Состояние школьного дела в беларуси в первой половине 19 века виленский учебный округ

Обновлено: 07.07.2024

Под влиянием общественно-политического движения в России в 60х гг. 19 в. В Беларуси повысился интерес к методике учебной и воспитательной работы в средних уч. зав. Методические вопросы обсуждались на собраниях педагогических советов гимназий и реал, училищ, большое внимание уделялось усовершенствованию методов преподавания русского языка как ведущего предмета обучения

Реализация реформ 60-х годов совпала в Беларуси с подавлением восстания 1863-64 гг. и массовыми репрессиями, которые охватили систему образования. Были закрыты Горецкий земледельческий институт (первый в России ВУЗ, в котором готовили агрономов и зоотехников, созданное в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской области), 8 средних учебных заведений Виленского округа. В период 1863-1888 гг. в Российской империи практически не было опубликовано ни одного литературного произведения на белорусском языке. Однако это не смогло заставить белорусов отказаться от своего языка.

Большую роль в развитии национального самосознания сыграл Винцснт Дунин-Марцинкевич (1807-1884), основоположник новой белорусской литературы, национальной оперы и драматургии. В своем поместье Лютинка открыл школу для крестьянских детей, которую можно сравнить с Яснополянской школой Льва Толстого.

Ви́ленский уче́бный о́круг — учебно-административное подразделение в Белоруссии, Литве и Украине.

Создан в январе 1803 года. Накануне образования округа, в 1803 году, в главных и малых народных училищах обучалось 767 учеников, в школах монашеских орденов — 5820[1].

Виленский учебный округ объединял учебные заведения Виленской, Витебской, Гродненской, Могилёвской, Минской, Киевской, Волынской и Подольской губерний. Учебный и административный центр округа — Виленский университет, деятельность которого в первой трети XIX века определяла развитие образования в Белоруссии[2].

Регламентировался Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Первым попечителем округа стал князь Адам Чарторыйский.

По уставу 1804 были организованы 4-хклассые уездные училища, одноклассные и 2-хклассные приходские училища.[3] А. Чарторыйский перевёл на польский язык преподавание в учебных заведениях округа, бывших изначально как русскоязычные. Всемерную поддержку ему оказывал ректор Виленского университета И. Стройновский

В 1850 году должность попечителя округа оказалась упраздненной, а обязанности по управлению всеми учебными заведениями были переданы виленскому генерал-губернатору И. Г. Бибикову. Новым попечителем в 1861 году стал князь А. П. Ширинский-Шихматов, направивший обстоятельный доклад Александру II о состоянии дел в округе.

2. Состав учебного округа

В 1803 году на территории Белоруссии 25 средних и неполных средних и около 130 начальных школ. В начале 1820-х годов многих преподавателей-католиков вынудили уйти.

3. Реорганизация учебного округа

Виленский учебный округ в 1824 году был реорганизован. Учебные заведения Витебской и Могилёвской губерний переданы Петербургскому учебному округу. В 1829 году они выделены из него и образовали Белорусский учебный округ с центром в Витебске, в 1831—1832 годах в него вошли все учебные заведения Виленского округа, который перестал существовать.

В 1836 году административный центр учебного округа из Витебска был перенесен в Вильну, но он носил прежнее название Белорусского учебного округа.

Восстановлен Виленский учебный округ в 1850 году; в него включены учебные заведения Виленской, Гродненской, Минской, Ковенской губерний (выделенной из западной части Виленской губернии в 1846 году). Учебные заведения Витебской и Могилёвской губерний, присоединенные к Петербургскому учебному округу, в Виленский учебный округ вновь вошли в 1864 году. Согласно положению об учебных округах (1835), университеты освобождались от руководства учебными заведениями, эту функцию осуществляли попечительские советы во главе с попечителями.

В 1855 году в Виленской, Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской губерниях насчитывалось 19 пятиклассных и 8 трехклассных уездных училищ, 89 приходских училищ МНП и 89 — Министерства государственных имуществ, 7 училищ при церквах иностранных исповеданий, 3 женские школы. Существовали также школы, подведомственные Святейшему Синоду.

Кроме поляков, белорусов и литовцев, учащимися являлись и евреи. К 1882 году в средних учебных заведениях округа занималось 1703 еврея, что в среднем составляло 25 % от общего количества учащихся. В Ковенской гимназии количество евреев достигало 44 %.

4. Учебный округ в начале XX века

К январю 1915 года в Виленском учебном округе 7312 учебных заведений, в том числе начальных училищ и школ 7066, мужских гимназий 31, женских гимназий и прогимназий 42, реальных училищ 11.

1. Ильюшин И. М., Умрейко С. А. Народное образование в БССР. — Мн., 1961

2. История Вильнюсского университета, 1579—1979. — Вильнюс, 1979

4. Русское дело в Северо-западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа, преимущественно в Муравьевскую эпоху. — СПб., 1901

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г., затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом (основание учительской семинарии, создание краткосрочных курсов для подготовки учителей), не принесли ощутимых результатов. Хотя гимназии и уездные училища объявлялись всесословными, однако доступны они были только детям состоятельных родителей. Основное место в новых учебных планах гимназий и уездных училищ занимали польский, латинский, французский и немецкий языки. Около четверти времени отводилось на изучение физико-математических и естественных наук. В исключительно сложном положении оказалась начальная школа, которая содержалась за счет дворянства и духовенства. В силу своей малочисленности она была недоступна большей части населения.

В первой четверти XIX в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения. Их общее число приближалось к 13 (Гомель, Кобрин, Минск, Полоцк, Пружаны, Столбцы, Столин и др.). Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. Здесь давались элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ взаимного обучения свидетельствовало не только о растущей потребности помещичьих хозяйств в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию.

В рассматриваемый период на территории Беларуси действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы. Кроме государственных гимназий работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование.

В соответствии с указом императора Александра I в 1803 г. был открыт Виленский университет, просуществовавший до 1832 года и имевший четыре факультета: моральный, политических наук, медицинский, литературный и вольных наук (искусств). В состав преподавательского корпуса в 1803 г. входили 34 профессора и 12 адъюнкт-профессоров. Позднее при университете были открыты медицинский, ветеринарный, агрономический институты, обсерватория, ботанический сад и другие учебные и научно-вспомогательные объекты. Его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.
Ректорами академии и университета, как правило, работали известные общественные деятели и педагоги того времени, получившие академическое образование в лучших университетах Европы. Достаточно отметить, что в университете в разное время работали известные ученые в области философии, математики, естествознания, истории, права, астрономии, медицины, языковедения и других отраслей науки. Стало традицией проводить конкурсы на лучшие студенческие работы. В последние годы существования университета из 47 профессоров 36 были выходцами из Беларуси и Литвы. Известный поэт, общественный деятель, публицист и просветитель Адам Бернард Мицкевич (1798— 1855), уроженец Новогрудщины, закончил Виленский университет в 1819 году.

В начале XIX века все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ. Виленский округ объединил учебные заведения Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской губерний. Во главе округа стоял князь Адам Чарторийский.

После восстания 1830—1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. Ви- ленский университет был закрыт. После закрытия Вилен- ского университета на базе его медицинского факультета были открыты Виленская медико-хирургическая академия, а на базе морального факультета — Виленская духовная римс- ко-католическая академия, просуществовавшие до 1842 года. При медицинском факультете университета чуть раньше были открыты уникальные учебные подразделения: Институт вакцины (1808) и Институт материнства (1809). Хотя они просуществовали и недолго, однако стали прообразом будущих НИИ в медицине.

В Вильно остается Медико-хирургическая академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владевшие русским языком, отстранялись от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария, существовавшая до 1839 года. Среди других значительных событий в области образования было открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете



История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

Вспомните.

Названия тайных студенческих организаций, созданных в 1817—1823 гг., имена их участников и их взгляды.

Учебная задача.

Определить характер правительственной политики в области образования на территории Беларуси до и после восстания 1830—1831 гг. и сущность белорусоведения.

Изменения в системе образования. Типы школ. Высшие учебные заведения.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа образования, в соответствии с которой школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Центром образования и науки являлся Виленский университет. Преподавание в университете велось на польском языке. Среди студенчества поощрялось изучение истории и местных традиций. Попечителем (главой) учебного округа стал приближенный к российскому императору Александру I князь Адам Чарторыйский. Будучи патриотом Речи Посполи-той, он сделал просвещение действенным средством распространения среди учащихся идей возрождения этого государства.

В 1819 г. в Гомеле — тогдашнем имении графа Н. П. Румянцева — была открыта первая в Российской империи ланкастерская школа взаимного обучения. Эти школы предназначались для дешевого и быстрого получения элементарного образования по системе английских педагогов Дж. Ланкастера и А. Белла. Обучение детей и взрослых в них велось более подготовленными учениками под руководством учителя.

Система образования была сословной. В соответствии с реформой П. Д. Киселева в 1840-х гг. стали открывать начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Однако для всего крестьянства образование еще не предусматривалось. Среднее образование в первой половине XIX в. давали гимназии, созданные в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Жировичах, Свислочи, а также иезуитские коллегиумы. Среди последних уровнем образования выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, которая действовала в 1812—1820 гг.

Высшее образование существовало только для детей дворян. Европейскую научную славу имел Виленский университет (с 1796 по 1803 г. — Главная Виленская школа). При нем действовали хорошо оснащенная обсерватория, один из самых крупных в Европе ботанических садов, первый в России зоологический музей, богатая библиотека. Все это позволяло студентам получать высшее образование на уровне, который не уступал лучшим университетам Западной Европы. В 1832 г.


Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830—1831 гг.

В 1840 г. начала работать Горы-Горецкая земледельческая школа, преобразованная позже в институт — первое в России высшее агрономическое учебное заведение. Здесь развивалась агробиология, проводилась работа по выведению высокопродуктивных пород скота и новых сортов сельскохозяйственных культур. Например, в 1853 г. на выставке в Горы-Горках экспонировалось 28 сортов картофеля и различные продукты из него.

Формирование научных знаний о Беларуси и белорусском народе. В первой половине XIX в. происходило становление белорусоведения — науки, изучающей историю, культуру, традиции, отличительные и общие черты белорусов. Много в этой области сделали образованные представители местной шляхты. Они изучали историю родного края и народную культуру.


Одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора был поэт Ян Чечот.

Он издал 6 фольклорных песенных сборников (**1). В своих стихах и балладах поэт критиковал жестокость крепостников, призывал гуманно относиться к крестьянам.

Большой вклад в становление белорусоведе-ния внесли графы братья Константин и Евстафий Тышкевичи. Они занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. В 1842 г. Константин основал в родном Логойске первый в Беларуси исторический музей. По инициативе Евстафия в 1855 г. был создан Виленский музей древностей. При нем действовала археологическая комиссия, занимавшаяся сбором, исследованием и популяризацией исторического и культурного наследия белорусов. Е. Тышкевич стал почетным членом Петербургской и Стокгольмской академий наук, Лондонского археологического института.


Развитие научных знаний о Беларуси и белорусском народе в первой половине XIX в. свидетельствовало о пробуждении интереса к историческим корням родного края. Деятели культуры понимали роль просвещения и науки для развития края и единения его жителей.

В первой половине ХІХ в. по инициативе директора Пулковской обсерватории В. Я. Струве проводились геодезические измерения, в том числе и в Беларуси, для определения размера и формы Земли. Геодезическая дуга Струве рассматривается как одно из важнейших событий в развитии всемирной астрономии (**2).

Понятия и термины, которые нужно усвоить: ланкастерская школа, бело-русоведение.

**2. Крупномасштабные измерения по линии Дуги Струве, которая проходит от Северного Ледовитого океана до Черного моря, проводились с 1816 по 1855 г. Проведенные измерения позволили определить точный размер и форму Земли. Дуга представляет собой сеть из 265 геодезических пунктов протяженностью 2820 км, проходящих по территории 10 европейских стран, в том числе 31 пункт в Беларуси (в настоящее время найдено 19 сохранившихся пунктов). В 2005 г. Дуга Струве как международная трансграничная номинация включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (на территории Беларуси это 6 объектов).

Вопросы и задания

Фамилия деятеля науки и культуры

Вклад в развитие науки и культуры

5. Какие из достижений белорусоведения и его исследователей вызывают у вас чувство гордости за предков? Свой ответ обоснуйте.

  • РАЗДЕЛ І. Беларусь на исходе феодализма: конец XVIII — середина ХІХ вв.

История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Морозова, В. А. Сосно, С. В. Панов; под ред. В. А. Сосно; пер. с белорус. яз. Т. Н. Шахмуть. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 199 с.: ил.

Григорий Иванович Карташевский ( 1777 — 1840) педагог и чиновник. С 1829 попечитель Белорусского учебного округа. В 1834 году по его инициативе создана Витебская учительская семинария — первое специальное учебное заведение на территории Белоруссии, готовившее учителей для приходских училищ.


Политика российского правительства в области образования (просвещения) в Витебской и Могилевской губерниях во второй четверти XIX в. до настоящего времени мало изучена. Одной из наименее известных страниц отечественной историографии по это теме является русификация системы образования в двух белорусских губерниях, хотя эта проблема и входила в предмет исследования А.Ф. Самусика [1]. Но автор не в полной мере смог оценить значение деятельности администрации Белорусского учебного округа в достижении поставленной российским правительством цели - унифицировать систему образования этих губерний с общероссийской и, таким образом, “сблизить тамошних жителей с природными россиянами”. Данная статья устраняет этот пробел в историографии проблемы функционирования системы образования на белорусских землях в обозначенный период.

Со времени первого раздела Речи Посполитой, когда восточнобелорусские земли вошли в состав Российской империи, и до начала 30-х гг. XIX в. образовательная политика российского правительства в отношении населения этих земель менялась трижды, что было обусловлено изменениями статуса этих земель.

Во времена Екатерины II за восточнобелорусскими землями был закреплен статус “возвращенных от Польши”, т.е. они считались исконно русскими (старо-русскими) землями, население которых в течение двух веков подвергалось полонизации. Соответственно определенному статусу этих территорий строилась и образовательная политика в отношении местного населения, которая заключалась во введении на этих землях элементов российской системы народного образования (просвещения).

В периоды правления Павла I и, особенно, Александра I Витебская и Могилевская губернии рассматривались как “присоединенные от Польши” наряду с другими территориями, вошедшими в состав Российской империи в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой. Изменение статуса двух белорусских губерний повлекло за собой кардинальные изменения в образовательной политике. Эти губернии, как и иные “присоединенные от Польши” территории, в 1803 г. были объединены в Виленский учебный округ, администрация которого, используя либеральные взгляды Александра I, вплоть до 1824 г проводила последовательную полонизацию населения этих территорий.

В 1824 г. (после раскрытия деятельности тайных обществ и обнаружения истинных целей образовательной политики попечителя Виленского учебного округа А. Чарторыйского) вопрос о статусе Витебской и Могилевской губерний и целесообразности их пребывания в составе Виленского учебного округа актуализировал князь Н.Н. Хованский, генерал-губернатор Витебский, Могилевский, Смоленский и Калужский, который считал эти губернии исконно русскими и поэтому неправомерно подвергающимися полонизации [2, с. 194-197]. Александр I, отказавшийся к тому времени от идеи восстановления независимого польского государства, принял во внимание озабоченность князя Н.Н. Хованского и перевел Витебскую и Могилевскую губернии из польскоориентированно-го Виленского учебного округа в Санкт-Петербургский учебный округ [3, с. 1788]. Целью изменения административной подчиненности учебных заведений двух белорусских губерний была русификация системы образования, что со временем должно было сблизить во всех отношениях местное население с русским народом. Следует отметить, что с этого времени Витебской и Могилевской губерниям снова был придан статус “возвращенных от Польши”.

В 1827 - 1828 гг. дискутировалось два варианта административной подчиненности учебных заведений Витебской и Могилевской губерний.

Первый вариант - вернуть две белорусские губернии в состав Виленского учебного округа. Этот вариант был предложен новым попечителем Виленского учебного округа графом Н.Н. Новосильцевым, который в 1825 г. провел реформу системы образования в округе. Целью этой реформы было создание такой системы образования, которая исключала бы возможность антиправительственных настроений среди учащихся, но позволяла им сохранять свою польскую национально-культурную идентификацию [5, л. 60]. Н.Н. Новосильцева поддерживал ректор Виленского университета В. Пеликан, который считал, что “юношество белорусских губерний по происхождению своему, нравам, обычаю и языку гораздо ближе к здешнему, нежели к коренному российскому, посему и воспитание онаго должно быть устроено тем же порядком, что и здешнего”. Он подчеркивал: “Не должно полагать, что белорусские жители гораздо менее сохранили духа польского национализма”, и называл белорусские земли “приобретенными от Польши провинциями” [5, л. 39 об.].

Второй вариант - оставить две белорусские губернии в составе Санкт-Петербургского учебного округа, предоставив им определенную автономию и назначив для них особого попечителя, который проводил бы в них политику последовательной русификации системы образования. Этот вариант был предложен О.И. Сенковским, которому Совет Санкт-Петербургского университета поручил разработать проект устройства системы просвещения в Витебской и Могилевской губерниях. Генерал-губернатор Н.Н. Хованский нашел проект О.И. Сенковского “совершенно удовлетворяющим главной цели предполагаемого преобразования и основанным на точном соображении положения края и потребностей жителей” [4, л. 9], хотя сам О.И. Сенковский склонялся больше к первому варианту, так как считал, что существовавшее на тот момент распределение губерний по учебным округам не соответствовало их географическому положению и местным обстоятельствам.

Первый вариант был отклонен императором Николаем I как не соответствовавший статусу двух белорусских губерний и цели образовательной политики в них [5, л. 59]. Второй вариант вызвал сомнения у Совета Санкт-Петербургского университета как не обеспечивавший эффективного управления системой образования в Витебской и Могилевской губерниях (из-за их удаленности от университета) и, вследствие этого, также не гарантировавший достижение поставленной правительством цели - “теснейшего соединения жителей Белоруссии с господствующим народом” [6, л. 122 об.].

Решением вопроса об устройстве системы образования в Витебской и Могилевской губерниях занялся Комитет устройства учебных заведений при Министерстве народного просвещения, который предложил третий вариант решения проблемы: изъять учебные заведения Витебской и Могилевской губерний из ведения Санкт-Петербургского учебного округа и назначить для управления ими особого попечителя, непосредственно зависящего от министра народного просвещения [6, л. 308]. Это вариант и был закреплен в указе от 17 января 1829 г. “О дополнительных правилах к устройству Белорусских учебных заведений”, согласно которому из Витебской и Могилевской губерний был фактически учрежден отдельный учебный округ - Белорусский [7, с. 271-272]. Такое решение было принято ввиду того, что правительство не желало признавать их польскими губерниями (“присоединенными от Польши”), и в тоже время осознавало, что они были не вполне идентичны русским, поэтому было бы концептуально неправильно оставлять их в составе Санкт-Петербургского учебного округа и вводить в них русскую систему образования.

Таким образом, целью создания Белорусского учебного округа была деполонизация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях и ее сближение с общероссийской образовательной системой. Для достижения этой цели Комитет устройства учебных заведений поставил перед попечителем, которым был назначен Г.И. Карташевский, следующие задачи: 1) реорганизовать с учетом местных обстоятельств систему образования в Витебской и Могилевской губерниях в соответствии с новым Уставом учебных заведений, утвержденным 8 декабря 1828 г. для четырех русских учебных округов; 2) обеспечить учебные заведения “русскими” учителями (учителями из внутренних российских губерний); 3) ввести преподавание предметов на русском языке, оставив возможность изучения польского языка; 4) заменить постепенно учебные заведения, действовавшие при католических и униатских монастырях, учебными заведениями, содержавшимися от правительства [6, л. 332 об.].

Приняв во внимание местные особенности, на которые указывал О.И. Сен-ковский, и в первую очередь отличие процентного соотношения сословий белорусских губерний от русских (значительный процент несостоятельного дворянства в белорусских губерниях), Г.И. Карташевский расширил применительно к Белорусскому учебному округу предложенную в Уставе 1828 г. типологию учебных заведений. Помимо 1-классных приходских училищ для людей “из самых низших состояний”, 3-классных уездных училищ для мещан и 7-классных гимназий для детей дворян и чиновников Г.И. Карташевский ввел в Белорусском учебном округе 4-классные уездные училища как отделения гимназии для детей несостоятельных дворян, которые не имели финансовых возможностей обеспечить обучение своих детей в гимназии в течение 7 лет. Таким образом, согласно плану Г.И. Карташевского, в Белорусском учебном округе в начале 1830-х гг. были преобразованы или вновь учреждены: 3 гимназии - в Витебске, Могилеве и Динабурге, 8 уездных училищ для дворян - в Полоцке, Лепеле, Невеле, Орше, Мстиславле, Рогачеве, Гомеле и Креславле, 4 уездных училища для мещан - в Могилеве, Велиже, Костюковичах и Черикове (городах и местечках наиболее массового проживания мещан христианских вероисповеданий). Приходские училища, как предписывал то Устав 1828 г., учреждались повсеместно, где представлялась для этого возможность. Такой план учреждения и размещения учебных заведений в Белорусском учебном округе, хотя и не в полном объеме, соответствовал требованиям Устава 1828 г., но вполне решал проблему получения местным населением начального и среднего образования [8, л. 120].

Вопрос о получении юношеством белорусских губерний высшего образования Г.И. Карташевский предполагал решить путем учреждения лицея - высшего учебного заведения, альтернативного польскоориентированному Виленскому университету [9, л. 18]. Открытие лицея позволило бы решить и ряд других проблем, одной из которых был дефицит учителей, но планам по учреждению лицея, к сожалению, не суждено было сбыться.

Пока же проблему обеспечения учреждаемых учебных заведений русскими учителями Г.И. Карташевский предполагал решить следующим образом: предоставить учителям уездных училищ для дворян права и преимущества младших учителей гимназий - 10-классный чин и жалование в 1200 рублей в год (устав 1828 г. устанавливал для учителей уездных училищ 12-классный чин и жалование в размере 700 рублей в год). Только так, по мнению попечителя, можно было привлечь преподавательские кадры из русских губерний в учреждаемые в Белорусском учебном округе учебные заведения и заполнить открывавшиеся в них 46 вакансий (55% от общего числа учителей) [9, л. 8].

С 1830/1831 учебного года во всех преобразованных и вновь учрежденных учебных заведениях Белорусского учебного округа преподавание велось на русском языке, при этом сохранялась возможность изучения польского языка [8, л. 69, 72]. Учебные планы и программы белорусских учебных заведений были практически полностью идентичны тем, которые действовали в русских учебных заведениях, за исключением наличия в них Закона Божия согласно католическому вероучению и польского языка, на изучение которого выделялись часы за счет сокращения объема преподавания других предметов (латинского и греческого языков, чистописания, рисования и черчения) (см. таблицы 1 и 2).

Сравнение учебных планов уездных училищ по Уставу 1828 г. и Белорусского учебного округа 1830 г.

Учебный план 3-классного училища по Уставу 1828 г. [6, с. 8 (прил.)]

Учебный план 3-классного училища Белорусского учебного округа 1830 г. [7, л. 531

Читайте также: