют в своих собственных субъективных мирах, или же ими созданных, внутри которых они действуют как свободные агенты. Их действия не могут быть объяснены и предсказаны на уровне общих законов поведения, а лишь поняты или оценены с помощью методологии, позволяющей проникать в субъективные миры людей.

Третья – структуралистская (или реалистская) философия, доказывающая, что объяснение наблюдаемых структур может быть достигнуто не анализом этих структур как таковых, а лишь путем конструирования теорий относительно подспудных и не поддающихся прямому изучению процессов, образующих предпосылки, в рамках которых люди и создают упомянутые структуры.

Множество парадигм порождены широким спектром общественно-географических исследований и спецификой методологических подходов в разных национальных школах. Наиболее известные общественно-(социально)-географические школы сформировались в Великобритании, Германии, США, Франции, Швеции и других странах.

Школа представляет собой научное направление в структуре экономической и социальной географии, которое формируется вокруг лидера. Лидером обычно выступает крупный ученый, пассионарий, генератор научных идей. Вокруг лидера концентрируется группа единомышленников и, самое главное, учеников-последователей.

Формирование немецкой национальной школы связано с именем А. Гумбольдта и К. Риттера. Мировую известность получили концепция штандорта (И. Тюнен, А. Вебер, А. Леш), теория центральных мест (В. Кристаллер), хорологическая концепция (А. Геттнер), социально-политическая концепция (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер) и др.

Американская национальная школа известна концепциями хорологизма (Р. Хартшорн), регионализма (У. Айзард), пространственной организации общества (Ф. Шеффер, Э. Ульман, Р. Морилл и др.), экологии человека (К. Зауер), теоретической географии (В. Бунге) и др. В США сложилось творческое историко-географическое направление, заложенное трудами Ф. Зауера, П. Джеймса, Дж. Мартина и других ученых[42].

Английская национальная школа наиболее известна историко-географическими исследованиями (К. Дарби), геополитической концепцией (Х. Маккиндер), пространственным анализом (П. Хаггет), моделированием в географии (Р. Чорли, П. Хаггет) и др.

Французская национальная школа, созданная П. Видаль де ла Блашем, отличается гуманистической направленностью и известна как школа географии человека (П. Видаль и его последователи). В ее структуре выделяется теория пространственного сбалансирования (П. Клаваль), концепция урбанизации (П. Жори, Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, Ж. Готтман), конструкция полюсов роста (Ф. Перру) и др.

Шведская национальная школа, возглавляемая Т. Хегерстрандом, создала теоретическую модель диффузии инноваций, а также заложила новое направление в общественной географии – поведенческую географию.

Национальные школы созданы и в других странах – Индии, Италии, Канаде, Китае, Польше, Японии и т.д. Особенно велика роль в развитии мировой географии российской экономико-географической школы Баранского – Колосовского – Витвера – Саушкина. Для нее характерна прогрессивная методологическая основа и широкий спектр исследований по всем направлениям общественной географии. Научные изыскания ведутся по: 1) сквозным направлениям (эколого-экономическому, социально-экологическому, технико-экономическому, политико-географическому, социально-географическому, демографо- и экистико-географическому, рекреационно-географическому и др.); 2) разномасштабным территориям (геоглобалистике, страноведению, регионоведению, краеведению); 3) временным срезам (историко-географическому, прогностическому, современному); 4) методам познания (социально-картографическому, географо-математическому, графо-аналитическому, геоинформационному и др.).

Отечественная экономико-географическая школа берет свое начало в трудах В.Н. Татищева, К.И. Арсеньева, П.П. и В.П. Семенова-Тян-Шанских, В.Э. Дена и др. Ее развитие в XX столетии ознаменовано деятельностью крупных ученых (ушедших из жизни): Н.Т. Агафонова, Э.Б. Алаева, Н.И. Блажко, В.В. Воробьева, В.М. Гохмана, Ю.Д. Дмитревского, С.А. Ковалева, О.А. Константинова, К.П. Космачева, С.Б. Лаврова, О.П. Литовки, И.М. Маергойза, С.Я. Ныммик, М.М. Паламарчука, С.А. Польского, А.Н. Ракитникова, Б.Н. Семевского, В.А. Танаевского, Б.С. Хорева, А.Т. Хрущева, В.М. Четыркина и др. На рубеже столетий отечественная школа представляла собой разветвленную сеть центров общественно-географических исследований. Активность научной деятельности в этих центрах отражена на рис. 10.

Критериями дифференциации российских исследовательских центров явились число исследователей, защитивших кандидатские и докторские диссертации, и количество публикаций в ведущих отечественных журналах. Несмотря на ограниченность критериальных показателей, на карте правдиво отражено размещение исследовательских центров по результатам их деятельности.

По степени активности выделяются следующие центры:

- Москва (Институт географии РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный педуниверситет, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и др.);

- Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Институт географии СПбГУ и др.);

- Иркутск (Институт географии СО РАН, Иркутский государственный университет, Иркутский государственный педуниверситет и др.).

Среди других географических центров выделяются Владивосток, Воронеж, Казань, Краснодар, Пермь, Ростов-на-Дону, Саранск, Смоленск, Тюмень, Уфа, Хабаровск и др. Остальные центры менее активны, что объясняется недостаточной реализацией внутреннего потенциала и предпочтением публиковать свои работы в местных изданиях.

Территориальная локализация исследовательских центров во многом отражает пространственно-временную организацию российского общества и востребованность общественно-географических исследований в конкретных регионах. В конце XX столетия заметно выросла изолированность исследовательских центров, что не способствует развитию науки в целом. Для повышения интеграции всех центров в единую отечественную школу необходимы координация исследовательской деятельности и консолидация научных сил. При этом, естественно, возрастает мощность, фундаментальность и конструктивность экономической и социальной географии как научной и учебной дисциплины.

___ – философское понятие, имеющее отношение к структурам, процедура расслоения исторических, этимологических и других структур высказываний и текстов; цель – выявление понятий и элементов теорий, существующих в скрытом виде

___ – философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии; развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы

___ – характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объективности, независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации

В ___ веке скептицизм превратился в своего рода культурную традицию, что было обусловлено возникновением нового философского направления – стремления рассматривать субъект и объект познания в нерасторжимой взаимозависимости

В эпистемологии ___ – это представление познаваемого явления с помощью посредников – моделей, символов, вообще знаковых, в том числе языковых, логических и математических систем

Важнейшими и очевидными ___ в научно-познавательной деятельности являются языки, другие знаковые системы, логические правила, когнитивные стандарты в целом

Древнегреческий философ ___ как первый (по Попперу) конвенционалист утверждал, что в природе не существует норм, они созданы человеком, человек есть мера всех вещей

Неукоснительное требование теории познания как теории отражения постоянно сверяться с чувственным опытом и с практической деятельностью неявно говорит об абсолютизации ___ возможностей человека

Парадигма (по ___) – образец, пример, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу

По М.Веберу, ___ предстает как методическое средство анализа и интерпретации действительности, но не как трактовка самой действительности

Принцип ___ – принцип, выдвинутый Л.Витгенштейном; его суть заключается в признании особого вида обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно канонам логики

Принятие ___ и оперирование ими – одно из базовых когнитивных следствий коммуникативной природы познания, универсальная процедура познания наряду с репрезентацией и интерпретацией

Проблема конвенций, как показал К.Поппер в работах по методологии науки, реально возникает в случае постановки общей проблемы

Рассматривая ___ смыслы конвенций, можно вычленить различные типы и функции конвенционального когнитивного общения, влияющие на ход научно-познавательной деятельности и ее результат – знание

Русский философ начала XX в. ___ полагал, что скептицизм подвергает сомнению самую возможность философии, если под задачей философии понимать стремление привести знание к стройному единству, свободному от внутренних противоречий и согласующемуся с данными опыта

Теория познания как отражения тяготеет к буквальной трактовке отражения, причиной чего является идущая от ___ привычность зеркальной визуальной метафоры, а не какие-либо подтверждающие отражение свидетельства

Традиционно одной из причин, порождающих релятивизм в познании, считается некорректное решение проблемы ценностей, дихотомия

Чтобы объяснить понятие научное сообщество надо объяснить понятие парадигма. Парадигма есть совокуп­ность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.

Вообще говоря, парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика и оптика Ньютона, кисло­родная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и т. п. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений природы. Парадигма Т.Куна — это громадная метафизическая система, детерминирующая основоположения научных теорий, их онтологию, экспериментальные факты и даже наши реакции на внешние воздействия.

С понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщест­ва, более того, в некотором смысле эти понятие синонимичны. В самом деле, что такое парадигма? — это некоторый взгляд на мир, принимае­мый научным сообществом. А что такое научное сообщество? — это группа людей, объединенных верой в одну парадигму. Стать членом научного сообщества можно, только приняв и усвоив его парадигму. Если вы не разделяете веры в парадигму, вы остаетесь за пределами на­учного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, ас­трологи, исследователи летающих тарелок и полтергейстов не счита-, ются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они либо от­вергают некоторые фундаментальные принципы современной науки, либо выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой. Но по той же самой причине научное сообщество отторгает новаторов, по­кушающихся на основы парадигмы, поэтому так трудна и часто тра­гична жизнь первооткрывателей в науке.

Наука, по определению Т. Куна, — это деятельность научных сообществ.

Научное сообщество, которое представляет собой своеобразный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Роль научного сообщества в процессе развития науки может быть охарактеризована следующим образом:

•Во-первых, представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области — тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;

•Во-вторых,для представителей научного сообщества характерен универсализм: ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;

•В-третьих, научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только при условии принадлежности к определенному научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;

Научная школа

научные школы — организованные и управляемые научные структуры, объединенные исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемые, как правило, выдающимся ученым.




Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество, фактически обозначающее одну из структурных единиц науки. Можно выделить три группы научных сообществ: академическая наука, которая в условиях централизованной системы хозяйствования обеспечивала высокое развитие практически всех фундаментальных направлений; отраслевая наука, превратившая страну в одну из супердержав; вузовская наука, подготавливающая кадры и вносящая свой вклад в академическую и отраслевую науку.

Наука реализуется в каждом учебном и научном заведении. Особое место в этом процессе занимает университеты.

Мировое звучание имели научные школы А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, П.Л. Капицы и многих, многих других российский ученых светил. Они обеспечили подъем, славу и мировой уровень отечественной науки.

Исследователи отмечают, что сформировавшийся в XIX веке в мировой науке системный подход во многом исходил из практики русских научных школ.

В научном и практическом плане представляет интерес анализ общих закономерностей развития научных школ, механизмов распространения их влияния школ в научном сообществе, их воспроизводства, управления их развитием.

Научные школы — это не только и не столько административные, производственные образования на факультетах и в научных подразделениях. Научные школы — это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным элементом гражданского общества.

Отечественная и зарубежная история свидетельствует, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Научные школы выступают таким социальным феноменом, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.

Научная школа — это особый феномен, сопряженный с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, такими как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, сектор, кафедра) и др.

Научная школа по своей сути являет собой эффективную модель образования как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему.

Научная школа — это организация тесного, постоянного, неформального общения ученых, обмена идеями и обсуждения результатов.

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки.

Научным школам свойственны такие характеристики —инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Для научной школы крайне важно научное самоопределение, самоидентификация члена коллектива, выявление и укрепление его социальной роли в ней, проектирование исследовательской деятельности каждого как частей общего.

Практика создания научных школ позволяет дать обобщенное представление о формах научных школ в следующем виде:

1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей;

2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством лидера (главы школы) избранную или созданную им исследовательскую программу;

3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;

4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук.

 формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);

 исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

 направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:

2. по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;

3. по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;

4. по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;

5. по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;

6. по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;

7. по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;

8. по уровню локации – национальные, локальные, личностные.

Можно констатировать, что когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник школы — известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения — доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами.

В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах.

Научное направление

Научное направление – это совокупность исследований занимающихся определённой тематикой, определённый сектор научной дисциплины, некоторая часть дисциплинарного научного сообщества. Например, в рамках такого сообщества физиков есть часть занимающихся физикой плазмы. Соответствующую совокупность исследований можно определить под названием научное направление. В каждой дисциплине имеются научные направления: история, литература….

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращения познавательной деятельности в специфический род занятий, особой (сперва очень малочисленной) группы людей. Важной формой организации современной науки является научное сообщество.

Научное сообщество - своеобраз­ный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сооб­щество специалистов области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Роль научного сообщества:

1)представители сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области — тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;

2) для представителей НС характерен уни­версализм: ученые в своих исследованиях и в оценке ис­следований своих коллег руководствуются общими крите­риями и правилами обоснованности и доказательности зна­ния;

3) НС выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результа­тов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов (этнос науки). Ученый воспримется как ученый при условии принадлежности к НС, поэтому внутри сообщества высоко ценится коммуникация между учеными, опи­рающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятель­ности;

4)все члены НС придерживаются опреде­ленной парадигмы постановки и ре­шения научных проблем (по Куну: па­радигма управляет группой ученых). Сами ученые чаще говорят не о парадигме, а о теории или теориях.

Каждая научная школа обязательно должна выполнять функции: Исследовательская, Образовательная, Траслирующая (представление полученных результатов, отстаивание в дискуссиях своей оригинальности).

В совершенной науке различают 2 вида научных школ: 1. Классические (возникают на базе университетов и имеют долгую традицию). 2. Современные – возникают на базе НИИ и носят проблемный характер (существуют в то время, когда необходимо решение данной проблемы).

НС противопоставляются эпистемические сообщества, объединяющие представителей паранаук.

Для эффективного решения поставленной задачи члены меж­дисциплинарного коллектива подразделяются на проблемные группы. Если междисциплинарный научный коллектив мог вклю­чать в себя ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, то для научных школ такая ситуация немыслима: ученые объединены общими идеями и убеждениями, это, бесспорно, единомышленники, которые груп­пируются вокруг лидера — генератора идей. Научные школы могут сливаться в научные направления, а сами направления зачастую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на разли­чия, НС, школы и коллективы - определенные системы, обеспечивающие процесс производства нового знания.

Научная школа - один из типов научного сообщества, особая форма кооперации научной деятельности. Развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ. Научная школа - социальный феномен науки, который позволяет рассмотреть когнитивные и социальные характеристики научной деятельности в их единстве и взаимообусловленности. Образует ту динамическую единицу науки, которая обеспечивает преемственность научного знания и создает оптимальные условия для его развития.

Функции научной школы: воспитательная, трансляция системы знаний, поиском нового знания и новых методов решения.

Инвариантные черты НШ, отличие от других видов НС: 1)НШ - особая форма кооперации научного труда; 2)Конституирующей основой НШ является научная идея и исследовательская программа, которую развивают и реализуют все члены данного НС; 3) Создателем школы является крупный ученый, выдвинувший научную идею и сформулировавший основы исследовательской программы для ее разработки, обладающий личным и научным авторитетом для всех участников НШ. В перечне заслуг ученого почетное место отводится созданию собственной НШ; 4)В процессе разработки исследовательской программы и решения научной проблемы происходит одновременное обучение и воспитание ученых, повышение их научной квалификации. При этом исследовательские цели и задачи подготовки научных кадров выступают в НШ как равнозначные; 5)Участников НШ объединяют общие духовные и социальные ценности, проявляющиеся в мотивации научной деятельности, нравственный этос, характеризующий социально-психологический климат и межличностные отношения между учеными и руководителем школы, особый стиль научного мышления, побуждающий к творчеству. Отношения координации, неформальные личные контакты (горизонтальные связи) в научной школе превалируют над отношениями формальной субординации (вертикальными связями); 6)В НШ создаются условия для свободного проявления индивидуальных способностей и творческого роста каждого участника школы; НШ проходит стадии - возникновения, расцвета, кризиса и распада.

Наука и образование.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие принципы при­сутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все со­держание учебно-образовательного процесса. Они опираются на дос­тижения многообразных наук о человеке: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информаци­онные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положе­нии, но и закономерности.

Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образо­вательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано науч­ное и духовное содержание.

Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции. Во-первых, это функция, предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присут­ствуют ценностные ориентации на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только со­вокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содер­жащих заботу о будущих поколениях. Вторая, тесно связанная с пер­вой, экологическая функция направлена на сохранение природы вооб­ще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благо­приятных и гармоничных экологических условий для существования человека. Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической. На вопрос о том, выжи­вет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.

Читайте также: