Совесть против насилия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Совесть против насилия, Стефан Цвейг - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

  • Castellio gegen Calvin oder Ein Gewissen gegen die Gewalt Название в оригинале
  • 1986 Год первого издания книги

Краткое содержание

В книге классика мировой литературы раскрывается идейная сторона Реформации, показана борьба гуманистов XVI в. против религиозного фанатизма. Писатель рисует психологический портрет Жана Кальвина, воссоздает атмосферу деспотизма, религиозной нетерпимости, сложившуюся в кальвинистской Женеве. Написанная в 1936 г., книга выразила позицию автора, его категорическое неприятие фашизма. Яркие страницы книги, страстно осуждающие религиозный фанатизм, принижение человеческой личности, подавление разума и духовной свободы, станут действенным оружием в атеистической пропаганде. Издание снабжено предисловием и примечаниями. Перевод дается в сокращении. Для широкого круга читателей.


Убить не значит убедить! (с) Совесть против насилия.

Цвейг является величиной устоявшейся, и поэтому в лишней рекламе не нуждается : ) Но, несмотря на то, что его наследие действительно считается мировой классикой, я успел познакомиться не со всем творчеством этого замечательного человека, и некоторые из его работ добираю в течении последних нескольких лет. И в этом отзыве я хотел бы поговорить про такое произведение как " совесть против насилия", в котором Стефан рассматривает вопрос насилия и фанатизм, зачастую идущие рядом с друг другом.

Ведь, как известно, самые знаменитые тираны человечества говорили от лица Господа, или знали лучше других как сделать человечество счастливым. И прикладывали максимальные усилия для того, чтобы сделать всех вокруг себя счастливыми. Даже если человек сам не понимает своего счастья, или считает иначе, он должен подчиниться воле очередного пророка Бога, или гения нового поколения, который лучше всех знает как должно быть правильно : )

На основе противостояния отцов протестантизма (я понимаю, что это весьма обобщенный термин, под который подходят несколько десятков похожих, но в тоже время различных течений, но в рамках отзыва считаю это уместным) и католицизма Цвейг показывает всю изнанку фанатизма (и неважно религиозный это фанатизм, или социальный, который выражается в желании сделать всех, например, богатыми и здоровыми) и последствия массы, слепо принимающей любые изменения своего общества, так как это "их не касается".

И то, что вначале кажется невинным или бесперспективным в плане возможного развития, зачастую становится доминирующей идеей как для частной семьи, небольшого города, а то и целой страны, которая будет охвачена "огнем божественных откровений". Что примечательно - власть будет находиться в руках ограниченного количества людей, которые не смогли бы удержаться на своем месте, возникни такое желание у жителей, который вместо выражения своей воли предпочитают "быть как все", и не выделяться на фоне "мировых изменений".

Цвейг блестяще и в своей непередаваемой манере передает противостояние даже не двух людей, а как верно подмечает редактор в начале книги, двух разных идеологий, которые нашли воплощение в этот промежуток времени в лице Кальвина и Кастеллио, выступившего против религиозного фанатизма первого человека, объявившего себя наместником Божьим на Земле, и решившим создать идеальный город мечты любого истинного христианина.

Ничего не имею против современного кальвинизма, который претерпел целый ряд изменений и реформ, но его первоначальные идеи, которые пытался воплотить в реальность сам Кальвин действительно во многом противоречат не только современному гуманизму, но и весьма далеки от понимания христианской любви в целом. Неудивительно, что Цвейг именно с помощью этого периода и этих людей решил поднять такую острую и актуальную на все времена тему тиранов и их противников, которые всегда противостоят друг друг с переменным успехом.

И к сожалению, как нам известно из уроков истории, зачастую побеждает именно насилие над волей человека, а не свобода слова и мысли. Наверное, нам как виду предстоит еще многому научиться перед тем, как мы действительно и окончательно избавимся от многих предрассудков, портящих нам жизнь по целому ряду причин, будь то религиозные, социальные или моральные противоречия между нашими цивилизациями или взглядами на мир. И может быть тогда Бог вновь начнет ходить рядом с нами наяву, а не только в грёзах верующих людей.

Переводчик: Миримов Лев Мордухович



В книге классика мировой литературы раскрывается идейная сторона Реформации, показана борьба гуманистов XVI в. против религиозного фанатизма. Писатель рисует психологический портрет Жана Кальвина, воссоздает атмосферу деспотизма, религиозной нетерпимости, сложившуюся в кальвинистской Женеве. Написанная в 1936 г., книга выразила позицию автора, его категорическое неприятие фашизма. Яркие страницы книги, страстно осуждающие религиозный фанатизм, принижение человеческой личности, подавление разума и духовной свободы, станут действенным оружием в атеистической пропаганде.
Издание снабжено предисловием и примечаниями. Перевод дается в сокращении.
Для широкого круга читателей.


Хочу сразу сделать важный акцент на самой книге - эта история не является исторически достоверной с точки зрения цифр, некоторых фактов, споров или диалогов. Цвейг с помощью этих реальных исторических персонажей и событий, которые на протяжении долгого времени сотрясали Европу, пытается показать противостояние двух идеологий, который я упоминал выше: фанатизм и свобода духа. Я не хочу сказать, что из-за этого роман сразу проигрывает, или что стоит вешать на автора грехи "реформации", которые можно трактовать по-разному.

Часто судьба удовлетворяется, вырвав из множества других совершенно случайное имя, чтобы навсегда вписать его в память потомков.


Скорее я призываю не воспринимать эту книгу как учебник истории, в котором прописаны универсальные истины.

Да, местами Кальвин типичный тиран, к мышлению которого стоит добавить также и религиозный фанатизм и глухую уверенность в то, что он проповедывал на протяжении всей жизни, ни разу не позволил себе отклониться или уйти в сторону от принципов, которые он придумал и воплотить в реальность для своего течения. А его личные взгляды на веру и возможность трактовать Библию Цвейг местами обыграл уже для более удачного "отыгрыша" выбранного им типажа. Поэтому я не буду отрицать суровость одного из основателей протестантизма во взглядах на место человека в нашем мире.

В основе всякого великого терпения лежит одна лишь тайная уверенность.


Но и настолько повернутым психопатом и фанатиком он все-таки не был : ) Но это уже можно оставить на совести как самого Кальвина, так и на совести Стефана, который решил именно так изобразить одного из религиозных лидеров Реформации, которая вместо преображения католической церкви превратилась в инструмент для политических войн и возможности резать неугодных людей ради "Бога", который "призывал к очищению своего дома", Впрочем, ничего нового, не так ли? Можно подумать, что человечество впервые сталкивается с подобной ситуацией.

Ибо тому, кто поднимает голос против власть имущих и власть дарующих, не следует ожидать широкого признания, учитывая неистребимую трусость нашего земного рода.


И как показывает современная история, не в последний раз точно. Увы.

В противовес фанатику Цвейг выносит на свет свободолюбивого философа и вольнодумца, которому в романе досталась роль жертвы системы, не желающей терпеть издевку над человеком. Он представлен как волевая душа, которая не может терпеть физическое или моральное насилие над ближним, и этот человек не боится бросить вызов целой "империи Зла", которую успел возвести за несколько лет "царствования" Кальвин. Симпатии или свои домыслы я оставлю при себе друзья, и только добавлю то, что оба типажа раскрыты блестяще.

Самые доблестные бывают порой и самыми несчастливыми

Повторюсь, что произведение надо воспринимать не в контексте исторической достоверности, а именно как аллегории и образы, которые переданы с помощью двух выдающихся личностей своей эпохи. В таком ключе роман трактуется именно как послание автора к своему и последующим поколениям с призывом не позволять больше идеологии фанатизма и насилия приходить к власти и позволять манипулировать нами за счет обещаний про "светлое будущее", "райские кущи", или другие гипотетические награды в далеком будущем.


Убить человека никогда не означает защитить учение, нет, это означает лишь одно - убить человека.

Ну и мне нравится понимание того, что так называемые гуманисты и борцы за справедливость тоже не всегда белые и идеальные люди.

Если внимательно посмотреть на образы этих двух личностей, то можно заметить любопытный парадокс - они оба фанатики своих идей, но у них разные методы воздействия как на оппонентов, так и на толпу, которая безмолвно наблюдает за их противостоянием, чтобы решить на чью же сторону в итоге стать. Им обоим были присущи как честолюбивые порывы, так и вполне меркантильные идеи и попытки утопить своего соперника в клевете или лжи. Но, опять же, если один делал это изящно, и пользуясь реальными грязными делишками человека, то второй не гнушался придумывать или откровенно лгать.

Истинными героями человечества являются не те, кто возводит свои недолговечные царства на миллионах могил и растоптанных жизней, а как раз те, чья беззащитность не отступает перед насилием.

Ведь ради "светлого и идеального будущего" все меры хороши, не так ли?


Дописывая сейчас отзыв, невольно поймал себя на мысли о том, что все-таки забавная штука эта история. Живя здесь и сейчас, мы не способны воспринимать объективно некоторые события или реформы как внутри нашей страны, так и в остальным частях планеты. А спустя лет 50 наши потомки будут обсуждать наше время как "период каких-нибудь событий" или локальных конфликтов, которые велись как между конкретными влиятельными людьми, так и державами, а то и идеологиями, которые тоже могут отличаться друг от друга.

В действительности, ни одно усилие, предпринятое из благородных побуждений, нельзя назвать тщетным; ни одно нравственное усилие никогда полностью не теряется во вселенной.


"Совесть против насилия" - отличное произведение, которое оставит после прочтения только приятное послевкусие, и желание обсудить эту тему с другими людьми. Это я вам гарантирую : ) Спасибо всем, кто заглянул на огонек. Надеюсь, что мой отзыв был полезен для вас. До новых встреч, и берегите себя!

Стефан Цвейг - Совесть против насилия - Кастеллио против Кальвина

Потомки не смогут постичь, почему нам снова пришлось жить в такой густой тьме, после того как однажды уже настал свет.

Благодаря превосходной организации Кальвину удалось превратить целый народ, все государство, тысячи свободных прежде граждан в жесткий послушный механизм, искоренить всякую самостоятельность, уничтожить свободу мысли ради своего собственного учения. Вся власть в городе и государстве принадлежит ему, все подчинены ему — ведомства и органы, магистрат и консистория, университет и суд, финансы и мораль, священники, школы, палачи, тюрьмы, написанное, сказанное и даже произнесенное шепотом слово. Его учение стало законом, а того, кто осмеливается сказать хоть слово против, сразу же вразумляют тюрьма, изгнание или костер — эти аргументы всякой духовной тирании; все споры блестяще разрешаются благодаря тому, что в Женеве признается только одна истина и Кальвин — пророк ее. Но и далеко за пределы городских стен распространяется зловещая власть этого зловещего человека; города Швейцарского Союза видят в нем важнейшего политического союзника, протестанты всего мира выбирают violentissimus christianus духовным вождем, князья и короли ищут милости главы церкви, который создал в Европе самую мощную, наряду с римской, организацию христианства. Ни одно политическое событие не происходит больше без его ведома, почти ни одно — против его воли: враждовать с проповедником собора св. Петра стало так же опасно, как с императором или папой.

Стефан Цвейг - Совесть против насилия - Кастеллио против Кальвина

Стефан Цвейг - Совесть против насилия - Кастеллио против Кальвина - Содержание

Стефан Цвейг - Совесть против насилия - Кастеллио против Кальвина - Введение

Себастьян Кастеллио — одинокий идеалист, во имя свободы человеческой мысли объявивший войну этой и всякой иной духовной тирании, кто он? Поистине муха против слона — против фантастически полновластного Кальвина! Никто, ничто — nemo — в смысле общественного влияния, да к тому же гол как сокол, нищий ученый, которому едва удается прокормить жену и детей с помощью переводов и частных уроков, изгнанник на чужбине, без права на убежище и гражданство, дважды эмигрировавший: как всегда во времена всеобщей одержимости, гуманный человек оказывается в бессилии и полном одиночестве меж сражающихся зелотов. Годами этот великий и скромный гуманист ведет самое убогое существование, обреченный на преследования, бедность, вечно стесненный, но и вечно свободный, не связанный ни с одним лагерем, не присягнувший никому из фанатиков. И только после убийства Сервета, услышав властный голос своей совести, он прерывает мирные занятия, чтобы во имя попранных прав человека обвинить Кальвина, — и тогда это одиночество перерастает в героизм. Ведь Кастеллио не защищен, не окружен тесно сплоченной и четко организованной свитой, как его более привычный к боям противник Кальвин, и ни одна партия, ни католическая, ни протестантская, не оказывает ему поддержки, никакие влиятельные персоны, императоры или короли, не простирают над ним, как некогда над Лютером и Эразмом, свою заботливую десницу, и даже немногие друзья, которые им восхищаются, даже они лишь тайком решаются внушать ему мужество. Опасно ведь, опасно для жизни открыто стать на сторону человека, который бесстрашно поднимает голос в защиту обездоленных и угнетенных, в то время как во всех странах ослепление эпохи мучает и травит еретиков, словно загнанных животных, и который, опираясь на единичный случай, раз и навсегда лишает всех сильных мира сею права преследовать за мировоззрение кого бы то ни было на этом свете! Ведь опасно поддерживать того, кто отваживается сохранить ясность и человечность взгляда в один из тех ужасных моментов помрачения разума, какие время от времени переживают народы, и кто осмеливается назвать все эти благочестивые погромы, совершающиеся якобы во славу господа, их истинным именем: убийство, убийство и еще раз убийство! Ведь опасно защищать того, кто, движимый глубочайшим чувством человечности, один лишь не может больше молчать и, страдая от бесчеловечности, взывает к небесам, борясь один за всех и один против всех! Ибо тому, кто поднимает голос против власть имущих и власть дарующих, не следует ожидать широкого признания, учитывая неистребимую трусость нашего земного рода. Так и у Себастьяна Кастеллио в решающий час не было за спиной никого, кроме собственной тени, а при себе ничего, кроме единственного неотъемлемого свойства борющегося художника: непоколебимой совести в бесстрашной душе.

Теперь для каждого духовно развитого человека в самой мысли о том, что снова существует идея — эта самая нематериальная сила на земле, — способная творить в нашем старом, трезвом, технизированном мире столь невероятное чудо убеждения, заключалось нечто возвышающее его, и он легко впадал в искушение, восхищаясь этими всемирными обманщиками и прославляя их, поскольку им удается управлять косной материей с помощью духа. Однако именно эти идеалисты и утописты почти всегда сразу же после своей победы роковым образом разоблачают себя как самые гнусные предатели духа. Потому что власть приводит к всевластию, победа к злоупотреблению победой, и все эти конкистадоры, столь сильно воодушевившие многих людей своей собственной иллюзией, что те с радостью готовы жить и даже умереть за нее, вместо того чтобы удовлетвориться этим, соблазняются возможностью превратить большинство в абсолют, а свою догму навязать и неприсоединившимся. Они не сознают того, что безусловная истина, если она навязывается силой, становится прегрешением против духа.

книга Совесть против насилия (Castellio gegen Calvin oder Ein Gewissen gegen die Gewalt) 14.08.15

Произведения С.Цвейга, направленные против религиозного фанатизма в защиту гуманизма, свободы совести, утверждающие ценность пытливого научного познания.

Произведение Совесть против насилия полностью

Читать онлайн Совесть против насилия

Летом 2014 года Юрген Тоденхефер несколько месяцев провел в переговорах по Skype с немецкими исламистами, которые стали членами ИГ, организации, запрещенной в РФ. Выводы, к которым он пришел, шокировали. Главная цель так называемого халифата – построить всемирную теократию, не гнушаясь ради этого массового убийства, даже среди мусульман.

В ноябре 2014 года Юрген Тоденхефер стал единственным западным журналистом, побывавшем в самом сердце ИГ. В течение десяти дней пребывания в Мосуле, имея на руках лишь разрешение на пребывание от местной администрации. Ежеминутно рискуя, журналист взял ряд интервью, легшими в основу книги, ставшей бестселлером по всему миру.
©MrsGonzo для LibreBook

Кенгирское восстание — восстание заключенных Степного лагеря (Степлага) в лагпункте Кенгир под Джезказганом (Казахстан) 16 мая — 26 июня 1954 г. Через год после норильского восстания, весной 1954 года, в 3-м лаготделении Степлага (пос.Джезказган Карагандинской обл.) на 40 дней более 5 тысяч политических заключенных взяли власть в лагере в свои руки. На 40-й день восстание было подавлено применением военной силы, включая танки, при этом, по свидетельствам участников событий, погибли сотни человек.

Замечательная, наиболее полная и очень основательная биография, которая рассказывает о жизни великого ученого, его исследованиях, открытиях, его личной жизни, путешествиях и прочем. Приводятся даже малоизвестные факты, анализируются спорные версии. Но главное - ученый в книге предстает живым человеком со своими проблемами, поисками, ошибками -- и во всем блеске своей гениальности.

EXO — группа с неземным талантом, которая штурмом захватила этот мир. Их запоминающиеся песни, волшебная музыка, клипы и невероятные перфомансы покорили миллионы фанатов. Такие синглы как "Growl", "Call me baby", "Monster", "Ko Ko Bop", "Universe" и "Tempo" взлетели на вершины чартов практически на всей территории планеты Земля. Каждый из студийных альбомов группы был распродан тиражом более одного миллиона копий. Перед вами первая в России история воплощения невероятной идеи музыканта и продюсера SM Entertainment Ли Сумана, стоявшего у истоков K-POP. Он решил создать две одноименные группы, которые будут продвигаться параллельно в Китае и Южной Корее: так на свет появились коллективы ЕХО-К и ЕХО-М. Их описывали так: "Новая группа, которая отныне будет лидировать на мировой музыкальной арене!" Они дебютировали в один день, в одно время, с одной песней, и это стало одним из самых необычных и долгожданных появлений за всю историю К-рор!"

Роман Лорана Бине, получивший Гонкуровскую Премию, рассказывает об этой истории, одной из самых героических и отчаянных во Второй Мировой войне. Книга стала огромным международным бестселлером, переведена более, чем на двадцать языков.

LOUNA - российская рок-группа, дебютное выступление которой состоялось 23 мая 2009 года в московском клубе "Точка", и с этого момента началась их история. Настоящее издание подготовлено к юбилею группы благодаря мощной поддержке поклонников LOUNA и монументальному труду Владимира Ерковича, который проехал с музыкантами гастрольный тур и записал их десятилетнюю историю. "Грязные гастроли" поражает невероятным откровением и честностью ее участников. Они без прикрас делятся своими проблемами, рассказывают о конфликтах и событиях, повлиявших на их судьбы. Книга будет интересна как фанатам группы, так и тем, кому любопытна российская рок-сцена и ее закулисье.

Через пятнадцать лет после самоубийства Курта Кобейна "Nirvana" продолжает оказывать огромное влияние на музыку и культуру в целом. Здесь впервые представлен взгляд изнутри на одну из самых значительных рок-групп нашего времени.

Знаменитый писатель, классик французской литературы Анри Труайя открывает перед читателями панораму "царственного" периода русского балета эпохи правления Александра III.
Пышные гала-представления, закулисные интриги, истории из жизни известнейших танцовщиков конца XIX - начала XX столетия: патриарха русского балета Мариуса Петипа, мятежного и искрометного Дягилева, царицы-босоножки Айседоры Дункан - все это глазами молодой балерины, ученицы Императорской балетной школы в Санкт-Петербурге.

Нансен проследовал по Северному морскому пути от Норвегии к Новосибирским островам по открытой воде, замер в паковых льдах, в ожидании дрейфа, который отнесет его к полюсу. После изнурительного дрейфа в течение восемнадцати месяцев компаньон Нансена Яльмар Йохансен покинул корабль и совершил неудачную попытку достичь полюса на собачьих упряжках. Они установили рекорд своего времени, углубившись дальше всех на север.

Когда отец Хелен Макдональд внезапно умер прямо на лондонской улице, горе буквально опустошило молодую женщину. С детства опытный сокольник – Хелен была очарована ястребами – но никогда ранее не испытывала соблазна приручить одного из них, самого свирепого пернатого хищника. Но в плену своего безбрежного горя, Хелен почувствовала, что лишь дикий и жестокий темперамент этой птицы способен вывести ее из состояния депрессии.

Гертруда Стайн (1874-1946) - выдающаяся писательница, первопроходец литературы модерна - предстает перед русским читателем в своеобразной автобиографии, своего рода взгляде с другой стороны на события, описанные Хемингуэем в романе "Праздник, который всегда с тобой". Писатели и художники, деятели культуры, чьими усилиями было "сформировано выражение лица" XX века, пройдут чередой по страницам этой книги. Этот роман можно читать по-разному - как художественный справочник и путеводитель по авангардным мастерским и подмосткам Парижа, как историческое повествование и, наконец, как психологический стилистический шедевр.

Роман известного современного писателя В.Поволяева рассказывает о жизни и судьбе исследователя, адмирала, одного из организаторов Белого движения в годы Гражданской войны, Александра Васильевича Колчака.

Как часто вы встречаете людей, которые утверждают, что не успевают читать? Предложите им эту повесть объемом всего в 100 страниц. Время, затраченное на ее прочтение, сравнимо с вечерними посиделками за бутылкой пива, причем опьянение от повести будет куда ощутимее. Вы не сможете сосредоточить свои мысли на повседневном, будете бродить в оцепенении, поражаясь мощности текста, написанного три четверти века назад. Как знать, возможно вам предстоит пересмотреть ваши взгляды на любовь и жизнь. Но уж точно, вы не останетесь прежним.
Это небольшой рассказ в рассказе. На французской Ривьере произошел скандал. Тридцатилетняя замужняя женщина, мать двоих детей, сбежала с молодым красавцем, которого едва знала. Общество яростно осуждает несчастную, исключая рассказчика и миссис К. Оценив благородство рассказчика, она решается поведать молодому человеку свою поразительную историю.
© MrsGonzo для LibreBook

Амок – состояние измененного сознания, возникающее у жителей Малайзии, Филиппин и других близлежащих стран. Для этого состояния характерно двигательное возбуждение, чаще всего бег, агрессия ко всему окружающему, немотивированные нападения на людей. В немецкой традиции этот термин обозначает неукротимую, иступленную агрессию, не имеющую видимых причин, порой приводящую к человеческим жертвам.
Врач из Лейпцига уехал работать в маленькую индонезийскую деревушку. Одиночество и отсутствие общества доводит его практически до отчаяния. И вот, на пороге его кабинета появляется белая женщина, англичанка, жена голландского купца. Ее появление действует на врача подобно удару, оно завораживает и внушает всепоглощающую страсть.

Самобытный, сильный и искренний талант австрийского писателя Стефана Цвейга (1881–1942) давно завоевал признание и любовь читательской аудитории. Интерес к его лучшим произведениям с годами не ослабевает, а напротив, неуклонно растет, и это свидетельствует о том, что Цвейгу удалось внести свой, весьма значительный вклад в сложную и богатую художественными открытиями литературу XX века.

Рассказчик плывет на большом океанском пароходе из Нью-Йорка в Буэнос-Айрес, на борту он узнает, что вместе с ним в Буэнос-Айрес отправляется Мирко Чентович – чемпион мира по шахматам.

Читателю нет необходимости даже знать, как ходят фигуры. Ему предлагается окунуться в мир вечной игры - ее историю, психологию, философию. Он ощутит аромат различных эпох.

Длинное любовное письмо настигает известного писателя и бонвивана не его сорок первый день рождения - страстное признание женщины, для которой он был центром вселенной и смыслом бытия.
Для него же эта мимолетная, время от времени случающаяся близость оставалась настолько несущественным эпизодом настолько, что, даже после мучительных попыток, он не может припомнить лица той, которая любила его столь беззаветно.
одна из самых известных, пронзительных, психологически глубоких и достоверных историй любви во всей мировой литературе, облаченных в великолепную форму письма, придающей ей особый шарм и трогательность. Шедевр мировой новеллистики.
© MrsGonzo для LibreBook

Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина

Celui qui tombe obstine en son courage, qui, pour quelque danger de la mort voisine, ne relache aucun point de son assurance, qui regarde encore, en rendant l'ame, son ennemi d'une vue ferme et dedaigneuse, il est battu, non pas de nous, mais de la fortune; il est tue, non pas vaincu: les plus vaillants sont parfois les plus infortunes. Aussi y a-t-il des pertes triomphantes a l'envi des victoires…

Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина скачать fb2, epub бесплатно

Письмо незнакомки

Stefan Zweig. Brief einer Unbekannten. 1922.

Перевод с немецкого Даниила Горфинкеля

Шахматная новелла

Самобытный, сильный и искренний талант австрийского писателя Стефана Цвейга (1881–1942) давно завоевал признание и любовь читательской аудитории. Интерес к его лучшим произведениям с годами не ослабевает, а напротив, неуклонно растет, и это свидетельствует о том, что Цвейгу удалось внести свой, весьма значительный вклад в сложную и богатую художественными открытиями литературу XX века.

Гагарин, Линдберг, Магеллан… что объединяет эти имена? Они были первыми! Гагарин первым облетел нашу планету в космическом корабле, Линдберг первым в одиночку перелетел Атлантический океан на самолете, экспедиция Магеллана первой обогнула Землю по морю.

Фернан Магеллан (1480—1521), выдающийся португальский моряк, воин и первопроходец, доказал на практике то, что до него только робко предполагали: Земля – круглая…

1492 год был судьбоносным для истории Пиренейского полуострова. В январе пал Гранадский эмират: окончилась длившаяся восемь столетий Реконкиста. А третьего августа к берегам далекой Индии – которая окажется Америкой – отправилась первая экспедиция Христофора Колумба.

В этом году придворному пажу португальского короля Жуана II (который восемью годами ранее отверг проект Колумба) Фернандо де Магеллану исполнилось 12 лет. Возможно, именно тогда у него родилась честолюбивая мечта о Великом кругосветном плавании.

Прошло 13 лет. В 1505 году Магеллан отправляется в Индию. Семь лет он воюет на море и на суше, получает за храбрость чин капитана, служит на Яве, Суматре, в Мозамбике, по возвращении в Португалию снова воюет – подавляет восстание в Марокко…

Подав в 1517 году преемнику Жуана II королю Мануэлю I проект достижения Молуккских островов западным путем, Магеллан, как и Колумб, получает отказ. И так же, как Колумб, отправляется в Испанию – чтобы 20 сентября 1519 года на пяти маленьких кораблях с 265 членами экипажа уйти в свое последнее плавание.

Считается, что он отправился за пряностями: другое название Молуккского архипелага – Острова Пряностей. Конечно, так оно и было. Но еще он шел за мечтой.

И все-таки Магеллан сделал это! После своей гибели он доказал, что Земля круглая, что мечта сильнее смерти, что имена королей остаются в сносках на полях истории, пишут которую – первопроходцы.

Читайте также: